Психолого-педагогическое сопровождение при реализации общеобразовательной программы
Психолого-педагогическое сопровождение при реализации общеобразовательной программы
Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение при реализации общеобразовательной программы»
Программа психолого-педагогического сопровождения при реализации образовательной программы основного общего образования в МБОУ «Карлинская средняя школа.
Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый, включать: учебное сотрудничество, совместную деятельность, разновозрастное сотрудничество, дискуссию, тренинги, групповую игру, освоение культуры аргументации, рефлексию, педагогическое общение, а также информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования выделяют следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения.
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.
1.Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
3.Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении
4.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5.Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 6.Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7.Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Формы работы психологического сопровождения
Решение задач психолого-педагогического сопровождения включает в себя работу не только с обучающимися, но и педагогами, и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимися
Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры).
Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
Сопровождение учащихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
Работа с педагогами школы.
Основные задачи работы с педагогами:
активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя
преодоление психологических барьеров деятельности учителя
активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы .
Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями учителя (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение учителя и показать, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.
Важной целью является разработка системы психологической поддержки эмоционального здоровья педагогов и развитие творческого потенциала, направленного на адаптацию педагогов к ФГОС второго поколения. Разработан блок работы с педагогами «Эмоциональное здоровье педагога». Даная работа представлена в виде занятий с методами активного социально-психологического обучения.
Программа рассчитана на три встречи по 1–2 часа, которые логически связаны между собой. Первая встреча имеет ознакомительный характер, форма занятия семинар-практикум «Что такое эмоционально здоровье и как его сохранить». Вторая встреча – тренинг «Как снять напряжение после занятий». Третья встреча проходит в форме «Психологической гостиной» и направлена на формирование осмысления профессиональной деятельности и развитие творческого профессионального потенциала.
Данная работа позволяет педагогам не только сохранить свое эмоциональное здоровье, но и повысить уровень психологических знаний и компетентность, а также овладеть навыками саморегуляци и релаксации, выстроить приоритетные ценности, создать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе, плавно пройти адаптацию в период реализации стандартов нового поколения. Консультирование педагогов и администрации по вопросам формирования и развития УУД, совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Работа с родителями.
Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.
Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию учащихся 1 класса и подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения
В МБОУ «Карлинская средняя школа» на протяжении многих лет психологическая работа строится по модели психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. С внедрением ФГОС возникла потребность в совершенствовании этой модели.
сохранение и укрепление психологического здоровья;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни;
выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Непременным условием реализации требований ФГОС НОО является создание в образовательной организации психологопедагогических условий, обеспечивающих:
обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Модель психолого-педагогического сопровождения
ФГОС ООО в начальном звене
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу.
В рамках этого этапа проводится:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение стартовых возможностей ребенка. Диагностика позволяет судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников. Психологическое просвещение родителей в связи с внедрением ФГОС. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в обучении.
3. Групповая консультация педагогов первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового стандарта в 1 классе.
II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа проводится:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Во время динамических часов учащиеся совета старшеклассников проводят различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил.
6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
III этап – диагностика сформированности универсальных учебных действий.
Безусловно реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает обязательную диагностику психологических особенностей каждого обучающегося. Только при таком условии возможно целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося и реализация требований ФГОС начального общего образования и проектируемых последующих ступеней. Для диагностики используется единый психодиагностический инструментарий для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста предложенный авторской программе педагогов-психологов г. Ульяновска «Программа изучения сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов».
Результаты обследования позволяют учителю и педагогу – психологу осознать и скорректировать возможные проблемы ребенка в учебном процессе, разработать рекомендации по ведению занятий с детьми с различными стилями обучаемости , что позволяет обеспечить каждому ребенку полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями.
IV этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении по результатам диагностики. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.6Ди
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Диагностика сформированности универсальных учебных действий на конец года (динамика развития УУД)
4. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом.
5.Консультирование администрации по вопросам психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной систем, снять негативные факторы, мешающие внедрению инноваций в образовательный процесс.
Модель психолого-педагогического сопровождения
ФГОС ООО в среднем звене
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданиюусловий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Консилиум
Диагностический
минимум по адаптации
Углубленная
диагностика
Коррекционно-развивающая работа по адаптации
Этапы сопровождения
1. Психолого-педагогическая диагностиканаправлена на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями пятиклассников направлена на ознакомление взрослых с особенностями возрастного периода и основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Групповые и индивидуальные консультаций с педагогами и родителями способствуют выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС, что позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работапроводится педагогами по результатам консилиума как с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода, так и с детьми группы риска. Разрабатывается и реализуется индивидуальные и групповые программы реабилитации. В ходе сопровождения обучающиеся настраиваются на предъявляемую школой систему ФГОС ООО, обучаются снятию психического напряжения, формированию коммуникативные навыков, необходимых для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6-8 классов
Работа по сопровождению 6 - 8-х классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе
Итоговый
консилиум
Углубленная
диагностика УУД совместно с педагогами
Коррекционно -развивающая работа по формированию УУД
Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности
УУД учащихся 9-х классов
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута
Проведение профильных элективных курсов
Диагностика сформированности УУД, соответствующих требованиям ФГОС ООО
Консилиум по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута
Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
Проведение профильных элективных курсов;
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута