Программа психологической помощи подросткам "ПОВЕРЬ В СЕБЯ" Занятие 4 "Доверие в жизни человека!"
Программа психологической помощи подросткам "ПОВЕРЬ В СЕБЯ" Занятие 4 "Доверие в жизни человека!"
На наш взгляд, в ходе проведения групповых занятий доверительность не только выступает в качестве коллективного эксперта по отношению к каждому участнику, но и способствует большей искренности детей, влияет на стиль взаимодействия участников в ходе выполнения заданий. Используются упражнения и игры, способствующие развитию доверия. Это особенно актуально для детей, имеющих травматический опыт, опыт недоверия к взрослым («бросили», «не смогли защитить меня»).
Доверие - способность принимать себя или других людей в их неповторимости, такими, какие они есть. Доверие - это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа психологической помощи подросткам "ПОВЕРЬ В СЕБЯ" Занятие 4 "Доверие в жизни человека!"»
Второй блок «ДОВЕРИЕ. СПЛОЧЕНИЕ»
На наш взгляд, в ходе проведения групповых занятий доверительность не только выступает в качестве коллективного эксперта по отношению к каждому участнику, но и способствует большей искренности детей, влияет на стиль взаимодействия участников в ходе выполнения заданий. Используются упражнения и игры, способствующие развитию доверия. Это особенно актуально для детей, имеющих травматический опыт, опыт недоверия к взрослым («бросили», «не смогли защитить меня»).
Доверие - способность принимать себя или других людей в их неповторимости, такими, какие они есть. Доверие - это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.
Занятие 4. Доверие в жизни человека.
Цель:
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция.
Задачи:
Овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоционально-личностной сферы, развитие компетентности в социальном функционировании, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки.
Беседа.
Что такое доверие? Нужно ли доверие? Доверяете ли вы людям? Почему? Что необходимо для доверия? Кому вы доверяете? Почему? А кому не доверяете? Почему?
Упражнение 1. «Тест на доверие»
Положите в середину круга какой-либо предмет, например вазу или книгу. Объясните группе, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым.
Каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущения безопасности и доверия группе, тем больше будет выбранное расстояние.
Попросите участников поэкспериментировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.
Когда все найдут свои места, предложите участникам оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.
В заключение можно подытожить результаты игры: доверие в группе - не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может призвать другого проникнуться доверием. Напомните членам группы о том, что доверие завоевывается медленно, оно связано с конкретным опытом. С другой стороны, доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травмы. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей. Объясните, что вы готовы и впредь продолжать работу по наращиванию доверия группе, предложите всем членам группы присоединиться к вам.
Упражнение 2. «Паровозики»
Выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд. «Паровоз» идет первым с вытянутыми вперед руками, «вагон» передает управление, «машинист» управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза.
При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который идет первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у «вагона»), насколько можно было доверять «машинисту» и «вагону». Как себя чувствовали в роли паровоза, вагона, машиниста.
Упражнение 3. «Только вместе»
Инструкция. «Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне интересно, сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте то же с другими партнерами».
Обсуждение. С кем вставать и садиться было легче всего? Что было самым трудным в этом упражнении?
Упражнение 4. «Скульптура недоверия ~ доверия»
Выбирается один участник по желанию, который будет «глиной», из которой другой участник, «скульптор», лепит скульптуру под названием «Недоверие». Затем ведущий обращается к участникам: что в скульптуре говорит нам о недоверии и что можно сделать, чтобы она стала скульптурой «Доверие»? Участники группы показывают на «глине», какие изменения они предполагают сделать для этого.