Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП
Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП
В настоящее время проблема психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ приобретает все большее значение в связи с тенденцией к росту количества детей, имеющих нарушения психического и физического развития. В ряду основных причин инвалидизации детей исследователи отмечают заболевания нервной системы, в числе которых преобладает детский церебральный паралич.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП»
Статья на тему: «Психологическое сопровождение как условие оптимального развития детей с ДЦП»
Работа психолога по развитию детей с ДЦП на физическом и психическом уровнях происходит в двух форматах:
1) помощь в интеграции детей с ДЦП в общество, помощь в их развитии, воспитании, образовании, т.е. социализации. Цель совместной работы педагогов и психологов в этом случае заключается в создании условий для психологического комфорта и безопасности детей с ДЦП, а именно в организации профилактической и коррекционной работы по преодолению негативных явлений в семье, ближайшем окружении, образовательном учреждении;
2) с другой стороны, проблемы семейного воспитания возникают из-за дефицита у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Работа педагога и психолога в этом случае направлена на повышение у родителей культуры воспитания ребенка, на расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи.
Педагог и психолог в совместной работе могут использовать следующие формы работы в психологическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка-инвалида:
1. Психолого-педагогическая консультация, тематические встречи, касающиеся проблематики семейного взаимодействия и влияния семейной атмосферы на развитие ребенка-инвалида (здесь возможны различные формы: отдельные занятия с ребенком, отдельные – с родителями, затем совместная консультация, где присутствует и родитель, и ребенок).
2. Педагогический практикум (занятия с родителями для повышения степени их осознанности в детско-родительском взаимодействии: «Какой я родитель?», «Что я знаю о своем ребенке?», «Как я могу его поддержать?» и т.д.).
3. Занятия с детьми (индивидуальные и групповые) (Шабалина, 2009).
В совместной деятельности педагог и психолог действуют в интересах ребенка-инвалида, оказывая необходимую помощь и поддержку семье. Специалисты занимаются установлением контактов с семьей, выявлением проблем и трудностей семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, оказанием посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (медицинскими работниками, представителями органов опеки и попечительства и др.).
Педагоги и психологи, сотрудничая, осуществляют свою деятельность по трем направлениям – образовательное, психологическое и посредническое:
1. Образовательное направление (помощь родителям в обучении и воспитании детей-инвалидов, формирование педагогической культуры родителей и их просвещение).
2. Психологическое направление (социально-психологическая поддержка и коррекция, формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Коррекция отношений обязательно осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, жестокое обращение).
3. Посредническое направление (координация и информирование, помощь в организации семейного досуга, установление связей семьи с различными центрами социальной помощи и поддержки, информирование семьи по вопросам социальной защиты) (Шабалина, 2009).
Работа педагогов и психологов может строиться по краткосрочному и долгосрочному типу. В краткосрочной работе выделяется кризисно-интервентная и проблемно-ориентированная модель взаимодействия.
Суть кризисно-интервентной модели работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Содержание проблемно-ориентированной модели в целом состоит в решении конкретных практических задач, которые «заявляет» сама семья, формируя запрос. Данная модель строится на совместном участии в решении проблемы обеих сторон: семьи и педагога, психолога. При этом акцент ставится на ответственность семьи за события, в ней происходящие, за выбор членов семьи и т.д.
Долгосрочные формы работы в совместной деятельности педагога и психолога включают социально-педагогический патронаж и надзор. Важным компонентом является диагностика условий, в которых воспитывается ребенок-инвалид, поскольку на результатах диагностической работы основывается система психолого-педагогической помощи.
Коррекция как вид деятельности педагога и психолога представляет собой выявление неблагополучия в системе отношения ребенка-инвалида с внешним миром (снятие синдрома тревожности, раздражительности, упрямства, агрессивности, замкнутости), изменение социальной ситуации, в которой находится семья (коррекционные и социально-психологические программы, совместные коррекционные занятия с родителями и детьми.
Важными задачами психолого-педагогической коррекции являются: развитие адаптационного потенциала личности ребенка-инвалида, формирование благоприятного социального окружения, включение детей-инвалидов в значимые для них формы деятельности.