Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном пространстве. Одаренный ребенок не может в полной мере раскрыть свои способности в обычной школе, ориентированной, в основном, на среднего ученика. Ему необходимы условия, соответствующие его потребностям, интересам и темпу развития.
В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. Поэтому проект работы с одаренными детьми школы предполагает:
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам проекта:
На этом этапе предстоит обеспечить организационные, кадровые, мотивационные, информационные, научно-методические, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы для реализации проекта:
Реализация программы проекта.
Задачи этапа | Действия по реализации проекта | Предполагаемый результат |
I этап: Теоретико-методологический (2013-2014уч.г.) |
Создание временной рабочей группы разработчиков проекта | Проведение выборов, издание приказа. | Временная рабочая группы разработчиков проекта. |
Анализ накопленного педагогического опыта и организация необходимой экспериментальной работы | Диагностико-аналитические исследования. | Создание полного информационного описания проекта. Организационные изменения структуры работы работы школы с одаренными детьми. |
Проектирование модели открытой образовательной среды школы | Формирование подпрограмм и проектов, обеспечивающих достижение приоритетных задач выполнения проекта. | Программы: -психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, -«Исследовательская краеведческая деятельность учащихся», -«Наша Надежда» (организация работы с одаренными детьми на начальной ступени образования) - НОУ «СократИК°» (научно-исследовательская работа учащихся 5-11кл) |
Формирование нормативно-правовой базы проекта. | Подготовка локальных актов по разработке и реализации проекта. | Разработка новых должностных инструкций, положений, регулирующих образовательный процесс. |
Формирование банка данных одаренных детей | Диагностические исследования | Банк данных одаренных детей. |
Мониторинг проекта. | Отбор диагностического материала. | Пакет диагностических методик. |
Организация подготовки педагогов к работе по проекту. | Организация и проведение обучающих семинаров. | Создание банка инновационных идей обучения и воспитания личности, способной к социальному самоопределению. |
Формирование мотивации участников проекта | Знакомство членов педколлектива с результатами проведенной аналитической деятельности | Осознание каждым членом коллектива своих возможностей в достижении ситуации успеха. Создание адекватной системы стимулирования труда педагогов. |
II этап: Технологический (2014-2016г.) |
Создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. | Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей Подбор диагностического материала для изучения способностей детей | 1. Создание банка данных об одаренных детях лицея 2. Организация работы педагога-психолога с одаренными детьми |
Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между начальной школой, средним и старшим звеном обучения | Организация диагностического обследования учащихся при переходе на вторую ступень образования. | Проведение педагогических консилиумов. Разработка индивидуальных программ работы с учащимися. |
Информационное обеспечение процесса развития одаренных детей | Подбор и накопление литературы по проблеме Организация информационных выставок по проблеме | Составление картотеки газетно - журнальных статей по проблеме одаренности |
Методическое обеспечение процесса развития одаренности | Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей. Подбор и разработка учебных программ для углубленного изучения предметов. Создание комплексно-целевых программ по организации системной деятельности в работе с одаренными детьми. | Формирование банка методических материалов по работе с одаренными детьми |
Отработка новых образовательных программ и технологий в работе с одаренными детьми. | Организация постоянно действующего психолого- педагогического семинара по проблемам: -Технология выявления одаренности -Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей -Оценка результативности работы с одаренными детьми | Повышение компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. |
Пополнение банка данных одаренных детей | Диагностические исследования | Банк данных одаренных детей. |
Получение дополнительного образования одаренными детьми | Организация системы дополнительного образования в школе | Организация учащихся через факультативы, кружки, участие в проектах, олимпиадах, конкурсах Подготовка информации о различного рода мероприятий для одаренных детей в городе и области |
Обеспечение условий для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся | Приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности через школьное научное общество | Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад (в том числе с помощью Интернет) Проведение научно- практических конференций. |
Участие общественности в проекте. | Работа общественного совета школы. Привлечение общественности к организации просветительской работы с родителями и обучающимися | Корректировка программы с учетом запросов родительской общественности. План совместной работы с медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов. |
Создание условий для привлечения в образовательную среду дополнительных социально-образовательных ресурсов | Работа администрации по установлению связей с потенциальными партнерами и спонсорами. | Установление новых социальных связей. |
Формирование банка диагностических методик проекта. | Подбор диагностических методик: -по определению направленности и степени одаренности детей -для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании -для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными детьми | Пополнение банка диагностических материалов |
Мониторинг проекта | Отслеживание результативности выполнения проекта: мониторинг участия школьников в различных олимпиадах, конкурсах и образовательных проектах; оценка динамики достижения учащихся через создание и наполнение портфолио. | Анализ эффективности работы коллектива. |
III этап: Аналитический (2016-2017уч.г.) |
Изучение и обобщение опыта работы по Проекту, отслеживание результатов | Диагностико-аналитическая работа Участие общественности в экспертизе образовательных результатов. | Выявление проблемных зон. |
Формирование банка творческих продуктов педагогов | Сбор и аннотирование творческих продуктов педагогов. | Банк творческих продуктов педагогов. |
Обмен опытом. | Организация семинаров, мастер-классов для педагогов района. | Размещение методических материалов в сети Интернет. Выпуск сборника. |
Подготовка новой программы развития школы. | Анкетирование педагогов, родительской общественности. | Определение направлений развития школы. |