Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (в ситуацию жестокого обращения)
Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (в ситуацию жестокого обращения)
Некоторые дети в своей жизни могут находиться в трудной жизненной ситуации, напр.
-дети, оставшиеся без попечения родителей,
-дети-инвалиды,
-дети из семей беженцев или переселенцев,
-дети, попавшие в экстремальную ситуацию,
- дети, проживающие в малообеспеченных семьях и др.
Одной из ситуаций может оказаться жестокое обращение с ребенком. В Статье автор раскывает основные признаки и формы жестокого обращения с детьми, что позволит выявлять подобные случаи на ранней стадии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (в ситуацию жестокого обращения) »
Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (в ситуацию жестокого обращения)
Некоторые дети в своей жизни могут находиться в трудной жизненной ситуации , напр.
-дети, оставшиеся без попечения родителей,
-дети-инвалиды,
-дети из семей беженцев или переселенцев,
-дети, попавшие в экстремальную ситуацию,
- дети, проживающие в малообеспеченных семьях и др.
Одной из ситуаций может оказаться жестокое обращение с ребенком.
Остановлюсь на признаках и формах жестокого обращения.
Когда говорят о ситуации жестокого обращения, мы сразу, первым делом, представляем физическое насилие.
1.Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Каковы же возможные признаки физического насилия:
-множественные повреждения, имеющие специфический характер( отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог , выбитые или расшатанные зубы, кровоизлияния в глазное яблоко, разрывы или порезы во рту, на губах)
-замкнутость, ухудшение взаимоотношений со сверстниками
-несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение
-стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости
-жалобы на боли в животе
-ночные кошмары
-беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки идр.
Следующая форма -
3.Психическое(эмоциональное) насилие
Под ним понимается длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых.
Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.
Возможные признаки психического насилия:
-задержка физического и умственного развития
-наличие соматических заболеваний(ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания)
-нервные тики, энурез, нарушение аппетита
-беспокойство, тревожность, нарушение сна
-низкая самооценка, склонность к уединению
-агрессивность либо чрезмерная уступчивость
-плохая успеваемость
Особенности поведения взрослых:
-оскорбление, брань, публичное унижение ребенка
-отказ от утешения, когда он испуган или подавлен
-постоянное сверхкритичное отношение к ребенку
-негативная характеристика ребенка
-отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником
-перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи
-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку
Последняя четвертая форма-
4.Пренебрежение основным нуждам ребенка (моральная жестокость)-отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих , элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития (отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, включая отказ от лечения ребенка; отсутствия должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребления алкоголя, наркотиков, совершения преступлений и т.п.)
Возможные признаки моральной жестокости:
-низкий рост, низкая масса тела
-задержка речевого и моторного развития
-повторяющиеся случаи травматизма или отравлений
-частая заболеваемость хроническими и инфекционными заболеваниями
-педикулез
-утомленный, сонный вид
-постоянный голод, кража пищи
-подавленное настроение, апатичность, пассивность
-агрессивность, импульсивность
-отклоняющееся от нормы поведение, вплоть до вандализма
-неумение дружить
-низкая школьная успеваемость и т.п.
При оценке каждого конкретного случая следует иметь ввиду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия.
Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, педагогу ( это может быть кл.рук. или учитель-предметник), необходимо:
Поделиться своими подозрениями с психологом, социальным педагогом; поставить в известность директора школы.
Комиссией посетить квартиру семьи, в которой проживает ребенок.
В случае отказа посещения квартиры, пригласить родителей на беседу в школу.
Обратиться за помощью к медработнику.
Сообщить инспектору ПДН, в КДНиЗП, ЦПСиД, органы опеки.
Крайней формой является обращение в суд.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении 14 лет – в суд.
Добавлю, что в этом году у нас в районе 1 родитель был наказан за жестокое обращение с ребенком .К нему была применена ст.156 Уголовного Кодекса РФ.
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
[Уголовный кодекс РФ][Глава 20][Статья 156]
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
До этого момента по этой статье в районе у нас никто не привлекался, т.к. считается, что она трудно доказуема.