kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа реабилитации подростков в условиях СРЦН

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее направление реабилитационной работы - разви­тие самосознания, помощь подросткам в формировании пози­тивного образа «Я». Представление о себе у безнадзорных де­тей, как правило, деформировано: им присущи заниженная самооценка, неуверенность в себе, замедленное развитие рефле­ксивных способностей.

Реабилитационная программа направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Данная категория детей - это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нор­мальной семье (дети из неблагополучных семей).

Оказание комплексной помощи детям - жертвам физическо­го, психологического и сексуального насилия, а также детям, пережившим горе из-за утраты близкого человека, осуществля­ют специалисты центра. Такая работа является одним из на­правлений их деятельности, она требует высокого профессиона­лизма, опыта работы с данной категорией детей, особых усло­вий для её проведения, форм и методов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа реабилитации подростков в условиях СРЦН »


Важнейшее направление реабилитационной работы - разви­тие самосознания, помощь подросткам в формировании пози­тивного образа «Я». Представление о себе у безнадзорных де­тей, как правило, деформировано: им присущи заниженная самооценка, неуверенность в себе, замедленное развитие рефле­ксивных способностей.

Реабилитационная программа направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Данная категория детей - это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нор­мальной семье (дети из неблагополучных семей).

Оказание комплексной помощи детям - жертвам физическо­го, психологического и сексуального насилия, а также детям, пережившим горе из-за утраты близкого человека, осуществля­ют специалисты центра. Такая работа является одним из на­правлений их деятельности, она требует высокого профессиона­лизма, опыта работы с данной категорией детей, особых усло­вий для её проведения, форм и методов.

Реабилитационная программа должна опираться на следую­щие психологические особенности детей, выявленные в резуль­тате диагностики:

• личностные изменения (неадекватные образ «Я», само­оценка и уровень притязаний, низкий уровень развития рефлек­сии, выраженный эгоцентризм, неспособность встать на пози­цию другого);

• состояние отчуждённости от культуры и других людей;

• повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, нарушение эмоционального состояния;

• выраженное желание привлечь внимание взрослого с це­лью удовлетворения потребности в тепле, заботе, поиске эмо­ционального отклика от взрослого, поддержки с его стороны;

• неумение общаться и взаимодействовать с другими людь­ми, бедный опыт позитивных социальных контактов;

• низкий уровень развития самостоятельности, самоконтро­ля, социальной Компетенции, отсутствие элементарных гигие­нических навыков.

Личностные и поведенческие отклонения подростков обу­словливают низкую социальную компетенцию, беспомощность, неприспособленность к нормальной жизни, неэффективные спо­собы поведения и общения со сверстниками и взрослыми, на­рушения всех видов деятельности (игра, труд, общение, учёба).


Основные цели реабилитационной программы:

• Выявление и снятие последствий психотравмирующих со­бытий.

• Развитие рефлексии, соответствующей возрасту.

• Развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости).

• Развитие навыков социальной компетенции (коммуника­тивных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.).


Задачи реабилитационной программы:

• Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение сво­его продвижения от хорошего к более хорошему, переживание радости от успеха).

• Развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого ус­пеха, постановка реального уровня притязаний, осознание соб­ственной значимости и т. д.).

• Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения ус­пеха, выделение конструктивных способов поведения и дея­тельности, сравнение конструктивных и неконструктивных спо­собов и их последствий, мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности в разных ситуациях, подчинение нор­мам и правилам, самодисциплина, планирование своей деятель­ности, внутренний план деятельности и т. д.).

• Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, определение границ общения и вторжения, самостоятельность в постановке целей и реализации их в планах, осознание и перспектива будущей жизни, цели са­мосовершенствования и т. д.).

• Преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность.

• Выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, на­рушений доверия к миру и взрослым и т. д.).


ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ


• Повторяющиеся и насильственно проигрывающиеся, вне­дряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая обра­зы, мысли или представления.

• Действия или чувства, соответствующие переживаемому во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоми­наний»).

• Повторяющиеся кошмарные сны (сны, вызывающие ужас).

• Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие.

• Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие (спазмы в желудке, головные боли и др.).

• Упорное отрицание всего, что связано с травмой (неспо­собность вспомнить важные эпизоды травмы, сниженный инте­рес к тому, что раньше занимало, чувство отстранённости и от­чуждённости), ощущение одиночества, притуплённость эмоций (неспособность переживать сильные чувства), чувство укоро­ченного будущего, короткая жизненная перспектива.

• Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон).

• Раздражительность или вспышки гнева (конфликтность, ссоры, агрессия).

• Нарушение памяти и концентрации внимания.

• Сверхбдительность (следит за всем, что происходит во­круг, словно ему угрожает постоянная опасность).

• Преувеличенное реагирование (при малейшем шуме, стуке человек вздрагивает, бежит, громко кричит и т. д.).


Эти симптомы - на самом деле способы поведения, связан­ные с пережитыми событиями. Ребёнок с переживаниями сми­ряется и старается делать всё, чтобы обойти эти события в пове­дении, в деятельности, в общении.

Перенесение разного вида посттравматических ситуаций приводит к изменению личностных качеств ребёнка:

1) Появляется романтизм - они знают, в чём счастье челове­чества и ради этого готовы пожертвовать всем и всеми.

2) Преобладают групповые ценности над индивидуальны­ми - жизнь группы важнее, чем жизнь индивида.

3) Стремление к саморазрушению - ради группы жертвуют своей жизнью.

4) Иллюзия полной справедливости устройства мира - зло обязательно будет наказано.

5) Иллюзия простоты устройства мира - весь мир делится на две категории: «наши» - «не наши».

Следует обратить внимание специалистов на тот факт, что травмированной может стать инфантильная личность, тогда она выполняет разные роли - «жертва», «спасатель», «преследова­тель».


ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ


Для проведения диагностического этапа реабилитационной программы можно использовать следующие методы и методики: наблюдение, беседы с воспитателями и педагогами, беседы с детьми, рисуночные тесты, анкеты, тест тревожности Розенцвейга, специально разработанные опросники.

По результатам диагностического обследования по видам страхов детей объединяют в группы:

• имеющие медицинские страхи (боль от укола, врачи, бо­лезни);

• имеющие страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война и т. д.);

• имеющие страх смерти (своей, близких, чужих);

• проявляющие страх в отношении животных и сказочных персонажей;

• подверженные страху кошмарных снов и темноты;

• с социально опосредованными страхами (людей, других детей, одиночества, наказания, опоздания);

• с пространственными страхами (воды, высоты, замкнутого пространства - лифт, кладовка, тёмная комната и т. д.);

• со страхами, связанными с родителями и родственниками.


ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ


Первый этап - подготовительный, или диагностический.


На данном этапе необходимо очень тщательно выявить ин­дивидуальные особенности каждого ребёнка. Это достаточно длительный период времени и рассчитан он на полтора-два ме­сяца работы.


Основные задачи подготовительного (диагностического) этапа.

1. Диагностика, направленная на выявление проблем ребёнка (знакомство с ребёнком, изучение материалов личного дела, бе­седы). Учитывая, что одни и те же дети имеют ряд проблем, ко­торые детерминируют нарушения в их психике и поведении, следует выстраивать иерархию значимости проблем ребёнка, выделять тормозящие факторы, начиная с того, который блоки­рует разрешение проблем.

2. Выявление уровня психического развития ребёнка. Тща­тельная диагностика уровня познавательных процессов, навыков социальной компетенции, сформированности произвольности, самоконтроля.

3. Определение социальной сензитивности ребёнка (диагно­стика его податливости, способности к идентификации и усвое­нию нового, а также выявление восприятия взрослого, степень доверия к взрослым, отсутствие негативизма, протеста против взрослых).

4. Восприятие ребёнком своей проблемы (понимание того, что случилось, описание ощущений, своих чувств, отношение к проблеме, осознание проблемы, желание справиться с ней). Это особенно необходимо в работе со школьниками, так как дает положительный эффект, но такая работа затруднена с дошколь­никами, ввиду отсутствия у них жизненного опыта. У дошколь­ников формируется стремление к изменению своего поведения, связанное с желанием заслужить похвалу со стороны взрослых, положительную оценку, угощение, подарок и т. д.


Второй этап - планирование реабилитационной работы.


По результатам диагностики составляется полный анализ всех проблем ребёнка, и только затем выстраивается план про­ведения реабилитационной работы, разрабатывается вся про­грамма и индивидуальная работа. После этого непосредственно размечается объём материала на каждое конкретное занятие.


Третий этап - проведение реабилитационной работы.


Занятия проводятся в двух формах - индивидуальной и груп­повой работы.


Особенности проведения групповой работы


Групповая работа включает систему разработанных занятий с группой детей. Предварительно с детьми чётко обговаривается длительность проведения каждого занятия. Время занятия и его длительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения. Очень тщательно под­бираются дети для проведения групповой работы. Для этой цели проводится несколько пробных занятий, на которых можно увидеть, насколько правильно подобрана группа детей, какие дети «не вписываются» в групповую работу, что мешает дальнейшей нормальной работе с группой.


Структура групповых занятий

Все занятия должны начинаться и заканчиваться одинаково, принимая форму ритуалов.

1. Введение в занятие (приветствие, расслабление и т. д.).

2. Тренинг отдельных навыков и умений (общения, комму­никации, взаимодействия, поведения и т. д.).

3. Тренинг умения «читать» эмоции, чувства, настроения и т. д.

4. Применение рисуночных тестов, разного рода анкет, оп­росников.

5. Применение игротерапии.

6. Окончание занятия (прощание, расслабление и т. д.).

7. Проговаривание задач, намечаемых на следующее заня­тие.

Психолог, проводящий работу с группой, обязательно пла­нирует следующие занятия.

Кроме групповой работы, необходимо проводить и индиви­дуальные занятия. Данный вид работы необходим для отра­ботки важных моментов поведения, деятельности ребёнка, кото­рые по тем или иным причинам не позволяют ему усвоить про­грамму занятия, затрудняют овладение тем или иным навыком.

Индивидуальные формы работы с детьми являются продол­жением групповой работы, они помогают ребёнку более эффек­тивно справиться со своими проблемами.


Организация занятий

На доске висит плакат с изречением: «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» (Т. Манн).

Ниже висит плакат с правилами проведения занятий:

• Конфиденциальность (всё, о чём говорим, остаётся в этом помещении и никуда не выносится, никому не рассказывается).

• Вклад каждого участника очень важен.

• Каждый может высказываться, когда ему дают слово.

• «Ошибаться» не страшно.

• Соблюдать график работы (укладываться в определённое время).

• Подход к теме с «открытым» умом.

• Наше общение должно быть интересным, весёлым, не скучным.

• В каждый момент времени говорит только один человек, то есть говорят по очереди.

Важным элементом подготовки к проведению реабилитаци­онной программы является первая встреча психолога с будущи­ми участниками. На этой встрече психолог проводит беседу, в которой рассказывает о задачах, формах, сроках и продолжи­тельности встреч.


РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ


Первое занятие. Знакомство.

Цели: создать благоприятные условия для работы группы, подробно познакомить участников с принципами и правилами работы группы, более подробно познакомиться с каждым из участников группы, осваивать активный стиль общения и спо­собы передачи связи (вербальные, зрительные и др.).


1. Ведущий. Я рад(а) приветствовать вас на нашем заня­тии и хочу всем сказать: «Доброго здравия!». Каждый из вас может приветствовать группу по-своему. Все наши занятия бу­дут начинаться именно с этого приветствия. (Можно объяснить, что означает эта фраза.)

Для работы нашей группы необходимо, чтобы каждый из вас оформил визитку и выбрал себе имя, которое он хочет иметь в группе. Любой член группы вправе взять себе любое имя: своё настоящее, игровое, имя друга, близкого вам человека, литера­турного героя. Выбрав себе имя, вы разборчиво и крупно напишете его на визитке. Затем вы прикрепите визитки себе на грудь так, чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем мы на протяжении всех занятий будем обращаться друг к другу по этим именам. У вас есть время для того, чтобы сделать себе ви­зитку и подготовиться к знакомству.

Определяется время для изготовления визиток. Материал для их изготовления готовит ведущий: карточки, картинки, фломастеры, краски, ножницы, булавки и т. д. В зависимости от возраста участников время для изготовления визитки и вы­бора своего имени колеблется от 5 до 15 минут.


2. Ведущий. Следующее задание. Вы рассказываете о се­бе так, чтобы все остальные участники группы сразу же запом­нили вас. Это упражнение называется «Знакомство». Мы сядем в круг, чтобы вы хорошо могли видеть друг друга и прочитать имя каждого. Каждый из вас по очереди называет своё имя и объясняет, почему именно это имя он выбрал для себя. Каждый перечисляет свои хорошие качества, привычки и т. д., то есть то, что его отличает от других.

Дети по очереди называют своё имя и представляют себя. Ведущий делает то же самое.


3. После представления ведущий просит вспомнить имя ка­ждого и его особенности. Можно предложить вспомнить самое запомнившееся имя и объяснить, почему оно запомнилось. По-хвалить детей за то, что они были внимательны друг к другу.



4. Затем детям предлагают подобрать имя друг другу по же­ланию и оформить визитку. По окончании работы все оценива­ют работу друг друга.


5. Ведущий подводит итог занятия И подчёркивает, что для того чтобы понять друг друга и себя, необходимо внимание к человеку. Предлагает тему следующего занятия.


6. Прощание. Ведущий предлагает свой вариант прощания. Это может быть дружеский жест рукой, какое-то движение, эле­мент танца и т. д. Дети предлагают свои варианты прощания. Выбирается наилучший вариант.


Рекомендации ведущему: при возникновении ситуа­ции, когда несколько участников выберут себе одинаковые име­на, можно посоветовать каждому из них найти вариант имени, например: Сергей, Сереженька, Серго, Серж и т. д.

Это упражнение направлено на то, чтобы дети внимательно слушали друг друга, запоминали информацию о другом челове­ке. Освоив это упражнение, дети понимают: чтобы понять себя и других, необходимо быть внимательным к человеку.


Второе занятие. Правила работы группы.


Ведущий напоминает приветствие прошлого занятия, и все его повторяют.

Ведущий. Сегодня мы с вами приступим к изучению пра­вил, которые помогут нам договариваться и лучше понимать друг друга.

Ведущий зачитывает правила, написанные на доске, и вме­сте с детьми обсуждает, для чего каждое правило необходимо.

Ведущий предлагает записать правила каждому в свой аль­бом или дневник (дети могут записывать не все правила, а лишь те, которые они считают самыми необходимыми для себя).

Ведущий предлагает всем запомнить и придерживаться формы высказывания своего мнения: «Я считаю, что...», «Я ду­маю,...», «Я хочу сказать,...» и т. д.

Ведущий предлагает на каждом занятии во время обсужде­ния каждому члену группы говорить как минимум одно хорошее и доброе слово. (Для этого в своём дневнике, альбоме каждый член группы записывает добрые и хорошие слова, которые он может использовать на занятии.)


Упражнение «Мои ощущения в лучах солнца».

В альбоме или дневнике, а можно и на отдельном листе, дети рисуют солнце или приклеивают круг. В самом низу листа над­пись: «Какое ощущение тебе хотелось бы испытать прямо сей­час?».

Задание ведущего: «В центре солнца напиши, какие чувства ты сейчас испытываешь (весёлое, приятное, грустное и т. д.). Затем нарисуй лучи в разные стороны (лучше нарисо­вать девять лучей). Вдоль лучей напиши всё, что необходимо сказать или сделать, чтобы у тебя появились такие чувства, ощущения. Скажи своему другу или соседу, что именно ты на­писал на лучах солнца. Спроси у него, какие чувства у него поя­вились после твоих слов».

Ведущий предлагает обсудить, какие слова, сказанные друг другу, больше всего понравились и какие чувства они вызвали у детей.

Ведущий подводит итог и просит детей придумать проща­ние. Дети прощаются друг с другом, а затем со всей группой.

Рекомендации ведущему: после подробного объясне­ния всех правил вы даёте исчерпывающие ответы на все вопро­сы, возникающие у детей. Может появиться новое правило, ко­торое придумали сами дети, тогда его тоже записывают в свод правил. Иногда детям некоторые правила могут не понравиться, тогда их можно заменить на те, которые предложат сами дети.

Далее все занятия разрабатываются на основании диагно­стических данных, которые психолог получает после каждого занятия.


Предварительная подготовка детей к групповой работе


После первоначального отбора детей, пострадавших от ка­ких-либо злоупотреблений, необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребёнком, чтобы подгото­вить его к групповой работе. Наиболее важным фактором, кото­рый должен учитывать консультант, является уровень тревож­ности ребёнка, пережившего насилие. Высокий уровень тревож­ности может мешать продуктивной групповой работе, и его необходимо снизить, рассказав ребёнку, что каждый участник группы пережил нечто похожее и испытывает те же чувства, что и он сам.

Необходимая для каждого человека потребность в безопас­ности формируется у ребёнка также благодаря ознакомлению с правилами и регламентом работы группы. Наиболее важными являются такие правила, как обязательность сохранения конфи­денциальности, недопустимость поисков «козла отпущения» и насмешек над детьми по поводу случившегося с ними.

Наибольшие трудности возникают при работе с мальчиками, так как им обычно труднее устанавливать нормальные отноше­ния со сверстниками. Мальчики сильнее переживают свой соци­альный статус в группе, который сложится в результате их вос­приятия другими детьми. Те мальчики, которые занимают пас­сивную позицию, боятся вновь оказаться в положении жертвы, другие же часто демонстрируют агрессивное поведение. На предварительных встречах с такими детьми важно подчеркнуть, что участие в работе группы даст им возможность научиться находить себе друзей и взаимодействовать друг с другом.

Для мальчиков характерным является нежелание обсуждать со сверстниками происшедшее с ними. В этом случае с консуль­тантом заключается соглашение о том, что рассказ о своём опы­те будет только в том случае, когда ребёнок будет чувствовать себя в безопасности. Как показывает опыт практической работы, в этом случае дети как бы обязуются принять более активное участие в своём «выздоровлении».


Организация работы группы детей и подростков


Желательно, чтобы в каждой группе работали два консуль­танта. Это даёт возможность разделить ответственность за про­цесс и результат работы, демонстрировать участникам группы образцы конструктивного взаимодействия (сотрудничества); по­зволяет самим терапевтам оказывать друг другу поддержку и осуществлять адекватную обратную связь.

Желательна неизменность количественного состава группы, чтобы группа начала свою работу и закончила в одном составе. Это связано с тем, что появление нового члена группы сформи­рует у детей необходимость возвращения к пройденным этапам группового процесса, может привести к возвращению различ­ных негативных чувств, чувства неловкости, стыда, а также по­родить агрессию по отношению к ведущим, которые не соблю­дают принцип сотрудничества. Исчезновение одного из членов группы разрушает чувство стабильности, заставляет детей вновь испытывать тревогу и посредством многочисленных фантазий объяснять себе исчезновение одного из членов группы.

Очень важно, чтобы занятия начинались и заканчивались в одно время, вне зависимости от опозданий и неявок членов группы. Это приведёт к пониманию детьми необходимости со­блюдать правила. Стабильность проведения занятий способст­вует созданию у участников групповой терапии чувства защи­щённости, прогнозируемое™ будущего, уверенности в правиль­ности выбранного пути.

Групповые правила впервые прорабатываются с детьми в процессе подготовки к групповой терапии. Каждый ребёнок должен понимать, что существующие в группе правила есть га­рантия его безопасности. Очень важно при создании правил об­судить с детьми необходимость существования правила сотруд­ничества и взаимоуважения. Дети склонны быть излишне стро­гими и выдвигать невыполнимые требования, поэтому необходимо обсудить суть каждого правила и основные нормы и ограничения, которые возникают благодаря этому правилу. Важным моментом работы над созданием групповых правил яв­ляется формирование чувства причастности каждого ребёнка к этой процедуре.

В план каждого занятия включён перерыв, во время которого дети могут перекусить. Это время может быть использовано для свободного общения, а также для обсуждения происшедших или предстоящих событий. Иногда во время подобных бесед психо­терапевты видят реальные болевые точки детей - участников группы, и в таком случае они могут, нарушив свои планы, пора­ботать с выявленными актуальными проблемами.

Последние 10-15 минут группового занятия посвящаются свободной игре. В это время дети отдыхают от эмоционально сложной групповой работы и свободно общаются.

На последнем занятии устраивается праздник, на котором отмечаются успехи детей. Каждому ребёнку выдаётся папка с выполненными им практическими заданиями (рабочими листа­ми, рисунками и т. д.).


Принципы поведения тренера


1. Принцип преобладания процесса обучения перед резуль­татом: не для того чтобы «проглотить яблоко», а ради процесса «прожевывания».

2. Принцип обратной связи.

3.Принцип индивидуального подхода. Тренер работает с каждым участником, исходя из его проблем и личности, а групповой процесс идёт как бы сам по себе, то есть если рабо­таешь с каждым конкретно, то работаешь и со всей группой. Тренер выясняет и ясно представляет себе, что каждый из уча­стников хочет получить от занятий, и на этом строит процесс обучения (понять мотив и сделать этот мотив работающим).

4. Принцип перехода импульсивного поведения в рефлек­сивное (объективное). Корректировать поведение или отрабаты­вать техники можно только после того, как поведение отрефлек-сировано.

5. Принцип пошагового обучения в усвоении нового мате­риала.


Общие рекомендации для тренера


1. Тренер должен выражать мысли так, чтобы все понимали его однозначно (кроме случаев, когда он специально выражается неопределённо).

2. Лобовые вопросы надо переадресовывать другим или оп­рашивающему.

З.Если кто-то говорит неопределённо, надо просить других конкретизировать его слова.

4. Больше использовать в работе взгляд, а не речь.

5. Постепенно устанавливать прочный контакт глазами со всеми участниками.

6. Социометрические наблюдения можно проводить в пере­рывах на основании невербального поведения участников.

7. Если на занятиях затягивается излишнее веселье, нужно задавать вопрос по существу.

8. Если все устали, лучше провести релаксацию в виде игры, упражнения.

9. Тренер не должен на занятиях заниматься посторонними делами.

10. Перерывы можно устраивать тодько тогда, когда проце­дура завершена (в крайнем случае, подошла к какой-то логиче­ской паузе) и группа «созрела» для перерыва; они должны быть логическим завершением процедуры.

11. Не следует открыто смотреть на часы.

12. Желательно, чтобы тренер приходил чуть раньше и ко времени начала занятий был уже на своём месте.

13. Тренер не должен оправдываться, многословно объяс­нять причины своих поступков.

14. Не рекомендуется высказывать отрицательные суждения.

15. Не следует давать советы или говорить: «На твоём месте я бы сделал то-то и так-то...»




Личность тренера


В идеале тренер должен удовлетворять следующим критериям:

1.Быть порядочным человеком.

2. Проявлять терпение - умение выжидать, когда «созреет» какой-то участник группы или же группа в целом; даже на от­крыто заданный кем-либо из участников вопрос лучше отвечать не сразу, а когда время для этого подоспеет.

3. Быть эмпатичным.

4. Уметь в течение короткого времени понять человека, по крайней мере основные его особенности.

5. Отличаться корректностью поведения.

6. Обладать подвижными мыслительными процессами (ми­нимум - средняя подвижность).

7. Иметь чувство понимания того, что надо дать в процессе обучения каждому человеку, чтобы тот нужным образом изме­нил манеру поведения.

8. Тренеру противопоказано стандартное мышление.

9. Тренер должен проявлять уверенность в себе независимо от собственных чувств.

Доказана тесная связь между личностными особенностями и стилем руководства группой.


Карта первичного знакомства с ребёнком

Дата_____________________________________________________________________

Путь прихода в центр______________________________________________________

Причина обращения_______________________________________________________

Ф.И.О. доставившего______________________________________________________

Ф.И.О. подписавшего направление___________________________________________

Ф.И.О. ребёнка___________________________________________________________

Дата рождения ________________________Возраст____________________________

Адрес прописки___________________________________________________________

Фактическое место проживания_____________________________________________

________:______________тел._________________

1. Место учёбы __________________________образование______________________

2. Посещение учебного заведения на данный момент___________________________

причина_________________________________________________________________

3. Отношения с правоохранительными органами______________________________

4. Побеги из дома _______________________________период___________________

5. Организация своего досуга_______________________________________________

6. Внешний вид___________________________________________________________

7. Вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики и др.) ______________________

8. Заболевания____________________________________________________________

9. Проблемы (в видении ребёнка) ___________________________________________

10. Желание (в чём видит нашу помощь) _____________________________________

11. Семья (состав, возраст):

Мать____________________________________________________________________

Отец____________________________________________________________________

12. Материальное состояние семьи___________________________________________

13. Употребление родственниками алкоголя или наркотиков, заболевания ____________________________________________________________________________

14. Проблемы семьи (видение родителей)_____________________________________

15. Заключение специалиста________________________________________________

16. Дата начала работы с ребёнком___________________________________________

17. Окончание работы______________________________________________________

18. Место дальнейшего пребывания__________________________________________

Подпись_________________________________________


Программа интервью с ребёнком из неблагополучной семьи


Некоторые факты о детях.

1.Даже двух-, трёхлетние дети могут рассказать о происхо­дящих событиях - точно вспоминать и описывать.

2. Описаны случаи, когда трёхлетние дети дали в суде адек­ватные показания.

З.Дети любого возраста могут говорить нам, что они знают, если задавать им правильные вопросы в подходящей форме.

Принципы опрашивания детей.

1. Использование языка приобретается опытом.

2. Дети и взрослые не говорят на одинаковом языке.

3. Язык - это не «всё или ничего».

4. Противоречивость в показаниях детей нормальна.

5. Маленькие дети используют слова в прямом значении.

6. Взрослое использование языка не означает непременно наличие взрослых когнитивных и лингвистических умений.

7. Маленьким детям очень трудно следить одновременно за двумя или более мыслями.

8. Дети не всегда скажут, что они не понимают вопрос.

9. Реакция детей на задаваемые вопросы не является непре­менно ответом, если:

- ответ не содержит нужную информацию;

- оба не понимают вопрос одинаково;

- один или оба не замечают, что вопрос или ответ является двусмысленным или неясным.

10. Умение читать наизусть не всегда значит, что ребёнок понимает содержание прочитанного.

11. Дети не способны давать взрослые объяснения о личных переживаниях.

12. Большую роль в положительных результатах опроса иг­рает то, как состоялось знакомство с опрашивающим.

13. Роль общей культуры опрашивающего.


Фазы исследовательского интервью.


Необходимо представиться: «Меня зовут... Я работаю...» Сообщить основные правила:

1. Я могу задать некоторые вопросы два раза (если я не пой­му).

2. Говори мне, если ты не понял(а) вопроса...

3. Скажи мне, если ты не знаешь ответа...

4. Скажи мне, если ты не уверен в ответе...

5. Поправь меня, если я неправильно понял(а) тебя...


Развитие ребёнка и его способности понимать.


Необходимо проверить понимание ребенком:

1) времени (скажи мне, какой сегодня день недели, месяц, время года);

2) цвета;

3) больше чем... меньше чем...;

4) сухой - мокрый, твёрдый - мягкий, до - после;

5) наверху - внизу, внутри - вне, впереди - сзади;

6) дотронься до своего носа...;

7) назови части своего тела...


Ознакомление с темой.


Познакомьте ребёнка с темой сегодняшнего разговора, избе­гая по возможности таких суггестивных слов, как «тяжёлый», «страшный», «насилие» и т. д.


Правда и ложь.


Спросите ребенка: «Скажи мне, какая разница между прав­дой и ложью?».

Привести примеры. Попросить ребёнка оценить, являются ли приведённые примеры правдой или ложью. Например: «Если я скажу, что ты - 40-летняя женщина, это правда или нет?»

Привести ещё несколько примеров.

Взять с ребёнка письменное согласие говорить правду.


Ход интервью


Описание домашней жизни ребёнка.

1. Как тебя зовут, сколько тебе лет, когда у тебя день ро­ждения?

2. Где ты живёшь?

3. Кто живёт вместе с тобой?

4. Какой твой дом, кто в какой комнате живёт?

Школа и друзья.

1. В какой школе ты учишься?

2. Как зовут твою учительницу?

3. Что тебе в школе больше всего нравится?

4. Есть ли у тебя лучший друг?


Свободный рассказ.

Поощряйте ребёнка свободно рассказывать о случившемся, сказав, например: «Расскажи мне об этом всё что знаешь».

Пусть он продолжает, используя такие комментарии с открытым концом, как: «И тогда...», «Расскажи мне об этом поболь­ше...».

Можно использовать и следующее обращение: «Твоя мама рассказала мне, что ты сказал(а) ей... или: «Я слышала, что с тобой случилось... Расскажи мне об этом».




Уточняющие вопросы.

Рассматривайте необходимые темы в том порядке, в котором ребёнок их затрагивает, чтобы избежать (для ребёнка) измене­ния темы в ходе интервью. Выясните наиболее важные моменты и описание событий в случае, если они окажутся недостаточны­ми или невероятными: где это случилось; описание окружения; когда это случилось, в какое время - утром, днём, вечером, но­чью, в какое время года; что он(а) делал(а); что ты делал(а)... (Это случилось до или после Нового года (твоего дня рожде­ния), на улице было светло или темно.)


СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ТРАВМИРОВАННОГО РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ


Ф.И.О. ребёнка_____________________________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог__________________

Дата заполнения____________________________________

Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребёнка, добавьте не указанные в перечне.


Характер нарушений поведения

В чём конкретно проявлялось данное нарушение поведения

1

2

Агрессивность

Ломает игрушки или постройки; ребенок толкает сверстника, щипается, кусается, плюется, ругается


1

2

Негативизм

Делает всё наоборот; отказывается даже от инте­ресной игры; говорит часто слова «не хочу» или «не буду» и т. п.

Демонстратив­ность

Поворачивается спиной, утрирует движения на занятии, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наобо­рот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.

Эмоциональная отгороженность

С трудом включается в коллективную игру; избе­гает смотреть в лицо собеседнику; когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих; часто не использует речь как средство общения

Псевдоглухота

Не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования

Вспыльчивость

Бросает игрушки, может разорвать пособие; плю­нуть

Обидчивость

(эмоциональная

неустойчивость)

Болезненно реагирует на замечания; обижается

при проигрыше в игре; недовольное выражение лица

Конфликтность

Сам провоцирует конфликт; не уступает игрушек, не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности и т. п.

Нерешительность

Отказывается от ведущих ролей в играх; избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ

Дурашливость

Реагирует смехом на замечания взрослого; дура­чится; передразнивает; похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении

ребёнка

Страхи

Боязнь пылесоса, собаки, новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх от порывов ветра

Тревога

Блуждающий, отстранённый взгляд; ребёнок не может объяснить причины избегающего поведе­ния; неожиданно вздрагивает, проявляет немоти­вированную боязливость, осторожность и пр.; спит вместе с родителями


1

2

Скованность

Двигательно скован, неловок в новой ситуации

Заторможенность

Не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; говорит слишком тихо; темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает и пр.

Эгоцентричность

Считает, что все игрушки, все конфеты для него; стремится навязать свою игру детям

Избегание умст­венных усилий

Не смотрит м/фильмы; быстро устаёт от доступ­ного по возрасту умственного задания (на сравне­ние, обобщение, действие по образцу)

Дефицит внима­ния

Смотрит по сторонам на занятии; приходится по­вторять задание по нескольку раз; переспрашива­ет условия выполнения задания и пр.

Двигательная рас-торможенность (гиперактив­ность)

Поспешно планирует собственные действия; вста­ёт на первой половине занятия, когда другие дети ещё сидят; темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); быстро возбуждается и медленно успокаи­вается от шумной игры; действует раньше услов­ного сигнала и пр.

Речевая растор­моженное ть

Говорит слишком громко, темп речи убыстрён; переговаривается на занятии, несмотря на заме­чания взрослого и пр.

Непонимание сложных словес­ных инструкций

Путает или пропускает последовательность дей­ствий по словесной инструкции взрослого

Непонимание про­стых словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение зада­ния

Застреваемость

Рисует многократно повторяющиеся элементы; навязчив при общении, повторяет многократно одну и ту же фразу, застревает на обиде; с трудом переключается и пр.

Сниженная рабо­тоспособность (умственная)

Быстро устаёт от задания, требующего умствен­ной активности, и т. п.


1

2

Сниженная рабо­тоспособность (физическая)

быстро устаёт на прогулке; устаёт от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьи­рование сложности задания, не требующего умст­венных усилий и т. п.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа реабилитации подростков в условиях СРЦН

Автор: Латышева Ольга Николаевна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства