kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа для психолога "Коррекционно-развивающие занятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а также оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
  • развитие пространственного восприятия;
  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти (зрительной, слуховой);
  • опосредованного запоминания
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие мышления.
  • развитие мыслительных операций;
  • развитие понятийного мышления;
  • развитие воображения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа для психолога "Коррекционно-развивающие занятия"»



муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»

Согласовано Утверждаю

Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ

Руководитель МО________Шалыгина С. Е. «Специальная (коррекционная) школа № 14»

«26 » 08 2022 г. ____________Д. А. Янин

Приказ № 29082022/02-ОДот 29.08.2022 г.



Рабочая программа по предмету

«Коррекционно-развивающие занятия»

5-а,5-в классы

2022-2023 учебный год

Учитель:

Белан О. В.

высшая квалификационная категория

Согласовано

Зам.директора по УВР Пихай Ю. П.__________







г. Новосибирск, 2022 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «коррекционно-развивающие занятия» для 5-а,5-в классов МКОУ «Специальная» (коррекционная) школа № 14 составлена на основе:

1.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казенного образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная» (коррекционная) № 14

2.Учебного плана образовательного учреждения.

Целью изучения предмета «коррекционно-развивающие занятия» являются:

Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а также оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:

  • развитие пространственного восприятия;

  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие памяти (зрительной, слуховой);

  • опосредованного запоминания

  • развитие фонематического слуха и восприятия;

  • развитие мышления.

  • развитие мыслительных операций;

  • развитие понятийного мышления;

  • развитие воображения;

2.      Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

  1. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

  2. Повышение мотивации к учебной деятельности.





Общая характеристика коррекционного курса

Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Занятия предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.

Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих

упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Обучающиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом отводится 102 часа в год (три часа в неделю):

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:

· Наличие потребности в общении;

· Наличие мотивации к познанию окружающего мира;

· наличие умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

Предметные:

· наличие умения выполнять действия с опорой на образец;

· наличие мотивации к труду;

· наличие умения обращаться за помощью и принимать помощь;

Содержание предмета

Тема 1. «Вводное занятие» (1ч.)

Понятия:
- Психика и мозг человека. 
- Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
- Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).

Тема 2. «Общение» (10 ч.)

Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Упражнения,  игровые задания на развитие  навыков  общения и  взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .

Тема 3. «Мои эмоции и чувства»(10 ч.)

Понятия: эмоции, чувства упражнения и задания на определение разных эмоций и чувств.

Тема 4.  «Ощущение и восприятие» (12 ч.)

Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные,  обонятельные, осязательные,  вкусовые ощущения, восприятие.
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
Тема 5. «Воля»  (10 ч.)

Понятия: воля, цель, выбор  и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.

Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.)
Обсуждение результатов с самооценкой причин ошибок, повторов, неуспеха.
Анализ литературных текстов, событий, раскрывающих волевые действия человека, его дисциплинированность. 
Тема 6. «Развитие речи» (12 ч.)

Понятия: общение, речь, мимика, жесты,  звуки, слова,  предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.

Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»). 

Тема 7. «Внимание» (12 ч.)

Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек
Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т.д. 

Тема 8. «Память» (12 ч.)

Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.

Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: 

- связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; 
- умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; 
- понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. 

Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;  «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу».

Тема 9. «Мышление» (12 ч.)

Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;  «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с  заданным  словом»; «Птица, зверь, рыба»;   «Кто больше»; «Продолжи слово».

Тема 10. «Мои достижения» (11 ч.)

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;  «Отгадай слово»; «Найди пару».

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

«Общение»

10

3

«Мои эмоции и чувства»

10

4

«Ощущение и восприятие»

12

5

«Воля»  

10

6

«Развитие речи»

12

7

«Внимание»

12

8

«Память»

12

9

«Мышление»

12

10

«Мои достижения»

11


Итого:

102 ч.







муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»





Согласовано Утверждаю

Протокол заседания МО № 01 от 26.08.022 г. Директор МКОУ

Руководитель МО _____________ « Специальная (коррекционная)

«__ » ____________ 20__ г. школа №14»

_________________Д.А.Янин

Приказ №29082022/02-ОД от 29.08.2022г.





Календарно – тематическое планирование

по программе коррекционно- развивающих занятий

5-а, 5-в классов

2022 - 2023 учебный год



Коррекционно-развивающие занятия

(3 часа в неделю, 102 часа в год)



Учитель:

Белан О.В.,

высшая квалификационная категория





Согласовано

Зам.директора по УР Фоменко Е.А. _______




г. Новосибирск, 2022





Список литературы

1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.

3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

9. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2010 г. -№ 9(83). - С. 41-47.

10.Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009 г. -№ 1. - С.42-54.

11.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. – 2010 г. - С. 134-136.

12.Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил. (Коррекционная педагогика).

13..Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5-12.

14.. Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. 2007. № 1 С. 16-22.

15. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009 г. - 80 с. с прил.

16. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - 96 с.

17. Шипицина Л.М. Инклюзия и интеграция: перспективы и проблемы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010 г. - 200 с. (С. 14-18).










































                  Календарно -тематическое планирование

5 -а класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения



1

Путешествие в страну эмоций. Какие бывают эмоции

1


2

Упражнение «Шарик»

1


3

Поговорим о радости. Радость что это такое

1


4

Азбука твоего настроения

1


5

Поговорим о грусти. Грусть что это такое

1


6

Поговорим об удивлении. Удивление что это такое

1


7

Поговорим о страхе. Страх что это такое

1


8

Поговорим о злости. Злость что это такое

1


9

Азбука эмоций

1


10

Графическое упражнение «Соедини по точкам»

1


11

Графическое упражнение «Обведи по линиям»

1


12

Графическое упражнение «Обведи и закрась»

1


13

Графическое упражнение «Угадай, из каких фигур состоит»

1


14

Графическое упражнение «Дорисуй и передай»

1


15

Игра «Найди предметы»

1


16

Игра «Найди пару»

1


17

Игра «Покажи правильно»

1


18

Игра «Покажи, что справа, что слева»

1


19

Игра «Сделай по рисунку»

1


20

Игра «Запомни фигуры»

1


21

Игра «Разложи по цвету»

1


22

Игра «Повторяй за мной»

1


23

Игра «Разложи по цвету и назови»

1


24

Игра «Будь внимателен»

1


25

Игра «Четыре стихии»

1


26

Упражнение «Наблюдательность»

1


27

Упражнение «Бабушкин чемодан»

1


28

Игра «Послушай и выбирай»

1


29

Игра «Кто позвал тебя, скажи»

1


30

Упражнение «Запомни порядок»

1


31

Зрительный диктант

1


32

Игра «Пуговица»

1


33

Игра «Посмотри и запомни»

1


34

Игра «Кто больше запомнит»

1


35

Игра «Разложи внимательно»

1


36

Упражнение «Найди отличия»

1


37

Упражнение «Сказочный лес»

1


38

Упражнение «Корректурная проба»

1


39

Упражнение «Нарисуй быстрее»

1


40

Упражнение «Чего не хватает»

1


41

Упражнение «Незаконченные предложения»

1


42

Упражнение «Противоположные действия»

1


43

Игра «Стоп сигнал»

1


44

Упражнение «Подумай и расскажи»

1


45

Упражнение «Подумай и назови»

1


46

Упражнение «Отгадай»

1


47

Упражнение «Корректурная проба»

1


48

Игра «Живое - неживое»

1


49

Упражнение «Корректурная проба»

1


50

Игра «Назови лишнее»

1


51

Игра «Закончи предложение»

1


52-53

Игра «Спрятанное слово»

2


54-55

Игра «Склеенные слова и предложения»

2


56

Упражнение «Рисунок на слух»

1


57

Упражнение «Подбери пару»

1


58-59

Упражнение «Корректор»

2


60

Упражнение «Графический диктант»

1


61

Упражнение «Корректурная проба»

1


62

Упражнение «Посмотри и напиши»

1


63

Упражнение «Послушай и напиши»

1


64

Игра «Один -много»

1


65

Игра «Больше - меньше»

1


66

Игра «Сделай как я»

1


67

Игра «Повтори за мной»

1


68

Упражнение «10 слов»

1


69

Упражнение «Запомни картинки и нарисуй»

1


70

Упражнение «Посмотри и назови»

1


71

Игра «Запрещенное движение»

1


72

Игра «Какое слово повторяется»

1


73

Упражнение «Запомни и повтори»

1


74

Упражнение «Какой предмет лишний»

1


75

Упражнение «Послушай и повтори»

1


76-77

Упражнение «Продолжи сказку»

2


78

Упражнение «Закончи пословицу»

1


79

Игра «Повтори за мной»

1


80

Упражнение «Найди лишнее слово»

1


81

Упражнение «Найди главное слово»

1


82

Упражнение «Назови одним словом»

1


83

Игра «Подбери заплатку к коврику»

1


84

Упражнение «Сравни слова»

1


85

Упражнение «Фраза из 3 слов»

1


86

Упражнение «4 лишний»

1


87

Упражнение «Дорисуй»

1


88

Упражнение «Найди лишний предмет»

1


89

Упражнение «Определи понятия»

1


90

Упражнение «Подбери признаки к словам»

1


91

Упражнение «Смысловые ряды»

1


92

Упражнение «Сравни предметы»

1


93

Упражнение «Назови одним словом»

1


94

Упражнение «Разрезные картинки»

1


95

Графический диктант

1


96

Упражнение «Слушай и пиши»

1


97

Упражнение «Что изменилось»

1


98

Упражнение «Подбери пару»

1


99

Игра «4 стихии»

1


100

Упражнение «Найди слово»

1


101

Упражнение «Буквы заблудились»

1


102

Игра «правая рука – левая нога»

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа для психолога "Коррекционно-развивающие занятия"

Автор: Белан Олеся Валерьевна

Дата: 10.10.2022

Номер свидетельства: 614666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства