kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

обеспечение психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов в условиях школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



«Организация деятельности педагога –психолога по созданию адаптированной образовательной среды в образовательной организации»

















Стратегия работы психолога в инклюзивном образовательном

пространстве.



Андреева М. В.

педагог-психолог























Программа

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

Введение

Проблемы здоровья обучающихся, обеспечения условий успешной

социализации и создания равных стартовых возможностей для различных

категорий обучающихся, в том числе для обучающихся с ограниченными

возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в

Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской

Федерации.

В новом «Законе об образовании Российской Федерации» даётся чёткое определение, чего не было ранее, а именно: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Таким образом, инклюзивное образование – это предоставление детям с ОВЗ равных прав на воспитание и образование по типу «включения» их в условиях ОУ.

В нашей стране многие ученые формировали теоретические предпосылки обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Наиболее значимыми можно считать труды Выготского Л. С., Лубовского В. И., Шипициной Л. М. В последние годы значительно расширился круг специалистов, занимающихся изучением проблемы детей с ОВЗ. Все чаще проводятся исследования проблем развития, обучения и социализации данной категории детей специалистами: Блиновой Л. Н., Малофеевым Н. Н., Тригер Р. Д. и др.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие

различные отклонения психического или физического плана,

которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям

вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать

следующие определения таких детей: "дети с проблемами”, "дети с особыми

нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении",

"аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта

(недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,

развития.

К основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие,

позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития,

В настоящее время наметилась тенденция постоянного роста числа

детей с серьезными нарушениями в состоянии здоровья, отрицательно

влияющими на процесс их развития, обучения и социализации. Такие дети

нуждаются в специальных комплексах мер психолого-педагогического

характера, позволяющих предупреждать или преодолевать нарушения

развития.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными

возможностями - это система деятельности психологов, педагогов,

родителей, направленная на создание благоприятных социально­

психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых

зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации

в обществе.

Современные научные подходы к организации и содержанию

психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными

возможностями направлены на максимальное приспособление их к

самостоятельной жизни, на успешное интеллектуальное развитие,

социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Нарушения в здоровье способствуют развитию таких специфических

особенностей личности, как инфантильность, зависимость, эмоциональная

незрелость, неадекватная самооценка, психическая напряженность,

неудовлетворенность собой, несформированность мотивационно-

потребностной сферы, неадекватность профессиональных интересов.

Проблема организации и содержания оптимального психолого-

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

остается актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а

также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного

познания.

Актуальность разработки этого документа заключается в том, что он призван отразить специфику работы, основные направления психолого-педагогического сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями предполагает использование

специальных психолого-педагогических приемов и решений коррекционных

и реабилитационных задач, направленных на максимальное

интеллектуальное развитие обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: обеспечение психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов в условиях школы.

Задачи программы:

- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации,

обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- рекомендовать особенности организации образовательного процесса

для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными

особенностями каждого ребенка;

- осуществлять индивидуально ориентированную психолого­

педагогическую детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей их

психического развития, индивидуальных возможностей.

- оказывать помощь в профессиональном самоопределении, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности,

профилактике девиантного поведения, наркозависимости.

- обеспечивать возможность обучения и воспитания по

дополнительным образовательным программам;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям

(законным представителям) детей с ОВР и детей инвалидов по

психологическим вопросам.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-

инвалиды.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения

работы определяют следующие принципы:

- соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию

специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной

пользой и в интересах ребенка;

- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,

коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей

развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями

здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов

различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в

решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников

образовательного процесса;

- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям

(законным представителям) непрерывность помощи;

- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных

условий для получения образования детьми, имеющими различные

недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

Направления работы:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление

детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций

по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях

образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования;

способствует формированию психологических компетенций у обучающихся

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических

условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации

обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на

разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями

образовательного процесса для данной категории детей, со всеми

участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими,

так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными

представителями), педагогическими работниками.

2.Структура программы:

Психологический блок.

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий,

способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту

обучающемуся в социуме.

Ответственный: Педагог-психолог



Направления деятельности


Сроки


1.



2.



3.



4.



5.

Диагностическое

Диагностика отклонений в развитии и анализ причин

трудностей адаптации.


Изучение социальной ситуации развития и условий

семейного воспитания ребёнка.


Изучение развития эмоционально-волевой сферы и

личностных особенностей обучающихся.


Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

Изучение уровня социализации ребёнка ограниченными

возможностями здоровья.

Системный разносторонний контроль над уровнем и

динамикой развития ребёнка.



По

плану








В

течение

года


1.









2.





Коррекционное

Разработка индивидуальной программы сопровождения.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья коррекционных программ/методик,

методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми

образовательными потребностями.


Воздействие на учебно-познавательную деятельность

ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное

на формирование личностных компетенций и

коррекцию отклонений в развитии.




В

течение

года













1.




2.

Развивающее

Развитие психических функций; развитие эмоционально­

волевой и личностной сфер ребенка, коммуникативных и

организаторских способностей

Развитие психологических компетенций обучающихся.




В

течение

года



1.






2.






3.





4.




5.

Консультационное

Разработка рекомендаций по основным направлениям

работы с обучающимися для всех участников образовательного

процесса.


Консультирование педагогов по результатам диагностики,

по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов

работы с обучающимися.


Помощь родителям в вопросах выбора стратегии

воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья.


Содействие в приобретении обучающимися

психологических знаний, умений, навыков необходимых в

преодолении трудностей общения, обучения.


Содействие в выборе будущей профессии.












В

течение

года



1.







2.

Просветительское


Различные формы просветительской деятельности

(лекции, беседы, информационные стенды, печатные

материалы), направленные на разъяснение участникам

образовательного процесса вопросов, связанных с

особенностями образовательного процесса, повышения

психологической грамотности.


Проведение тематических выступлений для педагогов по

разъяснению индивидуально-типологических особенностей

различных категорий детей с ограниченными возможностями

здоровья.



В

течение

года



3.Сроки и этапы реализации программы:

Сроки

Цель

Ответственный

Результат данного этапа

I этап

(сентябрь

октябрь)).


Этап сбора и анализа

информации

(информационно­

аналитическая

деятельность).

Педагог-

психолог

Соц.педагог

Учитель

Оценка контингента

обучающихся для учета

особенностей развития

детей, определения

специфики и их особых

образовательных

потребностей;

II этап

(октябрь -

май).


Этап планирования,

организации

психологических

мероприятий

(организационно­

исполнительская

деятельность).

Педагог-

психолог

Соц.педагог

Учитель

Логопед

Особым образом

организованная психолого­

педагогическая работа

специального

психологического

сопровождения детей с

ограниченными

возможностями.

III этап

(апрель-

май).


Этап диагностики

(контрольно­

диагностическая

деятельность).

Педагог-

психолог

Соц.педагог

Учитель

Логопед

Анализ соответствия

созданных условий и

выбранных коррекционно­

развивающих и

образовательных программ

особым образовательным

потребностям ребенка.

IV этап

(июнь).


Этап регуляции и

Корректировки

корректировочная

деятельность).

Педагог-

психолог

Соц.педагог

Учитель

Логопед

Внесение необходимых

изменений в процесс

психолого-педагогического

сопровождения детей с

ограниченными

возможностями здоровья,

корректировка условий и

форм обучения, методов и

приемов работы.



4. Механизм реализации программы

Психолого-педагогическая работа проводится в соответствии с

существующими этапами профилактики и в соответствии со степенью

тяжести выявленных проблем и может реализовываться в следующих

формах:

-Дети, имеющие диагноз ЗПР, УО

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия педагога-психолога по формированию личностных компетенций.

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности.

Занятия по коррекции познавательных процессов.

-Дети-инвалиды

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы, коммуникативных и

организаторских способностей, навыкам уверенного поведения.

На этапе первичной профилактики - предупреждение возможного

неблагополучия в период адаптации. Обеспечение условий для успешной

адаптации. Работа ведется со всеми участниками образовательного процесса.

Преобладает групповая форма работы.

На этапе вторичной профилактики - предупреждение нежелательного

развития, психологических трудностей, которые по каким-либо причинам

уже появились, проявляют себя в действиях, поступках, общении.

На этапе третичной профилактики - Оперативная разработка и

осуществление мероприятий, направленных на предупреждение перехода

выявленных и установленных психологических проблем

(индивидуальных и личностных особенностей, изменения в жизни и

характере деятельности) в разряд дефекта.

Ожидаемые результаты реализации программы.

1. Сформируется позитивное отношение обучающихся к самим себе

и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем.

2. Формирование ценностей, направленности на

здоровый образ жизни.

3. Разовьются навыки адекватного взаимодействия с окружающими.

4. Расширится круг видения проблемы за счет мнений других.

5. Обучатся навыкам адекватного реагирования в конфликтных

ситуациях.

6. Повысится способность к эмоциональной и поведенческой

саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности,

инициативе и самостоятельности.

7.Развитие познавательных процессов.



























Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /

Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2010. - 464 с.

2. Назарова Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах

инклюзивного образования: журнал Специальное образование / Назарова Н.

М. - выпуск № 2, 2011, с. 58-62

3. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к

реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. №1. - С. 34-41

4. Доннелли В.: "Инклюзивное образование в европейских странах".

Международной конференции по инклюзивному образованию для детей с

ограниченными возможностями здоровья", 27-29 сентября, 2011 г., Москва.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /. Давыдов В.В - М.:

Интор, 2010. - 454 с.

6. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. / Дубровина

И.В - М.: Академия, 2009 - 388 с






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Мария Васильевна

Дата: 08.01.2019

Номер свидетельства: 494231

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства