Программа для психолога "Коррекционно-развивающие занятия"
Программа для психолога "Коррекционно-развивающие занятия"
Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а также оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
Просмотр содержимого документа
«Программа для психолога "Коррекционно-развивающие занятия"»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Согласовано Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО________Шалыгина С. Е. «Специальная (коррекционная) школа № 14»
«26 » 082022 г. ____________Д. А. Янин
Приказ № 29082022/02-ОДот 29.08.2022 г.
Рабочая программа по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
5-а,5-в классы
2022-2023 учебный год
Учитель:
Белан О. В.
высшая квалификационная категория
Согласовано
Зам.директора по УВР Пихай Ю. П.__________
г. Новосибирск, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «коррекционно-развивающие занятия» для 5-а,5-в классов МКОУ «Специальная» (коррекционная) школа № 14 составлена на основе:
1.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казенного образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная» (коррекционная) № 14
2.Учебного плана образовательного учреждения.
Целью изучения предмета «коррекционно-развивающие занятия» являются:
Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а также оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса
Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Занятия предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.
Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих
упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Обучающиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом отводится 102 часа в год (три часа в неделю):
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:
· Наличие потребности в общении;
· Наличие мотивации к познанию окружающего мира;
· наличие умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
Предметные:
· наличие умения выполнять действия с опорой на образец;
· наличие мотивации к труду;
· наличие умения обращаться за помощью и принимать помощь;
Содержание предмета
Тема 1. «Вводное занятие» (1ч.)
Понятия: - Психика и мозг человека. - Что изучает психология, для чего она нужна человеку. - Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
Тема 2. «Общение» (10 ч.)
Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое). Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .
Тема 3. «Мои эмоции и чувства»(10 ч.)
Понятия: эмоции, чувства упражнения и задания на определение разных эмоций и чувств.
Тема 4. «Ощущение и восприятие» (12 ч.)
Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. Тема 5. «Воля» (10 ч.)
Понятия: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.
Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.) Обсуждение результатов с самооценкой причин ошибок, повторов, неуспеха. Анализ литературных текстов, событий, раскрывающих волевые действия человека, его дисциплинированность. Тема 6. «Развитие речи» (12 ч.)
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
Тема 7. «Внимание» (12 ч.)
Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т.д.
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
- связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу».
Тема 9. «Мышление» (12 ч.)
Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Логическое мышление. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Согласовано Утверждаю
Протокол заседания МО № 01 от 26.08.022 г. Директор МКОУ
Руководитель МО _____________ « Специальная (коррекционная)
«__ » ____________ 20__ г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02-ОД от 29.08.2022г.
Календарно – тематическое планирование
по программе коррекционно- развивающих занятий
5-а, 5-в классов
2022 - 2023 учебный год
Коррекционно-развивающие занятия
(3 часа в неделю, 102 часа в год)
Учитель:
Белан О.В.,
высшая квалификационная категория
Согласовано
Зам.директора по УР Фоменко Е.А. _______
г. Новосибирск, 2022
Список литературы
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.
2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.
3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.
4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.
5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.
6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.
7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
9. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2010 г. -№ 9(83). - С. 41-47.
10.Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009 г. -№ 1. - С.42-54.
11.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. – 2010 г. - С. 134-136.
12.Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил. (Коррекционная педагогика).
13..Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5-12.
14.. Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. 2007. № 1 С. 16-22.
15. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009 г. - 80 с. с прил.
16. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - 96 с.
17. Шипицина Л.М. Инклюзия и интеграция: перспективы и проблемы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010 г. - 200 с. (С. 14-18).
Календарно -тематическое планирование
5 -а класс
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
1
Путешествие в страну эмоций. Какие бывают эмоции
1
2
Упражнение «Шарик»
1
3
Поговорим о радости. Радость что это такое
1
4
Азбука твоего настроения
1
5
Поговорим о грусти. Грусть что это такое
1
6
Поговорим об удивлении. Удивление что это такое
1
7
Поговорим о страхе. Страх что это такое
1
8
Поговорим о злости. Злость что это такое
1
9
Азбука эмоций
1
10
Графическое упражнение «Соедини по точкам»
1
11
Графическое упражнение «Обведи по линиям»
1
12
Графическое упражнение «Обведи и закрась»
1
13
Графическое упражнение «Угадай, из каких фигур состоит»