Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психоречевого развития в условиях ППМС-Центра»»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ППМС-ЦЕНТРА
За последние годы наблюдается существенный рост детей с нарушениями умственного, психического, речевого развития.
Формирование у детей необходимых универсальных учебных действий (УУД) возможно благодаря показу образцов действий, который и осуществляет специалист в работе. Ребенок обучается таким же действиям в непосредственном сотрудничестве со специалистом и при его помощи. «То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно», - говорил Л. С. Выготский. Одним из наиболее важных и актуальных направлений в работе с детьми ЗПРР является коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Представленная программа ставит целью раскрыть методы и приемы коррекционно-развивающей работы направленной на активизацию познавательной и речевой деятельности детей, развитие высших психических функций и самоконтроля, актуализацию лексического запаса и синтаксических средств языка, формирование навыка грамматически правильного оформления речи, устранение недостатков устной речи, развитие фонематического слуха.
Представленная программа ставит целью раскрыть методы и приемы коррекционно-развивающей работы направленной на активизацию познавательной и речевой деятельности детей, развитие высших психических функций и самоконтроля, актуализацию лексического запаса и синтаксических средств языка, формирование навыка грамматически правильного оформления речи, устранение недостатков устной речи, развитие фонематического слуха.
Программа рассчитана на 2 учебных года:
1 год обучения – дошкольники 6-го года жизни;
2 год обучения – дошкольники 7-го года жизни.
В зависимости от особенностей нарушения у детей проводятся занятия: подгруппами (3-6 чел.) продолжительностью 20-30 мин., индивидуально-ориентированные занятия продолжительностью 10-15 мин., в зависимости от психофизического развития. Количество занятий в учебном году варьируется от 55 до 60.
В Центре создана материально-техническая база для эффективного проведения занятий с детьми с ОВЗ, которая включает в себя: дидактические, наглядные и раздаточные пособия, направленные на формирование познавательной деятельности, развитие речи, становление мотивационной и коммуникативной компетенции.
При составлении программы специалисты Центра опирались на исследования А.В. Семенович, Л.А. Венгер, И.Ю. Левченко, С.В. Коноваленко, Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Г.А. Каше, Т.А Матросовой, В.В. Ткачевой, М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосовец, Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульянковой, С.Н. Шаховской.
Задачи, решаемые на занятиях, позволяют активизировать познавательную деятельность; развивать интеллектуальную, эмоционально-волевую, речевую и личностную сферу; развивать произвольность поведения; развивать коммуникативные навыки; формировать правильное звукопроизношение; работать над фонетической и грамматической сторонами речи; активизировать и обогащать словарь детей; обучать навыкам составления предложений разных конструкций, развивать связную речь.
Апробация программы проходила на базе муниципального образовательного учреждения для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Московской области г. Воскресенск с 2011 года и реализуется в настоящее время. Программа получила положительные отзывы родителей, узких специалистов, педагогов. В рамках реализации программы работа с родителями ориентируется на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению универсальных учебных действий, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, бесед, подробных консультаций и рекомендаций.
Представленная программа формирует у детей с ОВЗ позитивное отношение к занятиям и способствует формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности. Данная программа «Сопровождение детей 6-7 года жизни с задержкой психоречевого развития «Бегемотики» является комплексной, так как коррекционно-развивающая работа предполагает взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда. Программа может быть реализована в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида в качестве сопровождения индивидуально-образовательного маршрута детей с ОВЗ.
Ожидаемый результат представленной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям и сформированная осознанная саморегуляция познавательной деятельности.
Программа имеет отсроченный во времени результат, который определяется успешностью обучения ребенка в первом классе общеобразовательной школы.
Для отслеживания эффективности работы коррекционно-развивающей программы проводятся срезы в начале учебного года и в конце. Анализируется динамика развития каждого ребенка и группа в целом.
В свою очередь важно отметить также, что и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи), мы все же параллельно работают над развитием личности ребенка в целом. Изучив и проанализировав диагностические карты своих детей мы вместе с педагогом - психологом, пришли к выводу, что для успешной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения детей по коррекции речевых нарушений будут наиболее эффективны групповые интегрированные занятия психолога и логопеда. Известно, что эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами. В связи с этим же, мы свои интегрированные занятия планировали, опираясь на лексические темы.
Список литературы
Левченко И.Ю. Психолого – педагогическая диагностика М., 2004.
Мамайчук И.И. Психическое развитие аномального ребенка. СПб, 1995.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М., 1993.