Просмотр содержимого документа
«Программа психологического тренинга «Гармонизации доверительных отношений к себе и другим у учителей».»
КГУ «Камышинский комплекс «Общеобразовательная средняя школа-детский сад»
отдел образования Шемонаихинского района»
Программа
психологического тренинга
«Гармонизации доверительных отношенийк себе и другим у учителей».
составила:
педагог-психолог Болтовская Н.А.
Декабрь, 2015 г.
В доверии, конечно, необходима осторожность,
но более всего она необходима в недоверии.
Й. Этвеш
Введение.
В тоталитарном обществе проблемы доверия не вызывали интереса исследователей и потому не изучались ни одной из гуманитарных наук. И тому есть весьма весомые основания. При тоталитарном режиме отношения на всех уровнях регламентируются и контролируются государством, и для доверия практически не остается места, так как отношения в обществе большей частью регламентированы ролевыми предписаниями и позициями. Поэтому названной проблеме остается скромная роль присутствия лишь в семейных и некоторых видах межличностных отношений, типа отношений дружеских. Таким образом, доверие как научная проблема могло лишь «просачиваться» в те «зазоры» отношений между людьми, которые невозможно было регламентировать.
По мере становления гражданского общества, основанного на идеалах демократии и либерализма, изучение этого явления становится все более актуальным, так как постепенно доверие становятся тем единственным «капиталом», на котором такое общество только и можно построить.
Итак, доверие называют “социальным капиталом” и “скрепами общества”, показывая исключительную важность этой неуловимой, неосязаемой составляющей человеческой жизни.
Именно «доверие пронизывает человеческую жизнь как индивидуальную, так и общественную. Без него немыслимы и самые элементарные, и самые сложные социальные явления. Оно кажется простым, понятным и незаметным, как дневной свет. Его замечают только тогда, когда становится «темно». Никакие контракты, законы не в состоянии предусмотреть все возможные повороты жизни.
Анализ показывает, что осмысление феномена доверия невозможно без принятия во внимание двухполюсности изучаемого явления, включенного в целостный процесс взаимодействия человека с миром, что соответствует методологии, принятой в отечественной психологии и связанной с именами Л.С.Выготского А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Под двухполюсностью доверия понимается одновременная обращенность человека в себя и в мир. Другими словами, для того, чтобы целостно понять явление доверия необходимо изучать не только как человек доверяет другим, но и как он при этом доверяет себе самому.
В целом доверие, понимаемое как двухполюсная установка-отношение, выступает средством гармонизации отношений человека одновременно с миром и с самим собой. Поиск конкретных средств и методов обучения и развития оптимального соотношения доверия, как себе, так и миру, является важной социальной и практической задачей.
Предлагаемый тренинг направлен на повышение доверия к себе и другим у учителей, как основы гармонизации межличностных отношений и самой личности в целом.
Цель: достижение гармоничных межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Задачи:
Формирование эмоционально-позитивной, психологической атмосферы в коллективе;
Активизация и укрепления доверия педагога к членам коллектива;
Осознание разных моделей в общении взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение;
Развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии.
Необходимые материалы: «радуга настроений» на ½ листе ватмана, иголочки, карточки-бейджи, ножницы, ручки, листы бумаги, карточки в виде различных фруктов, веселая музыка.
Основные принципы (правила), на которых основан тренинг:
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Принцип всеобщей включенности или активности. Этот принцип предполагает, что во всех упражнениях у каждого участника своя роль. В любой процедуре все являются активными деятелями.
«Искренность и открытость». Этот принцип позволяет запустить механизмы самосознания и межличностного взаимодействия.
Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии.
ХОД ТРЕНИНГА
Педагог-психолог:
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Игра «Найди пару» (раздать овощи, фрукты)
Участникам предлагается найти себе пару. Каждому участнику раздаются карточки в виде фруктов. Педагоги должны найти свою пару.
1 этап.
Упражнение Имена и качества
Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга.
Время: 3 — 10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы: 4 — 20 человек.
Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор — веселый».
Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор — веселый, а я Александр — активный».
Каждый последующий участник повторяет все, что сказали за него, и добавляет информацию о себе.
Обсуждение. Не требуется.
Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованы и могут говорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по принципу «снежного кома», где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что групп обязательно их поддержит и подскажет, если они вдруг забудут что-то.
2 этап Разогрев
Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)
Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.
Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.
Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.
Вопросы для обсуждения:
Что вы сейчас чувствуете?
Что вам больше всего понравилось?
Трудно ли вам было выполнять упражнение?
3.этап Творческие задания
Разминка. Игра «Малекулы».
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Игра «Найди пару» (раздать овощи, фрукты) – результаты игры! Пары!
Упражнение в парах «Елочка»
Обнявшись руками за пояс участники должны нарисовать елку. Другая пара так же обнявших должна эту елку вырезать, третья пара обнявшись за пояс должны эту елку раскрасить карандашами. Выигрывает та команда, что быстрее справилась с заданием
4 этап.
Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Оцените свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас) .
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
5 этап. «Посылка»
Цель— объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.
Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).
6 этап «На доверии»
Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.
1 задание:
Материал: шариковая ручка
Инструкция: выберите себе пару, главное условие которым нужно руководствоваться это рост! Для комфорта и правильности выполнения данного задания.
Встаньте друг против друга на ширине вытянутых рук, в руках у каждого из вас по шариковой ручке, попытайтесь удержать ручку с помощью указательного пальца (показ), сделайте круговые движения.
2 задание:
Тоже самое сделайте с закрытыми глазами
3 задание:
Держа ручки попытайтесь присесть и в тоже время делайте круговые движения
4 задание:
Прокрутитесь под рукой. Получилось?
5 задание:
Встаньте к друг другу спиной, так чтоб чувствовать стоящего за спиной. На счет 1 - присядьте на счет 2 - встаньте одновременно.
6 задание:
Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь……
После того как зайдут поблагодарите и скажите, что на этом упражнение закончено. Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех кто не вышел - почему? Как повлияла фраза «доверьтесь мне» на их решение.
7. этап «Чему я научилась» (научился)
Цель: рефлексия
Задание: дописать неоконченные предложения
- Я научил(ась)ся….
- Я узнал(а), что….
- Я был(а) удивлен(а) тем, что…..
- Мне понравилось,………
- Я был(а) разочарован(а) тем, что….
- самым важным для меня было….
- чему научил(ась)ся сегодня…
- что буду использовать в своей работе …
Завершение. Обсуждение по кругу:
«Радуга настроений»!!!
Акция: «Ты очень важен для меня»
Цель акции: Профилактика конфликтов и активизация ресурсов сообщества (активизация личных ресурсов людей)
Задачи: 1. научить открыто говорить о своих чувствах.
2. научить творить добро
Ожидаемый результат: предотвращение конфликтных ситуаций, улучшение взаимоотношений, развитие толерантности, рост взаимопонимания среди учащихся.
Проблема: неумение выразить словами свои чувства, недостаток общения в семье, в классе.
Целевая группа (для кого проводится акция?): любые возрастные категории
Ресурсы(кто и что потребуется для реализации поставленной цели):
кто — человеческие ресурсы (волонтёры, каждый здравый человек)
что — материальные ресурсы (зелёная ленточка, заколка);
— материально-технические;
— информационные;
— организационные.
Команда— группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения друг друга, и разделяющие ответственность за достижение конечных результатов.
Акция позволяет почувствовать людям свою значимость, в очередной раз вспомнить о тех, кто дорог им, вспомнить о близких и любимых людях.
Эта акция охватывает большое количество людей, она активизирует сообщество и это приводит к положительным результатам.
В старые времена, когда люди жили племенами, общинами — ссоры и конфликты внутри племени были редкостью. Беду отдельно взятого человека решали совместно. Чем дружнее сообщество, тем более открыты его члены друг другу, тем меньше ссор, тем сильнее отдельно взятая группа.
Акция активизирует сообщество, делает его сплоченнее, дружнее. Она выступает, как профилактика конфликтов и как способ сделать людей ближе друг другу. Она учит людей открыто говорить и о своих чувствах, открыто дарить тепло и любовь.
Алгоритм проведения акции:
Подготовить ленточки с надписью «Ты для меня очень важен».
Приколоть эту ленточку человеку, который для тебя наиболее значим в жизни (обязательно проговорить), а три остальные ленточки отдать ему в руки для того, чтобы он подарил одну ленточку тому, кто для него самый дорогой человек (обязательно рассказать избраннику об этой акции и попросить его передать две оставшиеся ленточки следующим значимым людям).
Ожидаемый результат — проследить, как маленькая деталь может влиять на людей и сделать их добрее. Акция будет удачной, она поможет изменить не одну жизнь, потому, что каждый участник просто выскажет вслух то, что чувствует.