kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психокоррекции гиперактивного поведения у учащихся 1-го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа коррекции гиперактивного поведения для учащихся начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа психокоррекции гиперактивного поведения у учащихся 1-го класса»

Приложение 9

Программа психокоррекции гиперактивного поведения у учащихся 1-го класса


Модуль – 1.

В данный модуль входили игры как индивидуальные (мы их проведение рекомендовали родителям и школьному психологу) так и групповые. К ним относились такие: «Найди отличие», «Запрещенное движение», «Разговор с руками», «Говори!», «Съедобное – несъедобное», «Броуновское движение», «Сиамские близнецы» и другие. Охарактеризуем некоторые из них.

Игра - 1. «Найди отличие» ( Г.Б. Монина, Е.К. Лютова)

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее педагогу (или однокласснику), а сам отворачивается. Учитель дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем оба меняются ролями. Игру можно проводить с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра – 2. «Установи порядок» (для занятий дома)

(Л. Осьмак, В. Безлюдная)

Ребенку родитель предъявляет три рисунка. На первом нарисована скатерть. На ней расположены приборы: тарелки, чашки, ложки, кувшин и др. На втором рисунке собака тянет за край скатерти и посуда падает. На третьем рисунке изображен лишь стол со скатертью. На нем необходимо нарисовать упавшие приборы в той последовательности в какой они пдали на пол.

Эта игра развивает не только внимание, но и память.

Игра – 3. «Гвалт» (Е.В. Коротаева)

Цель: Развитие концентрации внимания.

Один из учащихся становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет входящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Игра – 4 « Броуновское движение (Ю.С. Шевченко)

Цель: Развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывается в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавляваться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра – 5 «Слушай команду» (М.И. Чистякова)

Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, сушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Игра – 6. «Король сказал…»

Цель: Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».

Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.


Игра –7.»Кричалки-шепталки-молчалки» (И.В. Шевцова)

Цель: Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Модуль 2.

В данный модуль были включены игры и упражнения на снятие излишней двигательной активности и развитие волевой саморегуляции поведения.


Игра- 8 «Передай мяч» (Н.Л. Кряжева)

Цель: Снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.


Игра 9. «Дотрожка» (Ковалев В.Н.)

Цель: Осуществить разминку, повысить эмоциональный настрой.

Тренер предлагает всем встать и размяться. По команде ведущего все быстро должны выполнить его задание. Всем необходимо дотронуться до:

А) круглого; Б) мягкого; В) стеклянного; Г) твердого;

Д) синего; Е) могучего; Ж) нежного; З) красного;

И) бумажного; К) надежного; Л) теплого; М) мохнатого;

Н) любого; О) позднего; П) растущего; Р) мудрого;

С) острого; Т) пестрого; У) длинного; и т. д.

Игра –10. «Рисунок музыки» (А.Прутченков)

Цель: Обеспечить возможность творческого самопредставления членам группы.

Члены группы рассаживаются удобно и слушают музыку. По сигналу тренера они начинают рисовать те образы, ощущения, символы, которые возникают у них с этой музыкой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее.

Время звучания музыки З-5 минут, затем тренер собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку, во время которой участники стремятся узнать авторов рисунков. Далее участники собираются в круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки. Что и кому из группы помогло узнать по рисункам автора? Кого совсем не узнали? Почему? Насколько необычен рисунок? Смог ли автор выразить свои чувства? Или вас еще плохо знают?

Рефлексия.


Игра – 11. «Ранжирование» (А. Свистун)

Цель: Развитие социальной перцепции.

Члены группы должны, не разговаривая друг с другом, встать по росту,

затем по цвету глаз, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), за-

тем по месяцам и дням рождениям, по ширине бедер, по шершавости ладоней, по разновидности одежды (выбрать признак самостоятельно), по длине пальцев рук и так далее.

Психолог может предложить каждому члену группы придумать свой признак и дать команду группе построиться.

Рефлексия.


Игра – 12. «Штурм крепости» (О.Б. Бовть)

Все участники строят крепость из заготовленного «стройматериала». Дети делятся на две команды. Одна команда штурмует крепость, а другая – защищает ее. Затем команды меняются местами. Оружием являются воздушные шарики и мягкие игрушки.

Рефлексия.

Модуль –3.

Данный блок игр направлен на развитие у детей навыков волевой саморегуляции.

Игра – 13. «Запрещенное движение» (Н.Л. Кряжева)

Цель: Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покрутиться на месте).


Игра-14. Разминка «Мойка» (В.А. Семиченко).

Цель: Формирование доверия, развитие эмпатии.

Участники становятся в «ручеек». Это моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй

между товарищами. Они прикасаются по очереди к нему и говорят добрые пожелания на будущее. После того, как пройдет строй один участник, он меняется ролями с последующим. Так до тех пор, пока не пройдут все члены группы. Прикосновения должны быть нежны и этичны. Желательно в пожеланиях не повторяться.

Игра- 15. «Изменчивая погода» ( А. Свистун)

Члены группы должны встать в колонну по одному, образовать круг и двигаться друг за другом. Тренер дает команды, которые должны выполняться последовательно. Например, тренер говорит: «Идет мелкий дождь» и все начинают стучать пальчиками впереди идущих по спине, ускоряя или замедляя движения согласно командам тренера. Команды меняются: «Дождь, снег, ветер, едет трактор, капель» и другие. Соответственно командам, члены группы должны менять и действия.

Особенностью упражнения является то, что каждый последующий член группы после тренера, выполняет команду только после того, как соответствующие действия на его спине не начнет выполнять другой. Главная задача – не сбиться с ритма и не забыть команд, при частой их смене.

Завершается упражнение обсуждением.

Игра 16. «Расставь посты» (М.И. Чистякова)

Цель: Развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке .

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Модуль –4.

Рассматриваемый блок упражнений предполагает снятие у учащихся уровня нтревожности, психического и физического напряжения.


Игра -17. «Скульптура» (В.Н. Ковалев)

Цель: Снятие психического напряжения; повышение позитивного эмоционального тонуса.

Группа делится на две команды. Первая команда загадывает героя известного всем мультфильма. Вызывается любой представитель второй команды (кого пригласить выбирает капитан первой команды). Ему на ухо говорят, какого героя он должен изобразить. Он мимикой и пантомимой, но молча, демонстрирует этого героя. Команда должна угадать, кто был загадан. После чего команды меняются местами.

Рефлексия.

Упражнение –18. Релаксация «Волшебный залив»

Цель: Снятие психического напряжения и усталости; восстановление сил.

Предусматривается визуализация образа водной среды залива. Представить картины подводных путешествий Ж. Кусто. Необходимо вообразить себя самой средой (водой) в которой плавают цветные рыбы, растут водоросли, перемещаются причудливые моллюски, на перламутровых раковинах которых играет солнечный свет в толщах воды. На упражнение отводится пять минут.

Рефлексия упражнения.


Упражнение – 19. «Бережный танец»

Цель: Психологическая разгрузка; формирование доверия друг к другу.

Группа делится на пары (по жребию или по желанию). Включается музыка, объявляется танец. Пары должны танцевать, прижимая, друг к другу воздушный шар (спичечный коробок, пластиковый стаканчик, тетрадь, лист бумаги или любой другой предмет). Сначала пары танцуют лицом друг к другу, потом боком, потом спиной. Мелодии и ритмы меняются. Задача каждой пары не уронить предмет. Побеждает та пара, которая продержалась дольше всех. Ей вручается приз (брелки, ручки, блокноты, конфеты, бумажные сердечки или любая другая мелочь).


Упражнение № 20. (релаксационное) «Ромашковый луг» (Ковалев В.Н.)

Цель: Снять усталость, восстановить силы.

Релаксационное, медитативное упражнение. Его суть заключается в визуализации образов природы. Необходимо представить себя в образе шмеля (стрекозы, бабочки и др.), сидящего под ромашкой. Надо постараться ощутить себя в его образе, посмотреть его глазами на мир.

Представьте, что вы забираетесь по стеблю ромашки на сам цветок. Вы видите над собой огромную каплю росы, в которой отражается всеми цветами окружающий вас мир. Вот вы в центре цветка качаетесь на тычинках. Потом взлетаете над ним все выше и выше. Вы видите под собой огромное поле ромашек. Полюбовавшись этим зрелищем, вы делаете круг, и возвращаетесь в исходное положение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа психокоррекции гиперактивного поведения у учащихся 1-го класса

Автор: Михайлова Светлана Николаевна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства