kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся 5 класса с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена для работы с учащимися 5 класса с особыми потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся 5 класса с особыми образовательными потребностями»











ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


































Составитель:

С.Т.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Разработана на основе реализующих задач в школах, в которых внедрено инклюзивное образование.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом педагогов, родителей (или законных представителей) и на основании проведенного диагностического обследования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие проводится в игровой форме. Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер. В основу занятий на развитие познавательной сферы положена программа Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития детей», на развитие личностной сферы направлены арттерапевтические занятия (сказкотерапия (Сакович Н.А.), изотерапия); кроме того, имеются собственные разработки. Игры и задания последующих занятий исходят от предыдущих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Количество занятий обусловлено запросом педагогов, родителей (или законных представителей), а также тяжестью нарушений познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями.

По данной программе рекомендуется работать как индивидуально, так и в групповой форме.

Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти и др.).

  2. Развитие креативности.

  3. Снятие негативных эмоциональных состояний.

  4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Задание на развитие познавательных процессов.

  2. Релаксационные методы.

  3. Сказкотерапия.

  4. Рисование.

Структура занятия:

1. Вводная часть;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с нарушения познавательной и личностной сфер.

Занятие 1

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие переключения внимания.

  • Развитие логического мышления.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть

Задание 1. Отгадывание психологических загадок.

Предлагаются психологические загадки.

Стимульный материал.


1. Что идет вперед и не останавливается? (Время).

2. Что быстрее ветра и сильнее тигра? (Секунда).

3. Чего мы не замечаем, когда оно есть, и больше всего хотим, когда этого нет? (Вода).

4. Какой друг нам даем радость и жизнь, но мы чаще всего его предаем? (Лес).

5. Что выдерживает холод и мороз, продолжая жить? (Дерево).

6. Это – главное сокровище в жизни (Друзья).

7. Что является нужнее золота и важнее славы? (Здоровье).

8. Она бывает приветливой и грозной, доброй и мстительной, мудрой и непредсказуемой (Природа).

9. Что крепче, чем веревка и тверже, чем камень? (Дружба).

10. Это приходит тогда, когда мы меньше всего ожидаем (Беда).

11. Что нас часто манит, но не всегда приносит счастье? (Богатство).

12. Что помогает нам, когда мы учимся, и является советчиком в несчастье? (Книга).

13. Кто сначала является самым беззащитным, потом сильнее, постепенно переставая таким быть? (Человек).


Задание 2. Решение психологических задач. Предлагаются задачи, где нужно размышлять непривычными способами.

Стимульный материал.

1. На скамейке было 2 девушки и 3 женщины. 1 женщина встала и ушла. Сколько женщин осталось? (Ответ: 4, так как девушки тоже женского пола).

2. На 1 круг наклеили 4 такого же размера. Сколько кругов получилось? (1, так как виден всего один круг).

3. У дедушки было 3 внука. Прошло много лет. 2 из них выросли. Сколько осталось? (0, так как 3-й тоже вырос).

4. Торт разделили на 4 части. Сколько тортов получилось? (1, так как он был всего один).

5. В лесу под дубом зимой было 5 веток. Пошел снег, от дерева отломилась 1 ветка. Снег вскоре прикрыл все. Сколько всего веток? (0, так как под снегом веток не видно).

6. Какое число содержит слово семья? (8 – 7 человек и я),

7. 1 треугольник чертой разделили на 2. Сколько стало треугольников? (3: 2 получившихся и 1 большой).

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 2

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления) и моторики

Задачи занятия:

  • Развитие концентрации внимания.

  • Развитие мышления

  • Развитие моторики.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (активизирует структуры, обеспе­чивающие запоминание, повышает устойчивость вни­мания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повто­рить это движение обеими руками.

Основная часть

Складывание пазлов. Дается пазл «Винни-Пух». Задача – сложить его.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 3

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания) и моторики

Задачи занятия:

  • Развитие концентрации внимания.

  • Развитие моторики.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Создание поделок из пластилина.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.





Занятие 4

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие логического мышления.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шап­ка для размышлений» (улучшает внимание, правописа­ние, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку» - нужно «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Основная часть

Игра «Лабиринты».

Даются различные лабиринты. Нужно найти правильные пути. В конце предлагается раскрасить рисунки к лабиринтам.

Задание. «Реши анаграмму и исключи лишнее слово». Даются различные анаграммы, где буквы перепутаны. Нужно расшифровать анаграмму и исключить слово, являющееся лишним. Его предлагается зарисовать.

Стимульный материал

АЗОР ДМО

РОМАКАШ ЁКЛА

ГВОЗКИДА СОНСА

СОКААБ УБД


СТЛО АВОС

ЛУТС ЯЦАЗ

СНОЛ ЙБВООРЕ

СКАМЕКЙА ОЛРЁ



СВИЛА ААОЧКББ

МОКРОВЬ ГРИТ

АСБИКОР ЕВЛ

ПЕКРИС ЫСРЬ


ТСИЛ АЛБЬРОК

АКЕР НИКШУП

АВРТА ЕНЕСИН

СТКУ ЛЕРМОТНОВ

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.




Занятие 5

Цель занятия

Развитие познавательной мотивации и памяти.

Задачи занятия:

  • Развитие памяти.

  • Развитие познавательного интереса.

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть

Задание 1. «Запомни буквы с помощью лепки». Даются следующие буквы для запоминания.



Для их лучшего запоминания ребенку предлагается слепить их из пластилина.

Задание 2. «Запомни предметы с закрытыми глазами». Ребенок должен закрыть глаза. Ему в руки дают различные предметы (ручку, тетрадь и т.п.). Он должен угадать предметы и запомнить их. Затем назвать те предметы, что запомнил. Можно их и зарисовать.

Задание 3. «Запомни числа с помощью рисунков». Ребенок должен запомнить различные двузначные числа. Для их лучшего запоминания используется метод ассоциации. Предлагается нарисовать какой-либо предмет, и связать его с числом (например, дом и номер на нем).

Задание 4. «Запомни незнакомые слова».

Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО. Их зовут: Вен, Мал, Чук, Неф, Тад Маг, Пак, Кан, Ден.

Для их лучшего запоминания надо попытаться связать каждое имя с тем, на что похоже это слово, с тем, что хорошо известно. Например: Вен звучит как «в N», т. е. в городе N; от слова «вена» и т. д. Пак от слова «упаковка» и т. д. Можно зарисовать возникшие ассоциации.

Задание 5. «Круги». Материалом к заданию служат круги из теста Вартега. Нужно придумать и нарисовать картинки, чтоб в них были круги.

Задание 6. Нужно представить себя в роли учителя и исправить неправильно написанные слова и буквы.


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.




Стимульный материал к заданию 5









































Стимульный материал к заданию 6

























Занятие 6

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие ощущение покоя.

  • Формирование позитивного эмоционального настроя.

  • Развитие способности выражать свои чувства на символическом уровне.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Изотерапия.

Прослушивание релаксационной музыки и создание рисунков, отражающих возникшие ощущения.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки, резинка.

Педагог-психолог включает мелодию «Звуки природы. Духи леса», которую ребенок должен прослушать с закрытыми глазами. Затем предлагает ребенку создать рисунки, отражающие его ощущения.

Беседа по рисунку.

  1. Понравилась ли тебе мелодия?

  2. Что ты ощущал?

  3. Ты бы хотел оказаться в тех местах, какие ты нарисовал?

  4. Что ты себе представлял?

  5. Был ли ты когда-нибудь в лесу, и если не был, хотел бы ты отправиться туда?

  6. Любишь ли ты природу, слушать журчание ручья, пение птиц?


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 7

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие ощущение покоя.

  • Формирование позитивного эмоционального настроя.

  • Развитие способности выражать свои чувства на символическом уровне;

  • Развитие нравственного чувства.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Изотерапия. Создание рисунков «3 желания», «Нарисуй остров (или город) счастья».

Необходимые материалы. Бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки, резинка.

Педагог-психолог предлагает ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним появился могущественный волшебник, который может исполнить 3 его самых заветных желания. Затем ребенок должен открыть глаза и нарисовать свои желания.


Беседа по рисунку.

  1. Каковы твои самые заветные желания?

  2. Что нужно сделать, что бы они исполнились?

  3. Кто бы тебе в этом помог?

  4. Рассказывал ли ты о них кому-нибудь?

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает ребенку представить, что ему нужно для счастья и нарисовать остров (или город) счастья.

Беседа по рисунку.

  1. Как бы ты назвал свое место, которое нарисовал?

  2. Хотел ли бы ты там жить?

  3. С кем бы ты хотел там жить?

  4. Что, по-твоему, - счастье?


Занятие 8

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Формирование позитивного эмоционального настроя.

  • Развитие способности мысленного создание будущего.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Изотерапия. Создание рисунков «Я в будущем», «Моя будущая семья».

Необходимые материалы. Бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки, резинка.

Педагог-психолог предлагает ребенку закрыть глаза и представить, что на машине времени он перенесся в свое будущее. Затем ребенок должен изобразить его.

Беседа по рисунку.

  1. Каким ты видишь свое будущее?

  2. Оно счастливое или нет?

  3. Сбылись ли там твои 3 заветных желания?

  4. Кем ты там видишь себя?

  5. Сколько тебе там лет?

  6. Устраивает ли оно тебя?

  7. Часто ли ты о нем думаешь, или тебе нравится то, что у тебя сейчас?

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать свою будущую семью.


Беседа по рисунку.

  1. Какой ты видишь свою семью в будущем?

  2. Будет ли у тебя там жена (или муж) и дети?

  3. Если да, сколько у тебя там будет детей?

  4. Как ты их назовешь?

  5. Где вы будете жить?

  6. Хотели бы вы, чтобы с вами жили ваши мамы и папы?

  7. Ваша семья будет дружной и счастливой?


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 8

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Формирование позитивного эмоционального настроя.

  • Развитие чувства покоя.

  • Развитие моторики.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Арт-терапия. Складывание мозаики.


Необходимые материалы. Мозаика из цветных квадратиков, прямоугольников и причудливых фигур, подставка из клеток.

Ребенку под расслабляющую музыку предлагается сложить любую фигуру или рисунок, которую он пожелает.

Беседа по его творению.

  1. Что это за фигура?

  2. Как бы ты ее назвал?

  3. На что она похожа?

  4. Где здесь находишься ты?

  5. Что означает для тебя эта фигура, что она воплощает (радость, страх, покой и т.п.).

Если фигура воплощает страх, то педагог-психолог предлагает ребенку победить свой страх, уничтожив фигуру. Если радость или покой, то педагог-психолог предлагает оставить фигуру себе или подарить близкому (либо другу).


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 9

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Снятие тревожности.

  • Формирование ощущения спокойствия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку «Волшебная поляна», представленную ниже. Затем идет анализ данной сказки.


Волшебная поляна


В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказоч­ная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрач­ны, как воздух, и серебрились переливами красочных огонь­ков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешество­вать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Пе­реливаясь разноцветными огоньками, они спускались на зем­лю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились пре­красные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче об­щаться друг с другом.

Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький чело­вечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилета­ют имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле.


Показ презентации по теме данной сказки. Педагог-психолог под музыку показывает ребенку презентацию по данной сказке.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 10

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Снятие тревожности.

  • Формирование ощущения спокойствия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку «Котенок», представленную в приложении 1. Затем идет анализ данной сказки.

Вопросы для обсуждения

1. Опишите котенка таким, каким вы его увидели.

2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?

4. Был ли он злым на самом деле?

5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?

6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?

7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?

8. Чему учит эта сказка?

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 11

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие способности выражать свои чувства на символическом уровне.

  • Развитие нравственных чувств.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку «Услышать свой день», представленную в приложении 1. Затем идет анализ данной сказки.

Вопросы для обсуждения

  1. Почему главного героя – Рика называют мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками?

  2. Каким образом семья Рика стала дружной и счастливой?

  3. Вспомни, какой у тебя был важный и счастливый день в твоей жизни? Нарисуй рисунок на эту тему.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 12

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие способности выражать свои чувства на символическом уровне.

  • Развитие нравственных чувств.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку-притчу «Для этой звезды», представленную в приложении 1. Затем идет анализ данной сказки.

Вопросы для обсуждения

    1. Как бы ты поступил на месте мальчика?

    2. Как ты бы мог охарактеризовать мальчика и взрослого?

    3. Любишь ли ты природу?

    4. Должны ли люди оберегать природу?

    5. Как ты думаешь, что было бы с Землей и природой, если бы все люди вели себя так, как и взрослый в сказке?

В конце ребенку предлагается нарисовать море и себя, спасающего морских звезд. Анализируются чувства ребенка во время рисования.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 13

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Уменьшение уровня тревожности

  • Развитие навыков саморегуляции

Основная часть. Выполнение прогрессирующей мышечной релаксации Э.Джекобсона.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 14

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.


Задачи занятия:

  • Уменьшение уровня тревожности

  • Развитие навыков саморегуляции

  • Подведение итогов учебного года

Основная часть. Выполнение упражнения «Водопад».

Педагог-психолог проводит упражнение «Водопад» с последующим анализом чувств ребенка.


Упражнение “Водопад”

Нужно сказать:

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются (можно вместо слова расслабляются говорить успокаиваются) мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными (или спокойными). Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной, спокойной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами.... Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 15

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Уменьшение уровня тревожности

  • Развитие навыков саморегуляции

Основная часть. Выполнение упражнения «Отдых на море».

Педагог-психолог проводит упражнение «Отдых на море» с последующим анализом чувств ребенка.


Упражнение “Отдых на море”

“Сядьте в удобном положении. закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно".


Заключительная часть

Подведение итогов занятия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Хапейшвили София Тенгизовна

Дата: 21.10.2019

Номер свидетельства: 523549

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства