Психологический тенинг. Родительское собрание для первоклассников «Знакомство»
Психологический тенинг. Родительское собрание для первоклассников «Знакомство»
ВКО, Бородулихинский район, с. Жерновка
КГУ «Жерновская средняя школа»
Педагог – психолог: Носова Наталья Тимофеевна
Родительское собрание для первоклассников «Знакомство»
Форма проведения: психологический тренинг «Знакомство».
Цель: помочь родителям больше узнать друг о друге для успешного взаимодействия в дальнейшем.
Подготовка: родители приносят одну семейную фотографию (если папа и мама, то 2 фотографии).
Ход собрания
Участники встречи рассаживаются, образуя один большой круг. Психолог рассказывает о цели собрания, предлагает родителям быть искренними, открытыми.
1 задание – знакомимся.
Каждый родитель называет себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались, и записывает своё имя или имя и отчество на заранее подготовленном психологом листочке и прикрепляет его к одежде - визитка.
2 задание – наши дети.
В обратном порядке назвать, чья мама или чей папа и на первую букву имени ребёнка назвать одно или несколько качеств, характерных для него (например: Татьяна – талантливая, терпеливая, Сергей – скромный, самостоятельный и т.д.)
3 задание – разминка.
1. Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, кто...
любит долго спать;
любит сладкое;
владеет музыкальными инструментами;
занимается спортом (каким?);
занимается рукоделием (каким?).
2. Психолог убирает 1 стул и становится в круг. По его сигналу некоторые родители должны пересесть на другое место, кто-то один не успеет занять стул (т.к. стульев на 1 меньше, чем число участников), он становится в круг и даёт своё задание.
Варианты заданий:
пересаживаются все те, кто родился осенью;
у кого есть сын;
у кого больше 2-х детей;
кто имеет водительские права и т.д.
4 задание – работа в паре.
Психолог просит выбрать пару. Желательно пригласить того человека, которого меньше всего знаете. За 1 минуту надо как можно больше о себе рассказать. Затем поменяться ролями. Психолог засекает время.
А теперь рассказать для всех, что самое интересное вы запомнили о своём собеседнике.
5 задание – разбиваемся на группы.
Для этого можно рассчитаться на красный, жёлтый, зелёный, синий. Каждая группа садится отдельно.
Каждый родитель рассказывает всем членам группы о своей семейной фотографии (где? кто? когда?). Далее выясняется, что объединяет все эти фотографии? (Природа, время года и т.д.).
Придумывают название группы и девиз. Затем проходит представление группы.
6 задание – подведение итогов.
Все возвращаются в большой круг. Психолог передаёт клубок по кругу и просит поделиться своими впечатлениями: какое настроение, что полезного почерпнули для себя родители, пожелания и т.д.
Заключительное слово психолога о том, что нас всех объединяет — это символическая нить в воспитании детей.
Психолог обязательно рассказывает родителям об итогах адаптации детей к школе, выслушивает с какими проблемами воспитания сталкиваются родители (эта информация может быть полезна для подготовки следующих родительских собраний)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический тенинг. Родительское собрание для первоклассников «Знакомство» »
ВКО, Бородулихинский район
КГУ «Жерновская средняя школа»
Педагог – психолог и учитель самопознания:
Носова Наталья Тимофеевна
Тема тренинга: Психологическая помощь выпускникам при подготовке к ЕНТ.
Участники: учителя – предметники, мед. сестра, выпускники и их родители.Цель занятия: обратить внимание учащихся и педагогов на сохранение собственного здоровья в период подготовки к ЕНТ.Задачи: указать, как заботиться о здоровье в период подготовки к ЕНТ.
.
Начало семинара со знакомства
Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.
Время: 5 минут.
Инструкция: Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встречи.
Анализ:
Трудно ли было написать приветствие?
Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?
Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие?
Последний 11 класс обучения в школе – один из самых сложных периодов для учащихся, родителей и педагогов. Для них к напряжённым занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к ЕНТ. По организации и проведению ЕНТ необходимо проводить подготовительную работу с учащимися, родителями и педагогами. Рассматривая взаимосвязь родителей, учителей и учеников, мы видим, что педагоги и родители являются основой треугольника на которые опирается учащиеся. Родители и педагоги имеют огромное психологическое воздействие на сознание детей, особенно при решении важных вопросов одним из которых является ЕНТ.
С чем связаны психологические трудности детей во время ЕНТ и как их избежать мы разберём с помощью метода 6 думательных шляп. Сейчас мы условно разделимся на 6 команд, каждая команда примеряет одну из шляп и с позиции своей шляпы рассматривает проблемы ЕНТ.
Изложите основные факты и ключевые моменты, не комментируя и не давая личной оценки.
Выразите своё отношение к проблеме ЕНТ. Какие чувства возникают у учащихся, родителей, педагогов в процессе подготовки и сдачи ЕНТ?
Изложите основные факты, используя только негативное отношение к ЕНТ (подвергните сомнению, предскажите негативные последствия.)
Изложите основные факты, используя только позитивное отношение к ЕНТ.
Передайте содержание и выразите свое отношение к информации в творческой форме.
К какому выводу вы пришли? Какой урок можно извлечь? Какие пути решения вы видите? Ваши рекомендации по данной проблеме.
С чем связаны психологические трудности детей во время ЕНТ?
Проблемы учебного характера (познавательные)
- Усвоение и запоминание большого количества учебного материала
- Необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить
Проблемы связанные с процессом проведения ЕНТ (процессуальные)
Проблемы психологические (личностные)
- Тревога в связи с эмоциональной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания.
В связи с этим необходимо психологически подготовить учеников к предстоящему испытанию. Целью этой работы является отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕНТ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение их уверенности в себе, в своих силах.
Психологическая поддержка направлена на развитие уверенности в себе, для приобретения выпускниками навыков управления временем, навыков борьбы со стрессом. В коррекционную работу входят: тренинг, тренинговые упражнения, игры, психотехнические упражнения, медитативные упражнения.
Такие игры, медитативное упражнения как «Борьба с недостатками», «Упражнение для снятия напряжения», «Хочу быть уверенным», «Рекламный ролик», «Экзамен в школе», «Ситуации с эмоциями» создают собственный психологический настрой, направленный на саморегуляцию внутреннего состояния. Каждый может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.
Успех при подготовке к ЕНТ зависит также и от родителей. Роль семьи оказывает большое значение в формировании поддержки и развитии познавательных интересов выпускника. Поэтому работа с родителями становится важнейшим компонентом при подготовке к ЕНТ.
И важными аспектами деятельности психолога становятся:
1 Психолого – педагогическое просвещение родителей
2 Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс при подготовке к ЕНТ
Одной из интересных и эффективных форм работы школьного психолога являются тренинговые занятия, поэтому мы предлагаем вам некоторые упражнения для работы при подготовке к ЕНТ всех участников образовательного пространства.
Упражнение “10 слов” (работа в группах).
Цель: позитивный настрой на ЕНТ(участники говорят любые 9 слов, которые записываются на доске или на листочках в группе,10 слово называет ведущий - ЕНТ, задача участников написать рассказ, стихотворение, оду с этими словами, не меняя порядок слов и чтобы был смысл).
Игра «Первая помощь».
Материалы: для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш, цветные карандаши, плакат с контурным изображением человека, маркер, скотч.
Ход игры: каждый участник получает лист бумаги и рисует контурный рисунок человека и задание: цветными карандашами отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (Закрасьте красным цветом те части тела, системы организма которые страдают при этом.) (например, голова – «перегрузка»). Подумайте и ответьте на вопрос «Где мое волнение живет?», отметь это на контуре человека. Как обычно вы справляешься с волнением или тревогой? Запишите это на листе. А теперь давайте представим своих человечков.
Затем на общем плакате составляется обобщенный вариант.
Вывод: при подготовке к ЕНТ одинаково страдает наш организм
Подготовка к экзаменам
-Зрение
-Позвоночник
-Головная боль
-Пищеварительная система
-Сердечно-сосудистая система
-Нервная система.
Посмотрите, все человечки окрасились в красный цвет!
Что же делать?
Надо себя спасать!
Организуется обсуждение: как помочь частям организма во время подготовки к ЕНТ. Например, помочь глазам – значит, читать в хорошо освещённом помещении, не делать этого лёжа, читать в очках, если они прописаны, воздержаться от длительного просмотра телевизора и работы на компьютере и т.д. результаты фиксируются на плакате. Готовый плакат должен получить название. Он остаётся в классе.
Участники занятия знакомятся и выполняют упражнения для снятия напряжения: на зону ног и бёдер; при болях в спине и для коррекции осанки; для головы; для глаз (участникам на руки раздаётся перечень упражнений – приложение 1).
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Дышать, таким образом, не более 2–3 минут.
Упражнение «Дорисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начинаете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Может кто-то из вас хочет дополнить свои рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Анализ:
Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Упражнение «Стряхни»
Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.
Инструкция: я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от негативных чувств. Порой мы носим в себе большие, и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзаменам». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас падает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
Анализ: Ваше самочувствие после выполнение упражнения?
Упражнение “Волшебное озеро” Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему». - Как вы понимаете значение слова “уникальный”? Вопросы после выполнения упражнения. 1. Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете? 2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку? 3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?
Упражнение «Волшебный карандаш»
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники группы сидят в кругу.
Инструкция: у меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.
Анализ:
Что принес вам этот день?
Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?
Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.
Упражнение “Аплодисменты” Часто человек нуждается в том чтобы его благодарили, благодарность содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю поблагодарить друг друга за работу аплодисментами . Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».