Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов в условиях модернизации ФГОС СПО
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов в условиях модернизации ФГОС СПО
Происходящие изменения в системе среднего профессионального образования, связанны с обновлением стратегий достижения его иного качества. Предметом изменений становятся:
новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанные на компетенциях;
требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
система оценки качества образования.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи студенту в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.
Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов в условиях модернизации ФГОС СПО »
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов в условиях модернизации ФГОС СПО
Смеловская Ольга Владимировна,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
КГА ПОУ «Спасский педагогический колледж»
Происходящие изменения в системе среднего профессионального образования, связанны с обновлением стратегий достижения его иного качества. Предметом изменений становятся:
новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанные на компетенциях;
требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
система оценки качества образования.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи студенту в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.
Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации взаимодействия.
Главная цель сопровождения связана с перспективным направлением деятельности студента, ориентированной на максимальное содействие его личностному и профессиональному развитию. Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная систематическая деятельность преподавателя колледжа, в рамках которой могут быть выделены три обязательных, взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса студента и динамики его личностного развития в процессе обучения.
2. Создание психолого-педагогических и социальных условий для развития личности студентов, их успешного обучения и профессионального развития.
3. Создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в обучении. Данное направление деятельности ориентировано на студентов, у которых выявлены определенные пробелы в подготовке, а также в усвоении учебного материала, в социально принятых нормах поведения, в общении с преподавателями и товарищами по группе, в повышенном уровне тревожности. Для оказания психолого-педагогической помощи таким студентам продумана система мероприятий, позволяющих им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.
В соответствии с этими основными компонентами наша модель наполняется конкретными формами и содержанием работы.
Содержательные направления идеи сопровождения
Определение понятия социально-психологического статуса студента, дает возможность получить ответ на вопрос, что именно нужно знать о студенте для организации условий его успешного обучения и развития. С первых же дней пребывания в колледже первокурсники сталкиваются с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. Неизбежно возникает перестройка школьного стереотипа учебной деятельности, идет активный процесс приспособления первокурсников к условиям образовательной среды колледжа.
Сотрудниками психологической службы и администрацией колледжа были определены основные положения психологического сопровождения студентов и педагогов:
выявление студентов, требующих особого внимания и контроля;
составление рекомендаций педагогам и кураторам групп;
проведение педсоветов по адаптации студентов.
Основными методами работы со студентами «группы риска» являются диагностика и беседа. Психодиагностические методики выбираются в зависимости от причины попадания студента в «группу риска»:
низкая успеваемость (измерение уровня интеллекта и познавательных процессов), низкая посещаемость (определение ценностных ориентаций и мотивации);
девиантное поведение (определение акцентуаций характера);
семейные, личностные проблемы.
Приоритетными в работе являются тренинги, диагностическое и консультативное направления. Результаты диагностики ложатся в основу системы консультативной и тренинговой работы.
Проводилось исследование «Что значит для Вас «быть здоровым»?
Анкета содержала утверждения, наиболее популярные среди населения. По результатам анкетирования были определены 6 самых важных позиций, означающих «быть здоровым» для будущих педагогов
1. Быть вместе с семьей и друзьями – 34,4%
2. Быть в ладу с самим собой – 14,5%
3. Большее время чувствовать себя счастливым – 11,6%
4. Иметь в хорошем состоянии все части моего тела – 12%
5. Регулярно заниматься физическими упражнениями – 8,9%
6. Получать удовольствие от работы без слишком больших стрессов – 10,8%
Большое внимание уделяется профилактике наркомании, курения.
В этом направлении проводятся: анкетирование, классные часы, просмотры и обсуждение фильмов, тренинги, акции.
Разработана программа "Социально-психологическая адаптация первокурсников", которая включает:
проведение семинаров для педагогических работников по вопросам адаптации;
разработку памяток для преподавателей и первокурсников;
диагностику личностных качеств, уровня адаптированности студентов;
проведение недели первокурсника.
С целью профилактики и пропаганды здорового образа жизни реализуется программа «Сохранение и укрепление психофизического здоровья – залог успешности и конкурентоспособности выпускника».
В рамках программы проводится исследование эмоциональных состояний студентов, уровня тревожности, агрессивности, стрессоустойчивости, соблюдения рекомендаций здорового образа жизни. Со студентами проводятся тренинги, классные часы («Мы вместе», «Воспитание лидера», «Я и моя жизнь», «Самопрезентация», «Ты не один», «Жизнь без конфликтов», «Толерантность», «Умей сказать нет»), агитация здорового образа жизни, дни отказа от курения, агитация в спортивные кружки и секции, освещение спортивных достижений студентов колледжа.
Организационные направления идеи сопровождения
Работа по повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса осуществляется посредством проведения для преподавателей обучающих семинаров, консультаций, тренингов и др. по актуальным вопросам внедрения ФГОС СПО.
Наиболее актуальной проблемой социально-психологического сопровождения на этом этапе является выявление уровня мотивационной деятельности студентов и преподавателей. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении преподавателем мер педагогического воздействия.
С целью выявления уровня мотивационной деятельности и для создания условий, способствующих ее повышению, проводятся мониторинги среди студентов и преподавателей колледжа, которые позволяют определить уровень мотивации деятельности студентов, оценить деятельность преподавателей и наметить управленческие решения по повышению положительной мотивации.
Таким образом, роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС СПО состоит:
в специальной деятельности всего педагогического коллектива, направленной на изменение отношений субъектов образовательной деятельности;
в создании условий для повышения качества образования, а так же развитии у студентов процессов самопознания;
в самоопределении, саморегуляции и самореализации;
в создании в колледже рефлексивно-инновационной среды, которая формирует у обучаемых гуманистическую позицию, психолого-педагогические компетенции.