kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа групповой психокоррекционной работы по преодолению повышенной тревожности младших подростков в отношениях со сверстниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная коррекционная программа предназначена для работы практического психолога со школьниками младшего подросткового возраста. Программа направлена на развитие уверенности в себе и преодоление тревожности у подростков, испытывающих трудности в отношениях со сверстниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа групповой психокоррекционной работы по преодолению повышенной тревожности младших подростков в отношениях со сверстниками»


Программа групповой психокоррекционной работы

по преодолению повышенной тревожности младших подростков

в отношениях со сверстниками


Данная коррекционная программа предназначена для работы практического психолога со школьниками младшего подросткового возраста. Программа направ-лена на развитие уверенности в себе и преодоление тревожности у подростков, испытывающих трудности в отношениях со сверстниками.

Программа состоит из специально подобранной системы упражнений групповых занятий, ориентированных:

а) на укрепление у подростка чувства собственного достоинства и развития достаточно благоприятного представления о собственной значимости;

б) на обеспечение подростка вербальными и невербальными формами выра-жения уверенности в себе;

в) на обучение способам и приемам преодоления трудностей и решения внешних и внутренних проблем, преодоления неуверенности, страха, повышен-ного волнения в разных ситуациях.

Занятия состоят из кратких объяснений, выполнения специальных упраж-нений и их обсуждения, а также включают «задания на дом», связанные, в том числе, с осознанием своего умения контролировать и предупреждать тревогу, страх, застенчивость.






Литература:



1. Астапов В.М. Тревожность у детей – М.; 2001.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Причины, профилактика и преодоление тревожности – М.- Воронеж ; 2000.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.2.– М.; 2001.





















Тематический план


№ Занятия

Дата

Время проведения

Занятие № 1


20 минут

Занятие № 2


45 минут

Занятие № 3


60 минут

Занятие № 4


65 минут

Занятие № 5


85 минут

Занятие № 6


90 минут

Занятие № 7


90 минут

Занятие № 8


90 минут

Занятие № 9


90 минут

Занятие № 10


90 минут
















Занятие № 1


Упражнение 1. « Знакомство»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Садимся в круг. Предлагаем клиентам задуматься о том, что в них, в их ха-рактере является самым важным, самым существенным.

Ведущий: «А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лёд и пламень», «То как зверь она за-воет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива» и т.п. Пожалуйста. По-думали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться в группе. Сначала назовите своё имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Просим вас.

Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи пред-ставления произвели наибольшее впечатление.

Спасибо, игра закончена».


Упражнение 2. «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»


Упражнение направлено на преодоление застенчивости.

Ведущий: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим сорев-нование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раз-дастся самое громкое рычание.

А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы... И это – львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рёв.

После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по пе-риметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами человек. Он должен двигаться немного быстрее и звуки произносить более громкие. Продолжайте иг-ру, пока каждый не побывает в роли «паровоза». В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол».


Упражнение 3. «Фокусировка»


Упражнение на приобретение навыка расслабления.

Все участники, кроме ведущего, рассаживаются в кресла. Ведущий садится напротив группы. Участники группы закрывают глаза и внимательно слушают ве-дущего. Ведущий через интервалы 10 – 15 секунд произносит название каких-то частей тела, например: правая рука, кисть правой руки, указательный палец пра-вой руки, кончик этого пальца, плечевой пояс, поясница, голова, нос и т.д. Участ-ники сосредоточивают внимание на тех частях своего тела, которые назвал ведущий. Надо постараться ясно почувствовать, внутренне ощутить эти участки тела. После того как выполнена концентрация на внешних участках тела, можно перейти к внутренним участкам. Ведущий называет внутренние органы тела, нап-ример, желудок, печень, отдельные мышцы, язык, гортань и другие органы, избе-гая только концентрации на области сердца.

В заключение по команде ведущего участники группы открывают глаза. Ведущий снова перечисляет названные перед тем участки тела, желательно в той же последовательности. А участники поднимают руку в том случае, если им удалось сфокусировать внимание на этом участке. Все участники, поднявшие руку, по очереди рассказывают о своих ощущениях.



Занятие № 2.


Упражнение 1. «Метафора»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаю всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего товарища. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому об-разу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добро-вольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда...

Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу. Спасибо. Есть ли еще желающие увидеть себя со стороны? Пожалуйста.

Давайте обменяемся впечатлениями.

Спасибо, на этом игра закончена».


Упражнение 2. «Затейник»


Упражнение направлено на преодоление застенчивости, повышение самооценки.

Это задание очень простое. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать в группе её проведение. Это могут быть прятки, жмурки, салочки или другие игры. Участники группы выставляют за-тейнику на его листочке свои оценки по пятибалльной системе. Итак, участники по очереди вспоминают веселую игру, играют в нее и «заводят» всю группу. Пос-ле того, как все наигрались, затейники суммируют все оценки, поставленные учас-тниками группы на их листке. Определяется суммарный балл. Затем можно срав-нить результаты и определить самого выдающегося массовика-затейника. На этом занятии затейниками могут быть 2-3 желающих.


Упражнение 3. «Фокусировка»


Упражнение на приобретение навыка расслабления.

Все участники, кроме ведущего, рассаживаются в кресла. Ведущий садится напротив группы. Участники группы закрывают глаза и внимательно слушают ве-дущего. Ведущий через интервалы 10 – 15 секунд произносит название каких-то частей тела, например: правая рука, кисть правой руки, указательный палец пра-вой руки, кончик этого пальца, плечевой пояс, поясница, голова, нос и т.д. Участ-ники сосредоточивают внимание на тех частях своего тела, которые назвал веду-щий. Надо постараться ясно почувствовать, внутренне ощутить эти участки тела. После того как выполнена концентрация на внешних участках тела, можно пе-рейти к внутренним участкам. Ведущий называет внутренние органы тела, нап-ример, желудок, печень, отдельные мышцы, язык, гортань и другие органы, избе-гая только концентрации на области сердца.

В заключение по команде ведущего участники группы открывают глаза. Ведущий снова перечисляет названные перед тем участки тела, желательно в той же последовательности. А участники поднимают руку в том случае, если им уда-лось сфокусировать внимание на этом участке. Все участники, поднявшие руку, по очереди рассказывают о своих ощущениях.


Занятие № 3.


Упражнение 1. «Символика»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол-жен обзавестись своей собственной личной символикой. Каждому из вас пред-стоит сейчас придумать, изобрести себе три символических атрибута: во-первых, псевдоним (т.е. вымышленное имя), во-вторых, именной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдоним – «Дядя Вася», отличительный знак – лопата, девиз – «Рою глубоко». Если задание понятно, можно приступать к работе.

Повторяю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличи-тельный знак и девиз. Пожалуйста.

Хорошо. Теперь можно обменяться своими рисунками, обсудить их и попы-таться дать каждому из собравшихся его личную характеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачны были выбраны символические атрибуты каждым из участников группы. По пятибалльной системе проставьте оценку каж-дому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза.

Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Пожалуйста.

Прекрасно. А сейчас нам осталось подсчитать суммарный балл и уста-новить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме. Пожа-луйста.

Спасибо. Наш символический тест закончен».

Упражнение 2. «Репетиция»


Упражнение направлено на преодоление тревожности.

Психолог проигрывает со школьниками ситуации, вызывающие у них тре-вогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая спо-собы действия учащегося.


Упражнение 3. (Задание на дом)


Упражнение направлено на коррекцию застенчивости.

Ведущий: «Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит у вас угрюмое, злое, над-менное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей. Это ваше дело. Но учтите, что в ответ они невольно станут отгораживаться и то вас, и не бу-дут чувствовать никакой охоты содействовать вам.

Утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на люди».


Упражнение 4. «Гимнастика Гермеса»


Упражнение направлено на обучение релаксации.

Выполнение в группе и ежедневное повторение дома.

Силовые упражнения гимнастики Гермеса построены на ритмичных пере-ходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Напряжение-расслабление осуществляется в ритме дыхания. В течение 4 секунд делается энергичный вдох, при задержке дыхания напрягаются все мышцы тела в течение 4 секунд. Затем на выдохе должно возникнуть ощу-щение, как энергия разливается по всем частям тела и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление.

Эти упражнения нужно делать с перерывом в 4 секунды после каждой фазы, постепенно доводя до периода 6 секунд на каждую фазу дыхания. Упражнение вы-полняется в течение 5 минут.


Занятие № 4.


Упражнение 1. «За что мы любим»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнару-живаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы свя-зываем с внутренними качествами людей.

Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, прини-маем. Задание будем выполнять письменно.

Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям симпатичен вам. Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Начали!

Ваше время вышло. (5 минут). Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы все попробуем определить человека, к которому она относится. Пожалуйста, начали!

Ну, сейчас можно подвести итог. Пожалуйста, определите, кого из при-сутствующих мы узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей. Спасибо, на этом игра закончена».


Упражнение 2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние»


Упражнение направлено на уменьшение тревожности.

Школьникам предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмо-циональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо харак-терным жестом; спокойное, расслабленное состояние – с другим, а уверенное «по-беждающее» – с третьим.

При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем пе-реходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.


Упражнение 3.(задание на дом)


Упражнение направлено на коррекцию застенчивости.

Ведущий: «Находясь в транспорте, приглядитесь к кому-либо невдалеке. Сделайте это деликатно, «вполглаза»: человека раздражает, когда его изучают в упор. Если он перехватил ваш взгляд, немедленно отвернитесь!.. Теперь, не глядя, воспроизведите в памяти это лицо. Вообразите его себе веселым, добродушным, например, во время дружеской вечеринки.

Представьте себе обратное: как выглядит этот человек в гневе, в раздра-жении... Если ваш спутник все же задет и вызывающе поглядит на вас, дружески улыбнитесь ему и отвернитесь снова. Вы больше не имеете права смотреть в его сторону – разве что, если решили завязать знакомство»

Тренировка, разыгрывание ситуации в парах.


Упражнение 5. «Приятное воспоминание» (Задание на дом).


Упражнение направлено на обучение контролю тревожных состояний.

Школьникам предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.


Занятие № 5


Упражнение 1. «Фраза по кругу»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па-дали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, без-различной и т.д.). Если участник игры не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется 3 – 4 победителя.

Итак, повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не оста-нется 2 – 3 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из уча-стников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали!

Спасибо, поздравляем победителей».


Упражнение 2. «Всеобщее внимание»


Упражнение направлено на преодоление застенчивости.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.


Упражнение 3. «Мысленная тренировка»


Упражнение направлено на уменьшение тревожности.

Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех под-робностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.


Упражнение 4. «Репетиция»


Упражнение направлено на преодоление тревожности.

Психолог проигрывает со школьниками ситуации, вызывающие у них тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося.


Упражнение 5. «Кирпич»


Упражнение направлено на тренировку умения контролировать эмоцио-нальные состояния.

Участники садятся в кресла, закрывают глаза. Приподнимают руки и кладут ладони параллельно друг другу на некотором расстоянии (20 – 30 см).

Ведущий: «Итак, глаза закрыты, руки подняты, ладони «смотрят» друг на друга. Делая легкие движения сближения и удаления, надо постараться почувст-вовать, что же там, между ладонями. Возможно, кроме ощущения тепла, вам уда-стся почувствовать, как пространство между ладонями начинает пружинить, как бы уплотняться, препятствовать сближению рук. Когда границы силового поля будут становиться все более определенными, вы должны почувствовать, как вы удерживаете между ладонями невидимый кирпич. Возможно, этот кирпич будет нагретым, и даже сильно нагретым.

Итак, в течение минуты попробуйте почувствовать между ладонями уп-лотнение пространства и ощутить невидимый, но тяжелый кирпич. Глаза все вре-мя закрыты. Аккуратно положите кирпич вниз, на пол. Ощутите между ладонями второй кирпич. За вторым – третий и т.д. После окончания упражнения оценим, сколько кирпичей вам удалось собрать таким образом на полу.

Итак, с закрытыми глазами приступайте к упражнению. Самое главное – как следует ощутить свой первый кирпич. На все упражнение – одна минута. Вни-мание, начали. (Пауза 60 секунд).

Закончили. Пожалуйста. (Пауза 8 секунд). Спасибо.

А теперь группа разделяется на пары. В каждой паре задача первого парт-нера – как бы материализовать кирпичи, сжимая их ладонями слева и справа. Зада-ча другого партнера – нащупывать эти кирпичи, подводя свои ладони сверху и снизу. Нащупав кирпич, нужно забрать его у партнера движением рук на себя. Старайтесь делать это упражнение с закрытыми глазами. Затем откройте глаза и покажите ведущему на пальцах, сколько кирпичей вам удалось ощутить. Пожа-луйста! (Пауза 8 секунд).

Теперь по очереди расскажите друг другу о своих впечатлениях от этого уп-ражнения, то, что вы ощущали, что чувствовали, насколько отчетливо и ярко вам удалось сформировать внутренние образы».


Упражнение 6. . «Гимнастика Гермеса»


Упражнение направлено на обучение релаксации. Выполнение в группе и ежедневное повторение дома.

Силовые упражнения гимнастики Гермеса построены на ритмичных пере-ходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Напряжение-расслабление осуществляется в ритме дыхания. В течение 4 секунд делается энергичный вдох, при задержке дыхания напрягаются все мышцы тела в течение 4 секунд. Затем на выдохе должно возникнуть ощу-щение, как энергия разливается по всем частям тела и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление.

Эти упражнения нужно делать с перерывом в 4 секунды после каждой фазы, постепенно доводя до периода 6 секунд на каждую фазу дыхания. Упражнение выполняется в течение 5 минут.


Занятие № 6.


Упражнение 1. «Цвета эмоций»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала луч-ше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом, эмоциональным сос-тоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отга-дать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча зага-дывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуман-ный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внима-ние!

Спасибо, игра закончена».



Упражнение 2. (задание на дом)


Упражнение направлено на преодоление застенчивости.

Умеете ли вы ответить «нет», не обижая? Если не умеете, то вы легко впадаете в зависимость от других, идете, против своего желания, на поводу: прос-то опасаясь обидеть симпатичного человека. Развивайте в себе способность чуть-чуть дурачиться в беседе. Например, вас спрашивают: «Пойдем в кино?» – а вы, напустив на себя комически важный вид, отвечаете: «Это надо всесторонне обду-мать». Вам говорят: «Верни мою книгу», а вы со скорбной миной сообщаете: «Это ужасно! Ее сгрызли мыши». Причем в кино вы охотно соберетесь, а книгу и не ду-мали присваивать. Вы лишь паясничаете. Собеседник, возможно, начнет кипя-титься, тогда перестаньте бесить его и ответьте всерьез.

Это маленькое актерство пригодится вам, вы научитесь владеть ситуацией. Тем самым вы выигрываете небольшую паузу перед ответом. За время оттяжки собеседник проверяет себя, так ли уж ему требуется от вас то, что он просит; у вас же за это время складывается в голове наилучшая формулировка ответа. И если предстоит ответить отказом, то он прозвучит приветливо и спокойно. Большин-ство собеседников поймут, что у вас есть причины для отказа, и из гордости не станут задавать лишние вопросы.

Кстати. на эти «лишние вопросы» надо иметь готовый вежливый ответ: «Поверьте, это не мой каприз. Рад бы, но не смогу».

Разыгрывание ситуаций в парах.


Упражнение 3. «Доведение до абсурда»


Упражнение направлено на снижение тревожности.

Школьникам предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

Упражнение 4. «Формула»


Упражнение направлено на обучение релаксации.

Школьников знакомят с формулой самовнушения, направленной на регу-ляцию своего психического состояния: «Страх не оправдан ни в какой форме». Мои мысли могут занимать страхи о прошлом или мечты о будущем, но жить я могу только в настоящем. Любой момент настоящего уникален, ибо он отличен от всех других моментов. И для меня никогда не будет лучшего места, чем здесь. Начиная с сегодняшнего дня, если меня посетят печальные мысли о прошлом или будущем, я напомню себе: «Я живу здесь и сейчас, и мне нечего бояться».


Занятие № 7.


Упражнение 1. «Зеркало»


Упражнение направлено на развитие общительности, устранение самооценочного конфликта.

Ведущий: «Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

  1. пришиваем пуговицу;

  2. собираемся в дорогу;

  3. печем пирог;

  4. выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем дви-жениям исполнителя. Остальные участники группы – зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за арти-стизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, т.о. перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала.

Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной сис-теме. Затем оценки всех участников будут суммироваться, и каждый сможет уз-нать об успешности своей работы в роли зеркала.

Итак, начинаем представление. Пожалуйста.

Спасибо. Подводим итоги. Каждый участник вычисляет для себя суммар-ную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

Итак, подводим итоги.

Спасибо. Наш зеркальный тест завершен».


Упражнение 2. «Ищем секрет»


Упражнение направлено на коррекцию застенчивости.

Ведущий: «Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он – орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть са-мому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?»

Задание выполняется письменно.


Упражнение 3 «Дыхание»


Упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревоги.

Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20 – 30 секунд.


Упражнение 4. (задание на дом)


Упражнение направлено на преодоление тревожности.

  1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании вашей тревоги. Если у вас несколько тревожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержанием тревоги.

  2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго вы думаете об этом в течение дня.

  3. Выберите время и место, не характерное для вашей тревоги.

  4. В это ответственное время вам надо думать только о негативном содержании вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в вашем сознании свободно, несмотря на то, что они будут доставлять вам беспокойство и переживания.

  5. Подготовившись к началу сеанса, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне по-мочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне и напоминай все, что можешь».

  6. Как это ни неожиданно, но скоро вы увидите, что нескольких минут (5 – 10) вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спо-койное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», вы достигнете цели – ассоциировавшись с тревогой, вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени.

  7. В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию: «Да, дорогое сознание... уважаемое «Я»... (и т.п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации».


Занятие № 8.


Упражнение 1. «Вопросы песней»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Предлагаю разделиться на две команды. Сейчас команда справа от ведущего, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в котором заключен какой-либо вопрос (например: «Я спросил у осени: Где моя любимая?»). Вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»).

Если первая команда принимает ответ, то вторая команда, в свою очередь, задает свой вопрос, заключенный в отрывке какой-нибудь песни. Если ответ не принимается, то команде дается дополнительно еще 30 секунд на поиски ответа. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не может придумать песенного ответа или песенного вопроса.

Итак, сейчас команда справа придумывает и споет хором свой вопрос – отрывок из любой песни, после чего вторая команда должна будет придумать и спеть свой песенный ответ. Затем вторая команда в свою очередь задаст свой вопрос и так далее до победы одной из команд. На размышление дается несколько секунд. Начали!

Спасибо, игра окончена. Поздравляем победителей этой игры!»


Упражнение 2. «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»


Упражнение направлено на преодоление застенчивости.

Ведущий: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим сорев-нование, кто громче рычит. Как только я скажу : «Рычи, лев, рычи!», пусть раз-дастся самое громкое рычание.

А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы... И это – львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рёв.

После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по пери-метру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами человек. Он должен двигаться немного быстрее и звуки произносить более громкие. Продолжайте иг-ру, пока каждый не побывает в роли «паровоза». В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол».


Упражнение 3. (задание на дом)


Упражнение направлено на преодоление застенчивости, приобретения навыка взаимоотношений.

Ведущий: «Нет ли у вас привычки долго топтаться в прихожей, уже попро-щавшись с хозяевами? (или продолжать телефонный разговор, хотя все уже ска-зано?). Если есть, то некоторые люди, мнение которых вам не безразлично, счи-тают вас назойливыми. Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас обоих – научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороп-люсь, договорим в другой раз», - и с этими словами немедленно удалиться.

Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых свои заботы. Было бы неплохо еще овладеть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или словцом».

Тренировка, разыгрывание ситуаций в парах.


Упражнение 4. «Фокусировка»


Упражнение на приобретение навыка расслабления.

Все участники, кроме ведущего, рассаживаются в кресла. Ведущий садится напротив группы. Участники группы закрывают глаза и внимательно слушают ве-дущего. Ведущий через интервалы 10 – 15 секунд произносит название каких-то частей тела, например: правая рука, кисть правой руки, указательный палец пра-вой руки, кончик этого пальца, плечевой пояс, поясница, голова, нос и т.д. Участ-ники сосредоточивают внимание на тех частях своего тела, которые назвал веду-щий. Надо постараться ясно почувствовать, внутренне ощутить эти участки тела. После того как выполнена концентрация на внешних участках тела, можно перейти к внутренним участкам. Ведущий называет внутренние органы тела, нап-ример, желудок, печень, отдельные мышцы, язык, гортань и другие органы, избе-гая только концентрации на области сердца.

В заключение по команде ведущего участники группы открывают глаза. Ведущий снова перечисляет названные перед тем участки тела, желательно в той же последовательности. А участники поднимают руку в том случае, если им уда-лось сфокусировать внимание на этом участке. Все участники, поднявшие руку, по очереди рассказывают о своих ощущениях.


Упражнение 5. «Дыхание»


Упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревоги.

Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20 – 30 секунд.


Занятие № 9.


Упражнение 1. «Рассмешить партнера»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен, во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера среди игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера.

Итак, один игрок пытается рассмешить другого. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. Если замысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассмешить. Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не уда-лось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее.

Внимание! Начали!

Спасибо, игра закончена. Определите самого насмешливого и самого смешливого игрока».


Упражнение 2. . «Настройка на определенное эмоциональное состояние»


Упражнение направлено на уменьшение тревожности.

Школьникам предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмо-циональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо харак-терным жестом; спокойное, расслабленное состояние – с другим, а уверенное «по-беждающее» – с третьим.

При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем пере-ходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.


Упражнение 3. . «Репетиция»


Упражнение направлено на преодоление тревожности.

Психолог проигрывает со школьниками ситуации, вызывающие у них тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося.


Упражнение 4. «Умеете ли вы слушать?»


Упражнение направлено на приобретение навыков взаимоотношений.

Ведущий: « Умеете ли вы слушать? Вопрос может показаться странным: раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? Если нет, то в вашей жизни нередки мелочные досадные ссоры – «недо-разумения», о которых стыдно потом вспоминать...

В приятельской компании, где вы обычно говорите все, что взбредет на ум, измените как-нибудь своей привычке перебивать и молча послушайте другого. Слушая, думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то – зачем?».

Вообразите, что он – это вы; представьте себе каким вы выглядите сейчас его глазами. Во что бы то ни стало, настройтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним – просто ста-райтесь понять его душевное состояние. Между прочим, если вы будете практи-коваться в этом, вскоре многие приятели начнут льнуть к вам, все больше радо-ваться встрече с вами».

Тренировка в парах.


Упражнение 5. . «Гимнастика Гермеса»

Упражнение направлено на обучение релаксации.

Выполнение в группе и ежедневное повторение дома.

Силовые упражнения гимнастики Гермеса построены на ритмичных пере-ходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Напряжение-расслабление осуществляется в ритме дыхания. В течение 4 секунд делается энергичный вдох, при задержке дыхания напрягаются все мышцы тела в течение 4 секунд. Затем на выдохе должно возникнуть ощу-щение, как энергия разливается по всем частям тела и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление. Эти упражнения нужно делать с пере-рывом в 4 секунды после каждой фазы, постепенно доводя до периода 6 секунд на каждую фазу дыхания. Упражнение выполняется в течение 5 минут.


Занятие № 10.


Упражнение 1. «Нахал»


Упражнение направлено на развитие общительности.

Ведущий: «Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то «влезает»! Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А, тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию.

Пожалуйста, разбейтесь на пары. Нахал заходит справа. Пожалуйста, отреа-гируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Пожалуйста, начали!

Спасибо. Теперь давайте поменяемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали. Спасибо.

Ну, а теперь давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Пожалуйста, оцените самого находчивого игрока этого соревнования. Пожалуй-ста!

Спасибо. На этом игра закончена».


Упражнение 2. «Способны ли вы эмоционально согреть собеседника?»


Упражнение направлено на преодоление застенчивости.

Ведущий: «Способны ли вы эмоционально согреть собеседника? То есть: вести себя так, чтобы он держался в вашем присутствии доверчиво, непринужденно, сердечно? Если не умеете, то, по-видимому, ваши отношения – даже с друзьями – формальны. В них есть (при всей доброжелательности) какая-то скованность. И когда кому-то из вас плохо, он не ищет встречи с другом. Прис-матривайтесь к тому, как люди работают, и не упускайте случая выразить им свое одобрение. Например, вы видите, как продавщица ловко нарезает сыр, скажите ей негромко что-нибудь в таком роде: «Ловко это у вас получается». Вы стесни-тельны, но преодолейте себя и все-таки скажите. Можно понять, что вас смущает. К сожалению, при ускоренном ритме нашей городской жизни, при этой стреми-тельной смене лиц в толпе – мы не привыкли говорить друг другу приятное, и каждый настроен услышать скорее резкость. Поэтому доброе слово может даже насторожить продавщицу. Не исключено, что она подумает: «Чего этому от меня надо?» Пусть вас это не беспокоит: вы –то знаете, что вам ничего не надо...

Конечно, такое упражнение еще не научит вас тонкому искусству эмоцио-нальной поддержки. Но оно «проторит тропку» в этом направлении. Вы избави-тесь от ненужного навыка скрывать, сдерживать положительное отношение к человеку.

Потренируйтесь в парах говорить друг другу комплементы».


Упражнение 3. «Репетиция»


Упражнение направлено на преодоление тревожности.

Психолог проигрывает со школьниками ситуации, вызывающие у них тре-вогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося.


Упражнение 4. «Дыхание»


Упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревоги.

Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20 – 30 секунд.


Упражнение 5. «Приятное воспоминание»


Упражнение направлено на обучение релаксации.

Школьникам предлагается представить себе ситуацию, в которой они испытывали полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представить эту ситуацию.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Шпилько Елена Васильевна

Дата: 18.08.2017

Номер свидетельства: 425640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства