Важнейшее направление реабилитационной работы - развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа «Я». Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им присущи заниженная самооценка, неуверенность в себе, замедленное развитие рефлексивных способностей.
Реабилитационная программа направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Данная категория детей - это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нормальной семье (дети из неблагополучных семей).
Оказание комплексной помощи детям - жертвам физического, психологического и сексуального насилия, а также детям, пережившим горе из-за утраты близкого человека, осуществляют специалисты центра. Такая работа является одним из направлений их деятельности, она требует высокого профессионализма, опыта работы с данной категорией детей, особых условий для её проведения, форм и методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа реабилитации подростков в условиях СРЦН »
Важнейшее направление реабилитационной работы - развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа «Я». Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им присущи заниженная самооценка, неуверенность в себе, замедленное развитие рефлексивных способностей.
Реабилитационная программа направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Данная категория детей - это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нормальной семье (дети из неблагополучных семей).
Оказание комплексной помощи детям - жертвам физического, психологического и сексуального насилия, а также детям, пережившим горе из-за утраты близкого человека, осуществляют специалисты центра. Такая работа является одним из направлений их деятельности, она требует высокого профессионализма, опыта работы с данной категорией детей, особых условий для её проведения, форм и методов.
Реабилитационная программа должна опираться на следующие психологические особенности детей, выявленные в результате диагностики:
• личностные изменения (неадекватные образ «Я», самооценка и уровень притязаний, низкий уровень развития рефлексии, выраженный эгоцентризм, неспособность встать на позицию другого);
• состояние отчуждённости от культуры и других людей;
• повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, нарушение эмоционального состояния;
• выраженное желание привлечь внимание взрослого с целью удовлетворения потребности в тепле, заботе, поиске эмоционального отклика от взрослого, поддержки с его стороны;
• неумение общаться и взаимодействовать с другими людьми, бедный опыт позитивных социальных контактов;
• низкий уровень развития самостоятельности, самоконтроля, социальной Компетенции, отсутствие элементарных гигиенических навыков.
Личностные и поведенческие отклонения подростков обусловливают низкую социальную компетенцию, беспомощность, неприспособленность к нормальной жизни, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками и взрослыми, нарушения всех видов деятельности (игра, труд, общение, учёба).
Основные цели реабилитационной программы:
• Выявление и снятие последствий психотравмирующих событий.
• Развитие рефлексии, соответствующей возрасту.
• Развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости).
• Развитие навыков социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.).
Задачи реабилитационной программы:
• Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение своего продвижения от хорошего к более хорошему, переживание радости от успеха).
• Развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого успеха, постановка реального уровня притязаний, осознание собственной значимости и т. д.).
• Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения успеха, выделение конструктивных способов поведения и деятельности, сравнение конструктивных и неконструктивных способов и их последствий, мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности в разных ситуациях, подчинение нормам и правилам, самодисциплина, планирование своей деятельности, внутренний план деятельности и т. д.).
• Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, определение границ общения и вторжения, самостоятельность в постановке целей и реализации их в планах, осознание и перспектива будущей жизни, цели самосовершенствования и т. д.).
• Преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность.
• Выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, нарушений доверия к миру и взрослым и т. д.).
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ
• Повторяющиеся и насильственно проигрывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления.
• Действия или чувства, соответствующие переживаемому во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
• Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие.
• Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие (спазмы в желудке, головные боли и др.).
• Упорное отрицание всего, что связано с травмой (неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, сниженный интерес к тому, что раньше занимало, чувство отстранённости и отчуждённости), ощущение одиночества, притуплённость эмоций (неспособность переживать сильные чувства), чувство укороченного будущего, короткая жизненная перспектива.
• Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон).
• Раздражительность или вспышки гнева (конфликтность, ссоры, агрессия).
• Нарушение памяти и концентрации внимания.
• Сверхбдительность (следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность).
• Преувеличенное реагирование (при малейшем шуме, стуке человек вздрагивает, бежит, громко кричит и т. д.).
Эти симптомы - на самом деле способы поведения, связанные с пережитыми событиями. Ребёнок с переживаниями смиряется и старается делать всё, чтобы обойти эти события в поведении, в деятельности, в общении.
Перенесение разного вида посттравматических ситуаций приводит к изменению личностных качеств ребёнка:
1) Появляется романтизм - они знают, в чём счастье человечества и ради этого готовы пожертвовать всем и всеми.
2) Преобладают групповые ценности над индивидуальными - жизнь группы важнее, чем жизнь индивида.
3) Стремление к саморазрушению - ради группы жертвуют своей жизнью.
4) Иллюзия полной справедливости устройства мира - зло обязательно будет наказано.
5) Иллюзия простоты устройства мира - весь мир делится на две категории: «наши» - «не наши».
Следует обратить внимание специалистов на тот факт, что травмированной может стать инфантильная личность, тогда она выполняет разные роли - «жертва», «спасатель», «преследователь».
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
Для проведения диагностического этапа реабилитационной программы можно использовать следующие методы и методики: наблюдение, беседы с воспитателями и педагогами, беседы с детьми, рисуночные тесты, анкеты, тест тревожности Розенцвейга, специально разработанные опросники.
По результатам диагностического обследования по видам страхов детей объединяют в группы:
• имеющие медицинские страхи (боль от укола, врачи, болезни);
• имеющие страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война и т. д.);
• имеющие страх смерти (своей, близких, чужих);
• проявляющие страх в отношении животных и сказочных персонажей;
• подверженные страху кошмарных снов и темноты;
• с социально опосредованными страхами (людей, других детей, одиночества, наказания, опоздания);
• с пространственными страхами (воды, высоты, замкнутого пространства - лифт, кладовка, тёмная комната и т. д.);
• со страхами, связанными с родителями и родственниками.
ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Первый этап - подготовительный, или диагностический.
На данном этапе необходимо очень тщательно выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это достаточно длительный период времени и рассчитан он на полтора-два месяца работы.
Основные задачи подготовительного (диагностического) этапа.
1. Диагностика, направленная на выявление проблем ребёнка (знакомство с ребёнком, изучение материалов личного дела, беседы). Учитывая, что одни и те же дети имеют ряд проблем, которые детерминируют нарушения в их психике и поведении, следует выстраивать иерархию значимости проблем ребёнка, выделять тормозящие факторы, начиная с того, который блокирует разрешение проблем.
2. Выявление уровня психического развития ребёнка. Тщательная диагностика уровня познавательных процессов, навыков социальной компетенции, сформированности произвольности, самоконтроля.
3. Определение социальной сензитивности ребёнка (диагностика его податливости, способности к идентификации и усвоению нового, а также выявление восприятия взрослого, степень доверия к взрослым, отсутствие негативизма, протеста против взрослых).
4. Восприятие ребёнком своей проблемы (понимание того, что случилось, описание ощущений, своих чувств, отношение к проблеме, осознание проблемы, желание справиться с ней). Это особенно необходимо в работе со школьниками, так как дает положительный эффект, но такая работа затруднена с дошкольниками, ввиду отсутствия у них жизненного опыта. У дошкольников формируется стремление к изменению своего поведения, связанное с желанием заслужить похвалу со стороны взрослых, положительную оценку, угощение, подарок и т. д.
Второй этап - планирование реабилитационной работы.
По результатам диагностики составляется полный анализ всех проблем ребёнка, и только затем выстраивается план проведения реабилитационной работы, разрабатывается вся программа и индивидуальная работа. После этого непосредственно размечается объём материала на каждое конкретное занятие.
Третий этап - проведение реабилитационной работы.
Занятия проводятся в двух формах - индивидуальной и групповой работы.
Особенности проведения групповой работы
Групповая работа включает систему разработанных занятий с группой детей. Предварительно с детьми чётко обговаривается длительность проведения каждого занятия. Время занятия и его длительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения. Очень тщательно подбираются дети для проведения групповой работы. Для этой цели проводится несколько пробных занятий, на которых можно увидеть, насколько правильно подобрана группа детей, какие дети «не вписываются» в групповую работу, что мешает дальнейшей нормальной работе с группой.
Структура групповых занятий
Все занятия должны начинаться и заканчиваться одинаково, принимая форму ритуалов.
1. Введение в занятие (приветствие, расслабление и т. д.).
2. Тренинг отдельных навыков и умений (общения, коммуникации, взаимодействия, поведения и т. д.).
3. Тренинг умения «читать» эмоции, чувства, настроения и т. д.
4. Применение рисуночных тестов, разного рода анкет, опросников.
5. Применение игротерапии.
6. Окончание занятия (прощание, расслабление и т. д.).
7. Проговаривание задач, намечаемых на следующее занятие.
Психолог, проводящий работу с группой, обязательно планирует следующие занятия.
Кроме групповой работы, необходимо проводить и индивидуальные занятия. Данный вид работы необходим для отработки важных моментов поведения, деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам не позволяют ему усвоить программу занятия, затрудняют овладение тем или иным навыком.
Индивидуальные формы работы с детьми являются продолжением групповой работы, они помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Организация занятий
На доске висит плакат с изречением: «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» (Т. Манн).
Ниже висит плакат с правилами проведения занятий:
• Конфиденциальность (всё, о чём говорим, остаётся в этом помещении и никуда не выносится, никому не рассказывается).
• Вклад каждого участника очень важен.
• Каждый может высказываться, когда ему дают слово.
• «Ошибаться» не страшно.
• Соблюдать график работы (укладываться в определённое время).
• Подход к теме с «открытым» умом.
• Наше общение должно быть интересным, весёлым, не скучным.
• В каждый момент времени говорит только один человек, то есть говорят по очереди.
Важным элементом подготовки к проведению реабилитационной программы является первая встреча психолога с будущими участниками. На этой встрече психолог проводит беседу, в которой рассказывает о задачах, формах, сроках и продолжительности встреч.
РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ
Первое занятие. Знакомство.
Цели: создать благоприятные условия для работы группы, подробно познакомить участников с принципами и правилами работы группы, более подробно познакомиться с каждым из участников группы, осваивать активный стиль общения и способы передачи связи (вербальные, зрительные и др.).
1. Ведущий. Я рад(а) приветствовать вас на нашем занятии и хочу всем сказать: «Доброго здравия!». Каждый из вас может приветствовать группу по-своему. Все наши занятия будут начинаться именно с этого приветствия. (Можно объяснить, что означает эта фраза.)
Для работы нашей группы необходимо, чтобы каждый из вас оформил визитку и выбрал себе имя, которое он хочет иметь в группе. Любой член группы вправе взять себе любое имя: своё настоящее, игровое, имя друга, близкого вам человека, литературного героя. Выбрав себе имя, вы разборчиво и крупно напишете его на визитке. Затем вы прикрепите визитки себе на грудь так, чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем мы на протяжении всех занятий будем обращаться друг к другу по этим именам. У вас есть время для того, чтобы сделать себе визитку и подготовиться к знакомству.
Определяется время для изготовления визиток. Материал для их изготовления готовит ведущий: карточки, картинки, фломастеры, краски, ножницы, булавки и т. д. В зависимости от возраста участников время для изготовления визитки и выбора своего имени колеблется от 5 до 15 минут.
2. Ведущий. Следующее задание. Вы рассказываете о себе так, чтобы все остальные участники группы сразу же запомнили вас. Это упражнение называется «Знакомство». Мы сядем в круг, чтобы вы хорошо могли видеть друг друга и прочитать имя каждого. Каждый из вас по очереди называет своё имя и объясняет, почему именно это имя он выбрал для себя. Каждый перечисляет свои хорошие качества, привычки и т. д., то есть то, что его отличает от других.
Дети по очереди называют своё имя и представляют себя. Ведущий делает то же самое.
3. После представления ведущий просит вспомнить имя каждого и его особенности. Можно предложить вспомнить самое запомнившееся имя и объяснить, почему оно запомнилось. По-хвалить детей за то, что они были внимательны друг к другу.
4. Затем детям предлагают подобрать имя друг другу по желанию и оформить визитку. По окончании работы все оценивают работу друг друга.
5. Ведущий подводит итог занятия И подчёркивает, что для того чтобы понять друг друга и себя, необходимо внимание к человеку. Предлагает тему следующего занятия.
6. Прощание. Ведущий предлагает свой вариант прощания. Это может быть дружеский жест рукой, какое-то движение, элемент танца и т. д. Дети предлагают свои варианты прощания. Выбирается наилучший вариант.
Рекомендации ведущему: при возникновении ситуации, когда несколько участников выберут себе одинаковые имена, можно посоветовать каждому из них найти вариант имени, например: Сергей, Сереженька, Серго, Серж и т. д.
Это упражнение направлено на то, чтобы дети внимательно слушали друг друга, запоминали информацию о другом человеке. Освоив это упражнение, дети понимают: чтобы понять себя и других, необходимо быть внимательным к человеку.
Второе занятие. Правила работы группы.
Ведущий напоминает приветствие прошлого занятия, и все его повторяют.
Ведущий. Сегодня мы с вами приступим к изучению правил, которые помогут нам договариваться и лучше понимать друг друга.
Ведущий зачитывает правила, написанные на доске, и вместе с детьми обсуждает, для чего каждое правило необходимо.
Ведущий предлагает записать правила каждому в свой альбом или дневник (дети могут записывать не все правила, а лишь те, которые они считают самыми необходимыми для себя).
Ведущий предлагает всем запомнить и придерживаться формы высказывания своего мнения: «Я считаю, что...», «Я думаю,...», «Я хочу сказать,...» и т. д.
Ведущий предлагает на каждом занятии во время обсуждения каждому члену группы говорить как минимум одно хорошее и доброе слово. (Для этого в своём дневнике, альбоме каждый член группы записывает добрые и хорошие слова, которые он может использовать на занятии.)
Упражнение «Мои ощущения в лучах солнца».
В альбоме или дневнике, а можно и на отдельном листе, дети рисуют солнце или приклеивают круг. В самом низу листа надпись: «Какое ощущение тебе хотелось бы испытать прямо сейчас?».
Задание ведущего: «В центре солнца напиши, какие чувства ты сейчас испытываешь (весёлое, приятное, грустное и т. д.). Затем нарисуй лучи в разные стороны (лучше нарисовать девять лучей). Вдоль лучей напиши всё, что необходимо сказать или сделать, чтобы у тебя появились такие чувства, ощущения. Скажи своему другу или соседу, что именно ты написал на лучах солнца. Спроси у него, какие чувства у него появились после твоих слов».
Ведущий предлагает обсудить, какие слова, сказанные друг другу, больше всего понравились и какие чувства они вызвали у детей.
Ведущий подводит итог и просит детей придумать прощание. Дети прощаются друг с другом, а затем со всей группой.
Рекомендации ведущему: после подробного объяснения всех правил вы даёте исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие у детей. Может появиться новое правило, которое придумали сами дети, тогда его тоже записывают в свод правил. Иногда детям некоторые правила могут не понравиться, тогда их можно заменить на те, которые предложат сами дети.
Далее все занятия разрабатываются на основании диагностических данных, которые психолог получает после каждого занятия.
Предварительная подготовка детей к групповой работе
После первоначального отбора детей, пострадавших от каких-либо злоупотреблений, необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребёнком, чтобы подготовить его к групповой работе. Наиболее важным фактором, который должен учитывать консультант, является уровень тревожности ребёнка, пережившего насилие. Высокий уровень тревожности может мешать продуктивной групповой работе, и его необходимо снизить, рассказав ребёнку, что каждый участник группы пережил нечто похожее и испытывает те же чувства, что и он сам.
Необходимая для каждого человека потребность в безопасности формируется у ребёнка также благодаря ознакомлению с правилами и регламентом работы группы. Наиболее важными являются такие правила, как обязательность сохранения конфиденциальности, недопустимость поисков «козла отпущения» и насмешек над детьми по поводу случившегося с ними.
Наибольшие трудности возникают при работе с мальчиками, так как им обычно труднее устанавливать нормальные отношения со сверстниками. Мальчики сильнее переживают свой социальный статус в группе, который сложится в результате их восприятия другими детьми. Те мальчики, которые занимают пассивную позицию, боятся вновь оказаться в положении жертвы, другие же часто демонстрируют агрессивное поведение. На предварительных встречах с такими детьми важно подчеркнуть, что участие в работе группы даст им возможность научиться находить себе друзей и взаимодействовать друг с другом.
Для мальчиков характерным является нежелание обсуждать со сверстниками происшедшее с ними. В этом случае с консультантом заключается соглашение о том, что рассказ о своём опыте будет только в том случае, когда ребёнок будет чувствовать себя в безопасности. Как показывает опыт практической работы, в этом случае дети как бы обязуются принять более активное участие в своём «выздоровлении».
Организация работы группы детей и подростков
Желательно, чтобы в каждой группе работали два консультанта. Это даёт возможность разделить ответственность за процесс и результат работы, демонстрировать участникам группы образцы конструктивного взаимодействия (сотрудничества); позволяет самим терапевтам оказывать друг другу поддержку и осуществлять адекватную обратную связь.
Желательна неизменность количественного состава группы, чтобы группа начала свою работу и закончила в одном составе. Это связано с тем, что появление нового члена группы сформирует у детей необходимость возвращения к пройденным этапам группового процесса, может привести к возвращению различных негативных чувств, чувства неловкости, стыда, а также породить агрессию по отношению к ведущим, которые не соблюдают принцип сотрудничества. Исчезновение одного из членов группы разрушает чувство стабильности, заставляет детей вновь испытывать тревогу и посредством многочисленных фантазий объяснять себе исчезновение одного из членов группы.
Очень важно, чтобы занятия начинались и заканчивались в одно время, вне зависимости от опозданий и неявок членов группы. Это приведёт к пониманию детьми необходимости соблюдать правила. Стабильность проведения занятий способствует созданию у участников групповой терапии чувства защищённости, прогнозируемое™ будущего, уверенности в правильности выбранного пути.
Групповые правила впервые прорабатываются с детьми в процессе подготовки к групповой терапии. Каждый ребёнок должен понимать, что существующие в группе правила есть гарантия его безопасности. Очень важно при создании правил обсудить с детьми необходимость существования правила сотрудничества и взаимоуважения. Дети склонны быть излишне строгими и выдвигать невыполнимые требования, поэтому необходимо обсудить суть каждого правила и основные нормы и ограничения, которые возникают благодаря этому правилу. Важным моментом работы над созданием групповых правил является формирование чувства причастности каждого ребёнка к этой процедуре.
В план каждого занятия включён перерыв, во время которого дети могут перекусить. Это время может быть использовано для свободного общения, а также для обсуждения происшедших или предстоящих событий. Иногда во время подобных бесед психотерапевты видят реальные болевые точки детей - участников группы, и в таком случае они могут, нарушив свои планы, поработать с выявленными актуальными проблемами.
Последние 10-15 минут группового занятия посвящаются свободной игре. В это время дети отдыхают от эмоционально сложной групповой работы и свободно общаются.
На последнем занятии устраивается праздник, на котором отмечаются успехи детей. Каждому ребёнку выдаётся папка с выполненными им практическими заданиями (рабочими листами, рисунками и т. д.).
Принципы поведения тренера
1. Принцип преобладания процесса обучения перед результатом: не для того чтобы «проглотить яблоко», а ради процесса «прожевывания».
2. Принцип обратной связи.
3.Принцип индивидуального подхода. Тренер работает с каждым участником, исходя из его проблем и личности, а групповой процесс идёт как бы сам по себе, то есть если работаешь с каждым конкретно, то работаешь и со всей группой. Тренер выясняет и ясно представляет себе, что каждый из участников хочет получить от занятий, и на этом строит процесс обучения (понять мотив и сделать этот мотив работающим).
4. Принцип перехода импульсивного поведения в рефлексивное (объективное). Корректировать поведение или отрабатывать техники можно только после того, как поведение отрефлек-сировано.
5. Принцип пошагового обучения в усвоении нового материала.
Общие рекомендации для тренера
1. Тренер должен выражать мысли так, чтобы все понимали его однозначно (кроме случаев, когда он специально выражается неопределённо).
2. Лобовые вопросы надо переадресовывать другим или опрашивающему.
З.Если кто-то говорит неопределённо, надо просить других конкретизировать его слова.
4. Больше использовать в работе взгляд, а не речь.
5. Постепенно устанавливать прочный контакт глазами со всеми участниками.
6. Социометрические наблюдения можно проводить в перерывах на основании невербального поведения участников.
7. Если на занятиях затягивается излишнее веселье, нужно задавать вопрос по существу.
8. Если все устали, лучше провести релаксацию в виде игры, упражнения.
9. Тренер не должен на занятиях заниматься посторонними делами.
10. Перерывы можно устраивать тодько тогда, когда процедура завершена (в крайнем случае, подошла к какой-то логической паузе) и группа «созрела» для перерыва; они должны быть логическим завершением процедуры.
11. Не следует открыто смотреть на часы.
12. Желательно, чтобы тренер приходил чуть раньше и ко времени начала занятий был уже на своём месте.
13. Тренер не должен оправдываться, многословно объяснять причины своих поступков.
14. Не рекомендуется высказывать отрицательные суждения.
15. Не следует давать советы или говорить: «На твоём месте я бы сделал то-то и так-то...»
Личность тренера
В идеале тренер должен удовлетворять следующим критериям:
1.Быть порядочным человеком.
2. Проявлять терпение - умение выжидать, когда «созреет» какой-то участник группы или же группа в целом; даже на открыто заданный кем-либо из участников вопрос лучше отвечать не сразу, а когда время для этого подоспеет.
3. Быть эмпатичным.
4. Уметь в течение короткого времени понять человека, по крайней мере основные его особенности.
5. Отличаться корректностью поведения.
6. Обладать подвижными мыслительными процессами (минимум - средняя подвижность).
7. Иметь чувство понимания того, что надо дать в процессе обучения каждому человеку, чтобы тот нужным образом изменил манеру поведения.
8. Тренеру противопоказано стандартное мышление.
9. Тренер должен проявлять уверенность в себе независимо от собственных чувств.
Доказана тесная связь между личностными особенностями и стилем руководства группой.
18. Место дальнейшего пребывания__________________________________________
Подпись_________________________________________
Программа интервью с ребёнком из неблагополучной семьи
Некоторые факты о детях.
1.Даже двух-, трёхлетние дети могут рассказать о происходящих событиях - точно вспоминать и описывать.
2. Описаны случаи, когда трёхлетние дети дали в суде адекватные показания.
З.Дети любого возраста могут говорить нам, что они знают, если задавать им правильные вопросы в подходящей форме.
Принципы опрашивания детей.
1. Использование языка приобретается опытом.
2. Дети и взрослые не говорят на одинаковом языке.
3. Язык - это не «всё или ничего».
4. Противоречивость в показаниях детей нормальна.
5. Маленькие дети используют слова в прямом значении.
6. Взрослое использование языка не означает непременно наличие взрослых когнитивных и лингвистических умений.
7. Маленьким детям очень трудно следить одновременно за двумя или более мыслями.
8. Дети не всегда скажут, что они не понимают вопрос.
9. Реакция детей на задаваемые вопросы не является непременно ответом, если:
- ответ не содержит нужную информацию;
- оба не понимают вопрос одинаково;
- один или оба не замечают, что вопрос или ответ является двусмысленным или неясным.
10. Умение читать наизусть не всегда значит, что ребёнок понимает содержание прочитанного.
11. Дети не способны давать взрослые объяснения о личных переживаниях.
12. Большую роль в положительных результатах опроса играет то, как состоялось знакомство с опрашивающим.
13. Роль общей культуры опрашивающего.
Фазы исследовательского интервью.
Необходимо представиться: «Меня зовут... Я работаю...» Сообщить основные правила:
1. Я могу задать некоторые вопросы два раза (если я не пойму).
2. Говоримне, если ты не понял(а) вопроса...
3. Скажимне, если ты не знаешь ответа...
4. Скажимне, если ты не уверен в ответе...
5. Поправь меня, если я неправильно понял(а) тебя...
Развитие ребёнка и его способности понимать.
Необходимо проверить понимание ребенком:
1) времени (скажи мне, какой сегодня день недели, месяц, время года);
2) цвета;
3) больше чем... меньше чем...;
4) сухой - мокрый, твёрдый - мягкий, до - после;
5) наверху - внизу, внутри - вне, впереди - сзади;
6) дотронься до своего носа...;
7) назови части своего тела...
Ознакомление с темой.
Познакомьте ребёнка с темой сегодняшнего разговора, избегая по возможности таких суггестивных слов, как «тяжёлый», «страшный», «насилие» и т. д.
Правда и ложь.
Спросите ребенка: «Скажи мне, какая разница между правдой и ложью?».
Привести примеры. Попросить ребёнка оценить, являются ли приведённые примеры правдой или ложью. Например: «Если я скажу, что ты - 40-летняя женщина, это правда или нет?»
Привести ещё несколько примеров.
Взять с ребёнка письменное согласие говорить правду.
Ход интервью
Описание домашней жизни ребёнка.
1. Как тебя зовут, сколько тебе лет, когда у тебя день рождения?
2. Где ты живёшь?
3. Кто живёт вместе с тобой?
4. Какой твой дом, кто в какой комнате живёт?
Школа и друзья.
1. В какой школе ты учишься?
2. Как зовут твою учительницу?
3. Что тебе в школе больше всего нравится?
4. Есть ли у тебя лучший друг?
Свободный рассказ.
Поощряйте ребёнка свободно рассказывать о случившемся, сказав, например: «Расскажи мне об этом всё что знаешь».
Пусть он продолжает, используя такие комментарии с открытым концом, как: «И тогда...», «Расскажи мне об этом побольше...».
Можно использовать и следующее обращение: «Твоя мама рассказала мне, что ты сказал(а) ей... или: «Я слышала, что с тобой случилось... Расскажи мне об этом».
Уточняющие вопросы.
Рассматривайте необходимые темы в том порядке, в котором ребёнок их затрагивает, чтобы избежать (для ребёнка) изменения темы в ходе интервью. Выясните наиболее важные моменты и описание событий в случае, если они окажутся недостаточными или невероятными: где это случилось; описание окружения; когда это случилось, в какое время - утром, днём, вечером, ночью, в какое время года; что он(а) делал(а); что ты делал(а)... (Это случилось до или после Нового года (твоего дня рождения), на улице было светло или темно.)
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ТРАВМИРОВАННОГО РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
Делает всё наоборот; отказывается даже от интересной игры; говорит часто слова «не хочу» или «не буду» и т. п.
Демонстративность
Поворачивается спиной, утрирует движения на занятии, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.
Эмоциональная отгороженность
С трудом включается в коллективную игру; избегает смотреть в лицо собеседнику; когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих; часто не использует речь как средство общения
Псевдоглухота
Не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования
Вспыльчивость
Бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть
Обидчивость
(эмоциональная
неустойчивость)
Болезненно реагирует на замечания; обижается
при проигрыше в игре; недовольное выражение лица
Конфликтность
Сам провоцирует конфликт; не уступает игрушек, не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности и т. п.
Нерешительность
Отказывается от ведущих ролей в играх; избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ
Дурашливость
Реагирует смехом на замечания взрослого; дурачится; передразнивает; похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении
ребёнка
Страхи
Боязнь пылесоса, собаки, новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх от порывов ветра
Тревога
Блуждающий, отстранённый взгляд; ребёнок не может объяснить причины избегающего поведения; неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность и пр.; спит вместе с родителями
1
2
Скованность
Двигательно скован, неловок в новой ситуации
Заторможенность
Не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; говорит слишком тихо; темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает и пр.
Эгоцентричность
Считает, что все игрушки, все конфеты для него; стремится навязать свою игру детям
Избегание умственных усилий
Не смотрит м/фильмы; быстро устаёт от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действие по образцу)
Дефицит внимания
Смотрит по сторонам на занятии; приходится повторять задание по нескольку раз; переспрашивает условия выполнения задания и пр.
Двигательная рас-торможенность (гиперактивность)
Поспешно планирует собственные действия; встаёт на первой половине занятия, когда другие дети ещё сидят; темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры; действует раньше условного сигнала и пр.
Речевая расторможенное ть
Говорит слишком громко, темп речи убыстрён; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.
Непонимание сложных словесных инструкций
Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого
Непонимание простых словесных инструкций
Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания
Застреваемость
Рисует многократно повторяющиеся элементы; навязчив при общении, повторяет многократно одну и ту же фразу, застревает на обиде; с трудом переключается и пр.
Сниженная работоспособность (умственная)
Быстро устаёт от задания, требующего умственной активности, и т. п.
1
2
Сниженная работоспособность (физическая)
быстро устаёт на прогулке; устаёт от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий и т. п.