Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса при реализации ФГОС 1
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса при реализации ФГОС 1
С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы. В данной работе описаны направления работы педагога- психолога в общеобразовательной школе. Описана значимость и важность психолого-педагогической службы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса при реализации ФГОС 1 »
Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса при реализации ФГОС.
.
С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы. Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся:
обеспечение формирования и развития УУД;
создание системы диагностики метапредметных и личностных результатов;
обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса начальной и основной ступени обучения.
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
В основной образовательной программе образовательного учреждения, разработанной в соответствии со стандартами второго поколения, закреплена следующая модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования:
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальное
Групповое
На уровне класса
На уровне ОУ
Основные формы сопровождения
Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС организована по следующим направлениям:
1. Сопровождение внедрения ФГОС. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. В данном случае перед психологом стоит задача не только довести до каждого необходимость изменений, но и разъяснить специфику происходящих в образовательном процессе изменений, помочь понять сущность системно-деятельностного подхода, особенности ключевых образовательных принципов, таких как принципа деятельности, вариативности, системности, психологической комфортности, психологического здоровья и др.
2. Диагностика учащихся на предмет формирования УУД (в классах, обучающихся по новым ФГОС). Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирами требованиям общества.
Этапы диагностического направления:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); - формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); - разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
В этом учебном году началась апробация психологических диагностик сформированности УУД в 1-х классах и с нового учебного года продолжится работа во 2-х, 3- х, 5-х, 7-х, 9-х классах.
3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.
Психолог оказывает консультативную помощь педагогам при оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных результатов.
4.Участие в реализации программы формирования УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей. Для этого необходимо изучить программу формирования УУД школы, определить свои задачи, свой вклад в реализацию данной программы.
5. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у обучающихся. Очень важными становятся тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.
6. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.
7. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Психологическая поддержка педагогов в ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.
Очевидно, что с введением нового ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, придерживаться принципов реализации системно-деятельностного подхода и т.д. Психолог в данном случае не только обеспечивает снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формирует положительную мотивацию к педагогическому труду.
8. Психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода, включающий:
оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности, психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного процесса в целом;
выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием;
исследование динамики качественных показателей работоспособности (активности, внимания, мотивации, утомляемости, отвлекаемости, тревожности и т.д.) для дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не ограничивается областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как с непосредственными участниками образовательного процесса:
Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Для педагогов школы проводятся семинары, практические задания, лекции.
Профилактическая работа с родителями проводится с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье, посредством бесед, лекций, консультаций, рекомендаций родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Таким образом, очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.