kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер старших подростков с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена доя учащихся-инвалидов 9 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер старших подростков с особыми образовательными потребностями»














ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

































Составитель:

С.Т.



Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Разработана на основе реализующих задач в школах, в которых внедрено инклюзивное образование.

Занятия по данной программе направлены на развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер старших подростков с особыми потребностями. В основу занятий на развитие познавательной сферы положены собственне разработки на основе методик креативности Вартега «Круги», матриц Равена, материалов Ф.Картера «Развивайте интеллект» и др. разработок, на развитие личностной сферы направлены арттерапевтические занятия (обсуждение притч). Игры и задания последующих занятий исходят от предыдущих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Количество занятий обусловлено запросом педагогов, родителей (или законных представителей), а также тяжестью нарушений познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями.

По данной программе рекомендуется работать как индивидуально, так и в групповой форме.

Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

  2. Снятие негативных эмоциональных состояний.

  3. Развитие навыков рефлексии

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Задание на развитие познавательных процессов.

  2. Работа с притчами.

Структура занятия:

1. Вводная часть;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с нарушения познавательной и личностной сфер.










Занятие 1

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Игра «Возникновение. Серия «Созвездия и звезды»».


Заготавливаются карточки с названиями 20-ти созвездий (причем указывается, что является звездой, а что – созвездием), а также с легендами о происхождения их названий или об их появлении вообще. Школьники должны найти как можно больше подходящих карточек с легендами к созвездиям. Можно легенды придумать и самим.


Материал


1. Большая Медведица 11. Кастор

2. Малая Медведица 12. Возничий

3. Скорпион 13. Орел

4. Пегас 14. Стрелец

5. Капелла 15. Овен

6. Арктур 16. Дракон

7. Кассиопея 17. Геркулес

8. Орион 18. Близнецы

9. Лира 19. Змееносец

10. Лебедь 20. Телец

Легенды

Разные народы в название созвездий вкладывали различный смысл. Считают, что имя Медведица у этого созвездия существует уже около ста тысяч лет. Семь ярких звезд этого созвездия имеют разнонаправленные движения, поэтому десятки веков назад шесть ярких звезд напоминали очертания медведицы, которая смотрела на седьмую звезду – медвежонка.

Древние греки связывали с созвездием миф о Каллисто, которую ревнивая богиня Гера превратила в безобразную медведицу. Сын Каллисто, возвращаясь домой с охоты, увидел у дверей своего дома медведицу и уже занес над ней оружие. Но великий бог Зевс, влюбленный в Каллисто, помешал ужасному преступлению и перенес Каллисто в образе медведицы на небо.

Существуют и другие представления о возникновении названия созвездий, похожих на медведицу. Согласно другой древнегреческой легенде, бог времени Крон боялся, что его дети свергнут его с трона. Поэтому он проглатывал всех своих новорожденных детей. Но богиня Рея, мать Зевса, не захотела потерять своего последнего ребенка. В великой тайне она отправила дитя на остров Крит, где его выкормили нимфы молоком козы Амалфеи, а присматривали за ним две медведицы. В благодарность великий Зевс поместил их в виде двух созвездий на небо.

Каникулы - перерыв в учебе, работе. Возникновение слова связано с мифом древних греков о появлении на небе звезды Сириус. По легенде в созвездие Большого Пса была превращена Мера (собака пастуха Икария). Главную звезду созвездия стали называть Сириус ("пес", "собака"). У римлян Сириусу было дано название Каникула (лат. canicula - "собака"). С появлением на небе Каникулы (Сириуса), наступал период самых жарких дней в году и со временем дни с конца июля до середины октября стали называться каникулами (собачьими днями). В Древнем Риме эти дни были временем отдыха от занятий.


Близнецы - созвездие, в которое были превращены сыновья Леды Кастор (отец - Тиндарей) и Полидевк (отец - Зевс)
Большая медведица - созвездие, в которое была превращена нимфа Каллисто (или аркадская богиня). За то, что нимфа уступила Зевсу, явившемуся в образе Аполлона, Артемида (или Гера) превратила ее в медведицу и застрелила из лука. По другой версии была убита сыном Аркасом. После гибели была превращена Зевсом в созвездие.


Лира - созвездие, в которое была превращена лира Орфея, являвшаяся его атрибутом. По легенде золотая лира была подарена Орфею Аполлоном. С ее помощью юноша мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы. После смерти Орфея ее, вместе с его головой, прибило в острову Лесбос, где лиру положили на почетное место в храме Аполлона. Позднее, по просьбе Аполлона и муз, ее сделали созвездием.
Малая Медведица - созвездие, в которое, по одной из версий, был превращен Зевсом сын Каллисто Аркад.

Скорпион - созвездие, в которое Гера превратила скорпиона, оказавшего ей услугу. По легенде этого созвездия испугался Фаэтон и выпустил вожжи из рук, когда управлял колесницей Гелиоса.

Стрелец - созвездие, в которое, по одной из легенд, был превращен кентавр Хирон, случайно раненный Гераклом и отказавшийся от бессмертия в пользу Прометея. По другой легенде в это созвездие был превращен кентавр Фол, также случайно раненный Гераклом.
Телец - семь звезд в созвездии Тельца, в которые были превращены Гиады ("дождливые") - семь нимф, воспитывавших Диониса. Дочери Атланта (Эрихтея, Кадма или Океана). После гибели на охоте брата, были взяты Зевсом на небо и превращены в звезды. С их восхождением начиналось дождливое время года.


О созвездиях Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея рассказывали другую легенду.

 

Когда-то, в незапамятные времена, у эфиопского царя Цефея была красавица жена —царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид — мифических жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, который напустил на берега Эфиопии страшное чудовище — кита. Чтобы откупиться от кита, опустошавшего страну, Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет кит и проглотит ее.

 

 В это время мифический герой Древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины — горгоны, с клубками змей вместо волос. Взгляд горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном трех горгон, Персей отсек голову одной из них, по имени Медуза, и из разрубленного тела ее выпорхнул крылатый конь Пегас.

 

 Проснувшись, две другие горгоны хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу — голову Медузы, полетел домой. Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся кит, вынырнувший из морских пучин, Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Ему удалось одолеть кита лишь после того, как он направил на него леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел и превратился в небольшой остров, а Персей, расковав Андромеду, привел ее к Цефею и женился на ней.

 





Змееносец является одним из немногих созвездий, чье наименование связано, хотя и косвенно, с исторической личностью. Четыре тысячи девятьсот лет назад жил в Египте известный врач и архитектор Имхотеп. Он явился прообразом древнегреческого бога медицины и врачевания Эскулапа (Асклепия) - сына бога Аполлона.
   


В греческой мифологии Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона. Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы, но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона Орион все же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны.
Ориона сопровождают две собаки — Большой Пес и Малый Пес.



Общепринятого мифа о возникновении Возничего нет: в нём видят и трезенского царя Ипполита, и Миртила, и Эрихтония, и других героев.

В древнейшие времена непосредственно рядом с Возничим располагалось созвездие Коза (или Козлята), ассоциировавшаяся с козой Амалфеей, вскормившей Зевса. Постепенно оно слилось с Возничим. Именно по этой причине в небесных атласах фигура Возничего держит на спине козу, а на левой руке — двух козлят. Древние источники называли автором созвездия Коза Клеострата Кинедосского. Очень древним и весьма почитаемым было созвездие Возничего. Греки видели в нем фигуру царя Эрихтония — изобретателя квадриги (двухколесная колесница), за что и был после смерти вознесен на небо и превращен в созвездие Возничего. Самая яркая звезда Возничего — Капелла (от греч. капелла — козочка) названа так в честь козы-нимфы Амалфеи, вскормившей Зевса своим молоком, за что и получила место на небе. Еще одним известным с древнейших времен созвездием является созвездие Большого Пса. Оно связано с именем собаки первого винодела Греции Икария и его дочери Эригоны — Меры, которая, не пережив трагической смерти своих хозяев, погибла в бурных водах реки. После гибели Меры боги превратили ее в созвездие Большого Пса, главная звезда которого — Сириус была названа так от старого древнегреческого слова — «пес, собака». Сириус был виден в Греции только в жаркие летние дни и находился по отношению к Солнцу ближе остальных звезд.

Звезда Альтаир - В Китае так же существовали легенды о происхождении созвездий и звезд. Например созвездие Волопаса (звезда Альтаир в созвездии Opла) и (звезда Вега (Ткачиха) в созвездии Лиры).
Итак, ткачи ха по имени Чжи Нюй жила на восточном берегу Серебряной реки — Млечного Пути — и ткала на своем станке великолепные облака. Помимо нее; этим делом занимались еще шесть фей, но среди них Чжи Нюй заметно выделялась своим трудолюбием и прилежностью.
На другом берегу Серебряной реки, в мире людей, жил пастух (т.е. волопас) Ню Лан, наибольшей ценностью которого был старый вол.

Созвездие Овна  было весьма почитаемо в древности. Верховный бог Египта Амон-Ра изображался с бараньей головой, а дорога к его храму представляла собой аллею из сфинксов с бараньими головами Считалось, что созвездие Овна названо в честь Овна с золотым руном, за которым и плыли аргонавты. На небе, кстати, существует ряд созвездий, отражающих Корабль Арго. Звезда альфа (самая яркая) этого созвездия называется Гамаль (по-арабски «взрослый баран»).

У древних народов самым главным было это созвездие, так как новый год начинался весной. В зодиаке оно самое древнее созвездие, поскольку в жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, и с быком (тельцом) связывали то созвездие, где Солнце как бы побеждало зиму и возвещало приход весны и лета. Вообще многие древние народы почитали это животное, считали его священным. В Древнем Египте был священный бык Апис, которому поклонялись при его жизни и мумию которого торжественно погребали в великолепной гробнице. Каждые 25 лет Аписа заменяли новым. В Греции бык тоже пользовался большим почетом. На Крите быка звали Минотавр. Герои Эллады Геракл, Тесей, Ясон усмиряли быков.

В этом созвездии две яркие звезды находятся очень близко одна от другой. Свое название они получили в честь аргонавтов Диоскуров — Кастора и Поллукса — близнецов, сыновей Зевса, самого могущественного из олимпийских богов, и Леды, легкомысленной земной красавицы, братьев Елены прекрасной — виновницы Троянской войны.

Действительно ли созвездие похоже на Скорпиона?

Не только из-за внешнего сходства этому созвездию была отведена роль ядовитого существа.

Солнце вступало в эту область неба поздней осенью, когда вся природа как бы умирала, чтобы вновь возродиться, подобно богу Дионису, ранней весной следующего года. Солнце считалось как бы «ужаленным» каким-то ядовитым существом (кстати, в этой области неба есть и созвездие Змеи!), «от того болело» всю зиму, оставаясь слабым и бледным.

Согласно классической греческой мифологии это тот самый Скорпион, который ужалил великана Ориона и был спрятан богиней Герой на диаметрально противоположной части небесной сферы. Именно он, небесный Скорпион, испугал больше всего несчастного Фаэтона, сына бога Гелиоса, решившего прокатиться по небу на своей огненной колеснице, не послушав предостережений отца.

Другие народы давали этому созвездию свои имена. Например, для жителей Полинезии оно представлялось рыболовным крючком, которым бог Маун вытащил из глубины Тихого океана остров Новая Зеландия. У индейцев майя это созвездие связывалось с именем Ялагау, что означает «Владыка тьмы».

По мнению многих астрономов, знак Скорпиона самый зловещий — символ смерти. Он казался особенно страшным, когда в нем оказывалась планета бедствий — Сатурн.

Скорпион — это созвездие, где нередко вспыхивают новые звезды, кроме того, это созвездие богато яркими звездными скоплениями.

В кого целится звездный Стрелец?

По древнегреческой мифологии мудрейший из кентавров Хирон, сын бога Хроноса и богини Фемиды, создал и первую модель небесной сферы. При этом одно место в Зодиаке он отвел для себя. Но его опередил коварный кентавр Кротос, занявший обманом его место и ставший созвездием Стрельца. А самого Хирона бог Зевс превратил после смерти в созвездие Кентавра. Вот так и оказалось на небе целых два кентавра. Злобного Стрельца боится даже сам Скорпион, в которого тот целится из лука.

Иногда можно встретить изображение Стрельца в виде кентавра с двумя лицами: одно обращено назад, другое — вперед. Этим он напоминает римского бога Януса. С именем Януса связан первый месяц года — январь. А Солнце находится в Стрельце зимой.

Куда скачет Козерог?

Индейцы назвали это созвездие Макара, т.е. чудо-дракон, тоже наполовину козел, наполовину — рыба. Некоторые народы изображали его полукрокодилом — полуптицей. Сходные представления бытовали и в Южной Америке. Когда Солнце вступало в созвездие Козерога, индейцы праздновали Новый год, надевая для церемониальных танцев маски, изображавшие козлиные го ловы. А вот коренные австралийцы называли созвездие Козерога созвездием Кенгуру, за которым гоняются небесные охотники, чтобы убить его и зажарить на большом костре.

У многих древних народов козу почитали как священное животное, в честь козы совершались богослужения. Люди облачались в священные одежды из козьих шкур и приносили дар богам — жертвенного козла.

Именно с такими обычаями и с этим созвездием связано представление о «козле отпущения» — Азазеле. В так называемый день козлоотпущения отбирались два козла: один — для жертвоприношения, другой для отпущения в пустыню. Из двух козлов священники выбирали, которого Богу, а которого Азазелю. Сначала приносилась жертва богу, а затем к первосвященнику подводили другого козла, на которого он возлагал руки и тем самым как бы передавал ему все грехи народа. А после этого козла отпускали в пустыню. Пустыня была символом подземного царства и естественным местом для грехов. Созвездие Козерога располагается в нижней части эклиптики. Возможно, это и вызвало представление о преисподней.

В созвездии Козерога около 2 тыс. лет назад находилась точка зимнего солнцестояния. Древний философ Макробий полагал, что Солнце, пройдя самую нижнюю точку, начинает карабкаться вверх, словно горный козел, стремящийся к вершине.

Куда льет воду Водолей?

Это созвездие называлось у греков Гидрохос, у римлян — Акуариус, у арабов — Сакиб-аль-ма. Все это означало одно и тоже: человек, льющий.воду. С созвездием Водолея связан греческий миф о Девкалионе и его жене Пирре —единственных людях, спасшихся от всемирного потопа.

Название созвездия действительно приводит на «родину всемирного потопа» — в долину рек Тигр и Евфрат. В некоторых письменах древнего народа — шумеров — эти две реки изображаются вытекающими из сосуда Водолея.  Одиннадцатый месяц шумеров назывался «месяц водного проклятия». По представлениям шумеров, созвездие Водолея находилось в центре «небесного моря», а поэтому предвещало дождливое время года. Оно отождествлялось с богом, предупредившим людей о потопе. Эта легенда древних шумеров аналогична библейскому сказанию о Ное и его семье — единственных людях, спасшихся от потопа в ковчеге.

В Египте созвездие Водолея наблюдалось на небе в дни наибольшего уровня воды в реке Нил. Считалось, что бог воды Кнему опрокидывает в Нил огромный ковш. Так же считалось, что из сосудов бога вытекают реки Белый и Голубой Нил — притоки Нила.

Возможно, что с созвездием Водолея связана легенда об одном из подвигов Геракла — очистка Авгиевых конюшен (для чего герою понадобилось запрудить три реки).

Рыбы замыкают кольцо зодиакальных созвездий.

Само расположение звезд на небе внушает мысль о двух рыбах, связанных между собой лентой или веревкой. Происхождение названия созвездия Рыбы очень древнее и, по-видимому, связано с финикийской мифологией. В это созвездие Солнце вступало впору богатой рыбной ловли. Богиня плодородия изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом, который, как гласит легенда, появился у нее, когда она вместе со своим сыном, испугавшись чудовища, бросилась в воду.

Арктур Своим названием обязан созвездию Большая Медведица. В переводе греческого Арктурус означает «Страж Медведицы» и по легенде Зевс поместил его на небо чтобы он охранял нимфу Каллипсо, превращенную разгневанной богиней Герой в медведицу от охотников.

Это название созвездие получило от древнегреческого крылатого коня по имени Пегас. Крылатый конь Пегас появился из обезглавленного героем Персеем тела медузы Горгоны, но не стал чудовищем (как того можно было ожидать); это была одна из волшебных трансформаций, на которые так богата древнегреческая мифология. Пегас был любимцем 9 муз - дочерей верховного бога Зевса и Мнемозины, богини памяти. На горном склоне Геликон Пегас выбил копытом водный источник Иппокрены, влага которого приносила поэтическое вдохновение. Вот еще легенда, в которой упоминается конь Пегас. Беллерофонт, внук царя Сизифа, должен был убить Химеру (хотя по-гречески "химера" означает "коза", но мифическая Химера оказалась смертельно опасным огнедышащим чудовищем с львиной головой, козьим туловищем и драконьим хвостом). Беллерофонт победил Химеру с помощью крылатого Пегаса. Однажды герой увидел крылатого коня и пожелал завладеть им. Во сне к юноше явилась любимая дочь Зевса - мудрая воительница богиня Афина, вдохновлявшая многих греческих героев. Афина подарила Беллерофонту волшебную уздечку, способную усмирить любого коня. С ее помощью юноша поймал крылатого Пегаса и отправился с ним на бой с Химерой. Высоко взлетев в воздух, герой метал в чудовище стрелы, пока, наконец, оно не испустило дух. Но своей победной удачей Беллерофонт не удовлетворился, а пожелал много большего: на крылатом коне подняться совсем высоко в небо, вплоть до жилища бессмертных. Бог Зевс, узнавший об этом, разгневался и обратил Пегаса в ярость, отчего тот выбросил из седла своего всадника. Сам Пегас после того поднялся на божественный Олимп, где нес службу с боевыми молниями Зевса. Основная достопримечательность созвездия Пегаса - уникально яркое шаровое скопление звезд. В бинокль видно очень красивое шаровидное светящееся пятнышко с искрящимися краями, подобными огням ночного мегаполиса, наблюдаемого с пролетающего самолета. В этом звездном объекте сконцентрировано свыше шести миллионов солнц-звезд!

 Геркулес Дракон

Из мифа о драконе, который победил Геркулес.

На вершине Олимпа готовилось невиданное пиршество. Зевс - властитель Неба и Земли - лично давал указания богам, и те их мгновенно выполняли. Амброзии и нектара лилось больше, чем когда бы то ни было. Гелиос заливал просторы Олимпа своими золотистыми лучами: боги готовились великолепно отпраздновать свадьбу Зевса и Геры.
   Богиня радуги Ирида и богини женской прелести - хариты - одели Геру в свадебные наряды. Сияя своей божественной красотой, гордая и величественная, Гера сидела на золотом престоле рядом с Зевсом, окруженная молодыми богинями. Один за другим подносили ей боги свои дары. Но подарок богини Земли Геи восхитил всех. Из глубины земных недр она извлекла чудесную яблоню, которая раз в году давала по три золотых яблока.
   Гера приняла дивное дерево и увезла его далеко-далеко, на западный край Земли. Туда, где титан Атлас держал на своих плечах всю небесную сферу и где был сад его дочерей гесперид, рожденных его женой Гесперой. В их саду Гера посадила яблоню и приказала стеречь ее так, чтобы никто не мог сорвать с нее золотых яблок. Рядом с яблоней Гера оставила ужасного дракона, который никогда не спал и непрерывно извергал пламя во все стороны. Гера спокойно вернулась на Олимп.
   Отправляя Геркулеса на последний, двенадцатый подвиг, царь Еврисфей приказал ему принести три золотых яблока из сада гесперид. Это было самое трудное поручение, потому что никто не знал и не мог показать Геркулесу путь к этому саду. Но даже если бы он добрался туда, он должен был погибнуть в страшном пламени, которое непрерывно извергал дракон.
   Долго блуждал Геркулес по Европе и Азии, пока не попал на самый крайний север к реке Эридан. Там нимфы сказали ему, что только морской бог Нерей знает дорогу к саду гесперид, но Геркулес должен был вынудить его рассказать о пути. Отправился Геркулес искать бога Нерея. Наконец, после долгих поисков он нашел его на морском берегу и напал на него врасплох, но не так-то легко было одолеть Нерея, потому что он превращался в разных морских чудовищ. После долгой борьбы Геркулес победил Нерея и крепко заковал его в цепи.
   - Я освобожу тебя, если ты покажешь мне путь к саду гесперид,- сказал ему Геркулес.
   Не хотел Нерей выдать тайну, но не мог же он вечно оставаться скованным. Пришлось ему указать Геркулесу путь, однако он предупредил, что на этом пути Геркулес встретит много трудностей. Геркулес освободил Нерея и отправился по указанному им пути. Шел он дни и ночи и, наконец, пришел в Ливию, где свирепствовал великан Антей - сын бога Посейдона и богини земли Геи. Великан требовал, чтобы каждый путник боролся с ним. Но кто мог одолеть сына властелина морей?! Антей всех побеждал в единоборстве и разрывал их на части. Он принудил и Геркулеса бороться с ним. Несколько раз Геркулес бросал его на землю, но после этого Антей становился еще сильнее и с большей энергией набрасывался на него. Во время борьбы Геркулес заметил, что, как только Антей начинал терять силы, он прикасался к земле - своей матери - и от нее получал еще большую силу. Раскрыв тайну непобедимости Антея, Геркулес поднял его высоко над землей. Иссякли силы сына Геи, и Геркулес задушил его.
   Продолжив свой путь, Геркулес, наконец, дошел до западного края земли, где стоял титан Атлас. Поговорив с ним, он отправился в сад гесперид. Геспериды не посмели ему помешать войти в сад. Вошел Геркулес и еще издали заметил на дереве золотые яблоки, сияющие ослепительным светом. Когда он приблизился к яблоне, на него набросился дракон, яростно изрыгающий пламень. Однако Геркулес не испугался и ударил чудовище по голове палицей так сильно, что дракон упал на землю, корчась в судорогах. Еще несколькими ударами Геркулес прикончил дракона. После этого он сорвал три золотых яблока и отнес их Еврисфею.
   Великая богиня Гера превратила дракона в созвездие и оставила его на небе. Там голова дракона находится у ног Геркулеса, как бы напоминая людям о последнем подвиге героя.



Капелла переводится как «маленькая коза» и связана с мифом о роге изобилия. Это миф о роге козы Амалфеи, который мог наполняться тем что пожелает владелец.


Созвездие Лебедь

По одному древнегреческому мифу созвездие Лебедя связывается с образом громовержца Зевса.

Как-то раз Зевс увидел прекраснейшую Леду, которая была женой царя Спарты Тиндарея. Она привлекала его своей красотой и Зевс принял решение сделать ее своей возлюбленной. Боясь ревности богини Геры, своей жены, он превратил себя в белого лебедя и полетел в этом облике на встречу с красавицей. Спустя время у Леда родила двоих детей от Зевса – сын Поллидевк и дочка Елена Прекрасная, красота которой стала позже причиной Троянской войны. Также у Леды было двое детей от царя Тинтарея – сын Кастор и дочка Климнестера. Боги поместили Полидевка и Кастора за их братскую Любовь на небо как созвездие Близнецы.

Также существует другая легенда, которая связана с созвездием Лебедя. Сын бога Солнца Гелиоса, Фаэтон не удержался в огненной колеснице, которая была запряжена крылатыми конями, и они понеслись к земле, испепеляя все, что окружало их. Спасая от пожаров землю, Зевс поразил молнией колесницу. Фаэтон упал в речные воды Эрида и погиб. Останки Фаэтона долго искал его друг по имени Кикн и скорбел о гибели его. Увидев подобную бескорыстную дружбу, боги превратили грустящего Кикна в белого лебедя, который жил у воды, а на небо поместили изображение летающего лебедя.

Есть и еще легенда – о музыканте и певце Орфее и девушке Эвридике, которую он любил и которая внезапно скончалась от змеиного укуса. Орфей было трудно переносить разлуку и он пошел за возлюбленной в царство мертвых. Боги в знак признания любви Орфея поместили его в образе лебедя на небо вблизи Лиры.

Мифология так рассказывает о легендарном охотнике Орионе. Это был стройный, красивый и ловкий человек. Со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес) ходил он охотиться по лесам и горам на диких зверей, но сердце у него было добрым. Когда однажды Большой Пес погнался за зайцем, тот бросился к Ориону, сжался в комочек у его ног, и Орион защитил его.
   Вооруженный огромной палицей и острым мечом, Орион по неизвестной причине начал преследовать плеяд, но неожиданно на него набросился разъяренный бык. Бесстрашный Орион высоко поднял правую руку с тяжелой палицей и стал ожидать нападения быка, а затем ударил его по голове своим тяжелым оружием.
   Так ходил он по горам и густым лесам, охотился на дичь, пришел, наконец, на остров Хиос и там погиб от укуса скорпиона. Но Эскулап, узнав о преждевременной смерти Ориона, прибыл на остров Хиос, чтобы воскресить его, как он воскрешал других умерших. Встревожился властелин подземного царства Аид, что Эскулап отнимает у него тени умерших, пожаловался своему брату Зевсу-громовержцу, и Зевс молнией убил Эскулапа.
   Затем Зевс, как он это часто делал, превратил Ориона, Скорпиона и Эскулапа в созвездия и оставил их сиять на небе. С одной стороны он поместил рядом со Скорпионом Эскулапа, а с противоположной - Ориона. Так Зевс навсегда отнял возможность у Эскулапа воскресить Ориона. Поэтому, когда созвездия Скорпиона и Змееносца (Эскулапа) видны на горизонте, созвездие Ориона находится ниже линии горизонта и невидимо, а когда созвездие Ориона видно на горизонте, созвездия Скорпиона и Змееносца (Эскулапа) не наблюдаются.


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.








Занятие 2

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. "На что это похоже"?





Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.


. Игра "Кубики".

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:





Задание - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 – зигзаг.


Задание 2. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".




"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".



"Составить два разных квадрата из 7 палочек".



Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".



"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".



"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".


"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".



"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".



"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"



Задание 1. В фигуре из 12 спичек переложить 5 спичек так, чтобы получилось всего 2 квадрата.

Задание 2. В фигуре «лампа», составленной из 12 спичек, переложить 3 спички, чтобы получилось 5 равных треугольников.

Задание 3. В фигуре из 12 спичек переложить 3 спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.

Задание 4. Фигура «флюгер» из 10 спичек. Переложить в ней 4 спички так, чтобы получился дом.

Задание 5. Спичечный рак из 10 спичек ползет вверх. Переложить 3 спички так, чтобы рак полз вниз.

Задание 6. Фигура «фонарь» состоит из 9 спичек. Переложить 6 спичек, чтобы получилось 4 равных треугольника.

Задание 7. Фигура «весы» состоит из 9 спичек. Переложить 5 спичек, чтобы весы находились в состоянии равновесия.

Задание 8. Фигура «греческий храм» состоит из 11 спичек. Переложить 4 спички и получить 15 квадратов.

Задание 9. В спичечной фигуре переложить 5 спичек и получить 3 квадрата.

Задание 10. Исправить ошибку: переложить две спички.



Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 3

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. "Продолжи узор".



Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:


"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".



Задание 2. "Платочек".

Это упражнение сходно с предыдущим, но является более сложным его вариантом, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей - вертикальной и горизонтальной.

"Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым".

 



Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Задание 3. "Составь фигуру".

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".



Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.



Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 4

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. "Сложи фигуры".

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".



По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Задание 2. "Найди закономерность".

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".



б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".



Подобные задания можно придумать самостоятельно.


Задание 3. "Светофор".

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".



Задание 4. "Классификация".

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур.



Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Задание 5. "Путешествия животных".

Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.

В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный школьнику, и позволяющий опознать этот квадрат.

Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.



"Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со звездочкой, этот - с грибочком, этот - со стрелочкой и т.д.

Зная, как называются квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?"

После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.

"Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?"
Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:



"В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка". Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.

Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.

Варианты заданий.



Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.

Упражнение "Путешествия животных" с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:

1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в несоседний домик и т.д.
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)

И еще один вариант упражнения, на другом игровом поле.



Буквенно-цифровое поле используется для работы так же, как и картинное. На нем можно тренироваться по тем же правилам или по другим, придуманным самостоятельно. Кроме того, это могут быть правила следующего содержания:

1. Гусь может ходить только по соседним клеткам и только прямо.
2. Божья коровка может летать только в соседнюю клеточку и только с такой же буквой или такой же цифрой.
3. Рыбка может переплывать только в соседнюю клеточку с несовпадающей буквой и цифрой и т.д.

Если ребенок хорошо справляется с решением задач, вы можете предложить ему самому придумать задание про путешествие какого-либо животного или задание обратного типа: "Из какой клетки должен выползти жук, чтобы, ползая по своему правилу (называете правило), он попал в клеточку, например, ГЗ или с грибочком (для картинного игрового поля).
Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 5

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Задание 1. «Отгадай необычные загадки».

Подростку предлагаются загадки, на которые нужно дать необычные ответы.

Загадки

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(моя сестра )

Кто может тебе сказать: "Ты мой сын, но я тебе не отец"
(мама)

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
(я сам)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
(Юра)

На границе Чехии и Германии упал планер, принадлежавший России. Какой стране достанется мотор от разбившегося планера?
(Никакой, унего нет мотора )

Человек выключил свет и успел добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. Как это?
(он лег спать днем )

Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это?
(в комнату вползти может каждый )

Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему?
(он шёл пешком )

Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?
(пойдет восьмой )

Как принести воду в решете?
(заморозив)

Два раза родится, один раз умирает. Кто это?
(циплёнок)

Что с пола за хвост не поднимешь?
(клубок ниток )

Кто ходит сидя?
(шахматист)

Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?
(возраст)

На край стола поставили кастрюлю, плотно закрытую крышкой, таким образом, что две трети банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
(лёд)

Чем больше из нее берешь, тем больше становится... Что это?
(яма)

Что идет то в гору, то с горы, но остается на месте?
(дорога)

На что больше всего похожа половина апельсина?
(на вторую половину )

Какое слово из 11 букв все пишут неправильно?
(неправильно)

К тебе пришли гости, а в холодильнике - бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?
(холодильник )

Какой город летает?
(Орёл)

Какая река самая страшная?
(Тигр)

Каким гребешком нельзя расчесаться?
(петушиным)

В каком месяце 28 дней?
(в любом)

Что сырым не едят, а сварят - выбросят?
(лавровый лист)

Его выбрасывают, когда он нужен, а поднимают - когда не нужен. Что это?
(якорь)

Что можно приготовить, а съесть - нельзя?
(уроки)

Какое колесо у автомобиля не крутится во время езды?
(запасное)

Какие часы показывают точное время два раза в сутки?
(которые стоят )

Один человек жил на восьмом этаже. Каждое утро он входил в лифт, нажимал кнопку первого этажа, спускался и уходил из дома. Вечером он возвращался, заходил в лифт, доезжал до седьмого этажа, выходил из лифта и один этаж (с седьмого до восьмого) поднимался пешком. Почему?
(он мог доставать только до кнопки 8 этажа)

Все его любят, но как поглядят на него, то морщатся.
(солнце)

На какой вопрос нельзя ответить "да"?
(Ты спишь?)

На какой вопрос нельзя ответить "нет"?
(Ты жив?)

Какой нос не чувствует запаха?
(нос ботинка, сапога, чайника )

Сколько яиц можно съесть натощак?
(одно)

Тебе дано, а люди пользуются. Что это?
(имя)

Может ли страус назвать себя птицей?
(нет т.к. не умеет говорить )

Мужчина ехал в машине. Фары он не включил, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Перед машиной дорогу стала переходить старушка, но водитель вовремя затормозил и аварии не произошло. Как ему удалось разглядеть старушку?
(был день)

По какой дороге полгода ездят и полгода ходят?
(по реке)


Задание 2. «Покажи эрудицию».

Подростку задают вопросы, на которые он должен показать свою эрудицию.

Вопросы.

1. В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3. Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4. Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)
6. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)
7. Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)
8. Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
9. Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
10. В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
11. На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
12. Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да)

13. Этот белый или полупрозрачный минерал противостоит огню и воде, плохо пропускает холод и тепло. Им пользуются строители, скульпторы, хирурги и стоматологи. Назовите этот минерал. (гипс)

14. Деду 56 лет, а внуку 14. Через сколько лет дед будет старше своего внука вдвое?(Через 28 лет внуку будет 42 года, а деду  – 84.)

15. Рука, вытянутая в сторону другого человека, в древности символизировала мирные намерения, отсутствие оружия. В какой форме сохранился этот символ сегодня? (рукопожатие)

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.



Занятие 6

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Задание 1. «Придумай слово».

   Найди общее окончание для всех перечисленных наборов букв, чтобы в результате прибавления букв везде получились осмысленные слова.
Ко -      по -       опр -     ру -
Ро -  ?  уго -  ?  тр -  ??  ре -  ???
По -     сто -      спр -     пе-
Пило -  уко -    вопр -   све-


Задание 2. «Строчки».

    Посмотри на фигуры и найди ту, которая отличается от других. Задание выполняется по строчкам.

Задание 3. «Матрицы Равена».


Здесь предлагаются рисунки с фигурами, связанные между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.








Стимульный материал





Занятие 7

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. «На что это похоже? (сложный вариант). Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, — они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, — это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).






Стимульный материал




Задание 2. «Что это такое?». Надо дать как можно больше ответов, на что похож нижеприведенный рисунок.





Задание 3. «Найди слова». Нужно найти слова.






Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 8

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. «Цепочки из слов». Предлагаются два слова, состоящие из одинакового числа букв. Игра заключается в том, чтобы выстроить цепочку слов от одного слова к другому  - так, чтобы каждое слово в цепочке отличалось от предыдущего только одной буквой. Переставлять буквы не разрешается, каждая буква должна оставаться на своем месте.

       Например, слово “бант” можно превратить в слово “коса”, вставив между ними слова “рант, рана, раса, роса”. Два задаваемых слова Льюис Кэрролл называет дуплетом, промежуточные слова  - звеньями, а всю последовательность слов  - цепочкой.

       Вряд ли нужно говорить о том, что все звенья должны быть словами, которые принято произносить в приличном обществе. Слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа.

  • Сварите СУП из РАКА.

  • Поставьте РОЗУ в ВАЗУ.

  • Поймайте РЫБУ в СЕТЬ.

  • Обмакните ПЕРО в ТУШЬ.

  • Загоните ВОЛКА в НОРУ.

  • Перейдите с БЕГА на ШАГ.

  • Превратите МОРЕ в СУШУ.

  • Перебросьте МОСТ через РЕКУ.

  • Растяните МИГ в ВЕК.

  • Впишите ШАР в КУБ.

Ответы

  1. Рак рот ров рок рык бык бок сок сук суп

  2. Ваза база баба раба рыба роба роза

  3. Сеть семь семя темя тема рема рама раба рыба

  4. Тушь сушь суша душа Даша Паша пара перо

  5. Нора кора коса коза поза пола полк волк

  6. Бег Бен бес бис лис лик лак лаг шаг

  7. Море горе гора нора пора поза доза лоза коза коса кора корт порт пост мост тост торт Тора тара Сара Саша суша

  8. Река рема тема Тома кома коса коза кора корт порт пост мост

  9. Миг мир тир тик пик лик лак лук сук бук Бек век (или лак бас бес вес век)

  10. Куб дуб душ Буш бур бар шар

Задание 2.«Измени слово так, чтобы получилось новое». Переставьте буквы в слове КАРЕТА, и вы получите слово РАКЕТА. Сколько времени вам потребуется, чтобы найти новые слова из перечисленных ниже?

  • ТАБУН

  • БАЗУКА

  • ЗОЛА

  • РОПОТ

  • КЛОП

  • МЫШКА

Задание 3. «Закончи ряд из фигур». Дан ряд из фигур. Необходимо закончить его.

Задание 4. «Составь сумму чисел». Разместите числа от 1 до 19 в 19 кружках таким образом, чтобы любые три числа, находящиеся на одной прямой, в сумме давали тридцать. Одна цифра должна быть в центре круга.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 9

Цель занятия:

Раскрытие познавательного и творческого потенциала.

Задачи занятия:

    1. Раскрытие познавательного потенциала.

    2. Раскрытие творческого потенциала.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. «Найди числа». Тренировочное задание – найти лишние буквы. Затем надо найти числа от 1 до 60.


Задание 2. «Сгруппируй слова». Даются различные слова, которые необходимо разложить по группам.

Задание 3. «Судоку». Необходимо вставить в таблицу числа, чтобы не было одинаковых в строчках и в квадратах.


Игра «Лабиринты». Даются различные лабиринты. Нужно найти правильные пути.


Складывание пазлов. Дается сложный пазл. Задача – сложить его.7

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 8

Цель занятия:

Раскрытие творческого потенциала и развитие креативности.

Задачи занятия:

      1. Развитие креативности

  1. Снятие психоэмоционального напряжения

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Знакомство с авторскими притчами и с буддийскими загадками-коанами и составление по ним изречений.

Подростку предлагают сначала авторские притчи, приведенные ниже.. Он должен составить по ней изречения, высказать свое мнение. Затем ему предлагают придумать свои притчи по прочитанным или изменить концовку предыдущей.

Живут в памяти

…Да живут в памяти новых поколений дедушки, бабушки, прадеды, прабабушки и все, кого нет… Бережно почитаем их в сердцах наших, храним всегда их фотографии, реликвии, всю любовь, что они отдавали нам и окружающим. Просматривая их альбомы, подумаем о том, что они, как и мы, улыбались, чувствовали, решали трудности, встающие на пути, создавали семьи… Нуждаются они в наших воспоминаниях, в том, чтобы у нас по отношению к ним всегда было тепло…

Анализируя фотографии и реликвии предков, пусть станут они внутри нас живыми. Какими были они – часто спрашиваем мы себя. Как возник мой род, какие качества и особенности внешние повлияли появлению на свет меня – нередко задаемся мы этим. А как раз почитание тех, кого с нами нет, изучение их историй и помогает частично или полностью решить данные вопросы.

С детьми с малых лет следует говорить о своих дедушках, бабушках, прадедах, чтобы они научились их уважать, а затем понимать, что в мир они пришли благодаря родителям, а их родители – благодаря роду. К несчастью, даже не все взрослые делают это, а, вырастая, дети и не ведают о своих пращурах.

…Так, один взрослый, даже не знал, каковыми были его дедушки, бабушки, его прадеды, пока однажды, после того, как родители не покинули эту Землю, он не нашел альбом старых фотографий. Он начал просматривать его, и увидел, какими были его предки, что они делали, как выглядели, как прошли их детство и молодость. Он стал осознавать, как сильно он связан со своим родом, так как без него не появились бы его родители и он сам. Человек понял, что имеет связь с прошлым прадедов, и таким образом, оно повлияло, на появление ЕГО жизни на Земле; кроме того, и его собственное прошлое, способствовало тому, каким он стал сейчас в настоящем, а настоящее, в свою очередь, связано и с будущем, с тем, каким этот человек будет потом. «Да, думал он, - все три времени, оказывается, влияют друг на друга. И я должен никогда теперь не забывать своих прадедов, помнить всегда родителей, чтобы нести это детям, внукам, правнукам, а те передавали бы далее. Родители, конечно, имели много хороших качеств, но то, что они почти не рассказывали мне о прадедах, считая это для меня ненужным, было неправильно. Надо последующим поколениям знать о них».

О творчестве и предназначениях в жизни


Творчество в искусстве всегда должно исходить из талантливых и гениальных людей, только тогда оно вызывает восхищение, изумление и полноту чувства. Есть творческая деятельность и во многом другом – творчество в выполняемой работе, в создаваемом каком-либо предмете, в приготовлении еды, в помыслах… И даже живя, можно к каждому дню подходить творчески. Совершенствование самого себя, мира, вклад в природу, извлечение уроков из разных ситуаций, которые возникают на Земле, встречающихся трудностей и невзгод – это тоже своего рода творение. Процесс его ты встречаешь в самой природе, в том, что она создает. Каждое существо по сути – это то, что она выразила своим творчеством.

…Одного мудреца однажды спросили следующее:

«Что требуется от человека, в первую очередь, и каковы его важные жизненные предназначения?»

Мудрец ответил так:

«От всякого человека требуется, прежде всего, чтобы он всегда созидал и создавал. Любому из нас необходимо выполнять это – поскольку, наряду с любовью к людям, труду и природе, познанием, - это одно из 3-х главных предназначений в его жизни, являющихся составляющими его внутренней красоты. Для этого он родился на этом свете».

«А что является злом для человека?»

«Когда он движется не вверх, а вниз; когда он не реализуется хотя бы в одном из данных предназначений – любви, познании, творчестве, либо, еще хуже, во всех».








Идет жизнь


Однажды один мудрый старец, размышляя о жизни, увидел в нескольких удивительных своих снах великолепие, грандиозность, безвозвратность ее и дней. Их он описал и изобразил в мудрой книге, которую назвал «Образность жизни».

В его сновидениях каждый день предстал в виде образного похода по лугу, совершаемого только вперед. На нем цвели незабудки, васильки, ромашки и многие другие цветы. Этот поход был легким или тяжким, встречались, бывало, крутые холмы, кочки и бурные реки (это означало трудности, которые были у человека в течение дня и то, как он их ощущал). На пути также были различные люди или животные, которые старец встречал (это означало людей и животных, которые есть с человеком в течение дня или всей жизни). В конце каждого дня старец видел огромные резные, деревянные, обитые ярким золотом, полные красоты, ворота, которые находились между 2-мя буками. С закатом Солнца ворота закрывались навсегда и уже было невозможно снова открыть их и возвратиться. После этого перед старцем представало величественное море, на небе ярко блистала Луна, образуя на море прелестную лунную дорожку. На море был корабль, на котором совершалось удивительное путешествие. За ночь море пересекалось. Оно могло быть спокойным или бушевать из-за шторма (такие сновидения означали отдых человека ночью, а спокойствие или шторм – то, снились ли ему приятные сны или кошмары).

Когда же у старца во сне наступал рассвет, он снова видел на берегу моря огромные ворота между 2-мя буками, которые медленно открывались. Это было начало утра. День совершался в походе по лугу. А каждый заход Солнца опять появлялись ворота, которые навсегда закрывались и новое ночное море.

«Да, - подумал старец после этих снов, - каждый день так велик! Только смысл надо каждому человеку вложить в него! Ведь день же больше не придет!» Это изречение он под иллюстрациями написал в своей книге.

В снах он увидел и смену различных этапов жизни. Конец каждого этапа и начало следующего перед ним предстал в виде изумительнейшей горной поляны. В ней было спокойное прозрачное озеро, и находясь здесь, можно было понять, что это главное место и цель.

«Да, - размышлял старец, - нельзя относиться к новому этапу жизни только с печалью, думая постоянно о том, как замечателен был предыдущий период». И это изречение он под изображением и описанием этих снов тоже запечатлел в книге.

После этого он свою книгу передал людям, чтобы они поняли всю прелесть и полноту жизни и то, что все это они создают сами.




Края Заботливого отношения


«Края Заботливого отношения, - заметил один мудрый человек когда-то, - бесспорно, на Земле существуют. Только создаем мы их, люди, сами, выражая заботу о тех, кого глубоко любим. Эти места, могут представлять только дома, где мы живем. Однако они, если есть забота, становятся очень красивыми, так как там обитают уют, любовь, ласка, искренность, чистота, тепло. И само слово ЗАБОТА – очень мягкое, мелодичное! Я выделяю следующие проявления заботы, исходя только из начальных букв этого удивительного слова:

затейливость в придумывании частых (или даже ежедневных) прекрасных сюрпризов друг другу;

аромат взаимопонимания;

бережное и бескорыстное отношение друг к другу;

огромное уважение к другому;

трепетное выражение чувств;

активность поддержки.

Если возникнет вопрос, что не приемлет забота, в первую очередь, я отвечу: жадности, лжи и зависти».


Затем даются буддийские загадки-коаны, показывающие несостоятельность логики и ограниченность рационального мышления. По ним нужно также составить изречения. Они приведены ниже.

  • Человек шел через поле и встретил голодного тигра. В испуге он подбежал к обрыву, ухватился за лозу и повис  - так, чтобы тигр не смог его достать. Дрожа, он взглянул вниз и увидел второго тигра, который также был готов сожрать его. Только лоза давала ему защиту. Тут две мыши  - черная и белая  - принялись малу-помалу перегрызать лозу. Глядя, как истончается гибкая ветвь, человек заметил крохотную земляничку. Одной рукой сжимая лозу, другой он сорвал ягоду и съел ее. Какой она оказалась сладкой!

  • Два послушника смотрели на флаг, развевающийся на ветру, и обсуждали, что происходит. “Это флаг движется”,  - говорил один. “Нет, ты не прав,  - возразил второй.  - Это ветер движется”. Учитель, услышав их спор, приблизился к ним и сказал: “Вы оба неправы. Движется ваша мысль”.

  • Знаменитый учитель дзэна вошел в город, неся на плече холщовый мешок. Два послушника, увидев, насколько прост этот человек, подошли к нему с вопросами. “В чем смысл дзэна?” - спросил один. Учитель резко опустил мешок на землю  - это был его молчаливый ответ. “Тогда скажите,  - спросил второй,  - в чем состоит реализация дзэна?” Странник тут же поднял мешок на плечо и ушел.


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.




Занятие 9

Цель занятия:

Раскрытие творческого потенциала и развитие креативности.

Задачи занятия:

      1. Развитие креативности

  1. Снятие психоэмоционального напряжения

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Знакомство с авторскими философскими притчами и составление по ним изречений.

Подростку предлагают притчи, приведенные ниже. Он должен составить по ней изречения, высказать свое мнение. Затем ему предлагают придумать свои притчи или изменить концовку прочитанных.


О кораблях и моряке, думающем о прошлом



Один моряк по имени Андреас в течение долгого времени плавал на корабле «Рассвет». Он очень любил капитана и был ему предан. Капитан тоже с большой любовью относился к моряку и всему своему экипажу. Но прошло время, капитан очень состарился и уже не мог плавать. Весь дружный экипаж провожал его с печалью и слезами. Свои оставшиеся годы жизни капитан провел у себя в небольшом доме, а внукам рассказывал долгие и интересные истории о морских путешествиях. Корабль он продал, а экипаж, включая Андреаса, стал плавать на других кораблях. Новый капитан на корабле «Сияние», которому стал служить Андреас, тоже был очень благородным, честным и добрым, его корабль – уютным и красивым, а экипаж состоял из верных и преданных друг другу людей. Полюбили все и Андреаса. Но постоянно Андреас вспоминал свой старый корабль, экипаж и капитана, жалея о том, что все безвозвратно ушло. Хотел он только одного: чтобы все возвратилось назад, не желая смириться с тем, что старого корабля уже нет…Не понимал он, что память нужно всегда беречь внутри себя, но не стремиться все время к тому, что невозможно повернуть.

Прошли годы. По-прежнему Андреас горевал только о прошедшем, оплакивал его, и не ценил то, что жизнь ему снова дала. Только когда немного осталось жить ему на Земле, понял он слишком поздно, что не надо только проводить время в одном прошлом. Конечно, ни в коем случае нельзя забывать тех, кто был нам предан, кто любил нас, давал поддержку и радость, но нужно и ценить новые дары судьбы, тех людей, которые отдают любовь и верность, встретившихся позднее на пути жизни.


Cад Благодарности


- За широкими лазурными морями, - рассказывала одна старенькая мудрая бабушка своей внучке, - раскинулся удивительно красивый сад. Сияет он ярким солнечным светом, а ночью небо поражает многообразием звезд и сверканием Луны. Часами можно в нем прогуливаться, любуясь тысячами персиковых, вишневых, абрикосовых, сливовых, апельсиновых, лимонных, яблоневых деревьев. А цветов в нем столько, что глаза разбегаются! Кусты пышных ярко-красных, розовых, желтых и белых роз, фиолетовой и белой сирени, огромные пионы, хризантемы, лилии, тюльпаны, ромашки, ирисы, нарциссы, великолепные ландыши… А сколько там чистых, прозрачных ручьев, фонтанов, живописных арок с вьющимися цветами и виноградом! Сад этот, скажу я тебе, не простой, а волшебный. Живет и цветет он благодаря нам. Только наша благодарность может породить такую изумительную красоту, изобилие деревьев, цветов и ручьев. А нести благодарность должны мы в жизни всегда, выражая ее своими поступками, говоря заветное слово «Спасибо» и даже благодарить про себя. Благодарность можно испытывать ко всему: к твоим маме и папе, которые подарили тебе жизнь; к учителям, которые дают тебе знания в школе; к твоей собаке, которая преданно любит тебя. Быть благодарными надо быть и к солнышку, которое своими лучами греет нас и без которого не было бы лета; к воде, которая нас поит и умывает; к деревьям, которые нам несут прохладу и которым радуешься без устали; к птицам, которые поражают своим пением, к земле, которая дает жизнь. Все это нужно в ответ хранить и ценить. Благодарность ты должна даже проявлять к хлебу, который кормит тебя; к молоку, за то, что оно очень полезное и вкусное; к дому, поскольку это место, где ты живешь.

- Спасибо и тебе, бабуля, за то, что ты меня учишь, - сказала девочка. – Никогда я не забуду то, что ты мне говорила. Я тоже хочу в своей жизни вырастить свой сад и благодарить всех, кто помогает мне и всем нам.

Сдержала внучка свое слово и выросла очень любящей, заботливой и благодарной к своей семье и природе.


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 10

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

    1. Развитие интереса.

    2. Формирование позитивного эмоционального настроя.

    3. Развитие способности видеть положительные стороны жизни.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Знакомство с рассказом о достижении мужчины с ограниченными возможностями «Болезнь не стала преградой на пути к настоящим чувствам». Педагог-психолог знакомит подростка с рассказом, приведенным в приложении 3. Затем происходит анализ чувств подростка при прослушивании рассказа.

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает подростку сделать выбор 5-ти событий текущего дня, вызвавших ощущение счастья и записать их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 10

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

  1. Развитие интереса.

  2. Формирование позитивного эмоционального настроя.

  3. Развитие способности видеть положительные стороны жизни.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Знакомство с рассказами о достижениях людей с ОВЗ. Педагог-психолог приводит различные примеры. Затем происходит анализ чувств подростка при прослушивании рассказа.

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает подростку сделать выбор 5-ти событий текущего дня, вызвавших ощущение счастья и записать их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.


Занятие 11

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

1.Развитие интереса.

2.Формирование позитивного эмоционального настроя.

3.Развитие способности видеть положительные стороны жизни.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Знакомство с рассказами о достижениях людей с ОВЗ (продолжение). Затем происходит анализ чувств подростка при прослушивании рассказа.

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает подростку сделать выбор 5-ти событий текущего дня, вызвавших ощущение счастья и записать их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 12

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

      1. Развитие интереса.

2.Формирование позитивного эмоционального настроя.

3.Развитие способности видеть положительные стороны жизни.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Знакомство с рассказами о достижениях людей с ОВЗ (продолжение).

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает подростку сделать выбор 5-ти событий текущего дня, вызвавших ощущение счастья и записать их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.


Занятие 13

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

1.Развитие интереса.

2.Формирование позитивного эмоционального настроя.

3.Развитие способности видеть положительные стороны жизни.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Знакомство с рассказами о достижениях людей с ОВЗ (продолжение).

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает подростку сделать выбор 5-ти событий текущего дня, вызвавших ощущение счастья и записать их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 14

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

1.Развитие интереса.

2.Формирование позитивного эмоционального настроя.

3.Развитие способности видеть положительные стороны жизни.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Знакомство с рассказами о достижениях людей с ОВЗ (продолжение).

На следующем этапе занятия педагог-психолог предлагает подростку сделать выбор 5-ти событий текущего дня, вызвавших ощущение счастья и записать их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 15

Цель занятия:


Обучение навыкам рефлексии.

Задачи занятия:

1. Обучение навыкам рефлексии

2. Обучение самопознанию

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Упражнение 1.«Я в лучах солнца». В тетради нарисуйте круг и отходящие от него лучи — как у солнца. В круге напишите: «я» или свое имя. Каждый луч будет означать черту характера, благодаря которой вы достойны уважения. Итак, задавайте себе вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?», проводите «луч» и подписывайте его («честный», «смелый», «веселый» и т.д.). Нарисуйте как можно больше лучей.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личностная установка на самоана­лиз.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушки­на «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и от­ветьте на этот вопрос искренне, запишите ва­ши определения; чем больше их будет, тем лучше.



Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 16

Цель занятия:


Обучение навыкам рефлексии.

Задачи занятия:

1. Обучение навыкам рефлексии

2. Обучение самопознанию

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Упражнение 1.«Автопортрет».
Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Упражнение 2. «Без маски».
Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Школьнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Хапейшвили София Тенгизовна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 529024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства