Программа психолого и социально-педагогического сопровождения детей, длительно не посещающих школу
Программа психолого и социально-педагогического сопровождения детей, длительно не посещающих школу
Утверждаю:
Директор МБОУ
гимназия с. Месягутово
_______________________
Сбоев В.В.
План работы социального педагога МБОУ гимназия с. Месягутово муниципального района Дуванский район РБ на 2014-2015 учебный год
Направления работы
Мероприятия
Сроки
1. Организационное
1.Составление плана работы на год
2.Сбор документов для оформления обучающихся из многодетных, малоимущих семей на бесплатное питание, на приобретение бесплатной школьной формы
3.Составление социального паспорта гимназии, классов
4.Разработка плана по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также план работы с семьями «группы риска»
5.Составление анализа работы и отчета о работе за год
6.Подготовка к лекциям, семинарам, групповым занятиям, консультациям
7.Участие в совещаниях, педагогических советах
8.Работа по запросам администрации села, ОВД, ГДН, КДН и ЗП, обучающихся, родителей, учителей
Май, август
Сентябрь - октябрь
Сентябрь - октябрь
Май, сентябрь
По плану
По плану
По плану
Ежемесячно
2.Профилактическое и просветительское
1.Выступление по запросам классных руководителей на родительских собраниях и классных часах
2.Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций
3.Организация бесед и инструктажа инспектора ГДН, ГИБДД
4.Участие в работе Совета профилактики
По запросу
По плану
По плану
По плану
3.Социально-диагностическое
1.Исследование социального окружения обучающихся
2.Изучение социального статуса родителей
3.Создание банка данных о многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семьях
4.Изучение социальной комфортности обучающихся
5.Подготовка документов для органов опеки и попечительства
По плану
По плану
Сентябрь
Сентябрь
Июнь, январь
4.Взаимодействие с социальными институтами села
1.Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования: СЮН, СЮТ, ДП и Ш, ДЮСШ
2.Сотрудничество с КДН и ЗП, ГДН ОВД, отделом опеки и попечительства, участковыми инспекторами ОВД, участковыми педиатрами, центром социальном помощи семье и детям «Привата», комитетом по делам молодежи
Сентябрь, июнь
В течение года
5.Охранно-правовое
1.Изучение структуры и качества питания обучающихся
2.Содействие в организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий
3.Содействие охране прав личности в соответствии с конвенцией ООН «О правах ребенка», Законом «Об образовании» по защите прав обучающихся
Ежедневно
по плану
По плану
6.Работа с обучающимися «группы риска»
1.Создание банка данных обучающихся «группы риска»:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
- изучение социально-бытовых условий;
- изучение социума по месту жительства
2.Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска», семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Сентябрь
По мере необходимости
7.Консультативное
Консультации для учителей-предметников, родителей, классных руководителей, обучающихся
По запросу
8.Оказание социальной помощи
1.Организация проведения акции «Милосердие» для малообеспеченных и малоимущих семей
2.Содействие в организации социальной помощи обучающимся из числа малообеспеченных семей через благотворительные фонды
3.Содействие в организации летнего отдыха для обучающихся
Октябрь
По плану
Май- июнь
9.Методическая работа
Изучение новой методической работы и нормативных документов
Социальный педагог Вильданова Л.Д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа психолого и социально-педагогического сопровождения детей, длительно не посещающих школу »
Утверждаю:
Директор МБОУ
гимназия с. Месягутово
_______________________
Сбоев В.В.
Программа психолого и социально-педагогического
сопровождения детей, длительно не посещающих школу
Актуальность проблемы
Концепция модернизации российского образования подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Обучающимся с задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в примитивности чувств и интересов, слабостью побуждений к деятельности, внушаемостью и конформностью.
Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, пропускам занятий без уважительных причин, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании.
Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений. Длительное непосещение обучающимися – это одна из форм десоциализации детей и подростков.
В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказа от посещения школы?
Анализ работы с такими детьми демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации:
Влияние социальной среды:
Лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
Хронический алкоголизм родителей;
Душевные заболевания родителей;
Пребывание родителей в местах лишения свободы;
Нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей.
Трудности в учебе, имеющие различную этиологию:
Недостаточная стимуляция психического развития ребенка ввиду низкого социального и материального статуса и неблагополучности семьи;
Недостатки развития познавательной сферы ввиду дефектов умственного развития.
Нарушение детско-родительских отношений:
Ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
Завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать.
Неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями.
Цель данной программы: организация возвращения длительно отсутствующего ребенка с проблемами в развитии в гимназию; профилактика отказов посещения гимназии обучающимися.
Задачи программы:
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения ребенка;
Коррекция детско-родительских отношений;
Развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
Повышение психолого-педагогической компетенции семьи;
Повышение психолого-педагогической компетенции учителей, воспитателей по проблемам длительно отсутствующего ребенка в гимназии;
Работа по возвращению в гимназию длительно отсутствующих обучающихся направлена, в конечном счете, на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализация программы будет способствовать:
Социально-психологической адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Профилактике школьной, социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
Формированию здорового образа жизни;
Развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Адресная группа: дети, отказывающиеся от посещения гимназии, длительно не посещающие гимназию.
Этапы возвращения ребенка в школу
Подготовительный этап – выяснение списка детей, длительно не посещающих гимназию; причин длительного непосещения гимназии.
Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в гимназию.
Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в гимназию.
Профилактический этап – предупреждение обучающимися пропусков занятий без уважительных причин.
Программа сопровождения детей, длительно не посещающих гимназию
№
Направления деятельности
Ответственный
Сроки
Подготовительный этап
1
Определение списка обучающихся, длительно не посещающих гимназию, причин длительного непосещения гимназии. Контроль решения проблемы каждого ребенка.
Зам. директора по УР и ВР, классный руководитель,
социальный педагог
Первые две недели 1 четверти
2
Проведение совещания по проблеме возвращения длительно отсутствующих детей в гимназию.
Зам. директора по УР и ВР, классный руководитель,
социальный педагог
1 четверть
3
Изучение личных дел обучающихся, длительно не посещающих гимназию
Классный руководитель,
социальный педагог
1 четверть
4
Изучение среды обитания ребенка
Классный руководитель,
социальный педагог
Постоянно
5
Взаимодействие с органами жилищно-коммунальных служб, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами по выяснению местонахождения обучающегося, длительно не посещающего гимназию
Администрация
Завучи
Классный руководитель,
социальный педагог
В случае необходимости
Организационный этап
6
Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего гимназию, через паспортные службы, сельские советы, квартальных по месту прописки родителей, родственников, работников РОВД и др.
Администрация
Завучи
Классный руководитель,
социальный педагог
В реальные сроки
7
Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего гимназию
Классный руководитель,
социальный педагог
В реальные сроки
8
Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в гимназию
Администрация
Завучи
Классный руководитель,
социальный педагог, психолог
В реальные сроки
9
В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т.д.) ходатайствовать о лишении родительских прав
Администрация
Классный руководитель,
социальный педагог
По факту
10
Организация медицинского обследования (лечения) ребенка, длительно не посещающего гимназию.
Направление детей по показаниям на психотерапевтическую, логопедическую или наркологическую помощь в социально-реабилитационный центр.
Врач
По необходимости
11
Взаимодействие со службами соцзащиты по решению проблем соцобеспечения семьи ребенка, длительно не посещавшего гимназию
Завучи
Классный руководитель,
социальный педагог
По необходимости
12
Направление родителей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь
Администрация
Врач
По необходимости
Адаптационный этап
13
Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в гимназию ребенка
Классный руководитель,
социальный педагог, педагог-психолог, врач
По возвращению
14
Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта
Классный руководитель, педагог-психолог
По возвращению
15
Стимулирующая психодиагностика личности ребенка, длительно не посещавшего гимназию
Педагог-психолог
По возвращению ребенка в школу
16
Диагностика учебных знаний, умений, навыков
Классный руководитель, учителя-предметники
По возвращению ребенка в школу
17
Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещавшим гимназию
Классный руководитель,
социальный педагог, педагог-психолог
Регулярно
18
Гармонизация взаимоотношений «ребенок – семья – учитель» (консультация, индивидуальное собеседование)
Педагог-психолог
По необходимости
19
Повышенное педагогическое внимание
Классный руководитель
Постоянно
20
Снятие комплекса учебной не успешности
Классный руководитель,
педагог-психолог
Постоянно
21
Восстановление социального статуса ребенка в коллективе сверстников
Классный руководитель,
социальный педагог, педагог-психолог
По возвращению ребенка в школу
22
Индивидуальные коррекционно-развивающие, адаптационные программы
Учителя-предметники, педагог-психолог
По плану
23
Контроль посещения учебных занятий и выполнения режима дня
Завучи, классный руководитель,
социальный педагог
Регулярно
Профилактический этап
24
Выявление обучающихся, склонных к пропускам занятий без уважительных причин
Завучи, классный руководитель,
социальный педагог
Регулярно
25
Индивидуальные собеседования с родителями ребенка, склонного к пропускам занятий. Выработка совместных стратегий.
Классный руководитель,
социальный педагог
Регулярно
26
Контроль дисциплины: посещение гимназии, поведение на уроках, выполнение распорядка гимназии и правил поведения для обучающихся, поведение вне гимназии
Завучи, классный руководитель,
социальный педагог
Постоянно
27
Занятие ребенка, склонного к пропускам без уважительных причин, общественным трудом: участием в самообслуживании, общественно полезном труде
Классный руководитель
Постоянно
28
Осуществление сотрудничества с учреждениями дополнительного образования для вовлечения детей в кружки, секции
Зам. директора по ВР, классный руководитель,
социальный педагог
По плану
29
Организация интересного досуга для обучающихся
Зам. директора по ВР, классный руководитель
Постоянно
30
Развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся
Педагог-психолог
По плану
31
Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся
Классный руководитель, учителя-предметники,
социальный педагог, педагог-психолог
По плану
32
Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности
Зам. директора по ВР, классный руководитель
По плану
33
Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков
Классный руководитель, учителя-предметники,
социальный педагог, педагог-психолог
По необходимости
34
Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов
Администрация школы, завучи, социальный педагог
По необходимости
35
Проведение в школе занятий по этике и культуре поведения, пропаганде здорового образа жизни
Классный руководитель,
социальный педагог, педагог-психолог
1-2 раза в месяц
36
Родительские собрания (общешкольные, классные): по проблемам профилактики асоциального поведения, алкоголизма, наркомании, табакокурения, ненормативной лексики; по культуре поведения, здоровому образу жизни
Администрация школы, завучи, социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог
По плану
37
Беседы (групповые и индивидуальные) с родителями детей, склонных к пропускам занятий без уважительных причин
Администрация школы, завучи, социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог
По мере необходимости
38
Лектории и групповые занятия с родителями обучающихся гимназии