kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое сопровождение процесса профилизации образования в условиях школы – ресурсного центра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий проект разработан как составляющая комплексного подхода школы к проблеме профилизации образования в конкретных условиях. При разработке учтены стратегические целевые установки по обозначенному вопросу, практические наработки школьного сообщества с 2006 года, года открытия классов профильной направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение процесса профилизации образования в условиях школы – ресурсного центра»


КГУ «Средняя общеобразовательная школа СОШ № 21

акимата города Экибастуз»







Психологическое сопровождение процесса

профилизации образования

в условиях школы – ресурсного центра


Целевой проект






Исполнитель:

Дузембаева Ш.Д.

психолог СОШ №21

2017 г.

Введение


Настоящий проект разработан как составляющая комплексного подхода школы к проблеме профилизации образования в конкретных условиях. При разработке учтены стратегические целевые установки по обозначенному вопросу, практические наработки школьного сообщества с 2006 года, года открытия классов профильной направленности.

Проект представляет собой систематизацию имеющегося прикладного опыта педагогического коллектива, вместе с тем отражает процесс развития целевого сопровождения процесса профилизации образования в школе инновационной направленности. Получение статуса опорная школа, школа – ресурсный центр подчеркнуло важность и необходимость психологического сопровождения процесса профильного ориентирования обучающихся.

Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования с первого десятилетия ХХ века. Обозначенной проблеме достаточно много внимания уделено как зарубежными учеными, так и отечественными. Э.Фромм, отметил влияние престижа или заработка на выбор профессии, А.П.Чернявская подняла проблему развития готовности личности к выбору профессии, Нургалиева Г. разработала программу по обучению и профориентации для Казахстана. Набиев Е.А. акцентировал внимание на особенностях работы учителя по организации профессиональной ориентации обучающихся в современных условиях. Современная программа профессионального самомопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несёт за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремлённых людей.

Реализацию школьной программы профилизации образовательного процесса школы обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение, суть которого предусматривает раскрыть настоящая работа.

Актуальность и важность документа подчеркивают следующие дополнительные факты, определившие целевые установки проекта.

Выбор профессии является одним из важных моментов, определяющих жизненный путь человека. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего. Психологическое сопровождение необходимо строить в соответствии с законами психического развития человека. Одной из фундаментальных категорий для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин и др.).

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

В правильном эффективном самоопределении школьников большую роль играют психодиагностические исследования. В образовательных учреждениях, в частности в школах, традиционно сложилась схема профориентационной работы, которая предполагает использование психологических тестов и опросников, изучения профессиональных склонностей, способностей, а также информирование учащихся об особенностях профессии, об учебных заведениях и возможностях осуществить свои намерения.

В настоящее время профессиональное самоопределение и профессиональный выбор человека во многом определяет социальная ситуация. Различные предприятия трудоустраивают молодёжь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации, молодой человек должен ориентироваться на рынке труда, уметь адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь чёткое представление о своих профессиональных и жизненных планах. В нынешних условиях реальная свобода самоопределения ограничена. Ограничение свобод приводит к такому явлению, как массовость в выборе профессии. Об этом свидетельствуют и данные о выборе специальности для обучения в ВУЗе выпускниками Казахстана.


Специальность

Конкурс на одно место

Казахское отделение

Русское отделение

Финансы и Кредит

57,3

66,7

Бухгалтерский учет и аудит

28,5

34,8

Экономика и управление

27

36,6

Таможенное дело

29,4

22,6


Большинство из них выбирают такие специальности, как финансы и кредит, экономика и управление на предприятии, бухгалтерский учет и аудит, таможенное дело, т.е. по критериям престижности или предполагаемой финансовой перспективности, не учитывая собственных способностей и склонностей.

Поэтому предусматривается повышение профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию, реализма профессиональных предпочтений, соответствия между предпочтениями и способностями, интересами и активностью самого субъекта. Предполагается, что на занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники любого класса в ходе самодиагностики изучат свои психологические особенности, «примерят» различные модели поведения и оценят их эффективность. Психолого-педагогическим средствами с учётом возраста высокоуровневые учителя создадут поле выбора профиля обучения, подготовят к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале. Автор настоящего проекта допускает как реальность многократную смену выбора профессии некоторыми, особенно детьми 6-7 классов, но процесс формирования готовности к этому выбору на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале состоится непременно. Утверждающее прогнозирование основано на содержании работы, которая дополнит этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных целеустремлённых людей.

Цель: Повышение ответственности субъекта в психологическом самоопределении с основой на трёхфакторную модель Климова Е.А.

Задачи:

1.Обеспечить осмысление участниками педагогического процесса алгоритмов профессионального самоопределения, усвоив которые можно избежать ошибок.

2. Развить социальные навыки, определив уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

3. Обеспечить обоснованное взаимодействие участников педагогического процесса.

4.Создать условие для осознания субъектом собственного эмоционального отношения к выбору профессии и его влияние на выбор.

Гипотеза:

Если психологическое сопровождение профилизации образовательного процесса в школе представляет собой систему обоснованного взаимодействия, то состоится профессиональное самоопределение выпускника с учетом личностных психологических особенностей.

Методы исследования:

Диагностический метод, сравнительный анализ специальных источников, сравнение, наблюдение, анализ, обобщение.


Этапы исследования. Формирующий эксперимент.


Этапы исследования, сроки

Цель

Задачи

Плановые действия

Способы реализации плановых действии

Прогнозируемый результат

I –ый этап






подгото-

вительный







2015-2016 учебный год

Создание системы профили-зации образовательного процесса в школе

Концептуализация: 1.Обосновать актуальность психологического сопровождения процесса профили-зации образования

2.Выявить уровень востребованности участников педагогического процесса обучающихся, их родителей и педагогов.

3.Разработать программу психологического сопровождения процесса профилиз-ции образования

4. Составить критериально -оценочную базу состоятельности гипотезы

1. Сравнительный анализ специальных источников.

2. Мини- исследования готовности учителей к инновационным преобразованиям.

3. Изучение потребностей обучающихся в психологическом сопровождении их профессионального самоопределения.

4. Разработка программы профилизации обучающего процесса в школе.

1. Анализ источников, анкетных данных,

результатов бесед и диагностических наблюдений.

2. Включенность участников педагогического процесса в осмысление проблемы профилизации.

3. Прогнозирование реально возможного профессионального выбора.

4. Внедрение программных занятий «Психология и выбор профессии», выстроенных по рекомендациям Г.Резапкина.

1. Наличие фактов,

аргументов для обоснования необходимости разработки проекта психологического сопровождения процесса

профилизации образования.

2. Готовность участников педагогического процесса к сотрудничеству в выборе профессии через гармонию «Я - личность».

3. Системное видение программных действий.


II-ой этап







апробационный






2016 – 2017г.

(9-11 классы)

Обеспечение базы прогнозирования профессиональной удовлетворенности индивида.

1.Апробировать систему встречных диагностик для более точного определения профессиональной направленности.

2.Разработать рекомендационные материалы для профессионального самоопределения обучающихся 9-11 классов.

3. Обработать первые результаты факта соответствия профильного самоопределения индивидов в школе факту учебы по профессии.

(мониторинг сводных таблиц)

1.Организация индивидуального мониторинга динамики соответствия личностных психологических особенностей субъектов

2. Сопоставительный анализ результатов самоопределения и данных методик диагностирования.

3. Расширение базы способов детско-взрослого взаимодействия

1.Ведение учета динамики соответствия личностных психологических особенностей и предполагаемой субъектом профессии

2. Сопоставительный анализ результатов самоопределения, родительского предположения, заключения психолога и фактических результатов предметных дисциплин.

3. Открытие спецкурса «Выбирай профессию»


1.Банк учета динамики соответствия личностно-психологических особенностей и предполагаемого объектом самоопределения.

2. Снижение уровня личностной тревожности по профессиональной направленности.

3. Изменение позиции родителей по отношению к профессиональному

самоопределению ребенка.

III-ий этап



внедренческий



2017 – 2018 год

4-11 классы



2018-2019 1-5 классы

до

предпро

фильная подготов

ка


6-8 классы предпрофильная подготовка


9-11 профиль

ная подготов

ка

Содействие нахождению своего «Я», приобретению умений, необходимых при выборе будущей профессии

1.Дать возможность обучающимся перейти с нижнего контроля возможности приобретения определенной профессии на внутренний контроль, то есть профильную зрелость.

2.Расширить информационно-пропагандирующую функцию психологического сопровождения процесса

профилизации образования.

3. продолжить психолого-диагностическую работу по профессиональному самоопределению обучающихся, руководствуясь комплексно-рефлексивным подходом.

4. Внедрить «методику измерения родительских установок и реакции».

1.Ведение индивидуального листа учета стабильности профессиональных интересов (9-11 классы)

Внедрение дневника самонаблюдений (1-8классы)

2. Внедрение цикл информационных часов о мире профессии и умении соотносить информацию с личными способностями (1-5 классы)

3.Внедрение цикла занятий о мире профессий и развитии умений соотносить информацию с личными способностями.

4. Внедрение виртуальных экскурсий о мире профессий (города, региона, республики) с последующей письменной рефлексией.

1. Личностный учет профессиональных интересов.

2. Объединение участников педагогического процесса по группам обучения

3. Объединение участников педагогического процесса по интересам.

4. Объединение по знанию отдельных профессий.

5. Коррекция плановых действий (при необходимости)

1. Положительное отношение к любому виду труда.

2. Осведомленность о рынке труда.

3. Навык выделения основных требований к профессии (личностные требования, уровень образования и перспективы профессионального роста)


IV-ый этап






Обобщающий







2019 – 2020 учебный год

Систематизация и обобщение факторов, влияющих на профессиональную ориентацию участников педагогического процесса

1.Классифицировать факторы, влияющие на профильную ориентацию участников педагогического процесса.

2. Описать систему обоснованного взаимодействия участников педагогического процесса с позиции соответствия профессионального самоопределения личностным психологическим особенностям.

3. Презентовать систему психологического сопровождения процесса профилизации образования с изложением достигнутых результатов по критериям оценки .

1. Создание рабочих групп, экспертов,

аудиторов

2. Демонстрация поэтапных плановых действий и соответствующих результатов.

3. Публикации, выпуск обобщенных материалов.

4. Описание системы по профилизации образовательного процесса в виде пособия с приложениями.

1. Групповые эспертизы, аудит.

2. Соотнесение оценочной базы с фактическими показателями плановых действий.

3. Коллективная самоаттестация.

1.Умение планировать

свою профессиональную жизнь.

2. Активизация процесса самопознания.

3. Применение полученных знаний о решении ситуаций при выборе профессии.


Новизна и значимость проекта:

  • в обоснованном взаимодействии

  • в системе разноуровневого взаимодействия

  • в научной обоснованности программно-плановых действий, состоятельности выдвинутой гипотезы и в возможности применения поэтапных действии в любой организации образования независимо от типа.

Факт новизны и значимости проекта обусловлен кадровым составом педагогического коллектива, в котором 4 учителя имеют сертификат 1-го уровня, 2 человека -2-го уровня, 10 педагогов – 3-его базового уровня. В школе работает три тренера курса «Рефлексия на практике». Сессии и межсессионная работа ресурсного центра организуются с использованием Нового конструктора урока, семи модулей преподавания и обучения, что благоприятно содействует психологическому сопровождению процесса взаимосодействия участников педагогического процесса.

Практическая направленность:

1.Развитие факторов профессиональной зрелости.

2. Адекватное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессий.

3.Умение планировать свою профессиональную жизнь в соответствии с возрастными особенностями.

Список литературы:

1 Информационно – методический сборник «Дарын»№ 1, 2003г.

2. А.П. Чернявская. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- Москва, 2001

3. Справочник классного руководителя № 2, 2009

4.Журнал «Мастер класс» № 6, 2009

5. Немова Психология.- Москва

6. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с. (с. 80-84)

7.Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 9-13)

8.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006. - 240 с. (с. 99-107)

Приложение 1

Диагностика профессиональных предпочтений и профессиональной направленности в 9, 10, 11 классах по методике ДДО Е.А. Климова, тест Д.Голланда «Тип личности»

Мониторинг качественного анализа профессиональной ориентации старшеклассников (опросник ДДО)


Учебный год

Профессиональная направленность

Человек-природа

Человек-техника

Человек-знаковая система

Человек-художественный образ

Человек-человек

классы

9

10

11

9

10

11

9

10

11

9

10

11

9

10

11

2015-2016

6

13

9

53

34

58

21

23

17

5

14

5

15

16

11

2016-2017

5

0

5

26

37

5

26

5

0

26

10.5

28

17

37

62


2015-2016г


2016-2017г




Приложение 2


Детско-родительская профориентационная игра для десятиклассников.


Эта деловая игра предназначена для учащихся 10-х классов и их родителей. Проводится она в конце учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какую профессию они хотят получить после школы. Но четкой, продуманной стратегии поступления в учебное заведение у молодых людей пока нет. Часто представ­ление о том, какие шаги необходимо предпринять для реализации поставленной цели, носит идеализирован­ный характер. Одна из задач этой игры разработка учащимися сознательной стратегии поступления в вуз. Как правило, профессиональное самоопределение — это дело не только ученика, но и всей его семьи. Мамы и папы так или иначе влияют на профессио­нальный выбор своих детей. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположе­ния, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача нашей игры — согласование представлений учащихся и их родителей о профессио­нальном будущем старшеклассника.

разминка

Дети и родители входят в зал и садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине кру­га были родители, а в другой — дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя.

В качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фра­зу «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в вуз...». Дети продолжают фразу «Когда я ду­маю о поступлении в вуз...». Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний.

СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ

Следующее упражнение носит диагностический характер. Оно выполняется детьми и родителями отдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк, выпол­ненный на половинке круга.


Текст для детей.

Я поступаю в вуз.

Я выбираю профессию (написать, какую)

Степень моей готовности к поступлению в вуз

х_________________________

(поставить знак на отрезке)

минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для поступления в вуз)

максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что поступ­лю)


Текст для родителей

Мой ребенок поступает в вуз (написать название вуза)

Мой ребенок выбирает профессию (написать, какую)

Степень готовности ребенка к поступлению в вуз

х__________________________

(поставить знак на отрезке):

представляю, что нужно сделать для того, чтобы мой ребенок по­ступил в вуз)

максимальная (и уже сделал все необходимое и уверен, что мой ребенок поступит в вуз)


Заполнив бланк, дети объеди­няются с родителями и сравнива­ют, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпадают, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача ведуще­го — так построить анализ отве­тов, чтобы не спровоцировать кон­фликт между детьми и родителями. Для этого все возможные ва­рианты ответов должны получить положительную оценку психолога.


ПЕРВЫЕ ШАГИ

Для продолжения работы участ­ники вновь объединяются в общий круг, при этом их местоположение в нем уже не играет существенной роли.

Ведущий составляет общий пе­речень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4-3, наиболее популярных в данном коллективе. Участников просят в произволь­ном порядке разбиться на группы. Число групп ДОЛЖНО соответство­вать количеству выбранных профессий.

Каждая группа получает карточ­ку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из об­щего списка. Участникам необхо­димо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.

Вспомогательные вопросы для составления памятки:

Какими личными качествами должен обладать человек, выби­рающий эту профессию?

Какова должна быть его сред­няя учебная успеваемость?

Какие учебные предметы яв­ляются приоритетными для этой профессии?

В каких вузах готовят таких специалистов?

Какие шаги необходимо пред­принять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Далее, познакомившись с ре­зультатами работы мини-групп, участники вновь объединяются дух совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в вуз.

Для этого, основываясь на ито­гах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность. Пример памятки приводится в приложении 1.

После того как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распреде­лить ответственность за их реали­зацию между детьми и взрослый. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать роди­тели. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети.

Через 15—20 минут участники вновь объединяются. Теперь на­против каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрос­лый).

Дети и взрослые по очереди го­ворят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов — это дело родите­лей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово — «дети».


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопро­сов в кругу своей семьи.

Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк (см. приложение 2), а затем поделиться своими впечатлении об игре с другими участниками.

Многие семьи после этой игры говорят о своем желании прийти на индивидуальную профконсультацию к психологу.

Приложение А

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ

1. Выбрать профессию.

2. Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с воз­можностями старшеклассника.

3. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.

4. Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность.

5. Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы.

6. Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо о ре­петиторами.

7. Выбрать конкретный вуз для поступления.

8. Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе.

9. Успешно сдать вступительные экзамены,

Приложение Б

ИТОГОВЫЙ БЛАНК

1. Я выбираю профессию (написать, какую)

2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют тре­бованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, что­бы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с тре­бованиями профессии (ненужное зачеркнуть).

3. Я поступаю в вуз (написать название вуза)

4. Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как

5. Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно пред­принять следующие шаги (написать в таблице, какие);


Этапы подготовки

Степень реализации в настоящее время

(«+» или «-»)

Ответственный за этот шаг в нашей семье















Приложение 3


ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»

ВАРИАНТ ИГРЫ С КЛАССОМ

Этот вариант занимает один урок (хотя можно отвести на игру и больше времени).

Общая схема игры примерно следующая.

1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды по три человека — особенно если в классе нечетное количество учеников).

2. В каждом паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся, а кто-то — «профконсультантом».

3. Ведущий знакомит всех со схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащиеся отвечать на них. Лучше эти вопросы кратко записать на доске

1) Какую профессор собирается выбрать учащийся?

2) Куда он будет поступать после школы?

3) Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели?

4) Как он собирается преодолевать эти трудности, как будет готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение?

5) Есть ли у него резервный вариант выбора?

4. Было бы хорошо, если бы каждый участник на отдельном листочке нарисовал табличку, в которой будут отражаться итоги и беседы (см. табл. 1).

5. В течение 7-10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу вопросы (см. пункт 3) и отвечая на них.

6. Далее ведущий предлагает каждому «обучающемуся» и каждому «консультанту» на отдельных, листочках оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы. «Консультант» оценивает ответы «обучающегося», а «обучающийся» сам оценивает свои ответы. Ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10 балльной шкале. После того они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.

7. «Консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой иметь резервный вариант...

8. Затем и «консультант» и «учащийся» отдельно оценивают на своих листочках, насколько эти советы - рекомендации оказались удачными, также используя для этого условную 10-балльную шкалу (табл. I ).


Таблица I

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕННОГО БЛАНКА

для варианта игры «Профконсультацня» в работе с классом


Вопросы (позиции, с которых анализируется выбор профессии)

Я консультирую (указать, кого именно, — Ф.И.О.)

Я — учащийся (указать Ф.И.О.)

Мои оценки ответов учащегося

Мои оценки собственных рекомендаций

учащемуся

Оценки моих собственных ответов

Оценки рекомендаций консультанта

1. Выбираемая профессия

3

5

5

3

2. Дальнейшее обучение после школы

5

5

7

3

3. Кто и что может помешать достижению

профессиональных целей

5

6

7

5

4. Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий к цели

2

4

4

2

5 Резервный вариант профессионального выбора

8

8

10

9


Участники могут проставлять только номера вопросов, если сами вопросы уже обозначены на доске ведущим.

После этого игроки меняются ролями и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями где - то в середине урока по команде ведущего (для этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет такой обмен ролями).


Приложение 4


УПРАЖНЕНИЕ "СОВЕТЧИК"

Игровое консультирование в работе с классом

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой групповой экспертной опенки с элементами игры.

Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами - одноклассниками. Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в подгруппе из 12—15 человек.

Время проведения — от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.

2. Листочки кладутся вертикально и делятся на три равные колонки — делается бланк (см. табл. 2).

Таблица 2

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ «СОВЕТЧИК»


Ф.И.О. всех уч-ся в классе

Рекомендуемая

Рекомендуемое

(в строго определенном порядке

профессия

учебное заведение

и по номерам)


(или место работы)



после школы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7... и т д.




3. Каждый участник вписывает в свой бланк фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе)

под диктовку ведущего. Важно, чтобы все были вписаны в одном и том же порядке.

4. Всем дается задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Надо отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7-10 минут.

5. Ведущий собирает листочки и начинает подводить morn. Берется первый листочек, зачитывается первая по списку фамилия и сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается та же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того как зачитывается все по первому человеку в списке, ведущий переходит ко второму и т.д. Ведущий может посоветовать ребятам повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то можно для себя и пометить в тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5-7 человек в классе обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это девушки). К сожалению, и здесь возможны глупые шутки. Ведущий это просто не зачитывает и не обращает на такие «советы» никакого внимания.

Если кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации одноклассников, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу. В этом случае надо предложить ученику, если он того пожелает, после урока самому посмотреть, что написали ему товарищи. Признаемся, что у нас пока таких случаев не было, но они вполне возможны.


Приложение 5


ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»

Общей цепью всех вариантов игры «Профконсультация» является организация особого пространства, где школьники получают возможность помочь друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога. Ниже предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Естественно, не следует переоценивать реальные возможности подобных игровых процедур, поскольку главное предназначение методики - формирование самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределении и делать обоснованные выборы.

БЕСЕДА О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Упрощенный вариант игры с микрогруппой (3-4 человека)

Лучше проводить игру после уроков в отдельной комнате. Этот вариант может занять по времени около 1.5-2 часов Он рассчитан на учащихся 9-11-х классов. Процедура проведения примерно следующая. 1 группе из 3-4 человек предлагается разыграть ситуацию: 1-2 «консультантам беседуют с учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «учащегося». При этом каждый такой «учащийся» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до изображения представителя противоположною пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировав различные ситуации профессионального выбора.

Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный уровень разговора и нередко высказывают не совсем удачные мнения и рекомендации, у ведущего появляется соблазн вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по – настоящему консультировать довольно сложно. Вмешательство ведущего оправдано в следующих случаях: игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный:

кто-либо из игроков (особенно в роли «профконсультанта») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются;

игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенной их профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.):

игроки слишком увлеклись обсуждением частного вопроса;

один игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откровенно пассивную позицию, лишь наблюдая та происходящим (заметим, что такое распределение активности— самый плохой показатель эффективности игры): игреки явно начинают дурачиться

Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и сами обратятся за помощью.

2. Через некоторое время подростки могут спросить, как лучше и правильнее opганизовать консультационную беседу. Тогда ведущий советует, на какие вопросы следует обратить особое внимание. «Консультант» может, например, поинтересоваться, какие у «ученика» планы на будущее (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать», как он себе представляет трудности на пути к цели и как собирается их преодолевать и т.п.

В основу вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е. Климовым, которые позволяют анализировав ситуации профессионального выбора (наличие личного профессиональною плана: учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии; учет мнений родителей и сверстников; престижность выбираемой профессии и места учебы, потребность в профессии на рынке труда).

Уже распределение ролевых позиции в игре предполагает, что «ученик», «родитель» и «профконсультанты» должны соответствовать своей роли, то есть вест и себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные вещи говорят только «консультанты».

3. Завершается проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы мнение как-то обосновывалось. Ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональными и "Интуитивными», сколько разумными.

Затем участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. (Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно).


Модель психологической службы






педагоги

родители

социум

девиантные

администрация

предметники


инвалиды

ПГК и ЕНТ

профориентация

слабоуспевающие

индивидуальный запрос

коллектив

классные руководители

Группа, семейные объединения

семья

микрорайон











информация

консультации





диагностика

коррекция




тренинги

пропаганда




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дузембаева Шолпан Думаковна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464775


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства