kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа адаптации первоклассников и коррекции поведения детей с ментальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа поможет успешно адаптироваться детям с ментальными нарушениями в учебную деятельность и скорректировать их поведение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации первоклассников и коррекции поведения детей с ментальными нарушениями»

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ АКТУАЛЬНОСТЬ

                Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
               При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
               Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
                С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому, программа, разработанная нами по адаптации учащихся к школе, построена на игровом материале. В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения для адаптации учащихся к школе с дневным пребыванием  в ГПД; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.

           Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.  Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке цикла психологических занятий для детей, только что переступивших порог школы.

           Основной целью этого цикла является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Решаются следующие задачи:

— формирование адекватного представления о школьной жизни;— осознание ребенком специфики позиции школьника;

— выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;

— повышение школьной мотивации.

Занятия проводятся по группам.

Кол-во участников в группе: 7 - 10 человек.

Продолжительность одного занятия — 30 минут.

Цикл занятий может варьироваться от 10 – до 20 в зависимости от возможностей конкретной группы детей (насколько положительна динамика адаптации учащихся к обучению).

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Ритуал приветствия

  2. Разминка

  3. Основное содержание:
    Чередование видов деятельности:

- подвижная – спокойная
- Интеллектуальные игры
- Релаксация

 4. Рефлексия: понравилось или нет. Почему?
Смысловое содержание: Почему это делали? Для чего мы играли?Как правило, занятия проводятся с середины сентября, после проведения первичного диагностического обследования вновь поступивших в школу учащихся 1 класса.По итогам проведённых занятий проводится вторичная диагностика, на которой выясняется, насколько успешно прошла адаптация учащихся к школе. Если в группе есть учащиеся, которые плохо адаптировались к школе, занятия могут быть продолжены (в групповой или индивидуальной форме).

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЕ 2.
"Знаю ли я себя: Вот какой я!"

Задачи:
Создать первоначальное представление о специфике психики.
Поддержать мотивацию на познание самого себя.

Материалы к занятию:
Альбомные листы, цветные карандаши, краски
Простые карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 2.

 

1

  Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

 Вачков И. В. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 1.

10 мин.

3

 Арт - терапия. Рисование сюжета сказки.

15 мин.

4

 Обсуждение выполненных работ

10 мин.

 

 Завершение занятия

3 мин.

Психолог: На прошлом занятии мы с вами начали путешествие в свой внутренний мир. Сегодня мы продолжим наше путешествие… Настаёт время сказке… Сядьте поудобнее, и слушаем внимательно…

(Вачков И.В. "Сказка о волшебных зеркалах"
Психология для малышей. М., 1996, с. 15-16)

            В одном королевстве в семье рыбака родилась маленькая девочка. Накануне ее рождения в рыбацкую деревушку забрела старушка в старом платье, с большим посохом в руках и мешком за плечами. Ночью только в хижине рыбака горел свет, и именно в эту хижину постучалась старушка и попросилась переночевать. "Что ж!" - сказал рыбак, - "У нас тесно и пахнет рыбой. Но нельзя же старой женщине ночевать на улице. Проходи, найдем для тебя местечко" "Спасибо тебе" - сказала старушка. - "Доброта человеческая никогда не ищет благодарности, но всегда ее находит. Твоя дочь будет счастлива в жизни" - С этими словами старушка вошла в хижину, и рыбак постелил ей у очага. К утру на свет появилась маленькая девочка, и родители назвали ее Кари. Старушка ласково посмотрела на ребенка, взяла свой мешок, достала оттуда три маленьких зеркальца и сказала рыбаку:
- Я подарю твоей дочери 3 зеркала, они - волшебные. Но в чем их волшебство - она узнает, когда вырастет. Рыбак поблагодарил старушку и взял протянутые ею зеркала. Когда старушка ушла, он посмотрел в каждое из них, но везде увидел только свое бородатое лицо с загрубевшей от морского ветра кожей. Рыбак пожал плечами и убрал зеркала далеко на полку... Прошло шестнадцать лет. Рыбак и его жена забыли о подарке, который был сделан старушкой, а маленькая Кари превратилась в прелестную девушку, которая очень любила веселиться, наряжаться и любоваться своим отражением в треснувшем зеркале. Надо сказать, что Кари не нравилось заниматься домашними делами и помогать родителям.

ЗАДАНИЕ: Нарисуйте то, что вы узнали из "Сказки о волшебных зеркалах".

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как зовут девочку - главную героиню?
2. Что случилось необычного в день появления Кари на свет?
3. Какой стала Кари через 16 лет?
4. Какие важные события произошли в рыбацкой деревне?

Рефлексия.Завершение занятия.

ЗАНЯТИЕ 3.
"Знаю ли я себя: Вот какой я!"

Задачи:
Актуализировать у детей рефлексивную позицию.
Развивать у детей потребность в самоанализе и рефлексии.

Материалы к занятию:
Альбомные листы, цветные карандаши, краски
Простые карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 3.

 

1

  Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

 Вачков И. В. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 2.

10 мин.

3

 Арт - терапия. Рисование сюжета сказки.

15 мин.

4

 Обсуждение выполненных работ

10 мин.

 

 Завершение занятия

3 мин.

Психолог: Сегодня мы продолжим наше путешествие, начатое на предыдущих занятиях… Настаёт время сказке… Сядьте поудобнее, и слушаем внимательно…

(Вачков И.В. "Сказка о волшебных зеркалах"
Психология для малышей. М., 1996, с. 15-16)

            Однажды возле берега напротив рыбацкой избушки бросил якорь большой и красивый корабль. От корабля отошла шлюпка и причалила к берегу. На песок сошли люди в богатых одеждах, со шпагами на боку и в шляпах с яркими перьями. Среди них выделялся высокий и красивый юноша с умными и немного печальными глазами. Рыбаки вышли на берег встретить необычных гостей. Кари стояла чуть поодаль в толпе рыбацких дочерей.
            При взгляде на прекрасного юношу сердце ее замерло. Ее отец как старший среди рыбаков почтительно приблизился к мореплавателям.- Приветствуем вас, храбрые и трудолюбивые рыбаки! - сказал высокий юноша. - Я принц Агор и приплыл сюда со своими спутниками по велению моей матери - королевы и волшебницы. Она наказала мне именно у вас, среди ваших дочерей, найти себе невесту. Добро пожаловать! - ответил старый рыбак. - Среди наших дочерей много прекрасных девушек. Выбирай любую из них. Принц и сопровождавшая его свита поселились в рыбацкой деревушке. Каждый день принц Агор ходил по домам, знакомился с рыбацкими дочерями, делал им подарки, был вежлив и добр, но глаза его по-прежнему оставались печальными. Все девушки деревни изо всех сил старались понравиться принцу, надевали свои лучшие наряды, угощали его приготовленными блюдами, улыбались ему. Надо ли говорить, что бедная Кари с первого мгновения влюбилась в принца и часто потихоньку наблюдала за ним, когда он бродил по берегу моря или задумчиво сидел на камне.
            Однажды Кари осталась дома одна. Поставив на стол старое с трещинкой зеркало, она любовалась в нем собой и причесывала красивые золотистые волосы. Вдруг маленький котенок, играя, зацепил подол ее платья и разорвал его. Кари ужасно рассердилась и, схватив свой башмак, замахнулась им на котенка. Котенок напугался и прыгнул на стол, а Кари, пытаясь шлепнуть его башмаком, промахнулась, и удар пришелся прямо по зеркалу! Дзинь! - и оно раскололось. Кари решила поискать, нет ли в доме еще зеркал. И вот на верхней полке в шкафу она нашла три маленьких зеркальца: одно с обратной стороны было зеленое, другое - красное, а третье - голубое. Кари посмотрелась в зеленое зеркальце и увидела свое симпатичное лицо с огромными серыми глазами и пухлыми губками. "Какая я красивая! - подумала Кари. - Интересно, что обо мне думает принц? Кажусь ли я ему красивой?" Она поднесла к лицу красное зеркало и чуть не выронила его от удивления. Отражение было совсем другое! Нечеткое, будто в тумане, расплывчатое. "Как странно, - подумала Кари.
- Это какие-то необыкновенные зеркала. Интересно, что я увижу в третьем зеркале?" Она взглянула в голубое зеркало и удивилась еще больше. Оттуда на нее смотрело лицо какой-то другой девушки (ей сначала так показалось): презрительно сощуренные глаза, капризно надутые губы, неприятная усмешка. Кари пригляделась и увидела все-таки знакомые черты. Это было ее лицо, но очень изменившееся.
- Что за чудеса! - воскликнула она вслух. - Кто же мне это объяснит?
- Я могу объяснить, - раздался негромкий голос снизу.
            Кари посмотрела вниз и увидела на полу котенка, который лапкой мыл мордочку. Вдруг он заговорил человеческим голосом:
- Это волшебные зеркала. Тебе их подарила добрая Волшебница в день твоего рождения. В зеленом зеркальце ты видишь себя такой, какой представляешься себе самой. В красном - то, как видят тебя другие люди. Захочешь посмотреть на себя чужими глазами - пожалуйста! А в голубом зеркальце - отражение такой, какая ты есть на самом деле. Умывшись, котенок вскочил на подоконник.
- Но почему же у меня в зеркалах такая разная внешность? - растерянно спросила Кари.
- Это потому, что Волшебные зеркала не только внешность.
- Он зевнул и выпрыгнул в открытое окно...
            На следующий день принц Агор пришел в хижину родителей Кари. Ее мать испекла вкусный пирог и угощала им принца и его спутников. Кари сидела за столом напротив принца и очень волновалась. Ее лицо стало еще прелестней от яркого румянца. Принц рассказывал о своих путешествиях и, поглядывая на Кари, иногда чуть улыбался. Кари не могла сказать ни слова. К концу разговора старый рыбак, отец Кари, спросил Агора:
- Как тебе понравились девушки у нас в деревне? Например, дочь моего соседа Пента? Правда, красавица? А ее сестричка Тора - добрейшая душа! Слова отца очень испугали и разозлили Кари: вдруг принцу и в самом деле понравились эти девушки? А ведь она-то, Кари лучше! И хотя Пента и Тора были ее подругами, Кари в этот момент ненавидела их, и у нее неожиданно вырвалось громкое восклицание:
- И вовсе они не так хороши, как ты говоришь! После этих резко слов все замолчали. Принц Агор с удивлением и печалью посмотрел на Кари, которая смутилась и уже пожалела о сказанном. Гости попрощались и ушли, а Кари схватила свои волшебные зеркала, выскочила из дома и спряталась в скалах, где ее никто не мог увидеть. Она посмотрела в каждое зеркало и расплакалась. Красное зеркальце показало, какой ее представляет сейчас принц Агор: злобной, завистливой гордячкой. Кари винила себя за свои глупые слова, за свой характер, а в зеленом зеркальце постепенно таяло лицо беспечной красавицы. И чем больше ругала себя Кари, чем больше находила в себе плохого, тем безобразней становилось ее отражение в зеленом зеркальце. Ведь оно показывало тот образ, который складывается у человека о себе самом. Прошло несколько дней. Принц Агор так и не сделал своего выбора. Каждый вечер специально для него молодежь деревушки устраивала праздничные гулянья, песни и танцы. Но хотя принц пел и танцевал вместе со всеми, глаза его оставались грустными. Кари тоже несколько раз говорила с ним и даже танцевала, но каждый вечер, заглядывая в заветное красное зеркальце, она видела там самолюбивую и немножко глупую девочку, то есть такую, какой ее видел принц Агор. Правда, теперь это отражение не было резким, а Кари мечтала о том, чтобы принц полюбил ее так же, как она любила его. Иногда она мысленно просила красное зеркальце показать, какой видят ее родители, и тут же отражение становилось симпатичным, веселым и беззаботным. Так дни шли за днями. Родители Кари заметили, что она изменилась. Девушка больше не ленилась, выполняла домашнюю работу, стала более внимательна к родителям и приветлива с подругами. Часто она ласково гладила котенка по пушистой шерстке и разговаривала с ним, но в ответ он только мурлыкал, как будто никогда не умел говорить по-человечески. Как-то она с удивлением обнаружила, что ее отражения в зеленом зеркальце, то есть тот образ, который представляла она сама, и в голубом, то есть ее настоящий образ, стали очень похожи.

ЗАДАНИЕ: Нарисуйте три зеркала. Какого они цвета?
Вспомните, что можно увидеть в зелёном, красном, синем зеркалах?

А теперь нарисуйте по порядку, что увидела Кари в зелёном, красном, синем зеркалах? /Дети рисуют отражение Кари в трех зеркалах/.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Разные ли получились отражения Кари в волшебных зеркалах и почему они разные?
2. Какой представляет себя Кари?
3. Какой представляет её принц Агор?
4. Какая она на самом деле?

Рефлексия. Завершение занятия.

ЗАНЯТИЕ 4.
"Знаю ли я себя: Вот какой я!"

Задачи:
Укрепить интерес к самопознанию.
Развивать рефлексию.
Закрепить знания об основных составляющих Я - образа.

Материалы к занятию:
Альбомные листы, цветные карандаши, краски
Простые карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 4.

 

1

  Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

 Вачков И. В. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 3.

15 мин.

3

 Вопросы для обсуждения.

10 мин.

4

  Рефлексия.

3 мин.

5

 Задание "Какое зеркало хочу"

7 мин.

 

 Завершение занятия

3 мин.

Психолог: Сегодня мы продолжим наше путешествие, начатое на предыдущих занятиях… Настаёт время сказке… Сядьте поудобнее, и слушаем внимательно…

(Вачков И.В. "Сказка о волшебных зеркалах"
Психология для малышей. М., 1996, с. 15-16)

            Однажды принц Агор объявил жителям деревушки, что прощается с ними. Музыка смолкла, прекратились веселье, танцы и смех. В наступившей тишине Агор сказал:
- Мне очень жаль расставаться с вами. Но срок мой истек, а я не суме выполнить поручение моей матери-королевы. - Разве нет у нас достойных невест? - с удивлением и огорчением спросил самый древний старик.
- Есть, но я искал только одну-единственную, чей образ показала моя мать и кому я сразу отдал бы свое сердце. Она должна была быть здесь но я не нашел ее, - ответил принц. В эту ночь Кари не смогла уснуть от слез и, выйдя потихоньку из дому, отправилась к берегу моря. Вдруг она увидела людей, и среди них принца, которые шли к скалам, чьи уступы уходили в глубь моря. Кари бесшумно последовала за ними. То, что он увидела, поразило и испугало ее.
            На самом нижнем уступе скалы, о который бились морские волны, люди остановились, и один из них вбил трещину в каменной стене большое железное кольцо. К этому кольцу приковали принца Агора, спутав его руки и ноги тяжелыми цепями. Один из сопровождавших принца людей наклонился к нему и с печалью произнес: - Прощай, принц. Нам очень больно делать это. Но мы не в сила помочь тебе. - Прощайте, друзья, - ответил Агор, голос его был тверд но полон глубокой грусти. - Вы сделали все, что могли. Передайте мое матушке, что я прошу прощения за то, что не сумел выполнить ее наказ: Люди - а это были спутники принца с корабля - молча покинули мрачную скалу. Агор остался на уступе один. Он прислонился спиной к каменной стене и замер, будто ожидая чего-то. Кари вышла из-за кустов, где пряталась до этого, и бросилась к принцу.
- Я освобожу тебя! - горячо воскликнула она.
- Кто ты? - резко обернулся Агор. - А, Кари! Нет, ты не можешь освободить меня. Скорее уходи отсюда, близится полночь...
- Я не уйду, я помогу!
- Нет! - сурово сказал Агор. - Если ты не уйдешь, то погибнешь вместе со мной. Дракону нужен только я.
- Дракону? Какому Дракону? Я ничего не понимаю!
- Хорошо, я все объясню тебе, но после этого ты уйдешь. На меня с детства наложено страшное заклятие. В день своего двадцатилетия я должен быть принесен в жертву злому Дракону. Снять это заклятие может только Любовь, моя любовь к одной девушке, чей образ показала мне мать в своем магическом зеркале. Моя мать, королева и волшебница, сказала мне, что я найду эту девушку в вашей рыбацкой деревушке и когда узнаю ее, в тот же миг падут злые чары и с меня снимется страшное заклятие. Я долго искал ее, но не нашел. И теперь я стану жертвой Дракона, а ты должна уйти как можно скорее.
- Давай вместе убежим отсюда!
- Нет. Заклятие нельзя нарушить, иначе огромные беды обрушатся на все королевство.
- А есть ли еще другой способ спасти тебя?
- Есть... Но это невозможно!
- Скажи мне!
- Нет. Не скажу. Уходи, Кари, прошу тебя. Кари стояла на коленях рядом с принцем и плакала от своего бессилия. В этот момент что-то мягкое и пушистое потерлось о ее ногу. Это был котенок.
- Принц не скажет тебе, Кари, - промурлыкал он, - потому что не хочет спасения такой ценой. Для снятия злых чар нужно, чтобы жертву Дракону... Его последние слова заглушили грохот и плеск закипевшей воды. Из черных грозовых туч ударили молнии. Прогремел гром. Из глубины моря поднималось огромное черное тело Дракона, покрытое бронзовой чешуей. Ужасная, уродливая голова повернулась в их сторону и посмотрела на них злобными глазами. Кари очень испугалась. Она сжалась в комок и замерла.
- Беги, Кари! - крикнул принц Агор, пытаясь встать на ноги - цепи мешали ему. Девушка очнулась от страха и посмотрела на него. Она любила его. Она знала способ спасти его. Кари вскочила и бросилась к самому краю уступа, на который летели соленые брызги от рассвирепевших морских волн.
- Вот я! - громко крикнула она. - Бери меня, Дракон, вместо принца Агора!
- Не смей, Кари! - закричал принц и рванулся к ней, разрывая сковывавшие его цепи. Она обернулась, и в неровном свете сверкающих молний он увидел ее прекрасное лицо.
- Ты! Это ты! Я узнал тебя! Та самая девушка из волшебного зеркала моей матери! - воскликнул принц Агор. В тот же миг раздался ужасный рев. Это в бессильной ярости рычал Дракон, который вдруг стал рассыпаться, словно сделанный из песка. Через несколько секунд волны успокоились, перестали полыхать молнии, стих ветер и наступила тишина. Злые чары рассеялись. А на уступе скалы, взявшись за руки, стояли Кари и принц Агор. У их ног валялись разорванные цепи, а рядом сидел котенок и как ни в чем не бывало облизывал свою шерстку.
- Как же я мог сразу не узнать тебя? - тихо спросил принц.
- Я сама не могла узнать себя в этих зеркалах, - улыбаясь, ответила Кари и достала из кармана три своих драгоценных зеркальца.
- Ах, вот они! Эти чудесные предметы подарила моя мать-волшебница, превратившись в нищенку, той самой девушке, которую я искал, - сказал принц. Кари держала перед собой три волшебных зеркальца - зеленое, красное и голубое. И во всех трех отражалось одно и то же лицо - прекрасное, доброе и счастливое...

Дети раскладывают, нарисованные на прошлом занятии изображения отражений Карри в зеркалах. Рассматривают их.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. В чём состоит волшебство зелёного, красного, синего зеркал?
2. Что увидела Карри в зеленом, красном, синем зеркалах?
3. Вспомните, посмотрев на рисунки, какой она себя представляла? Какой видел её принц? Какой она была на самом деле?
4. Одинаковые или разные получились изображения Карри в зелёном, красном, синем зеркалах?
5. Изменилась ли Карри за последнее время? Какой она была раньше и какой стала сейчас?
6. Почему стали похожими отражения Карри в зелёном и синем зеркалах?
7. Изменилось ли её изображение в красном зеркале? Почему?
8. Что отражалось во всех волшебных зеркалах в конце сказки? Какой увидела себя Карри в них? Как вы думаете, почему так произошло?

Рефлексия.
Каждый ребёнок высказывает своё мнение и объясняет, почему он так думает. Психолог фиксирует, кто из детей правильно разобрался в содержании каждого изображения, в переменах, происшедших в них, а также, какие ошибки характерны для детей при рефлексивной работе.

Задание. "Какое зеркало хочу?"

Ребята, хотели бы Вы иметь такие зеркала? Если бы можно было взять только одно зеркало, то какое из трех волшебных зеркал вы бы хотели иметь у себя? Объясните свой выбор.

Завершение занятия.

ЗАНЯТИЕ 5.
"Знаю ли я себя: Вот какой я!"

Задачи:
Укрепить интерес к самопознанию.
Развивать рефлексию.
Закрепить знания об основных составляющих Я - образа.

Материалы к занятию:
Альбомные листы, цветные карандаши, краски
Простые карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 5.

 

1

  Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

 Тест "Жар - птица"

5 мин.

3

 Упражнение "Твоё мнение"

5 мин.

4

  Чтение рассказа Л. Пантелеева "Трус"

10 мин.

5

 Задание "Какое зеркало хочу"

7 мин.

6

 Упражнение "Мои качества"

7 мин.

7

 Упражнение "Назови противоположность"

7 мин.

8

 Упражнение "Мои плюсы и минусы"

5 мин.

9

 Отгадай загадку

4 мин.

10

 Задание "Три дома"

5 мин.

11

 Рефлексия.

5 мин.

12

 Завершение занятия

3 мин.

  

   

55 мин.

Психолог: Сегодня мы продолжим наше путешествие, начатое на предыдущих занятиях… Тема нашего занятия "Какой я?"

Тест


Представь себе, что ты поймал жар-птицу. Она может исполнить любое твоё желание. Загадал желание? Придумал объяснение? Если твоё объяснение совпадает с каким-то (какими-то) из приведённых ниже вариантов ответа, отметь этот вариант.

Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЭТО...

  • потому что ЭТО есть у других

  • потому что ЭТОГО нет у других

  • потому что ЭТО необходимо моим родственникам, друзьям

  • потому что ЭТО необходимо мне сегодня

  • потому что просто хочется

А вот как можно назвать душевные качества (или черты характера), подсказавшие тебе тот или иной ответ:

  • завистливость

  • хвастливость

  • доброта, заботливость

  • дружелюбие

  • практичность

  • жадность

            Даже если ты обнаружил у себя все названные черты характера, это ещё не полный твой "портрет". Многие другие качества проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие - плохими. Они иногда борются в твоей душе, а какое победит - решаешь ты сам.

ТВОЁ МНЕНИЕ

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

ТРУС
Л. Пантелеев


            Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.
            А внизу, в море, в это время колхозник-рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
            Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.
Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.
Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.
А девочка всё это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке.
Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.
- Эй! Отдавай! Это моя удочка! - закричал он и схватил девочку за Руку.
- На, возьми, пожалуйста, - сказала девочка. - Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз.

Мальчик удивился и говорит:

- А ты почём знала, что я слезу?

- А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.

Упражнение "Мои качества"

Хочу избавиться                                   Хочу приобрести

Упражнение "Назови противоположность"


Для выполнения следующего упражнения группа делится на две команды.

Психолог. Каждая команда должна как можно быстрее назвать психологическое качество, противоположное тому, которое назову я. Например, если я говорю "злой", то правильный ответ - "добрый". Команды отвечают по очереди. Выкрикивать раньше нельзя - таким образом вы подсказываете другой команде. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок.
Возможные пары качеств:
ленивый-трудолюбивый
честный-лживый
щедрый-жадный
грубый-вежливый
грустный-веселый
смелый-трусливый
тихий-шумный
шаловливый-послушный
отзывчивый-черствый
подлый-благородный

Упражнение "Мои плюсы и минусы"


Психолог. Каждый человек (взрослый или ребенок) и без волшебного зеленого зеркала знает о своих приятных (хороших) и неприятных (плохих) качествах. Сейчас каждый из вас должен написать в своем альбоме то, что он знает о себе (написать свои хорошие и плохие качества характера). Откройте альбомы на чистом листе. Разделите его пополам чертой на две равные части. Слева напишите знак "+", а справа - знак "-". Там, где написан "+", каждый пишет, что в нем есть хорошего, приятного (достоинства). Там, где написан "-", каждый описывает, что в нем есть плохого, неприятного (недостатки). //Дети выполняют задание.//
Психолог. Ребята, легко или трудно было найти в себе хорошее и пло-хое? А что сделать было легче? Ребята, подумайте и скажите, какое качество в наибольшей степени мешает нам быть хорошими и заме-чательными, без всяких недостатков. Кто отгадает загадку, тот и ответит на этот трудный вопрос. Слаще меда, мягче пуха, "Отдохни!"- все шепчет в ухо. Тот. кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить! //Дети говорят ответ.// Правильно, это лень. Какие вы подобрали дома пословицы про лень? Дети называют пословицы - каждый по одной. Психолог просит обязательно объяснить, как понимают дети каждую пословицу. Если дети не подобрали пословиц - психолог называет их сам.//

Задание "Три дома"


Психолог. На чистом листе альбома сверху напиши название рисунка "Что другие знают обо мне?". Теперь здесь же нарисуй три дома по пять этажей в каждом. Названия домов вы напишете позже. Расселением в первом доме ведают твои родители (ичи только мама, ичи только папа - как хочешь). Подпиши под первым домом, кто расселяет в нем жителей. Во втором доме всех расселяет твой самый близкий друг (подруга). Поэтому под этим домом напиши "друг". В третьем доме расселением распоряжается твоя учительница (напиши под ним "учительница"). Задание следующее: напиши, пожалуйста, свое имя на том этаже первого дома, куда бы по твоему мнению тебя поселили родители. Теперь во втором доме тебя поселит друг - напиши свое имя на том этаже, куда бы тебя поселил друг. И последнее - в третьем доме напиши свое имя на том этаже, куда бы тебя поселила учительница. Назови дома так, как ты хочешь. Это могут быть раз-личные психологические качества, по которым тебя расселяют родители, друг, учительница.

Рефлексия.

Завершение занятия.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бутолина Юлия Александровна

Дата: 21.01.2020

Номер свидетельства: 536754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства