Программа по профилактике аутоагрессивного поведения среди обучающихся мбоо дая-амгинская сош
Программа по профилактике аутоагрессивного поведения среди обучающихся мбоо дая-амгинская сош
Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения кроме того подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заряжения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике аутоагрессивного поведения среди обучающихся мбоо дая-амгинская сош»
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Дая-Амгинская средняя общеобразовательная школа имени Х.И. Кашкина» муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия)
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОО ДАЯ-АМГИНСКАЯ СОШ
Срок реализации программы: 3 года.
Составитель: социально-психологическая служба
С. Дайа-Амгата – 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Цель и задачи программы
Нормативно-правовое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Словарь терминов
Содержание программы:
1.1. Работа педагогического состава школы по профилактике аутоагрессивного поведения среди детей и подростков
1.2. Работа педагогов школы и педагога-психолога с родителями
1.3. Работа психолога с педагогами
1.4. Работа педагога-психолога с учащимися
Механизм оценки эффективности программы
Ожидаемый результат
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
ВВЕДЕНИЕ
Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество детей и подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза.
Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид "молодеет": о нём думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.
С точки зрения социологии, самоубийство - одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии - наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрег.
По распространенности суицидов республика Саха занимает одно из первых мест. Так если в 2003 году в России произошло около двух с половиной тысяч случаев суицида среди подростков, то 37 из них в Якутии. По информации Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения 83,5 % суицидов в Якутии приходится на юношей 16-18 лет. 58% самоубийств совершаются в состоянии эмоционального аффекта, взрывного реагирования на нервно-психическое напряжение, когда в качестве орудия используется первое попавшееся под руку средство.
Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.
Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет - ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.).
Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения кроме того подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заряжения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Вместе с тем, поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через деятельность школьной психологической службы.
Цель программы:
Организация профилактической работы по предупреждению аутоагрессивных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Задачи программы:
• выявление детей «группы риска», нуждающихся в социально — психологической поддержке;
• проведение групповых занятий на формирование коммуникативных навыков, ценностей жизни, умения саморегуляции;
• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа «Я»;
• создание благоприятное условие для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.
Принципы реализации программы:
• Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
• Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
• Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
• Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.
• Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
• конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция РФ;
• закон РФ "Об образовании";
• закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);
• приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) «о дополнительных мерах по профилактике суицидального поведения среди обучающихся и воспитанников» от 25.07.2012г. № 01-16/3919;
• федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999г. № 120 - ФЗ;
• методические рекомендации по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних (Борогонцы, 2015)
Материально-техническое обеспечение программы.
При реализации программы необходимо использовать современные технические средства: аудио и видео оборудование, видеоматериалы, аудиоматериалы, мультимедийные презентации, разнообразный раздаточный материал для работы с обучающимися, их родителями и педагогическими работниками школы.
При групповой и индивидуальной работе следует использовать методический инструментарий: технические материалы (карандаши, краски, маркеры, пластилин и др.); вспомогательные материалы (плакаты, стенды, CD и DVD диски, мультимедийные презентации и др.)
Словарь терминов
Аутоагрессия - активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующем поведении).
Девиантное, или отклоняющееся, поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Кризисное состояние (психологический кризис) — это внутреннее состояние человека, реагирующего на стресс, когда все другие нормальные способы, позволяющие справиться с ситуацией, не помогают, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией.
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка - это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы - активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск - склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. ;
Суицидент - человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда - человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Толерантность - способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Содержание программы.
Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
Статьей 14 Федерального закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящихся в социально-опасном положении. Усилить внимание педагогов на выявление случаев жестокого обращения к детям в семье, выявление детей, нуждающихся в психологической, социальной помощи. и
Министерство образования России в информационном письме от 26 января 2000 г. №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывает, что жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
• диагностика - тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу, депрессии.
• создание банк данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска.
2. Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений.
• Осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций наслега в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди подростков.
3. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся.
• Организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия.
4. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Приложение 1)
В МБОО Дая-Амгинская СОШ введен мониторинг психолого-педагогического и физического развития детей с целью выявления детей «группы риска», имеющих проблемы в обучении, поведении, здоровье, в том числе, имеющих суицидальные проявления.
У педагога-психолога на каждый класс и на каждого ученика, состоящих на учете ВШУ заведена папка, где в каждом учебном году вносится информация о динамике развития классного коллектива и ученика. Также в индивидуальной папке учащегося есть карта-информация по психолого-педагогическому статусу, уровню воспитанности и другим показателям.
Классные руководители имеют папку, где содержится информация об учащихся, их родителях, социально-педагогическая характеристика классного коллектива, план работы с классом. На каждого учащегося состоящего на внутришкольном учете по различным причинам, ведется индивидуальный план работы, где имеются данные об учащемся и родителях, его характеристика, акты обследования семьи, индивидуальная работа с учащимся.
Социальный педагог школы проводит работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, ведет документацию на каждого учащегося, посещает семьи.
Медик проводит мониторинг физического развития учащихся. Своевременно доводит до сведения кл.руководителей и физическом неблагополучии ребенка.
Работа педагогического коллектива школы проходит в тесном взаимодействии всех служб образовательного учреждения. Итоги мониторинга подводятся на ежегодном плановом школьном Совете по профилактике по каждому классу и каждому ребенку класса. По результатам мониторинга психолого-педагогического и физического развития обучающихся на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, направленный на создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения, а так же для оказания помощи ребенку, имеющему проблемы в психофизическом развитии и обучении.
Такой план (или программа) разрабатывается совместно со всеми заинтересованными специалистами (директором, заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителем-предметником), что позволяет обеспечить и систематизировать их взаимодействие. Любой план индивидуальной работы с ребенком и его семьей подлежит обязательному утверждению на педагогическом совете. При необходимости в план вносятся коррективы.
Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР активно взаимодействуют при диагностической работе по выявлению кризисных состояний и агрессивного и аутоагрессивного поведения у обучающихся.
Одним из направлений деятельности школьного совета по профилактики является реальная помощь ребенку и его семье. Помимо разработки и утверждения плана индивидуальной работы с детьми «группы риска» и их семьями, председатель школьного совета по профилактике правонарушений – отслеживает выполнение решений консилиума и на последующих заседаниях информирует членов о ходе выполнения решений.
РАБОТА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГ А-ПСИХОЛОГА С
РОДИТЕЛЯМИ
В МБОО Дая-Амгинская СОШ используются разнообразные формы работы с семьей, способствующие активному взаимодействию детей и родителей.
Проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов детскородительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.
Классные руководители и социальный педагог обращают особое внимание на индивидуальную работу с семьей. Общаются с родителями, посещают обучающихся на дому. Данная работа не сводится к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, а проводится с целью изучения условий жизни и воспитания в семье и при необходимости помочь и проконсультировать родителей по выявленным проблемам. Анализ деятельности классных руководителей и социального педагога, отчеты о проделанной работе кроме количественных показателей, содержат качественный анализ и результативность по данному направлению.
Педагог-психолог при работе с родителями стремится к решению следующих задач:
• расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского и подросткового суицида;
• способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;
• формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.
• формой работы с родителями является создание и распространение информационно-методических материалов.
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
Педагог-психолог при работе с педагогами стремиться к решению следующих задач:
• ознакомление педагогов с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование информации в работе;
• формирование преставлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи (защите, экстренной помощи, обеспечении безопасности, снятии стрессового состояния);
• расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;
• формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.
Основными формами работы педагога-психолога с педагогами являются:
• групповые - лекции, теоретический семинар, семинар-практикум, беседы, анкетирование, тренинг, семинар-практикум с элементами психотерапевтических техник
• индивидуальные - консультации, беседы, анкетирование, элементы психотерапевтических техник, релаксация;
• особой формой работы с педагогами является создание и распространение информационно-методических материалов.
Работа педагога-психолога с обучающимися
Работа педагога-психолога с учащимися состоит из нескольких этапов:
• Информационный этап.
Создание базы данных об учащихся, их окружении является необходимым условием для успешной работы. На ребенка и его семью составляется «карта учащегося», где отражаются психологические особенности ученика, его адаптированность в условиях учебного учреждения, социометрический статус в классном коллективе, психологический климат в семье и данные о родителях или законных представителях.
• Диагностический этап.
Диагностические мероприятия проводятся в соответствии с планом работы педагога-психолога. В случае возникновения проблем и по запросам педагогов, родителей проводится углубленная диагностика.
• Организационный этап.
На основании полученных данных и результатов психодиагностики разрабатывается индивидуальный план сопровождения ребенка и его семьи.
• Реабилитационный этап.
Осуществляются мероприятия в соответствии с индивидуальным планом сопровождения.
• Завершающий этап.
Проводится психодиагностика с целью определения результативности проделанной работы и получения прогноза на будущее.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ШКОЛЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ У
УЧАЩИХСЯ СКЛОННОСТИ К АУТОАГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Диагностика обучающихся 1-11 классов проводится не реже двух раз в учебном году в соответствии с планом мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся склонных к аутоагрессивному поведению.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление негативных эмоциональных состояний и суицидального риска у учащихся, а так же позволяет
В приложении № 3 представлены образцы используемых методик.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
Качественные и количественные критерии оценки достижения планируемых
результатов представлены в таблице.
Показатель эффективности
Диагностический инструментарий
Снижение количества обучающихся,
имеющих склонность к аутоагрессивному
поведению.
Шкала депрессии Зунге
«НСВ - 10»
Шкала депрессии Э.Бека (проводится
среди учащихся, у которых отмечается
высокий уровень личностной
тревожности)
Снижение количества обучающихся,
имеющих высокий уровень агрессии,
враждебности и склонности к
девиантному поведению.
Методика самооценки психических
состояний (по Айзенку)
Опросник «Сильные стороны и
трудности»
Снижение количества обучающихся, с
негативным психическим состоянием.
Методика самооценки психических
состояний (приложение 3)
Методика оценки школьной мотивации
Лусканова
Тест «Фейс-тест»
Ожидаемый результат.
Организованная, таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с аутоагрессивным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде
Достоинства настоящей программы видится:
- в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
- наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Список литературы:
1. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. - Самара-Ульяновск, 1998.