- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный – анализ причин, факторов препятствующих задержке психического развития обучающихся, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.
Второй этап – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Форма реализации программы:
Опросы, тесты.
Беседы.
Игровая терапия.
Сказкотерапия.
Тренинги.
Групповые и индивидуальные консультации.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов -Локалова Н.П.;
-психодиагностики психических процессов обучающихся:
Психодиагностика:
а) Методика исследования кратковременной памяти;
б) Методика изучения уровня внимания и самоконроля школьников;
в) Тест на определение интеллектуального развития ребенка;
г) Пиктограмма на исследование мышления;
д)Тест “Палочки и крестики” на определение уровня самоконтроля;
е)Тест “Вербальная и невербальная фантазия”;
Программу реализует педагог-психолог Кийкова Оксана Владимировна
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.
Общее количество участников программы - 4
Сроки реализации программы с 01.09.15 г. по 31.05.16 г.
Ожидаемый результат
Организованная психологическая работа позволит скорректировать психические процессы обучающихся.
Актуальность программы:
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данных коррекционно-развивающей программы.
Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.
Длительность программы 1 год
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У обучающихся 1-4 классов(VII в.). продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.
Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2014-2015 уч.г. и индивидуальных особенностей с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей , на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.
В 1-4 классе (VII в.): % обучающихся на высоком уровне, % на среднем и % низком уровне готовности к школьному обучению.
Психические процессы
У Р
высокий
О В Н
Средний
И
низкий
Память
0%
8%
92%
Внимание
0%
27%
73%
Произвольная сфера
67%
8%
25%
Интеллектуальное
развитие
33%
59%
8%
Воображение
16%
43%
41%
МЫШЛЕНИЕ
тип “мыслителя
Тип “образного мышления”
8%
84%
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 1 класса (VII в.):
№ уроков
дата
Развиваемые психологические процессы
Методики и задания
Кол-во часов
1
Тренинги:
а)"Интервью";
б)"Планета сердец";
в) Статистическая медитация
1
2
Исследование уровня школьной тревожности. Коррекция тревожности.
Психодиагностика
1
3
Исследование мотивации и мышления
1
4
Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению
1
5
Исследование произвольной сферы и воображения
1
6
Исследование памяти
1
7
Исследование внимания и интеллектуального развития
1
8
Словесные обозначения предметов
Назови предметы
1
Слуховые ощущения
Послушай тишину Узнай по звуку
9
Психологическая коммуникативная игра
Волшебная страна общения
1
10
Внимание
(сосредоточенность)
Выполни команду
1
Зрительные ощущения
Какого цвета?
Цветные полоски
11
Психокоррекционное занятие
Сказочная страна
1
12
Артикуляция
Произнеси чисто
1
Пространственные
Раскрась правильно
13
17.10
Фонетико-фонематиче-ское восприятие
Найди ошибку
1
Пространственные представления
Определи фигуру
Понятийное мышление
Назови одним словом
Конкретизация понятий
14
Выполнение словесных поручений
Учись слушать и выполнять
1
Самоконтроль
Учитель – ученик, ученик – учитель
Слуховые ощущения
Послушай звуки
Слуховое восприятие
Назови и проверь постукиванием
15
Внимание (объем)
Кто точнее нарисует?
1
Осязательные ощущения
Шершавые дощечки
16
Память (непосредственная вербальная)
Магнитофон
1
Пространственные представления
Переверни рисунок Что? Где?
17
(сосредоточенность)
Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит
1
Память (непосредственная вербальная)
У кого ряд длиннее?
18
Память (двигательная)
Телеграфисты
1
Пространственные представления
Куда указывают стрелки?
Понятийное мышление
Подбери картинки
19
Анализ образца
Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец
1
Память (непосредственная зрительная)
Найди картинку
Внимание (устойчивость)
Перепутанные линии
20
Образное мышление
Цветная сказка
1
Зрительно-двигательные координации
Штриховка
Память (непосредственная зрительная)
Запомни точно
21
Память (непосредственная зрительная)
Нарисуй по памяти
1
Пространственные представления
Выполни правильно
Понятийное мышление
Вордбол
22
Пространственные представления
Где этот домик?
1
Выполнение словесных поручений
Чей узор лучше?
Зрительные ощущения
Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка
23
Зрительно-моторная координация
Рисунки по цифрам
1
24
Анализ образца
Раскрась правильно
1
Слуховые ощущения
Шумящие коробочки
25
Осязательные ощущения
Шершавые дощечки
1
Внимание (переключение)
Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры
Точность движений (макродвижения)
Точные движения Как звонки тарелки
и ложки
26
Память (двигательная)
Телеграфисты
1
Пространственные представления
Куда указывают стрелки?
Понятийное мышление
Подбери картинки
27
Анализ образца
Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец
1
Память (непосредственная зрительная)
Найди картинку
Внимание (устойчивость)
Перепутанные линии
28
Образное мышление
Цветная сказка
1
Зрительно-двигательные координации
Штриховка
Память (непосредственная зрительная)
Запомни точно
29
Арт-терапия
Техника «Рассерженные шарики», Тэмми Хорн (Tammy Horn)
1
30
Память (непосредственная зрительная)
Нарисуй по памяти
1
Пространственные представления
Выполни правильно
Понятийное мышление
Вордбол
31
Пространственные представления
Где этот домик?
1
Выполнение словесных поручений
Чей узор лучше?
Зрительные ощущения
Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка
32
Анализ образца
Раскрась правильно
Слуховые ощущения
Шумящие коробочки
33
Осязательные ощущения
Шершавые дощечки
1
Внимание (переключение)
Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры
Точность движений (макродвижения)
Точные движения Как звонки тарелки
и ложки
34
Анализ образца
Срисуй фигуры точно
1
Зрительное восприятие формы
Путаница Найди одинаковые Назови фигуры
Осязательные ощущения
Тяжелые коробочки
35
Мышление (абстрагирование)
Найди одинаковые
1
Память (непосредственная зрительная)
Запомни и найди Запомни и нарисуй
36
Зрительный анализ
Кто наблюдательнее
1
Словесный синтез
Магнитофон
Понятийное мышление
Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол
37
Коммуникативный тренинг
Настоящий принц
1
38
Осязательные ощущения
Тяжелые коробочки
1
Внимание (устойчивость)
Крестики, точки Пишущая машинка
39
Зрительный анализ
Сгруппируй буквы
1
Внимание (переключение)
Синхронный счет
Пространственные представления
Цветной ксилофон Живые цепочки
40
Мышление (анализ)
Найди отличия Дорисуй недостающие детали
1
Анализ образца
Нарисуй точно такие же ,Бусинки
Зрительно-двигательные координации
Проведи, не касаясь Спящий дракон
41
Сказкотерапия
Коррекция межличностных отношений
1
42
Мышление (гибкость)
Способы применения предмета
1
Внимание (распределение)
Соблюдай правило
Мышление (сравнение)
Сравнение слов Учимся сравнивать
43
Пространственные
представления
Поставь значки
1
Анализ и синтез (анаграммы)
Отгадай слова
Внимание (переключение, устойчивость)
Называй и считай Алфавит
44
Звуковой синтез
Подбери слова
1
Внимание (объем)
Найди слоги
Пространственные представления
Говори правильно
45
Понятийное мышление
Вордбол
1
Память (двигательная)
Телеграфисты
Пространственные представления
Где спрятались игрушки
46
Сказкотерапия
Смешные страхи
1
47
Мышление (синтез)
Составление предложений
1
Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый
Наблюдательность
Все ли ты увидел?
48
Мышление (сравнение)
Найди одинаковые и отличающиеся
1
Зрительное восприятие формы
Составь фигуру
Память (непосредственная зрительная)
Запомни картинки Запомни порядок
49
Мышление (сравнение)
Найди одинаковые
1
Мышление (синтез)
Назови предмет
Зрительно-двигательные координации
Молния Речка
50
Мышление (сравнение)
Сравни предметы
1
Саморегуляция
Образец и правило
Зрительное восприятие формы
Загадочные контуры
51
Тренинг
Гномики на стадионе
1
52
Внимание (в условиях коллективной деятельности)
Делаем вместе
1
Зрительное восприятие
Найди фото
Анализ образца
Нарисуй так же
Мышление (абстрагирование)
Покажи одинаковые
53
Пространственные
представления
Поставь значки
1
Анализ и синтез (анаграммы)
Отгадай слова
Внимание (переключение, устойчивость)
Называй и считай Алфавит
54
Сказкотерапия
Школьные правила
1
55
Звуковой синтез
Подбери слова
1
Внимание (объем)
Найди слоги
Пространственные представления
Говори правильно
56
Понятийное мышление
Вордбол
1
Память (двигательная)
Телеграфисты
Пространственные представления
Где спрятались игрушки
57
Мышление (синтез)
Составление предложений
1
Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый
Наблюдательность
Все ли ты увидел?
58
Мышление (сравнение)
Найди одинаковые и отличающиеся
1
Зрительное восприятие формы
Составь фигуру
Память (непосредственная зрительная)
Запомни картинки Запомни порядок
59
Мышление (сравнение)
Найди одинаковые
1
Мышление (синтез)
Назови предмет
Зрительно-двигательные координации
Молния Речка
60
Игротерапия
Выдерни соломинку,
Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell)
1
61
Исследование мотивации и мышления
Психодиагностика
1
62
Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению
1
63
Исследование произвольной сферы и воображения
1
64
Исследование внимания и интеллектуального развития
1
65
Исследование памяти
1
66
Тренинг: «Общение»
1
Итого: 66 часов
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 2 класса (VII в.):
№ уроков
дата
Развиваемые психологические процессы
Методики и задания
Кол-во часов
1
Тренинги
а)"Сердце";
б)"Созвездие";
в) Статистическая медитация
1
2
Исследование уровня школьной тревожности. Коррекция тревожности.
Психодиагностика
1
3
Исследование мотивации и мышления
1
4
Исследование воображения
1
5
Исследование произвольной сферы .
1
6
Исследование памяти
1
7
Исследование внимания и интеллектуального развития
1
8
Внимание (распределение)
Подсчитай правильно
1
Память слуховая
Повтори цифры
Мышление наглядно-образное
Найди путь
9
Пространственные представления
Куда ускакал зайчик?
1
Мышление наглядно-образное
Полянки
10
Произвольность
Летает - не летает
1
Пространственные представления
Выполняй правильно
Память зрительная
Запомни и нарисуй
11
Психологическая коммуникативная игра
Волшебная страна общения
1
12
Психокоррекционное занятие
Сказочная страна
1
13
Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры
1
Память вербальная
Слова, начинающиеся с одной буквы
14
Пространственные представления
Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно
1
Память логическая
Объедини слова
Психомоторика
Сделаем бусы Вырежи фигурки
15
Мышление наглядно-образное
Полянки
1
Внимание (устойчивость)
Назови по порядку
Мышление (синтез)
Что здесь изображено?
16
Мышление (установление . закономерностей)
Найди фигуры
1
Мышление (анализ)
Раздели на части
Психомоторика
Кто точнее?
17
Восприятие зрительное
Назови буквы
1
Мышление (анализ)
Какой? Какая? Какие?
Слуховые ощущения
Шумящие коробочки
18
Внимание (распределение)
Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?
1
Осязательные ощущения
Разложи вслепую
19
Мышление (анализ и синтез)
Отгадай слова
1
Память зрительная
Нарисуй по памяти
Внимание
Запретный номер
20
Произвольность
Графический диктант
1
Мышление (нахождение общих признаков)
Поиск общего
Психомоторика
Попади в свой кружок
21
Пространственные
представления
Найди пирамиду Нарисуй кресло
1
Мышление наглядно-образное
Полянки
Мышление (гибкость)
Заселение дома
22
Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры
1
Память зрительная
Точно такие
Мышление (анализ)
Раскрашивание фигур Заполни рисунок
23
Пространственные
Шарики в трубочке Подбери заплатку
1
Память слуховая
Повтори и добавь
Память зрительная
Найди образец
24
Арт-терапия
Техника «Рассерженные шарики»
Тэмми Хорн (Tammy Horn)
1
25
Сказкотерапия:
Школьные правила
1
26
Мышление (выделение существ енн ого)
Выбери главное
1
Мышление (анализ)
Найди подходящий треугольник
Ощущения слуховые
Шумящие коробочки
27
Мышление (анализ и синтез)
Отгадай слова
1
Пространственные представления
Диктант пространственных действий
Воображение
Волшебный лее
28
Мышление (установление . закономерностей)
Найди фигуры
1
Мышление (анализ)
Раздели на части
Психомоторика
Кто точнее?
29
Сказкотерапия
Школьные правила
1
30
Восприятие зрительное
Назови буквы
1
Мышление (анализ)
Какой? Какая? Какие?
Слуховые ощущения
Шумящие коробочки
31
Внимание (распределение)
Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?
1
Осязательные ощущения
Разложи вслепую
32
Коммуникативный тренинг
Настоящий принц
1
33
Мышление (анализ и синтез)
Отгадай слова
1
Память зрительная
Нарисуй по памяти
Внимание
Запретный номер
34
Произвольность
Графический диктант
1
Мышление (нахождение общих признаков)
Поиск общего
Психомоторика
Попади в свой кружок
35
Пространственные
представления
Найди пирамиду Нарисуй кресло
1
Мышление наглядно-образное
Полянки
Мышление (гибкость)
Заселение дома
36
Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры
1
Память зрительная
Точно такие
Мышление (анализ)
Раскрашивание фигур Заполни рисунок
37
Пространственные
Шарики в трубочке Подбери заплатку
1
Память слуховая
Повтори и добавь
Память зрительная
Найди образец
38
Сказкотерапия
Смешные страхи
1
39
Мышление (выделение существенного)
Выбери главное
1
Мышление (анализ)
Найди подходящий треугольник
Ощущения слуховые
Шумящие коробочки
40
Мышление (анализ и синтез)
Отгадай слова
1
Пространственные представления
Диктант пространственных действий
Воображение
Волшебный лее
41
Тренинг
Гномики на стадионе
1
42
Ощущения осязательные
Шершавые дощечки
1
Память опосредованная
Подбери картинку
Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры
Ощущения мышечные
Рукопожатие
43
Ощущения слуховые
Шумящие коробочки
1
Внимание (устойчивость, переключение)
Крестики, точки
Мышление наглядно-образное
Раздели квадрат
44
Ощущения осязательные
Тяжелые коробочки
1
Память опосредованная
Подбери картинку
Ощущения зрительные
Цветовая угадайка
45
Игротерапия
Выдерни соломинку,
Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell)
1
46
Внимание (распределение)
Делаем вместе
1
Мышление (сравнение)
Найди отличающиеся
Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый
47
Память опосредованная
Зашифруй предложение
1
Мышление наглядно-образное
Ленточки
Восприятие слуховое
Назови и проверь постукиванием
48
Память вербальная
Найди слова
1
Пространственные представления
Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур
49
Мышление (анализ)
Дорисуй рисунок
1
Мышление (синтез)
Что здесь изображено?
Психомоторика
Иголка и нитка
50
Сказкотерапия
Коррекция межличностных отношений
1
51
Мышление (анализ)
Найди футболистов в одинаковой форме Цирк
1
52
Намять опосредованная
Зашифруй
предложение
1
Ощущения зрительные
Цветовая угадайка
Произвольность
Зеваки
53
Мышление (сравнение)
Найди одинаковые Одинаковое, разное
1
Память зрительная
Точно такие
Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый
Ощущения мышечные
Рукопожатие
54
Мышление (обобщение)
Четвертый лишний
1
Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры
Ощущения осязательные
Тяжелые коробочки
55
Зрительно-моторная координация
Рисунок по точкам
1
56
Внутренний план действия
Совмести фигуры
1
Память опосредованная
Запомни фигуры
Произвольность
Замри!
57
Внимание (распределение)
Вычеркивай буквы и слушай
1
Мышление (абстрагирование)
Посмотри вокруг
Пространственные представления
Где находится чайник?
58
Арт-терапия
техника каракулей
Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe)
1
59
Мышление (сравнение)
Найди отличающиеся
1
Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый
Восприятие зрительное
Загадочные контуры
60
Артерапия
Техника «Страшные сны»
Л. Дж. Эгр (L G. Agre)
1
61
Исследование мотивации
Психодиагностика
1
62
Исследование мышления
1
63
Исследование воображения
1
64
Исследование произвольной сферы .
1
65
Исследование внимания
1
66
Исследование интеллектуального развития
1
67
Исследование памяти
68
Тренинг: «Общение»
Итого: 68 часов
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 3 класса (VII в.):
№ уроков
дата
Развиваемые психологические процессы
Методики и задания
Кол-во часов
1
Тренинги:
а)"Сердце";
б)"Созвездие";
в) Статистическая медитация
1
2
Исследование уровня школьной тревожности. Коррекция тревожности.
Психодиагностика
1
3
Исследование мотивации и мышления
1
4
Исследование воображения
1
5
Исследование произвольной сферы .
1
6
Исследование памяти
1
7
Исследование внимания и интеллектуального развития
7. Безруких М.М., Ефимова C.П, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
21. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
26. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. -М., 1993.
27. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
28. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
29. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
30.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
31. Локалова Н.Л. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
32. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
33. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
34. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
35. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Кишинев, 1986.
36. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
37. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
38.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
40. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. --Тула, 1993.
41. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.
42. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
43. Субботина JIJO. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997
44. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
45. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Волкова. М., 1993.
46. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
47. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения). М., 1993.
48. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.
49. Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
50. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
51. Чуприкова HJf. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.
52. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.
53. Психокоррекционные программы SOMVI «Релаксация» , «»Настроение
54. Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь»