kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, являющихся учащимися 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна психологам при работе с подростками, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, являющихся учащимися 6 класса»











ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ УЧАЩИМИСЯ 6 КЛАССА































Составитель:

педагог-психолог

С.Т.







Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Разработана на основе реализующих задач в школах, в которых внедрено инклюзивное образование

Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом педагогов, родителей (или законных представителей) и на основании проведенного диагностического обследования.

Отличительной чертой данной программы является то, что она рассчитана на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых поражены не только ноги, но и руки (спинальная амиотрофия Верднига-Гофмана, спастическая диплегия, двойная гимеплегия, и др.). Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер. В основу занятий на развитие познавательной сферы положена программа Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития детей», на развитие личностной сферы направлена работа с притчами. Задания последующих занятий исходят от предыдущих, что способствует лучшему закреплению пройденного. Количество занятий обусловлено запросом педагогов, родителей (или законных представителей), а также тяжестью нарушений познавательной и личностной сфер детей с ДЦП.

По данной программе рекомендуется работать как индивидуально, так и в групповой форме.

Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития познавательной и личностной сфер детей с ДЦП.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти и др.).

  2. Развитие креативности.

  3. Снятие негативных эмоциональных состояний.

  4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Задания на развитие познавательных процессов.

  2. Релаксационные методы.

  3. Работа с притчами (проведение индивидуальных занятий и занятий в кругу семьи).

Структура занятия:

1. Вводная часть;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с нарушения познавательной и личностной сфер.









































Занятие 1

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие переключения внимания.

  • Развитие логического мышления.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть

Задание 1. Отгадывание психологических загадок.

Предлагаются психологические загадки.

Стимульный материал (авторский).


1. Что идет вперед и не останавливается? (Время).

2. Что быстрее ветра и сильнее тигра? (Секунда).

3. Чего мы не замечаем, когда оно есть, и больше всего хотим, когда этого нет? (Вода).

4. Какой друг нам даем радость и жизнь, но мы чаще всего его предаем? (Лес).

5. Что выдерживает холод и мороз, продолжая жить? (Дерево).

6. Это – главное сокровище в жизни (Друзья).

7. Что является нужнее золота и важнее славы? (Здоровье).

8. Она бывает приветливой и грозной, доброй и мстительной, мудрой и непредсказуемой (Природа).

9. Что крепче, чем веревка и тверже, чем камень? (Дружба).

10. Это приходит тогда, когда мы меньше всего ожидаем (Беда).

11. Что нас часто манит, но не всегда приносит счастье? (Богатство).

12. Что помогает нам, когда мы учимся, и является советчиком в несчастье? (Книга).

13. Кто сначала является самым беззащитным, потом сильнее, постепенно переставая таким быть? (Человек).


Задание 2. Решение психологических задач. Предлагаются задачи, где нужно размышлять непривычными способами.

Стимульный материал.

1. На скамейке было 2 девушки и 3 женщины. 1 женщина встала и ушла. Сколько женщин осталось? (Ответ: 4, так как девушки тоже женского пола).

2. На 1 круг наклеили 4 такого же размера. Сколько кругов получилось? (1, так как виден всего один круг).

3. У дедушки было 3 внука. Прошло много лет. 2 из них выросли. Сколько осталось? (0, так как 3-й тоже вырос).

4. Торт разделили на 4 части. Сколько тортов получилось? (1, так как он был всего один).

5. В лесу под дубом зимой было 5 веток. Пошел снег, от дерева отломилась 1 ветка. Снег вскоре прикрыл все. Сколько всего веток? (0, так как под снегом веток не видно).

6. Какое число содержит слово семья? (8 – 7 человек и я),

7. 1 треугольник чертой разделили на 2. Сколько стало треугольников? (3: 2 получившихся и 1 большой).


Задание 3. Словесный лабиринт. Даются лабиринты, представляющие собой совокупность различных букв, в которых загадано определенное слово. При работе с ними нужно выполнять такие правила: начинать с правого нижнего угла угадывать слово, а заканчивать верхним левым; идти по прямой на любое число букв; пропустить «пройденную» букву нельзя.


Стимульный материал.


Вариант 1

Различные слова

1-й – стихотворение 2-й – учительница 3-й - информатика

е к м х т а б а с в г о л а с т л и н

и н г л р к с ц и н д а ш к о п и н и

п е р и т ш ч х ы ь л я ю и т а ш ы я

д ж о в с м ф в е р е т у ю с м р о с

у в о т с к и к и г т и ц в о р о с к

з ч щ о х и я е л н щ ч у х т с ф н и

л к н о щ т с


4-й – государство 5-й - университет

о в х с х р т с в г о н

м т н р а к е л м р о з

щ с р з ё м т и с е р ц

н д а д у х ч э р е в э

б г ж о с о я ы с ц и н

ь ц щ ф о г г ц и н р у


Вариант 2

Лабиринты по теме «Цветы»

1-й – роза 2-й – нарцисс 3-й – ромашка 4-й - астра

а к с с к м а к л а р в

з л в и л т в ш м о т д

о р д ц р о д а к ш с а

ш р а н с м о

д л р


5-й – лилия 6-й – подснежник 7-й - гладиолус

я и л к и н ж м д о с у л н н ь

м о и с к в е т д ш м м о к к к

к ш л в о о н с о к о с и ш д с

в с о о д о п е е д а л г


8-й - незабудка

а м с г

к д о л

д у б а

к д ш з

о о о е

л к м н


Вариант 3

Лабиринты по теме «Месяцы»

1-й – июнь 2-й – январь 3-й – май 4-й – март 5-й - август

ь н о ь р а в й а т р а т с у о

м ю и с л к н о м с о м о о г в

о т м я а т т а


6-й – ноябрь 7-й – апрель 8-й – декабрь 9-й - сентябрь

ь о м к ь л е р ь р б к с с ь о о к к

р б я д д в в п о д а к л с р б я т н

с л о н с к к а о к т о е д л д с с е

о о к л с

10-й – июль 11-й – февраль 12-й - октябрь

ь л о ь д м м ь р к д м

к ю и л с с д с б я т к

а р в е д д в а о

к о о ф



Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.


Занятие 2

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления, речи)

Задачи занятия:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие переключения внимания.

  • Развитие логического мышления.

  • Развитие речи.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть

Задание 1. Числовой лабиринт. Нужно угадать предложения и ряды чисел. Правила аналогичные.

Стимульный материал.


Числовые лабиринты


1-й: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 2-й: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55

18, 20, 22, 24


24 8 5 3 1 0 9 55 80 30 38 42 44

22 26 7 28 0 2 32 50 45 40 26 28 32

20 18 16 14 12 1 11 82 84 35 39 42 43

15 14 8 22 10 8 20 35 31 30 25 22 24

9 3 6 7 10 6 18 19 17 11 20 12 14

29 3 28 6 24 4 2 3 8 5 15 10 5



3-й: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 4-й: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70,

256, 512, 1024, 2048 80, 90, 100, 110


2048 1024 512 209 105 100 110 102 106 97 95 84

52 58 256 128 60 39 100 90 88 86 89 78

82 845 1 64 7 10 90 80 70 60 28 27

88 92 38 32 30 25 42 36 29 50 52 65

6 1 12 16 8 5 28 35 31 40 30 33

0 2 0 5 4 2 24 52 4 35 20 10





Задание 2. Пропорции. Надо назвать нужное слово во 2-й пропорции, выявив сначала закономерность в 1-й.


Стимульный материал.


1) чайник / чай = ? / кофе (ответ: кофейник)

2) гора / вершина = океан / ? (ответ: дно)

3) человек / рука = птица / ? (ответ: крыло)

4) хлеб / крошка = песок / ? (ответ: песчинка)

5) ? / гнездо = ? / дом (ответ: птица; человек)

6) солнце / тепло = дерево / ? (ответ: прохлада)

7) завод / рабочий = парк / ? (ответ: турист или отдыхающий)

8) портфель / школа = ? / работа (ответ: сумка)

9) облака / небо = ? / море (ответ: пена)

10) певец / ? = поэт / ? (ответ: песня; стихотворение (или поэзия)).


Задание 3. Угадай слово. Даются таблицы. В них включены слова. В каждой строке между ними есть связь. Некоторые клетки имеют цифры. Следует назвать слово, количество букв которого совпадает с цифрой, причем оно должно отражать исходную связь.


Стимульный материал.


Стол

Крышка

Ножка

Стул

Сиденье

6

Скамейка

Спинка

Ножка


Кактус

Колючки

Пустыня

Сосна

6

Роща

Роза

Шипы

3



Семя

Рост

Растение

Зародыш

Уход

8

Ребенок

Развитие

Взрослый


Первоклассник

Портфель

Пропись

Старшеклассник

Ранец

Конспект

7

Сумка

Лекция



Телевизор

Журналист

Информация

Книга

Писатель

Повествование

Радио

6

Новости


Пейзаж

Картина

Живопись

Рассказ

5

Литература

Человек

Статуя

Скульптура



Дерево

Ствол

Ветви

Дом

5

Окно

Сад

Цветы

5


Страна

Столица

Площадь

Город

Театр

5

Село

Домик

Река


Тигр

Сила

Ловкость

6

Верность

Преданность

Конь

Быстрота

Благородство



Слива

Персик

Абрикос

Апельсин

Журнал

Альбом

5

Тетрадь

Монета

Медаль

Блюдце

7

Фотография

Скатерть

Дверь

Окно


Заключительная часть. Подведение итогов занятия.





Занятие 3

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления, речи)

Задачи занятия:

  • Развитие моторики

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие переключения внимания.

  • Развитие мышления.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть

Задание 1. «Нарисуй то, что на тебя недавно произвело наибольшее впечатление». Нужно нарисовать то, что недавно произвело на ребенка наибольшее впечатление.

Задание 2. «Закончи предложения». Нужно устно закончить предложение наиболее подходящим словом.


Стимульный материал.


  1. В озере все время имеются:

а) вода; б) рыба; в) водоросли; г) лилии

  1. В цветке всегда есть:

а) корни; б) лепестки; в)тычинки; г) шипы

  1. Книга не может быть без…

а) картинок; б) произведения; в) текста; г) страниц

  1. Библиотека не существует без:

а) книг; б) библиотекарей; в) каталогов; г) читального зала

  1. Собака похожа больше на:

а) кошку; б) волка; в) льва; г) человека.


Задание 3. «4-й лишний». Нужно устно найти слово, являющееся лишним.

  1. а) лес; б) дерево; в) трава; г) тюльпаны

  2. а) солнце; б) куст; в) подсолнух; г) лимон

  3. а) лампа; б) светильник; в) свечка; г) кровать

  4. а) пешеход; б) улица; в) дом; г) тротуар

  5. а) стихотворение; б) строфы; в) строки; г) главы.

Задание 4. «Сравни слова». Даются 2 слова. Нужно назвать как можно больше сходных черт.


Стимульный материал.


  1. Часы – термометр

  2. Куст – пихта

  3. Холодильник – телевизор

  4. Книга – журнал

  5. Луна – звезда

  6. Подснежник – роза

  7. Золото – сапфир

  8. Торт – картофель

  9. Собака – орел

  10. Лес – долина


Занятие 4

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие логического мышления.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».

Основная часть

Задание 1. «Заполни математические таблицы».

Материалом к заданию служат таблицы. В них даны числа, между которыми есть связь. Нужно заполнить пустые колонки и записать нужное число, выявив закономерность.


Стимульный материал


2

3

5

6

1

7

4


8


3

3

6

5

2

7

2


8



3

1

2

10

6


5


1


2

3

6

3

8

24

5


25



1

4

7

2

5

8


6

9


2

3

4


7

8

10

11

12



3

33

333


55

555

7

77

777


2

2

3

12

5

1


15

6

2

2

24

1


4

16



2

1

3

6

4

2

6

12


1

8

16

2

2


8


2

4

5

7

4


7

9

6

8

9

11


10

11

13


Задание 2. «Выбери правильную фигуру». Даются фигуры (из тестов Г.Айзенка), отражающие различные закономерности. Нужно выявить и выбрать фигуру из предложенных вариантов ответов, отражающих выявленную закономерность.











Стимульный материал























































































Занятие 5

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие логического мышления.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть

Задание. «Реши анаграмму и исключи лишнее слово».


Даются различные анаграммы, где буквы перепутаны. Нужно расшифровать анаграмму и исключить слово, являющееся лишним. Его предлагается зарисовать.

Стимульный материал

I.

АЗОР ДМО

РОМАКАШ ЁКЛА

ГВОЗКИДА СОНСА

СОКААБ УБД


СТЛО АВОС

ЛУТС ЯЦАЗ

СНОЛ ЙБВООРЕ

СКАМЕКЙА ОЛРЁ



СВИЛА ААОЧКББ

МОКРОВЬ ГРИТ

АСБИКОР ЕВЛ

ПЕКРИС ЫСРЬ


ТСИЛ АЛБЬРОК

АКЕР НИКШУП

АВРТА ЕНЕСИН

СТКУ ЛЕРМОТНОВ


II.

ЖУКРАК

ЖОЛАК

ЯНАБ

АЛТЕКАР




ЛУСТ

ШКАФ

ТИНОП

ВЕРОК



ЖАРАБ

ХАЯТ

ТИРНОП

РОПАМ



ШАКЫР

ЕСТАН

КУБОЛ

КОЛНАБ


Занятие 6

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие математического интеллекта.

  • Развитие вербального интеллекта.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Ска­жи добрые слова».

Основная часть

Задание 1. «Числовые ряды». Нужно прочитать каждый ряд чисел и на два сво­бодных места сказать устно такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.

Стимульный материал (из теста ГИТ)



4

5

6

7

8

9



1

10

15

20

25

30

35



2

9

8

7

6

5

4



3

8

8

6

6

4

4



4

4

8

12

16

20

24



5

9

4

8

4

7

4



6

2

5

8

И

14

17



7

25

25

22

22

19

19



8

7

8

12

13

17

18



9

1

2

4

8

16

32



10

21

18

16

13

11

8



11

2

3

5

8

12

17



12

14

16

15

17

16

18



13

23

22

20

19

17

16



14

16

8

4

2

1

1/2



15

19

15

17

13

15

11



16

13

14

12

15

11

16



17

2

4

8

14

22

32



18

24

21

19

18

15

13



19

2

4

6

12

14

28



20


Задание 2. «Вставь пропущенные слова». Нужно назвать пропущенные слова в предложе­ниях.



Стимульный материал


1. Колхозники _________________ на полях.

2. Суббота – предпоследний ____________________ недели

3. Корова – полезное ___­­­­­­­­­­­­­­­­__________________.

4. Ребенок может быть мальчиком или ______________________.

5. Весной __________________ вьют гнезда и ____________________в них яйца.

6. В книге,________________ я купил, было много цветных _____________________.

7. Самую большую _______________ доставляет человеку хорошо сделанная ________________.

8. ______________ завтра будет хорошая _________________, я пойду купаться.

9. Во время дождя можно _____________ радугу только тогда, __________ светит _____________.

10. ___________ начинается 1 января и _______________31 декабря.

11. Время иногда для человека _________________, _______________деньги.

12. Умеренность – лучшее ___________________ долгой ___________________.


13. Он _________ заплатить за меня, ____________ не смог, ____________ у него не было денег.


14. Вторая ____________ двадцатого ____________ является началом эры _____________ полетов.


15. Легко ______________ советы, но ________________ давать хорошие ______________.


16. Каждый должен _____________ прежде всего сам на ___________ а ___________на помощь _________________.



17. Суетливый человек иногда _________________ время, потому что ______________ торопится.


18. Если ответственность в работе ______________, то и зарплата должна _____________ высокая.


19. Практический человек больше _________________в _______________ научного исследования, __________________ в ___________________ с помощью которых они были __________________ .


20. Если какому-либо событию _________________________ другое, законо­мерно ________________________его, то первое событие называется ______________________ второго.

Занятие 7

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

  • Развитие обобщения.

  • Развитие рассуждения.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть

Задание 1. «Сравни слова». Нужно, если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, назвать букву С. Если у них разные зна­чения – букву Р.


Стимульный материал



Богатый

бедный

1

Милый

приятный

2

Быстрый

медленный

3

Все

ничего

4

Галоши

боты

5

Прямая

извилистая

6

Вопрос

ответ

7

Твердый

жидкий

8

Плоский

ровный

9

Лечь

встать

10

Любовь

ненависть

11

Ученый

необразованный

12

Далекий

близкий

13

Доброжелательный

завистливый

14

Часть

доля

15

Внутренний

внешний

16

Подлый

честный

17

Имущество

достояние

18

Позволить

"запретить

19

Сходный

различный

20

Сердитый

вспыльчивый

21

Живой

подвижный

22

Красота

великолепие

23

Беспомощный

растерянный

24

Спор

ссора

25

Закономерность

регулярность

26

Простить

наказать

27

Ловкий

умелый

28

Взгляд

мнение

29

Снизить

уменьшить

30

Легкомысленный

беззаботный

31

Согласиться

одобрить

32

Преходящий

постоянный

33

Непрерывный

постоянный

34

Раздражитель

стимул

35

Прославленный

популярный

36

Причина

результат

37

Ограничить

подавить

38

Существенный

побочный

39

Сверстник

современник

40


Задание 2. «Аналогии». Нужно прочитать внимательно первые три слова в каждой строч­ке. Первые два слова связаны между собой. Затем надо найти к тре­тьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и назвать его.

Стимульный материал


лампа

светить

печь

стоять комната греть стена

1

ехать

машина

лететь

вокзал самолет город аэродром

2

оса

насекомое

гадюка

насекомое змея млекопитающее яд

3

соленый

соль

сладкий

кислый горький хлеб сахар

4

Россия

Москва

Венгрия

Прага Будапешт Урал Ярославль

5

рот

лицо

пятка

человек нога ходить тело

6

февраль

март

вторник

воскресенье месяц среда неделя

7

морковь

овощи

фиалка

одуванчик цветы долина пахучая

8

склад

товар.

гардероб

клуб гардеробщица пальто театр

9

рыба

вода

птица

хвост насекомое червяк воздух

10

3

30

40

100 1000 400 4000

11

дуб

листья

елка

пихта хвоя ствол дерево

12

фрукты

собирать

рыба

карп жарить ловить грузди

13

слушаться

похвала

шалить

наказание учитель ученик парта

14

часы

время

барометр

погода гроза давление шкала

15

картина

стена

люстра

потолок лампа хрустальный желтый

16

жара

пыль

дождь

облако лето солнце слякоть

17

коньки

лед

яхта

река воскресенье вода лето

18

художник

кисть

кузнец

черный огонь молот лето

19

есть

еда

пить

жажда чай завтракать напиток

20

фермер

хлеб

шахтер

шахта мельник уголь скот

21

север

юг

А

Я В Н Д

22

минута

час

час

секунда сутки время стрелка

23

слюна

еда

пот

лоб капля лимон усилие

24

6

30

5

15 55 25 50

25

тренировка

сильный

лень

слабый спорт медленный безделье

26

город

дома

поле

деревня колосья мыши жара

27

добрый

злой

помогать

честный работать приятный вредить

28

уважение

презрение

друг

ненависть враг любовь болезнь

29

рота

командир

завод

рабочий депутат директор мастер

30

ложка

суп

нож

вилка прибор хлеб тарелка

31

красивый

уродливый

высокий

длинный короткий низкий гора

32

доска

мел

бумага

тетрадь писать карандаш книга

33

волк

овца

кошка

кролик мышь собака крыша

34

слабость

сила.

покой

болезнь лень полнота движение

35

покупка

продажа

приобрести

деньги заработок потерять торговать

36

внизу

вверху

пол

комната потолок линолеум подметать

37

растение

травоядное

травоядное

корова детеныш хищник пресмыкающееся

38

рождение

смерть

начало

жизнь ребенок конец распад

39

сомнительный

вероятный

вероятный

знакомый достоверный чужой возможный

40

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 8

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие способности выражать свои чувства.

  • Развитие способности к рассуждению.

  • Развитие способности к сочинению мудрых изречений.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Анализ смысла притч и составление по ним изречений. Подростка знакомят с различными притчами о жизни, мудрости и т.п. («Легенда о завещании царя Давида царю Соломону», «Осел и колодец», «Снежинки»).

Подросток должен объяснить, в чем заключается их смысл, высказать свою точку зрения в виде изречений.

Притчи приведены в приложении 2.


Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 9

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие способности выражать свои чувства.

  • Развитие способности к рассуждению.

  • Развитие способности к сочинению мудрых изречений.


Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Анализ смысла притч и составление по ним изречений. Подростка знакомят с различными притчами о жизни, мудрости и т.п. («Всё проходит», «Всё в твоих руках», «Вкус жизни», «Завещание»). Подросток должен объяснить, в чем заключается их смысл, высказать свою точку зрения в виде изречений.

Притчи приведены в приложении 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 10

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие положительного эмоционального настроя.

  • Развитие способности высказывать свои чувства.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Знакомство с психологическими рассуждениями о радости (авторские). Вначале подростка знакомят со следующими рассуждениями о радости, приведенными ниже, по которым он должен высказать свое мнение.

О радости

  1. Любое мгновение нашей жизни уникально, неповторимо и безвозвратно. То, что происходит сейчас, больше никогда не придет к нам снова. И поэтому мы должны ценить и беречь каждый момент, так как он прекрасный подарок Природы, а сама жизнь – это главное чудо на Земле.

  2. Всё, что нас окружает, способно принести нам радость, нужно только уметь её испытывать.

  3. Радость есть и в пении соловья, и в аромате сосны, и в весеннем цветении абрикосовых деревьев, и в солнечном одуванчике, и в золотистых цветах барбариса, и в ярко-рыжем осенью кленовом листе.

  4. Радость можно найти повсюду. Нам ее доставляет улыбка близкого человека, общение с друзьями, чтение интересной книги, совершенный для кого-то добрый и бескорыстный поступок.

  5. Не следует постоянно жить воспоминаниями, мечтами о будущем или стремиться к далекому и непостижимому счастью – поскольку с этим проходит жизнь, навсегда теряются ее бесценные секунды, часы и годы.

После этого предлагается составить небольшое сочинение «Что мне доставляет радость в жизни» и обсудить его.


Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 11

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

  • Развитие оптимизма.

  • Развитие способности чувствовать радость.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Вначале подростку рассказывают краткое содержание книги Э.Портер «Поллианна», приведенное ниже, и предлагают ему высказать свое мнение.

Одиннадцатилетняя Поллианна Уиттиер приезжает к своей тёте мисс Полли Харрингтон в штат Вермонт. Отец Поллианны Джон Уиттиер скончался, не оставив практически никакого наследства: будучи бедным пастором в маленькой церкви и получая небольшое жалованье, он оставил после себя лишь несколько книг. Так как мать Поллианны давно умерла, а других родственников у неё нет, она вынуждена переехать к тёте Полли, которая всё это время не поддерживала никаких контактов с семьей Поллианны. Старшая сестра тёти Полли в своё время вышла за Джона Уиттиера вопреки желанию родителей, настаивавших на свадьбе с богатым человеком. Но мать Поллианны стала женой миссионера и отправилась с ним на юг, с тех пор семья разорвала с ней всякие отношения. Теперь, двадцать пять лет спустя, тётя Полли живёт одна в огромном доме, унаследовав крупное состояние после смерти всех её близких. Она педантична, строга и принимает племянницу исключительно из чувства долга. Поллианне она выделяет комнату на чердаке, без зеркала, с голыми стенами и практически без мебели, потому что «ей хотелось по возможности отдалиться от общества ребенка и, одновременно, уберечь богатую обстановку: уж она-то была наслышана, как плохо обращаются дети с хорошими вещами».

Поллианна же является полной противоположностью Полли: очень живая, говорливая и жизнерадостная. Она учит окружающих игре «в радость». Играть начали они с отцом давным-давно, когда им среди пожертвований достались костыли: «Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли». Тогда отец объяснил Поллианне, что нужно радоваться, раз костыли им не нужны. С тех пор они всегда играли «в радость», находя повод для оптимизма в каждом событии. В первый же день после приезда Поллианны тётя Полли оставляет её без ужина, велев ужинать хлебом с молоком на кухне, вместе со служанкой Нэнси, на что Поллианна отвечает: «Что вы, тетя, я очень рада. Я люблю хлеб с молоком, и Нэнси мне очень нравится. Мы так хорошо поужинали вместе». Все нравоучения и наказания тёти Полли её племянница воспринимает с восторгом и благодарностью, чем приводит мисс Полли в замешательство. Постепенно тётя Полли привязывается к Поллианне.

Затем педагог-психолог знакомит подростка с отрывком из продолжения повести – «Поллианна вырастает». В данном отрывке говорится о беседе Поллианны со своим другом – Джейми, который не мог ходить и, чтобы найти радость в жизни, составлял «Веселую книгу».


«… Но ты так и не рассказал мне о Веселой Книге, — помолчав, напомнила Поллианна.

Мальчик передвинулся в кресле и смущенно улыбнулся:

— Ну в общем-то ничего особенного, разве только для меня… Тебе это будет не очень интересно. Я начал ее год назад. В тот день я чувствовал себя особенно плохо. Все, казалось, было не так, как надо. Сначала я просто думал и хандрил, а потом взял одну из отцовских книжек и попробовал читать. И первое, что мне попалось, были стихи; я выучил их потом наизусть, так что могу прочесть. Там были среди прочих такие строчки:

"Как много радостей, где, кажется, их нет.

Ложась на землю, каждый лист сухой

Нас звуком радует иль тишиной".

Ну, тут я здорово разозлился. Я думал, вот посадить бы того, кто это написал, на мое место и посмотреть, какие такие «радости» он нашел бы в моих «листьях». Я был в таком негодовании, что решил: я докажу, что он. болтает, сам не зная о чем. И тогда я начал выискивать их — эти радости — в моих «листьях». Я взял старую записную книжку, которую подарил мне Джерри, и сказал себе, что буду их туда заносить. Все, в чем окажется хоть что-нибудь, что мне понравится, буду записывать в эту книжку. Тогда будет видно, сколько у меня в жизни «радостей».

— Да-да! — увлеченно воскликнула Поллианна, когда мальчик сделал паузу, чтобы перевести дыхание.

— Ну, я, конечно, не рассчитывал, что их будет много, но — поверишь ли? — оказалось, их целая куча. Почти во всем было что-нибудь такое, что мне хоть чуточку нравилось, так что приходилось записывать. Прежде всего сама книжка… то, что она у меня есть и я могу все в нее записывать. Потом кто-то подарил мне цветок в горшке, а Джерри нашел в подземке мировую книжку… Да и выискивать эти радости было очень интересно — иногда я находил их в самых неожиданных местах. Ну, а потом однажды эта книжка попала к Джерри, и он догадался, что это такое, и дал ей тогда это название — Веселая Книга. Ну… вот и все…»

В конце педагог-психолог предлагает подростку тоже составлять «Веселую книгу».


Далее происходит просмотр презентации или видеоролика на тему «Приход весны» и ведется беседа о весне и связанных с ней позитивных состояниях.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Хапейшвили София Тенгизовна

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства