Программа повышения психолого-педагогической культуры родителей "ШКОЛА И СЕМЬЯ ОТ А ДО Я"
Программа повышения психолого-педагогической культуры родителей "ШКОЛА И СЕМЬЯ ОТ А ДО Я"
В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов, психологов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа повышения психолого-педагогической культуры родителей "ШКОЛА И СЕМЬЯ ОТ А ДО Я" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей «Надежда»
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Программа
повышения психолого-педагогической культуры родителей
ШКОЛА И СЕМЬЯ ОТ А ДО Я
Пояснительная записка
«Воспитание требует терпения...
Но весьма немногие пришли к убеждению,
что, кроме терпения, врожденной способности и навыка,
необходимы еще и специальные знания»
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по укреплению семьи, повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Падение жизненного уровня, включая материальное благополучие, увеличение числа разводов, разлады в семье… Все это отрицательно влияет на психику подростков. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становиться внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Зачастую, родители, занятые решением собственных проблем, упускают самое важное – своих собственных детей.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров, в числе которых социально-культурный. Именно это фактор напрямую зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества. И если рассматривать все стороны развития наших детей, то окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на том или ином возрастном этапе играет СЕМЬЯ, имеющая в своем арсенале достаточно ограниченное количество педагогических и психологических знаний.
В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Практическая работа педагогов с родителями детей в МБОУ лицей «Надежда» реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
Психолого-педагогическое просвещение;
Родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей);
Родительское соучастие в работе педагога и классного руководителя (формирование активной педагогической позиции родителей);
Родительское сотворчество.
Работа с родителями строится на следующих принципах:
Принцип совместной педагогической деятельности семьи и образовательного учреждения;
Принцип сочетания педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
Принцип педагогического внимания, уважения и требовательностик родителям (законным представителям);
Принцип поддержки и индивидуального сопровождения становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
Принцип содействия родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
Принцип опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Цели и задачи программы
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Цель программы:
- Повышение уровня педагогической культуры родителей
Задачи совместной работы с родителями учащихся:
Помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
Развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
Способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологическое просвещение с привлечением различных специалистов.
Основные направления сотрудничества семьи и школы
1.Единство требований к учащимся.
2.Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
3.Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
4.Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, коррекция).
5.Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
6. Профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития.
7.Повышение педагогической культуры родителей.
8. Обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в семье.
9.Различные формы сотрудничества с родителями.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень педагогической культуры способствует формированию и развитию у детей личностных качеств человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
- родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям.
Тематическое планирование
2013-2014гг.
Формы работы
Тема
Целевая аудитория
Сроки
Родительские общешкольные собрания
Жестокое обращение в семье
Октябрь
Учиться с желанием. Возможно или это?
Апрель
Психолого-педагогический практикум для родителей пятиклассников
Школьная адаптация. Праздник и стресс пятиклассника.
5 классы
Сентябрь
Как сохранить у ребенка интерес к школе?
Октябрь
Методы воспитания школьников в семье
Декабрь
С кого брать пример? Роль примера родителей в нравственном воспитании подростков
Март
Классные родительские собрания
Возрастные особенности школьника
6-8 классы
В течение года
Психологическое здоровье наших детей
Влияние родителей на мотивацию учения
Высокие технологии: вред и польза современных гаджетов
Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье
Современные дети и их несовременные родители
Воспитание характера
Правовое воспитание подростка
Мальчишки, девчонки. Союз или противостояние
Агрессия, еѐ причины и последствия
Ступени к будущей профессии
10 класс
В течение года
Проблема отцов и детей в современных семьях
Учимся говорить «Нет!» Советы и рекомендации родителям
Родительские собрания совместно с учащимися
Успешная сдача ГИА – результат ежедневного труда
9,11 класс
В течение года
Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь
Как помочь ребенку успешно сдать экзамены?
Школа родительского просвещения
Единые педагогические требования школы и семьи в воспитании ребенка
5-11 класс
Сентябрь
День открытых дверей
Семейные ценности
5-11 класс
Апрель
Анкетирование
Наказание в семье
5-8 класс
Сентябрь
Уровень педагогической культуры
5, 6 класс
Октябрь
Ваше общение с ребенком
7,8 класс
Январь
Микроклимат в семье
9-11 класс
Март
Индивидуальные консультации
(учителя-предметники, классный руководитель, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе)
5-11 класс
В течение года
Буклеты, памятки, рекомендации
5-11 класс
В течение года
Тематическое планирование
2014-2015гг.
Формы работы
Тема
Целевая аудитория
Сроки
Родительские общешкольные собрания
Права ребенка
Октябрь
ФГОС. Научить учиться
Апрель
Психолого-педагогический практикум для родителей пятиклассников
Школьная адаптация. Камни преткновения.
5 классы
Сентябрь
Формы и методы взаимодействия родителей с педагогическим коллективом
Октябрь
Методы воспитания школьников в семье
Декабрь
Микроклимат в семье – психологический комфорт в классе
Апрель
Классные родительские собрания
Возрастные особенности школьника
6-8 классы
В течение года
Проблема взаимоотношений в классном коллективе
Проблемы дисциплины
Развитие познавательной активности
Игры с разумом (привычки и пристрастия)
Воспитание культурных навыков в семье
Родительский авторитет
Трудности в общении с ребёнком и пути их устранения
Ошибки семейного воспитания
Как научить ребенка заботиться о своей безопасности
Ступени к будущей профессии
10 класс
В течение года
Роль самооценки в формировании личности
Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
Родительские собрания совместно с учащимися
ГИА, ЕГЭ без стресса
9,11 класс
В течение года
Профессионалы будущего
(проблемы выбора профессии)
Как помочь ребенку успешно сдать экзамены?
Школа родительского просвещения
Теоретические аспекты проблемы воспитания родителей
5-11 класс
Сентябрь
День открытых дверей
«Возьмемся за руки, друзья!»
5-11 класс
Апрель
Анкетирование
Межличностные отношения в семье
5-8 класс
Сентябрь
Уровень педагогической культуры
5 класс
Октябрь
Эффективность образовательной деятельности лицея
7,8 класс
Январь
Мотивационная сфера старшеклассника
9-11 класс
Март
Индивидуальные консультации
(учителя-предметники, классный руководитель, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе)