kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ приобретает все большее значение в связи с тенденцией к росту количества детей, имеющих нарушения психического и физического развития. В ряду основных причин инвалидизации детей исследователи отмечают заболевания нервной системы, в числе которых преобладает детский церебральный паралич.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП»

Статья на тему: «Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП»

Работа психолога по развитию детей с ДЦП на физическом и психическом уровнях происходит в двух форматах:

1) помощь в интеграции детей с ДЦП в общество, помощь в их развитии, воспитании, образовании, т.е. социализации. Цель совместной работы педагогов и психологов в этом случае заключается в создании условий для психологического комфорта и безопасности детей с ДЦП, а именно в организации профилактической и коррекционной работы по преодолению негативных явлений в семье, ближайшем окружении, образовательном учреждении;

2) с другой стороны, проблемы семейного воспитания возникают из-за дефицита у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Работа педагога и психолога в этом случае направлена на повышение у родителей культуры воспитания ребенка, на расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи.

Педагог и психолог в совместной работе могут использовать следующие формы работы в психологическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка-инвалида:

1. Психолого-педагогическая консультация, тематические встречи, касающиеся проблематики семейного взаимодействия и влияния семейной атмосферы на развитие ребенка-инвалида (здесь возможны различные формы: отдельные занятия с ребенком, отдельные – с родителями, затем совместная консультация, где присутствует и родитель, и ребенок).

2. Педагогический практикум (занятия с родителями для повышения степени их осознанности в детско-родительском взаимодействии: «Какой я родитель?», «Что я знаю о своем ребенке?», «Как я могу его поддержать?» и т.д.).

3. Занятия с детьми (индивидуальные и групповые) (Шабалина, 2009).

В совместной деятельности педагог и психолог действуют в интересах ребенка-инвалида, оказывая необходимую помощь и поддержку семье. Специалисты занимаются установлением контактов с семьей, выявлением проблем и трудностей семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, оказанием посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (медицинскими работниками, представителями органов опеки и попечительства и др.).

Педагоги и психологи, сотрудничая, осуществляют свою деятельность по трем направлениям – образовательное, психологическое и посредническое:

1. Образовательное направление (помощь родителям в обучении и воспитании детей-инвалидов, формирование педагогической культуры родителей и их просвещение).

2. Психологическое направление (социально-психологическая поддержка и коррекция, формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Коррекция отношений обязательно осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, жестокое обращение).

3. Посредническое направление (координация и информирование, помощь в организации семейного досуга, установление связей семьи с различными центрами социальной помощи и поддержки, информирование семьи по вопросам социальной защиты) (Шабалина, 2009).

Работа педагогов и психологов может строиться по краткосрочному и долгосрочному типу. В краткосрочной работе выделяется кризисно-интервентная и проблемно-ориентированная модель взаимодействия.

Суть кризисно-интервентной модели работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Содержание проблемно-ориентированной модели в целом состоит в решении конкретных практических задач, которые «заявляет» сама семья, формируя запрос. Данная модель строится на совместном участии в решении проблемы обеих сторон: семьи и педагога, психолога. При этом акцент ставится на ответственность семьи за события, в ней происходящие, за выбор членов семьи и т.д.

Долгосрочные формы работы в совместной деятельности педагога и психолога включают социально-педагогический патронаж и надзор. Важным компонентом является диагностика условий, в которых воспитывается ребенок-инвалид, поскольку на результатах диагностической работы основывается система психолого-педагогической помощи.

Коррекция как вид деятельности педагога и психолога представляет собой выявление неблагополучия в системе отношения ребенка-инвалида с внешним миром (снятие синдрома тревожности, раздражительности, упрямства, агрессивности, замкнутости), изменение социальной ситуации, в которой находится семья (коррекционные и социально-психологические программы, совместные коррекционные занятия с родителями и детьми.

Важными задачами психолого-педагогической коррекции являются: развитие адаптационного потенциала личности ребенка-инвалида, формирование благоприятного социального окружения, включение детей-инвалидов в значимые для них формы деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП

Автор: Пшенникова Мария Александровна

Дата: 21.06.2017

Номер свидетельства: 422766


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства