Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Организация деятельности педагога –психолога по созданию адаптированной образовательной среды в образовательной организации»
Стратегия работы психолога в инклюзивном образовательном
пространстве.
Андреева М. В.
педагог-психолог
Программа
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Введение
Проблемы здоровья обучающихся, обеспечения условий успешной
социализации и создания равных стартовых возможностей для различных
категорий обучающихся, в том числе для обучающихся с ограниченными
возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в
Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской
Федерации.
В новом «Законе об образовании Российской Федерации» даётся чёткое определение, чего не было ранее, а именно: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Таким образом, инклюзивное образование – это предоставление детям с ОВЗ равных прав на воспитание и образование по типу «включения» их в условиях ОУ.
В нашей стране многие ученые формировали теоретические предпосылки обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Наиболее значимыми можно считать труды Выготского Л. С., Лубовского В. И., Шипициной Л. М. В последние годы значительно расширился круг специалистов, занимающихся изучением проблемы детей с ОВЗ. Все чаще проводятся исследования проблем развития, обучения и социализации данной категории детей специалистами: Блиновой Л. Н., Малофеевым Н. Н., Тригер Р. Д. и др.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям
вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать
следующие определения таких детей: "дети с проблемами”, "дети с особыми
нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении",
"аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта
(недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,
развития.
К основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития,
В настоящее время наметилась тенденция постоянного роста числа
детей с серьезными нарушениями в состоянии здоровья, отрицательно
влияющими на процесс их развития, обучения и социализации. Такие дети
нуждаются в специальных комплексах мер психолого-педагогического
характера, позволяющих предупреждать или преодолевать нарушения
развития.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями - это система деятельности психологов, педагогов,
родителей, направленная на создание благоприятных социально
психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых
зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации
в обществе.
Современные научные подходы к организации и содержанию
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями направлены на максимальное приспособление их к
самостоятельной жизни, на успешное интеллектуальное развитие,
социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Нарушения в здоровье способствуют развитию таких специфических
особенностей личности, как инфантильность, зависимость, эмоциональная
потребностной сферы, неадекватность профессиональных интересов.
Проблема организации и содержания оптимального психолого-
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
остается актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а
также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного
познания.
Актуальность разработки этого документа заключается в том, что он призван отразить специфику работы, основные направления психолого-педагогического сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация программы психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями предполагает использование
специальных психолого-педагогических приемов и решений коррекционных
и реабилитационных задач, направленных на максимальное
интеллектуальное развитие обучающихся с ОВЗ.
Цель программы: обеспечение психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в условиях школы.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации,
- оказывать помощь в профессиональном самоопределении, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности,