Психолого-педагогическое сопровождение в определении и становлении успешности ученика
Психолого-педагогическое сопровождение в определении и становлении успешности ученика
Сопровождение – значит, следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение возникло и окрепло как движение практиков.
Конкретный ребёнок в конкретной социально-педагогической ситуации – вот предмет деятельности сопровождающего психолога, а не ребёнок вообще, соблюдающими теми или иными возрастными особенностями.
Создать среду, в которой ребёнок смог бы раскрыть для себя свой внутренний мир и научился им сам управлять – вот наша профессиональная задача.
В работе рассматриваются задачи сопровождения и приводятся конкретные методы, которые использует психолог в своей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение в определении и становлении успешности ученика »
Психолого-педагогическое сопровождение
в определении и становлении успешности ученика.
Сопровождение – значит, следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение возникло и окрепло как движение практиков. Сколько авторов, столько конкретных понятий, столько толкований термина. Отсюда – «сопровождение естественного развития», «сопровождение отношений», «психолого-педагогическое сопровождение ребёнка».
Конкретный ребёнок в конкретной социально-педагогической ситуации – вот предмет деятельности сопровождающего психолога, а не ребёнок вообще, соблюдающими теми или иными возрастными особенностями.
Термин «сопровождать» сегодня широко известен и весьма популярен. Но что? чего? как? зачем сопровождать?
В своей статье М.Битянова подчёркивает цель деятельности школьного психолога как создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребёнка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации (образовательной среде). Из этого определения вытекают несколько положений. Во-первых, деятельность психолога в школе ориентирована не на формирование, коррекцию или развитие чего-либо конкретного в психическом статусе ученика, а на создание условий, организацию некоторой среды, в которой данные процессы могут протекать успешно. Л.С.Выготский говорил о социальной ситуации развития и о воздействии психолога на эту ситуацию с целью изменения психического состояния ребёнка.
Создать среду, в которой ребёнок смог бы раскрыть для себя свой внутренний мир и научился им сам управлять – вот наша профессиональная задача.
Во-вторых, огромное значение имеют образовательные технологии, применяемые в данной школе, общие воспитательные принципы педагогического коллектива. Условия, которые создаёт психолог, вторичны по отношению к условиям данной образовательной среды. В противном случае мы либо себя загоняем в ситуацию противоречия, либо ребёнка подталкиваем к вынужденному выбору, к которому он может быть не готов. В- третьих, самое важное, цель – полноценное развитие. С каким развитием имеет дело школьный психолог? Он имеет дело с процессом психического развития, который рождается на пересечении логики внутреннего психического развития (ведущая деятельность, новообразования, сенситивные периоды и т.д.) и особенностей построения образовательной среды, в которую данный школьник погружён.
Итак, предметом сопровождающей деятельности школьного психолога является психологическое развитие как результат пересечения двух логик – психической и социально-педагогической. И нужно знать их обе для того, чтобы обеспечивать полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни. А полноценное развитие складывается:
1.Из достижения, реализации тех возможностей, которые данному ребёнку открывает данный этап возрастного развития;
2.Из реализации тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Эти две логики должны согласовываться, дополнять друг друга.
Статус школьника определённого возраста складывается из описания тех возможностей, особенностей черт психической деятельности, поведения, общения и самочувствия, которые являются гарантом его дальнейшего поступательного развития и успешного образования.
Следующий важный момент – задачи, их три:
1.Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка на различных этапах обучения. В случае несоответствия, должна быть изучена причина и принято решение о путях коррекции ситуации: снижении требований для данного ребёнка (подстройка под индивидуальные возможности), развитии его возможностей вплоть до требований среды, и др. данная задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики.
2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для дальнейшего полноценного развития каждого ребёнка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.
3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детым, испытывающим трудности в психологическом развитии. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультативной, методической и социально-диспетчерской работы.
Деятельность школьного психолога носит не исследовательский характер, а практический, его отношения с ребёнком строятся не на субъект – объект, а на субъект – субъектной основе.
Содержание сопровождающей деятельности
Итак, главная цель сопровождения – создать таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребёнок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Школьный психолог способствует созданию таких условий, которые не то чтобы непосредственно ведут к успешному обучению каждого ребёнка, а помогают ему занять в отношении учёбы, других людей и самого себя определённую ценностную позицию.
Ориентация на формирование позиции в отношении своей жизнедеятельности, в отличие от формирования конкретных психологических структур и процессов, предполагает иную технологическую базу, иные основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим школьником. Общий смысл таких технологий – передача в руки самому ребёнку ключа от механизмов его активности, его деятельности и общения. Направления, которые сейчас нами осваиваются: 1.психологическое обучение. По форме это могут быть уроки, факультативы, тренинговые программы, развивающие игры. По содержанию они направлены на познание школьником себя, своих особенностей, проявляющихся в деятельности и общении, на приобретение навыков самоанализа, самопринятия и самоизменения. 2. игровые технологии. Игры, которые позволяют школьникам проживать некоторые ситуации, соотносимые с их реальной жизнью, реализовывать свою потребность в самостоятельном принятии решения и реально видеть его последствия. Деловые игры. Такие игры направлены на проектирование будущей деятельности. Цель таких игр – помочь школьникам «присвоить» ситуацию, сделать её своей, личностно значимой и научиться строить алгоритмы реализации присвоенной цели. 3.Иные подходы к построению методической работы, осуществляемой совместно педагогами и психологом. Её суть – передача школьникам приёмов, позволяющих им успешно учиться: организовать процесс усвоения знаний, их обобщения и рационального сохранения в памяти. 4.Школьная психодиагностика. Проблема – в её содержании, направленности. Нужна диагностика, позволяющая выявлять особенности психической активности человека в деятельности, общении, мотивацию, отношение к себе и миру, ценностно-смысловые позиции. Такие методики должны быть компактны, простыв обработке и проведении. Идеально подходят такие различные варианты структурированного наблюдения детей и подростков в реальной деятельности и специально созданных ситуациях, экспертные методы, методы самоанализа.
Таким образом, нужна продуманная, систематическая целенаправленная деятельность психолого-педагогического сопровождения.
Мною разработана программа уроков психологии, с учётом возрастных особенностей детей.
«Уроки психологии как в помощь в развитии личности ребёнка»
Цель:
Оказание психологической поддержки и помощи в саморазвитии ребёнка через тренинговые занятия, игры, упражнения на уроках психологии.
1 –4 классы– « Хочу быть успешным»
Цель: Формирование психологического здоровья младших школьников, т.е. формирование предпосылок стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации
Форма занятий: игры-занятия
5 класс – «Алые паруса»
Цель: Способствовать осознанию сущности своего «Я», ситуации сотрудничества, развитие коммуникативных способностей, формирование коллектива.
Форма занятий: адаптационные занятия (тренинговые занятия, психологические игры, упражнения)
6-7 классы – «Навстречу»
Цель: Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Форма занятий: тренинговые занятия
8-9 классы – «Выбор профессии»
Цель: Изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда, образовательных услуг.
Форма занятий: беседы, психологические игры, упражнения.
10-11 классы – «Уверенность»
Цель: Создание благоприятного социального психологического климата, формирование установки на активную творческую работу.