kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая программа по развитию когнитивной сферы учащихся с ЗПР 1-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Цели и задачи:

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность обучающихся к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать

  состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать ситуацию успеха;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая программа по развитию когнитивной сферы учащихся с ЗПР 1-4 классы. »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная школа № 2

Белгородского района Белгородской области»










«Согласовано»

Заместитель директора

________Лактионова Л.Н.


« » 2015 г.



«Утверждено»

Директор школы

________Добрыденко Т.Г.

Приказ №___

от« » 2015 г.








ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА


По развитию когнитивной сферы учащихся

с задержкой психического развития.

1-4 класс.














2015 г.

Психологическая программа развития когнитивной сферы

учащихся 1-4 классов (VII в.)


- Цели и задачи:

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность обучающихся к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать

состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать ситуацию успеха;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный – анализ причин, факторов препятствующих задержке психического развития обучающихся, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.


Второй этап – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.


Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.


Форма реализации программы:

  • Опросы, тесты.

  • Беседы.

  • Игровая терапия.

  • Сказкотерапия.

  • Тренинги.

  • Групповые и индивидуальные консультации.

Длительность программы 1 год


Программа реализуется на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов - Локалова Н.П.;

-психодиагностики психических процессов обучающихся:

Психодиагностика:

а) Методика исследования кратковременной памяти;

б) Методика изучения уровня внимания и самоконроля школьников;

в) Тест на определение интеллектуального развития ребенка;

г) Пиктограмма на исследование мышления;

д)Тест “Палочки и крестики” на определение уровня самоконтроля;

е)Тест “Вербальная и невербальная фантазия”;


Программу реализует педагог-психолог Кийкова Оксана Владимировна


Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.


Общее количество участников программы - 4


Сроки реализации программы с 01.09.15 г. по 31.05.16 г.


Ожидаемый результат

Организованная психологическая работа позволит скорректировать психические процессы обучающихся.


Актуальность программы:

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данных коррекционно-развивающей программы.

Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.


Длительность программы 1 год


Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования


Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У обучающихся 1-4 классов(VII в.). продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2014-2015 уч.г. и индивидуальных особенностей с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей , на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.


В 1-4 классе (VII в.): % обучающихся на высоком уровне, % на среднем и % низком уровне готовности к школьному обучению.

Психические процессы

У Р

высокий

О В Н

Средний

И

низкий

Память

0%

8%

92%

Внимание

0%

27%

73%

Произвольная сфера

67%

8%

25%

Интеллектуальное

развитие

33%

59%

8%

Воображение

16%

43%

41%

МЫШЛЕНИЕ

тип “мыслителя

Тип “образного мышления”


8%

84%


CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 1 класса (VII в.):


уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1


Тренинги:


а)"Интервью";

б)"Планета сердец";

в) Статистическая медитация

1

2


Исследование уровня школьной тревожности. Коррек­ция тревожности.

Психодиагностика

1

3


Исследование мотивации и мышления

1

4


Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению

1

5


Исследование произвольной сферы и воображения

1

6


Исследование памяти

1

7


Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8



Словесные обозначения предметов

Назови предметы

1

Слуховые ощущения

Послушай тишину Узнай по звуку

9


Психологическая коммуникативная игра

Волшебная страна общения

1

10




Внимание

(сосредоточенность)

Выполни команду

1

Зрительные ощущения

Какого цвета?

Цветные полоски

11


Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

12




Артикуляция

Произнеси чисто

1

Пространственные

Раскрась правильно

13




17.10

Фонетико-фонематиче-ское восприятие

Найди ошибку

1

Пространственные представления

Определи фигуру

Понятийное мышление

Назови одним словом

Конкретизация понятий

14




Выполнение словесных поручений

Учись слушать и выполнять

1

Самоконтроль

Учитель – ученик, ученик – учитель

Слуховые ощущения

Послушай звуки

Слуховое восприятие

Назови и проверь постукиванием

15




Внимание (объем)

Кто точнее нарисует?

1

Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

16




Память (непосредствен­ная вербальная)

Магнитофон

1

Пространственные представления

Переверни рисунок Что? Где?


17




(сосредоточенность)

Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит

1

Память (непосредствен­ная вербальная)

У кого ряд длиннее?

18





Память (двигательная)

Телеграфисты

1

Пространственные представления

Куда указывают стрелки?

Понятийное мышление

Подбери картинки

19





Анализ образца

Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец

1

Память (непосредствен­ная зрительная)

Найди картинку

Внимание (устойчивость)

Перепутанные линии

20





Образное мышление

Цветная сказка

1

Зрительно-двигательные координации

Штриховка

Память (непосредствен­ная зрительная)

Запомни точно

21





Память (непосредствен­ная зрительная)

Нарисуй по памяти

1

Пространственные представления

Выполни правильно

Понятийное мышление

Вордбол

22





Пространственные представления

Где этот домик?

1

Выполнение словесных поручений

Чей узор лучше?

Зрительные ощущения

Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка

23


Зрительно-моторная координация

Рисунки по цифрам

1

24




Анализ образца

Раскрась правильно

1

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

25





Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

1

Внимание (переключение)

Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры

Точность движений (макродвижения)

Точные движения Как звонки тарелки

и ложки

26





Память (двигательная)

Телеграфисты

1

Пространственные представления

Куда указывают стрелки?

Понятийное мышление

Подбери картинки

27





Анализ образца

Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец

1

Память (непосредствен­ная зрительная)

Найди картинку

Внимание (устойчивость)

Перепутанные линии

28





Образное мышление

Цветная сказка

1

Зрительно-двигательные координации

Штриховка

Память (непосредствен­ная зрительная)

Запомни точно

29


Арт-терапия


Техника «Рассерженные шарики», Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

30





Память (непосредствен­ная зрительная)

Нарисуй по памяти

1

Пространственные представления

Выполни правильно

Понятийное мышление

Вордбол

31





Пространственные представления

Где этот домик?

1

Выполнение словесных поручений

Чей узор лучше?

Зрительные ощущения

Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка

32




Анализ образца

Раскрась правильно


Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

33





Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

1

Внимание (переключение)

Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры

Точность движений (макродвижения)

Точные движения Как звонки тарелки

и ложки

34





Анализ образца

Срисуй фигуры точно

1

Зрительное восприятие формы

Путаница Найди одинаковые Назови фигуры

Осязательные ощущения

Тяжелые коробочки

35




Мышление (абстрагирование)

Найди одинаковые

1

Память (непосредствен­ная зрительная)

Запомни и найди Запомни и нарисуй

36





Зрительный анализ

Кто наблюдательнее

1

Словесный синтез

Магнитофон


Понятийное мышление

Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол

37


Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

38




Осязательные ощущения

Тяжелые коробочки

1

Внимание (устойчивость)

Крестики, точки Пишущая машинка

39





Зрительный анализ

Сгруппируй буквы

1

Внимание (переключение)

Синхронный счет

Пространственные представления

Цветной ксилофон Живые цепочки

40





Мышление (анализ)

Найди отличия Дорисуй недостающие детали

1

Анализ образца

Нарисуй точно такие же ,Бусинки

Зрительно-двигательные координации

Проведи, не касаясь Спящий дракон

41


Сказкотерапия

Коррекция межличностных отношений

1

42





Мышление (гибкость)

Способы применения предмета

1

Внимание (распределение)

Соблюдай правило

Мышление (сравнение)

Сравнение слов Учимся сравнивать

43





Пространственные

представления

Поставь значки

1

Анализ и синтез (анаграммы)

Отгадай слова

Внимание (переключение, устойчивость)

Называй и считай Алфавит

44





Звуковой синтез

Подбери слова

1

Внимание (объем)

Найди слоги

Пространственные представления

Говори правильно

45





Понятийное мышление

Вордбол

1

Память (двигательная)

Телеграфисты

Пространственные представления

Где спрятались игрушки

46


Сказкотерапия

Смешные страхи

1

47





Мышление (синтез)

Составление предложений

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Наблюдательность

Все ли ты увидел?

48





Мышление (сравнение)

Найди одинаковые и отличающиеся

1

Зрительное восприятие формы

Составь фигуру

Память (непосредственная зрительная)

Запомни картинки Запомни порядок

49





Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

1

Мышление (синтез)

Назови предмет

Зрительно-двигательные координации

Молния Речка

50





Мышление (сравнение)

Сравни предметы

1

Саморегуляция

Образец и правило

Зрительное восприятие формы

Загадочные контуры

51


Тренинг

Гномики на стадионе

1

52






Внимание (в условиях кол­лективной деятельности)

Делаем вместе

1

Зрительное восприятие

Найди фото

Анализ образца

Нарисуй так же

Мышление (абстрагиро­вание)

Покажи одинаковые

53





Пространственные

представления

Поставь значки

1

Анализ и синтез (анаграммы)

Отгадай слова

Внимание (переключение, устойчивость)

Называй и считай Алфавит

54


Сказкотерапия

Школьные правила

1

55





Звуковой синтез

Подбери слова

1

Внимание (объем)

Найди слоги

Пространственные представления

Говори правильно

56





Понятийное мышление

Вордбол

1


Память (двигательная)

Телеграфисты

Пространственные представления

Где спрятались игрушки

57





Мышление (синтез)

Составление предложений

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Наблюдательность

Все ли ты увидел?

58





Мышление (сравнение)

Найди одинаковые и отличающиеся

1

Зрительное восприятие формы

Составь фигуру

Память (непосредственная зрительная)

Запомни картинки Запомни порядок

59





Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

1

Мышление (синтез)

Назови предмет

Зрительно-двигательные координации

Молния Речка

60


Игротерапия


Выдерни соломинку,

Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell)

1

61


Исследование мотивации и мышления

Психодиагностика

1

62


Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению

1

63


Исследование произвольной сферы и воображения

1

64


Исследование внимания и интеллектуального развития

1

65


Исследование памяти

1

66


Тренинг: «Общение»



1

Итого: 66 часов


CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 2 класса (VII в.):

уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1


Тренинги


а)"Сердце";

б)"Созвездие";

в) Статистическая медитация

1

2


Исследование уровня школьной тревожности. Коррек­ция тревожности.

Психодиагностика

1

3


Исследование мотивации и мышления

1

4


Исследование воображения

1

5


Исследование произвольной сферы .

1

6


Исследование памяти

1

7


Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8





Внимание (распределение)

Подсчитай правильно

1

Память слуховая

Повтори цифры

Мышление наглядно-образное

Найди путь

9




Пространственные представления

Куда ускакал зайчик?

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

10





Произвольность

Летает - не летает

1

Пространственные представления

Выполняй правильно

Память зрительная

Запомни и нарисуй

11


Психологическая коммуникативная игра

Волшебная страна общения


1

12


Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

13




Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память вербальная

Слова, начинающие­ся с одной буквы

14





Пространственные представления

Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно

1

Память логическая

Объедини слова

Психомоторика

Сделаем бусы Вырежи фигурки

15





Мышление наглядно-образное

Полянки

1

Внимание (устойчивость)

Назови по порядку

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

16





Мышление (установление . закономерностей)

Найди фигуры

1

Мышление (анализ)

Раздели на части

Психомоторика

Кто точнее?

17





Восприятие зрительное

Назови буквы

1

Мышление (анализ)

Какой? Какая? Какие?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

18




Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?

1

Осязательные ощущения

Разложи вслепую

19





Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Память зрительная

Нарисуй по памяти

Внимание

Запретный номер

20





Произвольность

Графический диктант

1

Мышление (нахождение общих признаков)

Поиск общего

Психомоторика

Попади в свой кружок

21





Пространственные

представления

Найди пирамиду Нарисуй кресло

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

Мышление (гибкость)

Заселение дома

22





Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память зрительная

Точно такие

Мышление (анализ)

Раскрашивание фигур Заполни рисунок

23





Пространственные

Шарики в трубочке Подбери заплатку

1

Память слуховая

Повтори и добавь

Память зрительная

Найди образец

24


Арт-терапия


Техника «Рассерженные шарики»

Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

25


Сказкотерапия:

Школьные правила

1

26





Мышление (выделение существ енн ого)

Выбери главное

1

Мышление (анализ)

Найди подходящий треугольник

Ощущения слуховые

Шумящие коробочки

27





Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Пространственные представления

Диктант пространст­венных действий

Воображение

Волшебный лее

28





Мышление (установление . закономерностей)

Найди фигуры

1

Мышление (анализ)

Раздели на части

Психомоторика

Кто точнее?

29


Сказкотерапия

Школьные правила

1

30





Восприятие зрительное

Назови буквы

1

Мышление (анализ)

Какой? Какая? Какие?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

31




Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?

1

Осязательные ощущения

Разложи вслепую

32


Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

33




Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Память зрительная

Нарисуй по памяти

Внимание

Запретный номер

34





Произвольность

Графический диктант

1

Мышление (нахождение общих признаков)

Поиск общего

Психомоторика

Попади в свой кружок

35





Пространственные

представления

Найди пирамиду Нарисуй кресло

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

Мышление (гибкость)

Заселение дома

36





Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память зрительная

Точно такие

Мышление (анализ)

Раскрашивание фигур Заполни рисунок

37





Пространственные

Шарики в трубочке Подбери заплатку

1

Память слуховая

Повтори и добавь

Память зрительная

Найди образец

38


Сказкотерапия

Смешные страхи

1

39





Мышление (выделение существенного)

Выбери главное

1

Мышление (анализ)

Найди подходящий треугольник

Ощущения слуховые

Шумящие коробочки

40





Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Пространственные представления

Диктант пространст­венных действий

Воображение

Волшебный лее

41


Тренинг

Гномики на стадионе

1

42






Ощущения осязательные

Шершавые дощечки

1

Память опосредованная

Подбери картинку

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Ощущения мышечные

Рукопожатие

43





Ощущения слуховые

Шумящие коробочки

1

Внимание (устойчивость, переключение)

Крестики, точки

Мышление наглядно-образное

Раздели квадрат

44





Ощущения осязательные

Тяжелые коробочки

1

Память опосредованная

Подбери картинку

Ощущения зрительные

Цветовая угадайка

45


Игротерапия


Выдерни соломинку,

Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell)

1

46





Внимание (распределение)

Делаем вместе

1

Мышление (сравнение)

Найди отличающиеся

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

47





Память опосредованная

Зашифруй предложение

1

Мышление наглядно-образное

Ленточки

Восприятие слуховое

Назови и проверь постукиванием

48




Память вербальная

Найди слова

1

Пространственные представления

Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур

49





Мышление (анализ)

Дорисуй рисунок

1

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

Психомоторика

Иголка и нитка

50


Сказкотерапия

Коррекция межличностных отношений

1

51


Мышление (анализ)

Найди футболистов в одинаковой форме Цирк

1

52





Намять опосредованная

Зашифруй

предложение

1

Ощущения зрительные

Цветовая угадайка

Произвольность

Зеваки

53






Мышление (сравнение)

Найди одинаковые Одинаковое, разное

1

Память зрительная

Точно такие

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Ощущения мышечные

Рукопожатие

54





Мышление (обобщение)

Четвертый лишний

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Ощущения осязательные

Тяжелые коробочки

55


Зрительно-моторная координация

Рисунок по точкам

1

56





Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Память опосредованная

Запомни фигуры

Произвольность

Замри!

57





Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай

1

Мышление (абстрагиро­вание)

Посмотри вокруг

Пространственные пред­ставления

Где находится чайник?

58


Арт-терапия


техника каракулей

Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe)

1

59





Мышление (сравнение)

Найди отличающиеся

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Восприятие зрительное

Загадочные контуры

60


Артерапия


Техника «Страшные сны»

Л. Дж. Эгр (L G. Agre)

1

61


Исследование мотивации

Психодиагностика

1

62


Исследование мышления

1

63


Исследование воображения

1

64


Исследование произвольной сферы .

1

65


Исследование внимания

1

66


Исследование интеллектуального развития

1

67


Исследование памяти


68


Тренинг: «Общение»




Итого: 68 часов


CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 3 класса (VII в.):

уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1


Тренинги:


а)"Сердце";

б)"Созвездие";

в) Статистическая медитация

1

2


Исследование уровня школьной тревожности. Коррек­ция тревожности.

Психодиагностика

1

3


Исследование мотивации и мышления

1

4


Исследование воображения

1

5


Исследование произвольной сферы .

1

6


Исследование памяти

1

7


Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8





Память опосредованная

Запомни фигуры

1

Мышление логическое

Логический квадрат

Произвольность движений

Обводи точно

9





Мышление (обобщение)

Четвертый лишний

1

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

10





Внутренний план действия

Поверни квадрат

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

11


Психологическая коммуникативная игра

Волшебная страна общения


1

12


Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

13





Мышление

(ассоциативное)

Мышление (обобщение)

Воображение

Свяжи слова

1

Найди четвертый лишний

Закончи рисунок

14


Арт-терапия


Техника «Рассерженные шарики»

Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

15




Внутренний план действия

Муха

1

Произвольность движений

Бери осторожно

16


Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

17





Память зрительная

Запомни сочетания фигур

1

Мышление вербально-смысловое

Раздели на группы

Пространственные

представления

Фигуры и значки

18





Мышление (словесно-логическое)

Выбери главное

1

Внутренний план действия

Совмести фигуры

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Знай свой темп

19


Зрительно-моторная координация

Либиринты

1

20





Мышление (аналогии)

Назови четвертое слово

1

Внутренний план действия

Муха

Произвольность движений

Запретное движение

21





Мышление (сравнение)

Одинаковое, разное

1

Произвольность (помехо­устойчивость интеллек­туальных процессов)

Не путай цвета

Воображение

Что это?

22




Память (опосредованная вербальная)

Объедини по смыслу

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

23


Сказкотерапия

Смешные страхи

1

24





Пространственные представления

Учись уменьшать и увеличивать

1

Мышление вербально-смысловое

Объедини пословицы

Память (непосредствен-

Запомни и нарисуй

25




Внутренний план действия

Поверни квадрат

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

26


Сказкотерапия

Школьные правила

1

27





Мышление (логическое)

Логический квадрат

1

Внимание (устойчивость)

Назови по порядку

Чувство времени

Дружный хлопок

28




Мышление (синтез)

Составь слова

1

Внимание (переключение)

Отыщи числа

29


Тренинг

Гномики на стадионе

2

30


31





Воображение

Волшебники

1

Пространственные представления

Где какая полоска? Кольца

Мышление (абстрактно-логическое)

Говорим

по-марсиански

32




Мышление (логическое)

Поезд

1

Произвольность (помехо­устойчивость интеллек­туальных процессов)

Не путай цвета

33


Игротерапия

Выдерни соломинку, Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell)

1

34





Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

Внутренний план действия

Архитектор

35


Беседе

Трудолюбие

1

36





Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Чувство времени

За одну минуту

Память опосредованная

Письмо

инопланетянина

37




Память опосредованная вербальная

Объедини по смыслу

1

Внутренний план действия

Поверни квадрат

38


Тренинг

Трудные ситуации

1

39





Память (непосредственная слуховая)

Добавь слово

1

Пространственные

представления

Раскрась фигуру

Произвольность движений (преодоление гиперактивности)

Флажок

40


Арт-терапия


техника каракулей

Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe)

1

41




Внутренний план действия

Муха

1

Мышление (синтез)

Что здесь

изображено?

42


Тренинг: «Подари улыбку»


1

43





Внимание (переключение)

Отыщи числа

1

Мышление (наглядно-образное)

Преврати в квадрат

Произвольность движений

Запретное движение

44


Тренинг

Владей собой

1

45





Мышление вербально-смысловое

Подбери слова

1

Пространственные представления

Найди недостающий квадрат

Воображение

Закончи рисунки

46


Сказкотерапия

Игры в школе

1

47





Мышление вербально-понятийное

Пятый лишний

1

Мышление вербально: смысловое

Объясни значение

Слуховое восприятие

Назови и проверь постукиванием

48


Артерапия


Рисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben)

1

49





Внутренний план действия

Этажи

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Память (непосредственная)

Какой цвет?

50


Коммуникативная психологическая игра

Волшебная страна

1

51




Мышление вербально-понятийное

Расположи слова

1

Внимание (устойчивость)

Стенографы

52


Психокоррекционное занятие

Путешествие на облаке

1

53





Мышление вербально-понятийное

Расположи слова

1

Память (опосредованная)

Запомни слова

Чувство времени

Дружный хлопок

54


Беседа

Видеть хорошее

1

55




Память (логическая)

Найди правило и запомни

1

Произвольность (помехо­устойчивость интеллекту­альных процессов)

Найди смысл

56


Беседа

Ответственность

1

57





Воображение

Вордбол

1

Пространственные

представления

Составь изображения

Развертка

58





Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Мышление (вербально-понятийное)

Расположи слова

Произвольность движений

Замри

59


Психокоррекционное занятие

Избавляемся от гнева

1

60


Арт-терапия


Техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгр (L G. Agre)

1

61


Исследование мотивации

Психодиагностика

1

62


Исследование мышления

1

63


Исследование воображения

1

64


Исследование произвольной сферы .

1

65


Исследование внимания и

1

66


Исследование нтеллектуального развития


1

67


Исследование памяти

1

68


Тренинг: «Общение»



1

Итого: 68 часов


CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 4 класса (VII в.):

уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1


Тренинги:


а)"Сердце";

б)"Созвездие";

в) Статистическая медитация

1

2


Исследование уровня школьной тревожности. Коррек­ция тревожности.

Психодиагностика

1

3


Исследование мотивации и мышления

1

4


Исследование воображения

1

5


Исследование произвольной сферы .

1

6


Исследование памяти

1

7


Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8





Внимание (распределение)

Подсчитай правильно

1

Память слуховая

Повтори цифры

Мышление наглядно-образное

Найди путь

9




Пространственные представления

Куда ускакал зайчик?

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

10


Коммуникативная психологическая игра

Волшебная страна общения


1

11





Произвольность

Летает - не летает

1

Пространственные представления

Выполняй правильно

Память зрительная

Запомни и нарисуй

12


Зрительно-моторная координация

Лабиринты

1

13


Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

14




Мышление вербально-понятийное

Расположи слова

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

15





Мышление вербально-понятийное

Назови слова

1

Пространственные представления

Разноцветный коробок

Воображение

Закончи рисунок

16


Арт-терапия

Техника «Рассерженные шарики»

Тэмми Хорн (Tammy Horn)


1

17




Мышление вербально-понятийное

Подбери общее понятие

1

Память (опосредованная)

Запомни фигуры

18


Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

19





Мышление вербально-смысловое

Пословицы

1

Пространственные представления

Лишний кубик

Память (непосредственная)

Запомни и нарисуй

20


Сказкотерапия

Смешные страхи

1

21





Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Мышление вербально-понятийное

Подбери общее понятие

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Не путай цвета

22


Тренинг

Гномики на стадионе

1

23





Мышление вербально-понятийное

Найди рядоположное слово

1

Мышление (сравнение)

Одинаковое, разное

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

24





Мышление вербально-смысловое

Подбери пословицу

1

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

Воображение

Тропинка

25


Сказкотерапия

Школьные правила

1

26




Мышление вербально-понятийное

Найди рядоположное слово

1

Произвольность движений

«Невидящие» и «неслышащие»

27


Игротерапия


«Выдерни соломинку»

Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell)

1

28





Мышление вербально-смысловое

Объясни значение

1

Мышление вербально-понятийное

Целое — часть

Осязательное восприятие

Палочка-узнава-лочка

29





Память (непосредственная)

Запомни сочетания фигур

1

Мышление вербально-смысловое

Подбери пословицу

Пространственные представления

Раскрась кубики

30





Мышление вербально-поиятийное

Целое — часть

1

Мышление вербально-смысловое

Найди значения слов

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Вырезай точно

31


Психокоррекционное занятие

Избавляемся от гнева

1

32




Мышление вербально-причинное

Найди причину и следствие

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

33


Беседа

Ответственность

1

34




Мышление вербально-смысловое

Назови причину Найди значения слов


Произвольность (помехоустойчивость)

Найди смысл

35




Память опосредованная

Письмо инопланетянина

1

Мышление вербально-понятийное

Отрицание

36


Арттерапия


техника каракулей

Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe)

1

37






Мышление вербально-смысловое

Пословицы

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

Пространственные представления

Раскрась кубик

Произвольность двийсений

Кто точнее?

38


Беседе

Трудолюбие

1

39





Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Мышление логическое

Поезд

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

40




Мышление вербально-смысловое

Подбери слово, противоположное по смыслу

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

41


Артерапия


Рисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben)

1

42




Мышление вербально-смысловое

Подбери слово, противоположное по смыслу

1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

43


Коммуникативная психологическая игра

Волшебная страна

2

44


45





Память (непосредственная)

Какого цвета?

1

Мышление вербально-понятийное

Вордбол

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

46




Память опосредованная

Письмо инопланетянина

1

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Вырезай точно

47





Внутренний план действия

Муха

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Произвольность движений

Попади в свой кружок

48





Мышление (анализ через синтез)

Разгадай ребусы

1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

Пространственные представления

Развертка куба

49


Психокоррекционное занятие

«Путешествие на облаке»

1

50




Внимание (устойчивость)

Отыщи числа

1

Произвольность (помехо­устойчивость интеллекту­альных процессов)

Найди смысл

51




Мышление логическое

Поезд

1

Произвольность .движений

Невидящие» и «неслышащие

52


Тренинг

Подари улыбку

1

53





Мышление вербально-понятийное

Отрицание

1

Мышление наглядно-образное

Ленточки

Произвольность движений

Знай свой темп

54




Мышление вербально-понятийное

Подбери общее

понятие

1

Мышление (абстрагирование)

Только одно

СВОЙСТВО

55




Мышление вербально-понятийное

Подбери общее понятие

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

56


Беседа

«Видеть хорошее»

1

57





Мышление (установление

закономерностей)

Найди девятый

1

Память непосредственная

Точно такие

Память вербально-смысловая

Объедини по смыслу и запомни

58





Мышление вербально-смы еловое

Подбери следующее

1

Внимание (устойчивость)

Стенографы

Произвольность движений

Зеваки

59





Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Осязательное восприятие

Палочка-узнава-лочка

60


Артерапия


Техника «Страшные сны»Л. Дж. Эгр (L G. Agre)

1

61


Исследование мотивации

Психодиагностика

1

62


Исследование мышления

1

63


Исследование воображения

1

64


Исследование произвольной сферы .

1

65


Исследование внимания

1

66


Исследование интеллектуального развития


1

67


Исследование памяти


1

68


Тренинг: «Общение»



1

Итого: 68 часов


К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

* нравственно-моральные качества;

* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ .


- повыситься:

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* внимания;

* мышления;

* восприятия;

* произвольной сферы;

* интеллектуального развития;

* воображения.

* работоспособности;

* речевой активности;

* познавательной активности.


К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.


Список литературы, использованной при разработке программы:


1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда­тельство «ACT», 2003.

2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности ваше­го ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 клас­сов. М., 1993.

4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увле­кательные задачи для развития логического мыш­ления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.

5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.

6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.

7. Безруких М.М., Ефимова C.П, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой про­грамме лучше учиться. М., 1993.

8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психоло­гия усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.

9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методиче­ские рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мыш­ления. М., 1985.

11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.

12. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.

13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные спо­собности школьников. Киев, 1993.

14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Началь­ная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.

16. Готовность детей к школе. Диагностика психиче­ского развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.

17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для разви­тия умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.

18. Диагностика готовности детей к обучению в шко­ле. Методические рекомендации. Пермь, 1992.

19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.

20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психо­логии, 1990, № 6.

21. Зак А.З. Занимательные игры для развития ин­теллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.

22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск законо­мерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.

23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные иг­ры для детей 6-10 лет. М., 1993.

24. Зак A3. Познавать играя: развитие познаватель­ных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.

25. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.

26. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. -М., 1993.

27. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

28. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.

29. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непре­рывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.

30.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

31. Локалова Н.Л. 90 уроков психологического раз­вития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.

32. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.

33. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.

34. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспита­ния и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психо­логии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

35. Методические рекомендации по развитию психо­моторных качеств у студентов на занятиях по фи­зическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Ки­шинев, 1986.

36. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе про­дленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.

37. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.

38.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

39. Поддъяков НЛ. Закономерности психического раз­вития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Красно­дар», 1997.

40. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростка­ми: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дуброви­на. М. --Тула, 1993.

41. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.

42. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.

43. Субботина JIJO. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997

44. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.

45. Тесты для фиксации уровня развития познава­тельных процессов (внимания, восприятия, вооб­ражения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол­кова. М., 1993.

46. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Яро­славль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

47. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упраж­нения по развитию памяти, внимания, мышле­ния, речи, техники чтения). М., 1993.

48. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьячен­ко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.

49. Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители мо­гут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.

50. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

51. Чуприкова HJf. Психология умственного разви­тия: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.

52. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспи­танию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.

53. Психокоррекционные программы SOMVI «Релаксация» , «»Настроение

54. Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь»




Программу составила

педагог-психолог: О.В. Кийкова

Проверено зам. директора по УВР: Л.Н. Лактионова













25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическая программа по развитию когнитивной сферы учащихся с ЗПР 1-4 классы.

Автор: Кийкова Оксана Владимировна

Дата: 22.07.2015

Номер свидетельства: 223372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства