kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Толерантность и терпимость к людям в романе Харпер Ли «Убить Пересмешника» и в современном мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность нашей работы мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей

Объект исследования – дети подросткового возраста (13 -14 лет).  

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Толерантность и терпимость к людям в романе Харпер Ли «Убить Пересмешника» и в современном мире"»

Комитет по образованию администрации МО

Всеволожский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Лесколовский центр образования»







Проектная работа


Толерантность и терпимость к людям

в романе Харпер Ли «Убить Пересмешника»

и в современном мире.








Межпредметная работа (литература, психология, право)

Долгосрочная работа

Руководитель:

психолог «МОУ «СОШ «ЛЦО»

Шульга Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Шевчук Елена Анатольевна

Работу выполнила:

Обучающаяся 8-б класса

Майер Снежанна Павловна







Лесколовское сельское поселение

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

Глава 1. Литературный анализ проблемы..................................................5

1.1.Нелл Харпер Ли особенности творчества..................................5

1.2.История «Убить Пересмешника»...............................................6

1.3.Сюжет романа...............................................................................7

1.4.Особенности романа «Убить Пересмешника»........................10

1.5.Литературный анализ романа....................................................11

1.6.Проблема толерантности. Значение слова толерантность.....16

1.7.Виды толерантности..................................................................17

Глава 2. Эмпирическое обследование......................................................20

2.1Социологический опрос..............................................................20

2.2.Результаты обследования..........................................................23

2.2.1.Первоначальный этап......................................................23

2.2.2.Второй этап......................................................................24

2.2.3.Завершающий этап..........................................................30

2.3.Сравнительный анализ...............................................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................32

ПРОДУКТ ПРОЕКТА.................................................................................33















ВВЕДЕНИЕ

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Так же роман Харпер Ли «Убить Пересмешника» подтолкнула нас на размышление о толерантности.

Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

Актуальность нашей работы мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей

Объект исследования – дети подросткового возраста (13 -14 лет).

Для решения поставленной цели, было сформулировано ряд задач:

1.Обозначить главную проблему в книге Харпер Ли «Убить Пересмешника».

2.Найти схожесть в произведениях русских писателей.

3.Провести социальный опрос, что бы выяснить уровень толерантности в наше время.
4. Составить и организовать тренинги с учётом выявленных данных для повышения толерантности в моем классе.

5.Провести повторный опрос, что бы узнать, есть ли изменения в результатах.

6.Все проверить, посчитать, сделать таблицу, графики для наглядного представления.

Практическое применение:

Полученные данные и тренинг, можно использовать в дальнейшем для работы с подросткам в Лесколовском центре, с целью повышения толерантности, уровню эмпатии и осознанию ценности жизни каждого человека в подростковой среде.














ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ

1.1.ХАРПЕР ЛИ, ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

Нелл Харпер Ли родилась 28 апреля 1926 года в маленьком городке Монровилл в юго-западной части штата Алабама. Она была младшим ребёнком Амаса Колмана Ли и Франсес Каннингем Финч Ли (всего в семье было четверо детей). Её отец, бывший владелец и редактор газеты, был юристом, а с 1926 года по 1938 год состоял на государственной службе. В детстве Ли была сорванцом и рано начала читать. Дружила с одноклассником и соседом — молодым Труменом Капоте. 
Ли было всего пять лет, когда в апреле 1931 года в небольшом городке Скоттсборо (штат Алабама) состоялись первые суды по делу предполагаемых изнасилований двух белых женщин девятью молодыми чернокожими. Подзащитным, которых чуть было не линчевали ещё до того, как состоялся суд, услуги защитника были предоставлены только с момента, когда началось рассмотрение дела в суде. Несмотря на медицинское заключение, согласно которому женщины не были изнасилованы, суд присяжных, состоявший только из людей белой расы, признал виновными и приговорил к смертной казни всех обвиняемых, за исключением самого младшего, тринадцатилетнего. На протяжении последующих шести лет в апелляционном процессе большинство из этих обвинений было снято и все обвиняемые за исключением одного были освобождены. Скоттсборское дело оставило неизгладимое впечатление у молодой Харпер Ли, которая много лет спустя использует его как основу для работы над своим романом «Убить пересмешника». 

После окончания школы в Монровилле Ли поступила в женский колледж Хантингдон в Монтгомери (1944—1945), училась юриспруденции в Алабамском университете (1945—1949), вступила в женское студенческое братство «Хи-Омега» (англ. Chi Omega). В это время она опубликовала несколько студенческих рассказов и около года была редактором юмористического журнала Реммер-Джеммер. Провела год в Оксфордском университете в качестве студента по обмену, планируя в будущем работать в юридической фирме отца. За полгода до окончания курса оставила учёбу и переехала в Нью-Йорк, мечтая стать профессиональным писателем. Вплоть до конца 1950-х гг. зарабатывала на жизнь работая клерком по продаже билетов в авиакомпаниях Eastern Air Lines и BOAC. Вела скромный образ жизни, проживая в небольшой квартире в Нью-Йорке и возвращаясь иногда в родительский дом.


1.2.ИСТОРИЯ РОМАНА «УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА»

Написав несколько рассказов, Харпер Ли нашла литературного агента в ноябре 1956 года. В декабре она получила письмо от друзей Майкла Брауна и Джой Вильямс Браун, в котором был подарок в виде оплаченного годового отпуска. Друзья писали: «У тебя есть один год отпуска, чтоб написать все, что тебе хочется. Счастливого Рождества». Через год черновик романа был готов. Работая с Дж. Б. Липпинкотом, редактором Tay Hohoff, она закончила «Убить пересмешника» летом 1959 года. Роман был опубликован 11 июля 1960 года и стал бестселлером, получил одобрение критики, в том числе и Пулитцеровскую премию за художественное произведение 1961 года; входит в список выдающихся произведений американской литературы. В 1999 году книга была названа «лучшим американским романом столетия» по версии «Библиотечного журнала» (США). Мировой тираж романа превышает 40 млн

Успех книги стал неожиданностью для самой Харпер Ли: 
«Никогда не ожидала какого-нибудь успеха Пересмешника. Я надеялась на быструю и милосердную смерть в руках критиков, но в то же время я думала, может, кому-нибудь она понравится в достаточной мере, чтоб придать мне смелости продолжать писать. Я надеялась на малое, но получила всё, и это, в некоторой степени, было так же пугающе, как и быстрая милосердная смерть». — Харпер Ли .

Существует мнение, что успех романа вызван тем, что его выход в свет совпал с началом движения за гражданские права в США]. 
(массовое общественное движение чернокожих граждан США и поддерживавших их белых активистов против расовой дискриминации в 1950-е — 1960-е годы.)


1.3.СЮЖЕТ РОМАНА

Ли изображает путь становления человека, формирование тех понятий и представлений, которые определяют саму его сущность. Поэтому в название роман вынесены слова «убить пересмешника», которыми можно было бы назвать один из нескольких эпизодов романа: Аттикус купил в подарок своим детям духовые ружья для упражнения в спортивной стрельбе. Но из такого ружья можно было подстрелить и птицу. И слова Аттикуса о том, что наибольшим грехом было бы убить пересмешника — невиннейшую птичку, которая не клюет ягод, а лишь поет всем на радость, — вырастают под конец романа к уровню притчи, когда бескомпромиссному юристу Аттикусу, способному защитить в суде темнокожего Робинсона вопреки общественному обвинению городка, приходится идти на компромисс. Его преследуют, ему грозят, ночью нападают на его детей, которые возвращаются со школьного вечера, и вступается за них сын соседской семьи Редли, случайно оказавшийся на месте преступления, целиком десоциализованый, лишенный общения с людьми, поскольку в подростковом возрасте совершил преступление, за которое родители держали его в доме на правах узника.

Защищая детей в сплошной тьме, Редли случайно убивает нападающего его же оружием. И, осмысливая ситуацию над телом раненого сына, который лежит без сознания, Аттикус готов удостоверить на суде, что обидчика убил, защищаясь, мальчик. Только так можно избегнуть несправедливого наказания Редли. Потом решают сказать, что Боб Юел сам упал на свой нож. Но сказать неправду хочет и присутствующая при нападении совсем еще маленькая восьмилетняя Джин Луиза. И она уверяет, что все поняла. А на отцовский вопрос: «Что ты хочешь этим сказать?» — отвечает: «Ну, это было бы будто как убить пересмешника, ведь так?» И за этими словами стоят совсем недетские мысли о том, что быть человеком — означает уметь отличить крик дикой птицы от подражания пересмешника этому крику; быть человеком — это постичь, что «почти все люди хорошие, когда их, в конце концов, поймешь». Эта афористически высказанная мысль звучит убедительно в устах восьмилетней девочки, поскольку детям вообще присуще обостренное чувство справедливости. Так под конец романа практически проверена воспитательная система Аттикуса, убежденного, что детям всегда нужно говорить правду: «Когда ребенок о чем-нибудь спрашивает, ради всего святого, не уклоняйся, а отвечай. И не заговаривай зубы. Дети являются детьми, но они замечают отговорки не хуже взрослых, и любой обман сбивает их из толка».

Еще одним подтверждением правильности этой воспитательной системы служит голос автора, который безошибочно отбирает и выстраивает значащие для формирования факты, которые запомнились с детства.

Аттикус стремится твердо придерживаться своих правил, несмотря на то, что Джин Луиза ставит сложные вопросы. Поскольку весь городок обсуждает будущее расследование в суде дела об изнасиловании, она спрашивает, что такое «потаскуха», а потом и что такое «насиловать», и, услышав от Аттикуса ответ: «Плотское познание женщины силой и без ее согласия», — удивлена: «Только и всего? А почему когда я спросила Келпурнию, а она не захотела мне отвечать?» Автор романа солидарен со своим героем: мир ребенка чист, и не нужно портить его неправдой. А защищаться от грязи жизни ребенок, оказывается, может и сам.

Джин Луиза Финч почти не помнит матери, ее вместе с братом Джимом, который старше ее на четыре года, воспитывает отец. Она принимает участие во всех мальчишеских играх, лазит по заборам и деревьям в своем вечном комбинезоне, который ни за что на свете не соглашается променять на юбку или платье. И прозвали ее скаутом-разведчиком. Но вот у ее брата появился белокурый приятель Дилл, который видит в Джин Луизе девочку. Он целует ее перед отъездом домой. А появившись следующим летом, говорит: «Знаешь, Скаут, пусть у нас будет ребенок». — «А где же его взять?» Дилл слышал, что есть один мужчина и у него лодка, он плавает к какому-то острову, где всегда туман, а там сколько угодно маленьких детей, и можно заказать ему привезти ребенка...

Нет, все не так. Детей рождают один от другого. Но у этого мужчины с лодкой тоже можно взять... у него на острове их сколько угодно, только нужно их разбудить, он как подует, они сразу оживают... Дети создают вокруг себя загадочный, сказочно-романтический мир из негритянских предрассудков о том месте, где можно встретиться с душой умершего человека, которому нет пути на небо; из городских сплетен вокруг семьи Редли; создают свой «туманный мир, где грудные дети спят и лишь ждут, чтобы их собрали, будто цветы, утром», мир с секретами и загадками, их не нужно развлекать. Быстрее из сожаления к молодой учительнице слушают они сказку о кошечках, которые ходят одна к другой в гости и одеваются в разнообразнейшие одежды. Они понимают трудные ситуации, ощущают людей.

Дети растут, осмысливая проблемы, которые возникают перед ними. Одну из таких проблем приносит в жизнь отцовская сестра — тетка Александра. Это проблема благородства. Все ее воспитательные речи остаются неуслышанными или отвергнутыми. Аттикус оказывается прав и в том, что воспитывает не так словом, как делом. «Почему-то мне воображалось так: люди благородные — это те, от чьих талантов всем более всего пользы; а у тетки как-то так выходило, хоть она прямо и не говорила, будто чем дольше семья живет на одном месте, тем она благородней. «Тогда и Юэлы благородные», — сказал Джим.

Уже третье поколение семьи... существовало на одном и том же клочке земли за городской свалкой, росло и питалось за счет городской добропорядочности. «Происхождение — это не то, что старинный род, — сказал Джим. — Я думаю, что все дело в том, давно ли умеет твоя семья читать и писать... Воображаешь, тетушка гордится тем, что ее прадед умел читать и писать... Но же никто не рождается грамотным, всем нужно учится с самого начала». Двенадцатилетний Джим, который хочет стать юристом и подражает своему отцу, осмысливает мир, видит в нем разные социальные слои, и тезис Луизы «все люди просто люди» звучит для него уже не убедительно: «Если все люди одинаковы, почему они тогда не могут употребиться один из одним?»

Ли показывает, как изменяется представление детей о мире. Динамичным оказывается даже представление об их отце. Сперва они считают его старым, почти стыдятся того, что он не играет в футбол и не лезет на крышу, как родители других детей. Но после случая с бешеным псом они узнают о том, что их отец был когда-то наилучшим стрелком штата. Они не способны еще оценить его мудрого и благородного решения никогда не брать в руки смертоносное оружие, так как рано или поздно оно может принести несчастье. Они не понимают, что в его спокойном поведении во время пожара заключается истинное мужество, но на их глазах разворачиваются все события, связанные с делом Тома Робинсона, и они видят, что на деле означают отцовские слова: «Мужество — в том, чтобы браться за безнадежное дело и идти до конца».


1.4.ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА»

1. Универсальность. Роман могут читать и дети, и взрослые, и подростки, причем взрослые не будут даже делать никаких скидок на то, что произведение изначально задумывалось только как детская литература.

2. Многоплановость. Здесь рассматривается огромное количество проблем, которые предельно просто и понятно описываются в мелочах, и даже если посмотреть на их перечисление, уже может получиться неплохое сочинение.

3. Автобиография. В процессе прочтения становится понятно, что изложенные автором мысли берутся из личного опыта. В момент создания «Убить пересмешника» про что писать, автор не думала, – она знала.

4. Страшные моменты. Несмотря на то что изначально книга является детской, даже взрослые иногда замечают некоторые пугающие моменты, которые на самом деле отражают нашу с вами действительность. Причем это относится не к ужасам по поводу угнетения чернокожих, а, к примеру, к атмосфере, создаваемой Страшилой – странным человеком, проживающим в мрачном доме и ведущим отшельнический образ жизни.

5. Воспитание. Так как это именно воспитательный роман, данной теме уделяется отдельное внимание, и даже проблема угнетения чернокожих в конечном итоге уходит на второй план. Аттикус предстает перед нами в роли идеального отца, и оказывается, что даже не нужно читать никакие книжки по подростковой психологии, чтобы в итоге как-то найти общий язык с ребенком, и достаточно прочесть эту книгу, потому что ни одна фраза, которую обронил Аттикус о воспитании своих детей, не может называться некорректной, глупой или лишней. При этом, в конечном итоге, комфортно себя ощущает сам ребенок, а не родители.

6. Расизм. Автор затрагивает и эту щепетильную тему, которая особенно актуальна для южных штатов Америки тех годов.

7. Стадное чувство. Ребенок утихомиривает огромную толпу простыми словами, разделив их на мелкие составляющие и заставив каждого

задуматься над происходящим.

1.5.ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Тип повествования.

Многие литературные критики говорят, что “Убить пересмешника” – роман о нравах. Именно так написано в аннотации к книге, которая выпускалась миллионами тиражами. Можно сказать, что это роман-воспитатель, то есть произведение, нацеленное на привитие детям и подросткам чувства справедливости, социального равенства, взаимопомощи, дружбы.

Учитывая особенности детской и подростковой литературы, а также типы повествования, мы считаем, что в художественном произведении “Убить пересмешника” Ли использует повествование с элементами объяснения. Автор затрагивает важнейшие темы, в которых раскрываются проблемы общества, и для того, чтобы понять сущность этих проблем она прибегает к их постановке, а затем к определенным комментариям, которые должны стать очевидными и понятными для детей и подростков по мере его прочтения.

Главная особенность детской и подростковой литературы — наличие большого числа диалогов. Произведение, которое мы анализируем, по своей сути, практически все состоит из диалогов, которые прерываются небольшими комментариями и объяснениями, иногда сам диалог раскрывает всю суть дела, то есть объяснения дают герои романа, чтобы текст был более оживленным, тогда ребенок или подросток вовлекается в разговор.

2. Роль заглавия.

Главная функция заглавия заключается в том, чтобы заинтересовать будущего читателя.

Сначала, заглавие романа “Убить пересмешника” может вызвать непонимание, поскольку большая часть текста абсолютно с ним не связана. “Убить пересмешника”. Ребенок или подросток может решить, что это детективный роман, где повествуется об убийстве. Другое предположение связано с упоминанием о пересмешнике. Это может быть роман о жестоком обращении с животными и птицами. Лишь на сотой странице юному читателю, становится яснее, почему именно такое заглавие выбрала Харпер Ли.

Одной из первых упоминаний о пересмешнике мы находим в реплике Аттикуса. ” Пересмешник – самая безобидная птица, она только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить Пересмешника – грех.

Безусловно, из этого отрывка дети могут понять только то, что пересмешник  приносит только добро. Он никому не мешает, скорее наоборот, радует людей своими песнями. Аттикус считает это действительно важным, поскольку даже Джини говорит о том, что она впервые слышит от отца предупреждение не делать чего-либо, по причине того, что это грех.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что заглавие в данном романе играет одну из ключевых ролей. Оно полностью связывает юного читателя со всеми происходящими событиями и ответ на вопрос, почему книга, рассказывающая о несправедливости и человеческой жестокости, называется “Убить пересмешника” ребенок получает в конце всего повествования.

3. Роль имён собственных.

Итак, главный герой, отец семейства Аттикус Финч (Atticus Finch). В переводе с английского его фамилия обозначает “зяблик”. Мы считаем, что подобный выбор далеко не случаен. Как мы знаем, пересмешник — это тоже птица, только более редкая. Зяблик же встречается достаточно часто в разных климатических полосах, однако для нас важна не биологическая принадлежность птиц, а то, что Ли указывает на связь и сходство между людьми. Аттикус — человек слова, тихий, спокойный, любящий и заботливый отец, но это не мешает ему быть правозащитником, ищущим справедливости. Он предан семье и верит в невиновность тех людей, от которых общество желает избавиться.

Имя его дочери, Джини Финч (Scout) или Глазастик, также несет в себе определенную информацию о характере девочки. Необходимо также упомянуть и о многочисленной критике перевода имени главной героини Джини “Глазастик”. В оригинальном художественном тексте оно звучит как “Scout”, что дословно переводится на русский язык, как следопыт. Автор хотел показать, что ребенок или подросток рассматривается как сыщик, искатель, поскольку ему все интересно. Джини слишком любознательна, она пытается уловить каждую деталь, будь это урок литературы или судебное дело ее отца. “Глазастик” это всего лишь любознательный ребенок, который игриво и смело идет по жизни, а не дитя, одаренное большими глазами. Как мы видим, уже в самом начале романа, мы имеем дело с метафорой, стилистическим приемом, который четко выполняет свою функцию – образно характеризует явление действительности.

Одним из ключевых имен в данном романе является имя Страшилы Рэдли (Boo Radley). С английского “Boo” переводится как возглас, выражающий неодобрение, неприязнь, междометием “фу”, и “бу”. Можно сказать, что само имя является отражением общественного мнения. Об этом мальчике    складывались легенды. Дети, а в романе говорится именно о Джини, Джиме и их общем друге Диле, придумали себе игру-проверку на храбрость. Данный отрывок является достаточно поучительным для подрастающего поколения. Автор, помимо основного сюжета приводит примеры того, как может один проступок в подростковом возрасте может повлиять на будущее человека. Так сказать, ошибки молодости ломают жизнь, поэтому Ли как бы предупреждает об этом и советует учиться на ошибках других, нежели на своих.

Другой персонаж, противопоставленный жертве общественного мнения в лице Страшилы, Майелла Юэл с английского (Mayella Ewell). На русский Галь и Облонская перевили ее фамилию как Юэл, но если вспомнить про такой прием как звукоподражание, то мы найдем похожий эквивалент в английском слове “evil” — зло. Возможно, именно это имела ввиду Ли, давая данному персонажу такую фамилию. Майелла делает из себя жертву, обвиняя при этом Тома Робинсона, которого впоследствии защищает Аттикус. Именно ее семья способствует тому, что все вокруг начинают его ненавидеть, ведь он к тому же еще и афроамериканец.

Итак, суммируя всё вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что при создании художественного текста, особенно для детей и подростков, выбор имен собственных играет одну из ключевых ролей. Имена собственные или говорящие имена выполняют ознакомительную функцию, то есть они представляют характер героя, а читатель уже сам решает, довериться ли автору или же это всего лишь ложный путь познания романа.

4. Лексические (эпитеты, сравнения, олицетворения) и синтаксические( повтор, эллипсис, анафора, антитеза) особенности текста.

Например, в предложении “а gigantic moon was rising behind Miss Maudie’s pecan trees” (гигантская луна поднималась за пеканами Мисс Моди) мы находим гиперболу (гигантская луна), что создает живой образ луны. Данный образ вызывает множество ассоциаций с чем-то огромным, величественным. 

Сравнения:

“Sitting down, he wasn’t much higher than the collards” “Садясь, он не намного выше, чем капуста” 

“She looked and smelled like a peppermint drop” “Она выглядела и пахла как капля мяты”

“They were people, but they lived like animals” “ Они были люди, но они жили как животные”

Метафоры:

“My memory came alive to see Mrs. Radley occasionally open the front door”. (Моя память ожила). “Моя память оживает, чтобы показать, как миссис Рэдли изредка открывает парадную дверь, подходит к краю веранды, и поливает водой свои канны”

“That is a sad house (о доме Страшилы)”. “Это печальный дом”.

Лексический повтор:

“There was no hurry, for there was nowhere to go, nothing to buy and no money to buy it with, nothing to see outside the boundaries of Maycomb County”. “Никто никуда не спешил, потому что идти было некуда, покупать нечего, денег ни гроша, и ни что не влекло за пределы округа Мейкомб”

“Dill was a villain’s villain”. “Дилл получался злодеем из злодеев”.

Антитеза:

“Jem’s head at times was transparent: he had thought that up to make me understand he wasn’t afraid of Radleys in any shape or form, to contrast his own fearless heroism with my cowardice” “ Иногда я видела Джима насквозь: он придумал это, чтоб доказать мне, что он никаких Рэдли не боится, он храбрый герой, а я трусиха.”

В заключение хочется ещё раз обратить внимание на такие важные слова, как нетерпимость, подлость, ксенофобия, которые можно отнести к большинству жителей Мейкомба, и честность, справедливость, толерантность. Они характеризуют Аттикуса, который защищает слабых, отстаивая честь адвоката и человека, выполняя долг перед своей совестью и своими детьми. Он один из немногих в романе, кто вызывает уважение, поэтому зрители по окончании судебного процесса встают со своих мест.


1.6.ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Толерантность понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также, как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. Кроме того, немаловажным является отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения. 


1.7.ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1. Естественная(натуральная)толерантность 

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

2. Моральная толерантность 

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга. 

3. Нравственная толерантность 

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. 

Вывод: Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»...

Есть два пути развития личности:

  • Толерантный

  • Интолерантный

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.











































ГЛАВА 2. ЭМПИРЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

2.1.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС


24 января был проведён первый этап исследования. Методика проводилась на 25 обучающихся 8-б класса. Данная методик прилагается снизу. (См. таб. 1)

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(Г.У. Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

ППолностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение







В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности.







Если друг предал, надо отомстить ему.







К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят своё поведение.







В споре может быть правильной только одна точка зрения.







Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах.







Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные.







С неопрятными людьми неприятно общаться.







Даже если у меня есть своё мнение, я готов выслушать и другие точки зрения.







Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества







Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.







Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше.







Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же







Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей







Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»







Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители







Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение







К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться







Беспорядок меня очень раздражает







Любые религиозные течения имеют право на существование.







Я могу представить чернокожего человека своим другом







Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим.








Таблица 1. Экспресс - опросник "Индекс толерантности"

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

42-28 – высокий уровень

27-14 – средний уровень

13-0 – низкий уровень

Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

48-32 – высокий уровень

31-16 – средний уровень

16-0 – низкий уровень

Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

42-28 – высокий уровень

27-14 – средний уровень

13-0 – низкий уровень

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

После проведение методики, был написан тренинг и проведён на обучающихся 8 б класса.

16.03.2017 года был проведён повторное исследования, для выявления динамики.

2.2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.2.1.Первоначальный этап

Проведя методику были получены следующие среднестатистические данные.


М (среднее значение)

Этническая толерантность

27,72

Социальная толерантность

29,36

Толерантность как черта личности

27,36

Уровень развития толерантности

85,52

таблица 2. средние значения по методике индекс толерантности. Первоначальный этап.


На первом этапе по субшкалам: этническая, социальная и толерантность как черта личности имеет средние показатели, которые соответствуют среднему уровню развития.



Рисунок 1. средние значения по методике индекс толерантности. Первоначальный этап.


Из графика видно, что у 8-б класса этническая толерантность может проявляется в зависимости от обстоятельств и несёт и не постоянный характер. Т.е обучающиеся не всегда могут быть терпимы к представителям других этнических групп.

Анализируя данные 8-б класса, можно утверждать, что социальная толерантность может проявляется в зависимости от обстоятельств и несёт и не постоянный характер. Т.е респонденты не всегда могут уважать меньшинств и психических больничных людей.

Из графика видно, что у 8-б класса толерантность как черта личности, не всегда проявляется как положительное, терпимое отношение человека к окружающему миру.

Уровень развития толерантности у обучающихся имеет сочетание толерантных и интолератных черт в зависимости от ситуации.


2.2.2.Второй этап

Были проведены и составленные на основе результатов тренинговые занятия:

Тренинг для 8-б класса.

" Я тебя уважаю и хочу тебя понять!"

Цели тренинга:

  • обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

  • развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Возраст участников: 13-14 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут (Было проведено два занятия с использованием видео).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап.

Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность».

«Эмблема толерантности».

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  • Сотрудничество, партнерство.

  • Готовность мириться с мнением другого человека.

  • Уважение чувства человеческого достоинства.

  • Уважение прав других.

  • Принятие другого таким, какой он есть.

  • Способность поставить себя на место другого.

  • Уважение права быть другим.

  • Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..

  • Признание равенства других.

  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  • Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Далее участникам предстоит пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин.

Упражнение "Распознание чувств"

 Цель: определить чувство.

Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны названия тех или иных эмоциональных состояний или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача - определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица». Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?». Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

При проведении этого упражнения можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний.


«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».

Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);

  • уважение культурной самобытности и языков других наций;

  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

  • позитивное отношение к людям других национальностей.

  • Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

  • Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;

  • отсутствие чувства солидарности;

  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;

  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

  • оскорбления, насмешки;

  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);

  • негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

  • преследования, запугивания, угрозы;

  • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);

  • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

  • мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

  • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

  • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

  • осквернение религиозных или культурных символов;

  • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

  • изгнание (официальное или насильственное);

  • репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Рефлексия: Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

Второе занятие «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель: познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками; обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Просмотр видео

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Ролевые ситуации».

Задача: познакомить подростков с различными видами стереотипов.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение: Что общего во всех проигранных сценках? Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке? Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом? Как чувствуют себя жертвы предрассудков? Как можно предотвратить подобные ситуации?

Просмотр видео

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Рефлексия: 

Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.


2.2.3.Завершающий этап

Проведя методику, были получены следующие среднестатистические данные.


М (среднее значение)

Этническая толерантность

30,04

Социальная толерантность

30,72

Толерантность как черта личности

28,92

Уровень развития толерантности

91,36

таблица3 . средние значения по методике индекс толерантности. Первоначальный этап.

На первом этапе по субшкалам: этническая, социальная и толерантность как черта личности имеет средние показатели, которые соответствуют среднему уровню развития.


2.3.Сравнительный анализ



Рисунок 2. средние значения по методике индекс толерантности. Второй срез.


При проведение сравнительного анализа были получены следующие значения. В этнической толерантность разница составляет 2,48. В социальной толерантности разница 1,36, в толерантности как черта личности - 1, 56, и уровень развития 5, 84. Рассмотрев график, мы наблюдаем положительную динамику, хотя было проведено 2 занятия.

Из этого следует, что необходимо продолжить работу, для повышения уровня толерантности.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание помогло бы решению проблемы воспитания толерантности.

Я помогла понять респондентам, что быть толерантной личность крайне важно, уметь уважать людей, отличающихся от тебя. Но все же, путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психологическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. 

Благодаря тренингам, в моём классе изменилось психологическое состояние, мы стали боле дружелюбнее, сплочение. Конфликтов стало меньше, научись быть более терпимее к другим людям. Так же стал прислушиваться к мнению других.

С помощью моего исследования, мы смогли глубже изучить проблему данной книги, и понять, что проблема толерантности присутствует и в наше время, и что нужно стремиться понимать и принимать друг друга.



















ПРОДУКТ ПРОЕКТА

Тренинг для 8-б класса.

" Я тебя уважаю и хочу тебя понять!"

Цели тренинга:

  • обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

  • развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Возраст участников: 13-14 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут (Было проведено два занятия с использованием видео).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап.

Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность».

«Эмблема толерантности».

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  • Сотрудничество, партнерство.

  • Готовность мириться с мнением другого человека.

  • Уважение чувства человеческого достоинства.

  • Уважение прав других.

  • Принятие другого таким, какой он есть.

  • Способность поставить себя на место другого.

  • Уважение права быть другим.

  • Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..

  • Признание равенства других.

  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  • Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Далее участникам предстоит пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин.

Упражнение "Распознание чувств"

 Цель: определить чувство.

Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны названия тех или иных эмоциональных состояний или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача - определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица». Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?». Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

При проведении этого упражнения можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний.

«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».

Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);

  • уважение культурной самобытности и языков других наций;

  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

  • позитивное отношение к людям других национальностей.

  • Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

  • Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;

  • отсутствие чувства солидарности;

  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;

  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

  • оскорбления, насмешки;

  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);

  • негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

  • преследования, запугивания, угрозы;

  • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);

  • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

  • мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

  • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

  • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

  • осквернение религиозных или культурных символов;

  • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

  • изгнание (официальное или насильственное);

  • репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Рефлексия: 

Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

Второе занятие «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель: познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками; обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Просмотр видео

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Ролевые ситуации».

Задача: познакомить подростков с различными видами стереотипов.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение: Что общего во всех проигранных сценках? Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке? Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом? Как чувствуют себя жертвы предрассудков? Как можно предотвратить подобные ситуации?

Просмотр видео

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Рефлексия: 

Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шульга Екатерина Владимировна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 414991

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства