kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое занятие на тему: "Модель жизненного пространства, внутриличностные границы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Снизить уровень предэкзаменационной тревожности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие на тему: "Модель жизненного пространства, внутриличностные границы"»

Казанцева А. Ю.

Психологическое занятие « Способы снятия нервно-психического напряжения в период подготовки к ЕГЭ» (9,11 класс)

Тема занятия: Модель жизненного пространства, внутриличностные границы

Цель: Снизить уровень предэкзаменационной тревожности

Задачи:

Образовательные:

1.        Обучить способам снятия нервно-психического напряжения

2.        Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера     

Развивающие:

  1. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы

  2. Развитие осознания собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

  3. Развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

  4. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

  5. Повышение самооценки учащихся, уверенности в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

  6. Развитие стрессоустойчивости

  7. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

Воспитательные:

  1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

  2. Воспитать внимательное отношение к коллективу

Необходимые материалы: 4 пьедестала, 4 листа формата А3, колода метафорических карт «Персона», «Спектрокарты», «Эссо», «Лица», «Я и все-все-все», «Краски моей души», «Тотемные животные», «Петроглифы», карточки – аффирмации, набор кинетического песка, тазики, 4 флакона мыльных пузырей, фломастеры, 4 линейки, кусочки белого и чёрного пластилина, игрушки различной тематики, природные материалы (камешки, шишки), коктельные трубочки, пуговицы разных размеров и цветов, стеклянные камешки, цветная бумага, кораблики из пенопласта, аудиозаписи.






Этап занятия

Время, мин

Цель

Содержание уч. материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

УУД

Деятельность психолога

Деятельность обучающихся

Организационный

5 мин

Знакомство детей друг с другом и с психологом, снятие психоэмоционального напряжения

Вступительная беседа



Самооценка

Звучит музыка. Психолог приглашает детям сесть за парты.

Психолог: У многих учеников в период подготовки к экзаменам бывает много тревоги, страхов и опасений. Скажите, пожалуйста, а что тревожит именно Вас? Что именно Вас беспокоит?

Сейчас возьмите линейки-индикаторы, которые лежат у вас на партах, и кусочком чёрного пластилина отметьте тот уровень тревоги, который вы испытываете. Цифра 10 будет означать высокий уровень, цифра 5 средний уровень, а цифра 0 будет означать, что тревоги у вас нет.




Ребята приветствуют психолога, садятся на стулья.


Отвечают


Выполняют задание

Постановка темы и цели урока

«Работа с моделью жизненного пространства»

5 мин

знакомство с материалом

Колоды метафорических карт «Персона», «Лица», «Петроглифы» «Эссо», игрушки, мыльные пузыри

Самостоятельная работа

Фронтальная

Целеполагание

Психолог: Пожалуйста, взгляните на модели

Вашего жизненного пространства.

Участникам предлагается выбрать фигурку, которая больше всего ассоциируется у ребят с самим собой и поставить её в центре «пространства внутреннего мира».

В символическом пространстве внешнего мира для выпускников выкладываются на листы А3 с красной линией метафорические карты из колод «Персона» и «Лица», которые символизируют людей, влияющих тем или иным образом на жизнь выпускника (родители, учителя, родственники, знакомые, друзья). Их выпускник определяет сам. Рядом с фигуркой выкладываются карточки – аффирмации (слова), поддерживающие его в предэкзаменационный период и формирующие его внутренний ресурс-уверенность в возможности справиться с ситуацией экзамена. Также, на листе А3 раскладываются карты из других колод для иллюстрации модели жизненного пространства. За фигуркой выпускника лежат разноцветные листы. Красный лист – это содержание профессиональной карьеры, зелёный лист – это содержание личной жизни, белый лист-это содержание, которое выбирает сам выпускник. Это может быть сфера благих дел, сфера досуга, сфера отношений, то есть то, что значимо для выпускника.

Посмотрите на фигурку, которая находится в центре. Она условно обозначает Вас. Теперь посмотрите на карточки, которые изображают людей. Возможно, среди них есть те, которые формируют ваши страхи и тревоги, возможно, переносят свои собственные страхи на вас. Эти страхи и тревоги тоже обозначены карточками (колоды «Эссо» и «Петроглифы»). Посмотрите на них. В вашем жизненном пространстве есть ситуация, которая называется экзамен. На вашей модели она обозначена карточкой. Что вы чувствуйте, когда думаете, что в будущем вам предстоит сдавать экзамен?


Участники выбирают фигурки, объясняют свой выбор и ставят их в центре стола.



































Освоение нового материала


25 мин

Обучение способам снятия нервно-психического напряжения», работа по формированию личностных границ

Колоды метафорических карт «Персона», «Петроглифы» «Эссо», «Спектрокарты», «Краски моей души», «Я и все-все-все»,игрушки, мыльные пузыри, тазики, кораблик из пенопласта, кинетический песок, пьедесталы.

Самостоятельная работа

Индивидуальная














Групповая ( по 2 человека)











Индивидуальная работа













Групповая ( по 2 человека)






Индивидуальная работа








Выбор оснований и критериев для сравнения












Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Саморегуляция; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Выбор наиболее эффективных способов решения задач


Психолог: Пожалуйста, выберите среди карточек, символизирующих людей те, которые влияют тем или иным образом на вашу жизнь и, те страхи, которые, эти люди, возможно, переносят на вас.

А теперь я предлагаю вам вернуться в детство, в то время, когда всё было радостно и легко. Давайте, мы, как в детстве, попробуем пускать мыльные пузыри. Что вы сейчас чувствуйте?

Скажите, чем похожи экзамен и мыльный пузырь? Конечно, тем, что мыльные пузыри и экзамен не вечны. Мыльный пузырь быстро лопается, исчезает, и экзамен проходит также быстро.



Сейчас я предлагаю вам выпустить из себя напряжение, которое скопилось у вас за время подготовки к экзаменам. Мы будем делать это с помощью коктельных трубочек и воды ( 1 тазик на двоих учащихся). ( включается музыка). Предлагаю вам попробовать осторожно подуть в трубочки, чтобы на воде появились лёгкие волны. Теперь опускаем трубочки в воду и делаем фонтанчики. А теперь объявляю соревнование. Чей корабль с надписью «Экзамен» с доберётся первым до противоположного бортика, тот и победил ( 2-3 раза). Молодцы! Что вы сейчас чувствуйте? Какие ощущения?



Теперь, я предлагаю вам вернуться к партам, на которых находится то, что необходимо для следующего задания. Посмотрите, в тазиках, необычный песок. Он не рассыпается, и из него можно лепить различные фигуры. Вы можете вылепить то, что пожелаете, можете добавить туда бусинки, ракушки, игрушки.

Расскажите, что вы создали в своих тазиках.



Сейчас, мы с вами вернёмся к вашим моделям жизненного пространства. Посмотрите на карточки-лица и на карточки-страхи ещё раз. Если вы почувствовали, что стали увереннее в себе, поверили в свои силы и стали более спокойно относится к экзамену, поставьте свою фигурку на пьедестал. Теперь, из карточек, которые лежат у вас на столе (карточки–аффирмации), выберите ту, которая усиливает вашу уверенность в собственных силах и даёт ощущение надёжности. Положите её на пьедестал рядом с фигуркой. Если вы не чувствуйте себя увереннее, то просто оставьте вашу фигурку на том же месте и выберите карточку с положительными утверждениями, которая всё –т аки может помочь вам справиться с тревогой и стрессом.



Сейчас вы поднялись над ситуацией и стали смотреть на неё более спокойно. Вы почувствовали, что можете не пускать в себя те страхи, которые на вас переносят другие люди. Вы не обязаны бояться того, чего бояться другие. У вас есть ваши личные границы. Теперь вы можете перенести карточки с изображением людей за красную линию. Эта красная линия и обозначает ваши личностные границы. Вы сами решаете, что пускать в свою жизнь, а что нет.



Создаём модель профессиональной карьеры на красном листе с помощью фигурок и карточек, модель личной жизни и на белом листе модель того, что особенно важно для выпускников.

Ребята выбирают карты-символы людей.


Ребята выбирают карточки- страхи

Учащиеся пускают мыльные пузыри.


Отвечают


Отвечают





Ребята выполняют



















Выполняют задание

Рассказывают о фигурках друг другу



Учащиеся ставят фигурку на пьедестал и выбирают карточки с положительными утверждениями














Выполняют задание












Выполняют задание


Подведение итогов

5 мин

Актуализация эмоций, самоанализ



Фронтальная

Рефлексия

Психолог: Что вы сейчас чувствуйте? Как изменилась ваша тревога в ходе занятия и изменилась ли?

Возьмите, пожалуйста, кусочек белого пластилина и на своей линейке –индикаторе отметьте, на каком уровне сейчас находится ваша тревога.

Ребята делятся впечатлениями


Выполняют задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Казанцева Анастасия Юрьевна

Дата: 30.04.2017

Номер свидетельства: 412471


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства