kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по формированию и развитию позитивного общения учащихся 1 класса «Вместе весело шагать…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных  особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом. Коммуникативное и эмоциональное развитие играет в жизни детей важнейшую роль. В процессе реализации любой программы педагог-психолог может и должен способствовать развитию и коррекции коммуникативных способностей детей. Данная программа предназначена для проведения развивающих занятий с учащимися 1 класса, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития и построена с учетом возникновения и  преодоления  трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

Она может быть использована в качестве материала для организации воспитательной деятельности в объединениях любой направленности. Занятия по форме проходят с помощью специальных упражнений и ролевых игр. Участники овладевают навыками эффективного общения, получают возможность осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию и развитию позитивного общения учащихся 1 класса «Вместе весело шагать…» »

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Козьмодемьянска»









«Вместе весело шагать…»



Программа по формированию и развитию позитивного общения учащихся 1 класса

















Разработала: педагог-психолог

Сапожникова Светлана Евгеньевна





Козьмодемьянск, 2015

Оглавление.


1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2.Содержание …………………………………………………………………….4

3. Практическая часть……………………………………………………………8

4. Литература…………………………………………………………………….29



























Программа

по формированию и развитию позитивного общения учащихся 1 класса.

«Вместе весело шагать…»



Пояснительная записка.

Актуальность.

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом. Коммуникативное и эмоциональное развитие играет в жизни детей важнейшую роль. В процессе реализации любой программы педагог-психолог может и должен способствовать развитию и коррекции коммуникативных способностей детей. Данная программа предназначена для проведения развивающих занятий с учащимися 1 класса, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития и построена с учетом возникновения и преодоления трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

Она может быть использована в качестве материала для организации воспитательной деятельности в объединениях любой направленности. Занятия по форме проходят с помощью специальных упражнений и ролевых игр. Участники овладевают навыками эффективного общения, получают возможность осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.


Нормативные документы для разработки программы

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

- ФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года










Содержание

Цель: научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи:

-Формирование позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки

-Снижение уровня школьной тревожности

-Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

-Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД

-Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

-Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

Сроки реализации программы:

С 2011-2015 г. (4учебных года 135 учебных часов)

Возраст: 6 – 8 лет.

Планируемые результаты и формы контроля.

  • Низкий уровень тревожности

  • Высокая и нормальная самооценка

  • Позитивное отношение к себе и своей личности

  • Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами

  • Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

Умение осознавать требования учителя и соответствовать им

Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами

Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы

Умение общения и достойного поведения с одноклассниками

Навыки коллективной деятельности.

Формы контроля:

Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Кактус, несуществующее животное, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»).

Наблюдение и ведение индивидуальных карт.


Основные технологии в воспитательной работе:

Личностно-ориентированная технология, ставящая в центр воспитательной работы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

- Технология игровой деятельности, позволяющая сформировать мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры).

- Технология сотрудничества.

- Ситуация развития личности.

- Ситуация успеха.

- Тренинг общения.

- Технология работы с группой на начальном этапе.

- Технология художественно-творческого развития.

Все технологии используются комплексно с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.


Методы работы

  • Ролевая игра.

  • Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений

  • Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.

  • Разрешение в игре своих проблем.

  • Выражение подавленных потребностей.

  • Рисуночные методы. Арт-терапия.

Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей

и состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.

Групповое обсуждение

Дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции.

Когнитивные методы

Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.

Интерактивные методы и разминки

Игры имеют целью налаживание коммуникаций, адекватное ситуации выражение агрессии и позитивных эмоций. Доверие, формирование позитивной самооценки, межличностное взаимодействие, спонтанное мышление… Подобные игры необходимы для улучшения взаимодействия

между всеми членами группы, поднятия уровня активности группы.


Педагогические средства.

Специально организованная среда

Специально организованные занятия.

Физкультминутки. (дыхательная гимнастика, арт-терапия)

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, слушание музыки Моцарта)

Работа с книгой.

Инсценировки

Диагностика и контроль.

Формы работы.

Беседы и дискуссии

Игры

Релаксационные упражнения

Работа с книгой


Структура занятий

1. Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо истории.

3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

4. Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной целью).

5. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы.

6. Заключительная часть — расслабляющие упражнения. Методы и средства результативности программы.

Основные компоненты работы

Психологический - коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.

Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

Социальный – помощь в социальной адаптации ребенка.























Практическая часть.

Занятия проводятся еженедельно в 1-х классах. В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.

На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.


Необходимые материалы

Бумага — толстый альбом или набор бумаги для чертежных работ каждому ребенку; несколько листов ватмана (на всех); примерно один рулон обоев (3 куска по 3 м);

гуашь — 1 коробка на 3-х детей;

кисти — на каждого ребенка;

цветные карандаши — на каждого ребенка;

папка для работ — каждому ребенку.


Музыкальное обеспечение

Записи с классической, романтической, ритмичной музыкой.


Работа с рисунком

Особенность данной работы состоит в том, что ребенок после окончания рисования дает своей работе какое-то название и рассказывает о ней. После этого этапа всегда следует другой: «Как ты думаешь (чувствуешь), можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Давай попробуем... Тебе нравится? Ты все сделал так, как хотел? Что получилось, а что — нет?» То есть психолог организует деятельность ребенка как движение к позитивному изменению, осознанию и созданию целостности.

Кроме того, эта работа строится так, чтобы от рисования «в одиночку» была возможность на следующем этапе взаимодействовать в парах, тройках, а потом — и всей группой, что способствует развитию общения, умения договориться и организовать общую деятельность, саморегуляцию.






Темы занятий

I. Образ «Я». Развитие самовосприятия и самоощущений.

Занятие 1. Имя. Рисунок на тему «Я и мое имя».

Занятие 2. Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям и другим членам семьи. Рисунок на тему «Моя семья».

Занятие 3. Взросление. Рисунок на тему «Я сегодня и Я взрослый».

Занятие 4. Секреты. Рисунок на тему «Мои ужасные и прекрасные секреты».

Занятие 5. Развитие образа «Я». Самооценка. Рисунок на тему «Настроение».

Занятие 6. Различение эмоциональных состояний радости, грусти, обиды, удивления, страха. Рисунок на тему «Лицо Маши».

Занятие 7. Как мы познаем мир? Развитие ощущений и восприятий.

Занятие 8. Сны и сновидения. Рисунки снов.

Занятие 9. Праздник волшебников и фантазеров. Рисунок на тему «Кляксография».

II. Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Занятие 10. Я и мои друзья. Рисунок на тему «Я в детском саду».

Занятие 11. Когда и почему ты ссоришься со своими друзьями и родными? Рисунок (в паре) на тему «Дружба двух цветов».

Занятие 12. Когда ты боишься и что с этим делать? Рисунок на тему «Чего я боюсь?»

Занятие 13. Когда ты боишься и что с этим делать? (Продолжение.) Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь?»

Занятие 14. Чудесный город. Рисунок (групповой) на тему «Город вашей мечты».

Занятие 15. Подарки и сюрпризы. Рисунки подарков к Новому году.


I. Образ «Я». Развитие самовосприятия и самоощущений

Занятие 1

Имя. Рисунок на тему «Я и мое имя»

Введение

Ведущий делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

«Однажды в магазин «Овощи-фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами. Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой-то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду постоял, а потом — чебурах! — и упал с прилавка на стул, а со стула — на пол.

— Фу ты, чебурашка какой! — сказал продавец.

Зверек открыл глаза и огляделся.

— Ты кто? — спросил его продавец.

— Не знаю...

— А как тебя зовут?

— Не знаю...

— Может, ты медведь?

— Не знаю...

— Ну ладно! Тогда тебя будут звать Чебурашка.

Так у Чебурашки появилось имя. И у каждого человека есть собственное имя».

Дискуссия

Дети работают с вопросами.

Бывают ли люди, у которых нет имен?

А для чего нужны имена?

А кто еще имеет имена?

Упражнение «Имена»

Ведущий. Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут Елена Владимировна. А как вас зовут?

Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!» – хором назовем каждый свое имя!

Дети выполняют задание.

У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям часто дают двойные или даже тройные имена: считается, что так у ребенка будет не один ангел-хранитель, а несколько.

Игра-разминка. «Цветочек»

Упражнение «Зеркало»

Ведущий просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь?», «А видишь ли ты свое имя?»

После ответа ведущий делает вывод:

Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит, это тоже наша часть, хотя и невидимая.

Упражнение «Ласковое имя»

Ведущий просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.

Рисунок «Я и мое имя»

Дети рисуют на специальных тонированных разноцветных листах, которые готовит ведущий, а ребенок выбирает тот цвет, который ему нравится.

После выполнения задания следует обсуждение, затем дети имеют возможность дорисовать то, что хочется.

Звучит музыка В.А. Моцарта

Занятие 2.

Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям и другим членам семьи.

Рисунок на тему «Моя семья».

Введение

Разогрев — упражнение «Хором назовем свое имя».

Создание проблемной ситуации

Ведущий. Ребята! Сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил-был мальчик, который был один-одинешенек на свете. И никого-то у него не было — только он...»

Но потом, дойдя до этого места в сказке, я подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?» Как вы считаете?

А у вас есть кто-нибудь родной?

Как мы называем одним словом этих людей?

Дискуссия

Дети работают с вопросами.

Что такое семья?

У всех ли людей есть родители, семья?

Хорошо или плохо, что у человека есть семья?

А зачем человеку семья?

Как относятся к своим детям родители?

А дети к родителям?

После дискуссии ведущий делает вывод: семья — это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители очень любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.

Игра-разминка « Набежали тучки»

Рисунок на тему «Моя семья»

Ведущий. А теперь давайте выберем тот цвет, который больше всего подходит к тому чувству, какое возникает у вас, когда вы думаете о своей семье.

Возьмите губки и затонируйте этим цветом лист.

Пока лист сохнет, давайте поиграем.

Игра «Верно — не верно!»

Ведущий. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

Семья — это все мои друзья и знакомые.

Семья — это я.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка — это мама моей мамы.

Дедушка — это папа моего папы.

Семья — это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка — это мои родители.

Я — дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Ведущий. Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья. Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью на разноцветных листочках.

Дети рисуют на тему «Моя семья».

Звучит музыка В.А.Моцарта.

После чего следует обсуждение

Занятие 3.

Взросление.

Рисунок на тему «Я сегодня и Я взрослый»Введение

Разогрев — упражнение «Назови свое имя».

Создание проблемной ситуации

Ведущий. Сегодня я хотела рассказать вам сказку о том, как одна девочка очень хотела стать взрослой. Вы не знаете, почему дети хотят скорее стать взрослыми?

Ответы детей.

Вот и Маленькая девочка скорее хотела стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю.

Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и стала смотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...

Как вы думаете, что она увидела?

Ответы детей.

«Нет, — решила Маленькая девочка, — одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед! Надо и мне приготовить обед!» – И она живо принялась за дело.

Но — странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картошка — чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ... «Нет, — решила Маленькая девочка, — папе такой обед вряд ли понравится!»

И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор. Когда она спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой. Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады!»

И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, — подумала девочка, — я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!» – И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя так, как взрослая».

Дискуссия

Ведущий. Ребята, давайте вместе подумаем, когда человек взрослеет? Для этого вы должны поднимать обе руки вверх, если согласны со мной, и не поднимать — если не согласны.

Игра-разминка. Слушайте.

Человек взрослеет, когда...

Разговаривает только со взрослыми.

Пытается потянуться, чтобы стать выше.

Одевается, как взрослый.

Играет с теми, кто старше.

Смотрит кино для взрослых.

Сам за собой ухаживает: убирает постель, накрывает на стол, раздевается и одевается.

Сам задумывает дело и сам за него отвечает.

А можно ли стать взрослым сразу?

А можно быть очень молодым и в то же время взрослым?

А наоборот?

Игра «Взрослый человек — это...»

Ведущий. Сейчас я буду по очереди кидать мячик, а вы, когда поймаете его, должны дополнить мое предложение: «Взрослый человек — это...» Например, я бросаю мяч Оле и говорю: «Взрослый человек — это...» Оля отвечает: «Тот, кто заботится о других» – и бросает мяч обратно мне. Понятно? Приступаем к игре.

Рисунок на тему «Я сегодня и Я взрослый»

Звучит музыка В.А.Моцарта

После выполнения задания, дети обсуждают рисунки.

Занятие 4.

Секреты. Рисунок на тему «Мои ужасные и прекрасные секреты»

Введение

Инсценировка.

Однажды в лесу встретились два слоненка. Они были знакомы между собой и поэтому, поздоровавшись, сразу завели разговор.

– Послушай, — сказал розовый слоненок, — мы с тобой давно друзья, а я не знаю, где ты живешь и как зовут твою маму.

— А ты приходи в гости — и сам обо всем узнаешь! Это не секрет! — отвечает ему зеленый слоненок.

— Хорошо! Сегодня мы можем сходить в гости к тебе, а завтра — ко мне! – обрадовался розовый слоненок. – Я обязательно приготовлю что-нибудь вкусненькое и покажу новую игру.

— Лучше расскажи прямо сейчас, что это за игра, мне так не терпится узнать! — сказал зеленый слоненок.

— Нет! Тогда тебе будет ни чуточки не интересно. Это — секрет! — ответил ему розовый слоненок.

— Да, жаль, что это секрет, но ничего не поделаешь, придется потерпеть до завтра!

Дискуссия

Ведущий. Вот такой разговор мы нечаянно услышали на лесной тропинке.

Разминка «Надувайся пузырь»

Далее ведущий задает вопросы.

Ребята, а что это такое — секреты?

Для чего они нужны?

А у вас есть секреты?

А как надо относиться к чужим секретам?

Игра «Бывает — не бывает»

Ведущий. Сейчас я буду рассказывать о детях, которые говорили о своих секретах, а вы должны хором отвечать, бывает так или не бывает.

Галя сказала: «У меня есть секретная мысль, и никто, кроме меня, ее не узнает!»

Саша сказал: «У моей кошки есть секрет, но она никому не говорит о нем».

Валя сказала: «Мой секрет в том, что неизвестно, есть у меня секрет или нет!»

Сережа сказал: «У всех людей есть секреты».

Аня сказала: «Секреты бывают большие и маленькие, прекрасные и ужасные».

Рисунок на тему «Мои ужасные и прекрасные секреты»

Ведущий. Ребята, перегните, пожалуйста, свои листы пополам и на одной половине листа нарисуйте свой ужасный секрет, а на другой — свой прекрасный секрет. Но никому не говорите, где у вас ужасный, а где прекрасный!

Когда вы нарисуете, покажите рисунки своим соседям и предложите им угадать, где у вас какой секрет.

Звучит музыкаВ.А. Моцарта.

После выполнения задания следует обсуждение.

Занятие 5.

Развитие образа «Я». Самооценка. Рисунок на тему «Настроение»

Введение

Разогрев — упражнение «Дождик».

Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.

Ведущий. Набежали тучки, и пошел дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще... Настоящий ливень!

Упражнение «Какой из человечков тебе более симпатичен?»

Ведущий показывает детям крупные рисунки с изображением различных эмоциональных состояний , побуждает детей называть эти состояния вслух.

Далее следует работа с вопросами и заданиями.

А каким ты бываешь чаще всего?

Нарисуй такое же лицо или выбери и запиши нужную цифру, она есть на каждом рисунке.

А какое у тебя лицо, когда ты:

— приходишь в школу,

— находишься в школу,

— находишься дома,

— уходишь из школы.

В результате работы на листочке у детей получаются пять изображений или отметок в виде цифр. Место для каждого изображения отводится заранее так: ребята под руководством ведущего перегибают свой листочек на четыре части. Рисунок на тему «Какой я бываю чаще всего» делается с одной стороны, а четыре других рисунка — с другой, каждый в своей четверти.

Упражнение на самооценку «Волшебные дома»

(Разработано И. Вачковым, упоминается в книге: Вачков И.В. Психология для малышей. М., Педагогика-Пресс, 1996.)


Дети точно так же, как в предыдущем упражнении, перегибают лист и получают четыре части.

Ведущий. В Волшебной стране живет замечательный маг и чародей — Старый Волшебник. У него есть три замечательных дома: Дом Доброты, Дом Ума и Дом Силы.

Ведущий показывает детям домик, состоящий из пяти этажей.

Представьте, что это — Дом Доброты. На верхнем этаже живут самые добрые люди, на нижнем — те, у кого доброты меньше всех. Расселением в этом доме ведает Старый Волшебник. Подумайте, на какой этаж он поселит тебя? А твоих друзей?

По ходу выполнения задания ведущий договаривается с детьми, как ребенок будет изображать себя и своих друзей.

А теперь нарисуйте в других частях еще два таких же дома. Это будут у нас Дом Ума и Дом Силы. Куда бы поселил вас Старый Волшебник в этих домах? Нарисуйте свой знак на нужном этаже. А куда бы поселил ваших друзей? Нарисуйте нужные знаки.

Дома можно рисовать и цветными, об этом тоже заранее необходимо договориться с детьми.

Игра-разминка «Надувайся пузырь»

Рисунок на тему «Настроение»

Тонирование листа гуашью. Цвет и интенсивность тонирования определяются самим ребенком.

Рисуют дети под успокаивающую музыку, позволяющую углубиться в свои чувства и ощущения. Звучит музыка В.А. Моцарта.

Занятие 6.

Различение эмоциональных состояний радости, грусти, обиды, удивления, страха. Рисунок на тему «Лицо Маши»

Введение

Разогрев — упражнение «Дождик» (см. предыдущее занятие).

Игра «Кукла Маша»

Ведущий приносит мягкую тряпичную куклу, у которой нет лица.

Ведущий. Ребята! Смотрите, какую куклу мне принесли! Сказали, что зовут ее Маша, но мне так и не удалось с нею познакомиться. А почему, кто догадался?

Ответы детей.

Правильно, ведь у Маши нет лица! Наверное, очень было бы радостно, если бы мы с вами придумали и нарисовали ей лицо!

Далее дети работают с вопросами и заданиями.

А какими бывают лица?

Что они могут выражать?

Давайте я вам буду показывать картинку, а вы постараетесь изобразить такие же чувства и эмоциональные состояния.

Как вы считаете, какое бы лицо хотелось иметь Маше? Давайте достанем наши «настроения» с прошлого занятия и нарисуем на них Машино лицо.

Игра-разминка. «Цветочек»

Рисунок на тему «Лицо Маши»

Дети рисуют лицо Маши с изображением на нем различных эмоциональных состояний.

После выполнения задания следует обсуждение рисунков и выбор самого лучшего для Маши лица. Звучит лёгкая музыка.

Занятие 7.

Как мы познаем мир? Развитие ощущений и восприятий

Введение

Разогрев — игра-песенка «У дяди Отто семь сыновей».

Ведущий и дети в кругу поют песенку и выполняют движения, причем каждый куплет сопровождается одним новым движением: напряжением поочередно мышц ног, затем рук и шеи.

Дискуссия

Ведущий. Все мы каким-то образом узнаем, что происходит вокруг нас. Иными словами, все мы познаем окружающий мир.

А как мы это делаем?

Дети. Смотрим, слышим, трогаем, нюхаем, лижем...

Ведущий. Да, все это- наши ощущения. У каждого ощущения есть свой дом, свой орган. Глаза нам дают ощущения зрительные, но- обонятельные, язык -вкусовые, уши- слуховые, тело, кожа - осязательные.

Вот мы сейчас и посмотрим, знаете ли вы свои органы чувств.

Игра-разминка Дождик»

Игра «Найди дом»

Ведущий. Я буду называть ощущения, а вы – показывать рукой, где у них «дом», то есть к какому органу чувств они относятся.

Как мы узнаем, что вода горячая?

Какого цвета небо?

Какой запах горячей сосиски?

Какой цвет травы ночью?

Есть ли камень в ботинке?

Кто выше ростом?

Мягкая ли постель?

Где тикают часы?

Далеко ли находится дом?

Где вершина елки?

Какое печенье?

А как вы думаете, какой орган чувств самый важный для человека?

Дети. Глаза.

Ведущий. Да, очень во многих случаях нам помогают глаза. Мы видим цвет, форму, размер или величину, протяженность, движение и многое другое.

Игра «Назови по 3 предмета»

Ведущий. Сейчас я буду называть признак, а вы быстро-быстро должны назвать по три предмета, которые имеют этот признак.

Признаки:

Находятся высоко.

Круглые.

Треугольные.

Желтые.

Красные.

Квадратные.

Зеленые.

Прямоугольные.

Белые.

Находятся далеко.

Ребята, что нам помогало в этой игре?

Ответы детей.

Игра «Волшебный мешочек»

Дети по очереди с закрытыми глазами находят в мешочке предметы и на ощупь пытаются определить, что это такое.

Игра «Угадай»

Ведущий называет различные признаки предметов, а дети по ним отгадывают, что это за предмет.

Звучит лёгкая музыка. Релаксация.


Занятие 8. Сны и сновидения. Рисунки снов

Введение

Разогрев — упражнение «Дождик»

Создание проблемной ситуации

Ведущий. Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами говорили о...

Ответы детей.

Правильно, об органах чувств и ощущениях. Сегодня я бы хотела побеседовать с вами о снах и сновидениях.

В это время ведущий делает вид, что в сумке кто-то шевелится. Затем из сумки выбирается зверек (мягкая игрушка из кукольного театра, надетая на руку ведущего, например попугай).

Попугай. Ой! Как я вовремя проснулся! Здравствуйте! Я тоже уж-жасно люблю поспать и уж-жасно люблю поговорить о снах!

Ведущий. Ты что-то хотел спросить у ребят?

Попугай. Да! Ребята, а какие у вас бывают сны — черно-белые или цветные?

Ведущий. Сны — это же не телепередачи, Кивушка!

Попугай. А мне снятся и цветные и черно-белые сны! Я вообще-то люблю поспать! А вы?

Ведущий. Не все люди одинаковы и спят все по-разному!

Попугай. Поднимите руки те, кто быстро засыпает вечером и может утром быстро проснуться и встать. Вы знаете, что таких людей зовут «жаворонки»?

Дети поднимают руки.

Ведущий. А тех, кто долго не засыпает вечером и долго и трудно встает утром, как же называть?

Попугай. Вот! Вы не знаете, а я знаю! Их называют «совы». Поднимите руки, кто из вас «сова».

Дети поднимают руки.

Ведущий. Ну вот! Мы и разделились на команды: «жаворонки» — те, кто рано ложатся и рано встают; «совы» — они поздно засыпают и долго любят поспать утром. У «жаворонков» эмблемой будет Солнце, а у «сов» — Луна (месяц). А теперь — посоревнуемся!

Задание 1

Ведущий. Сядьте друг против друга. Посмотрите внимательно на своего партнера. Закройте глаза и сделайте вид, что вы заснули... А теперь до кого я буду дотрагиваться, тот «не просыпается» и говорит:

какая рубашка (платье) у партнера,

какого цвета глаза,

какие волосы и т.д.

По очереди выступают обе команды. Чем больше правильных ответов, тем больше очков у команды.

Задание 2

Ведущий. Придумайте какое-нибудь чувство или эмоциональное состояние и покажите его партнеру, но не называйте его. Если он отгадает, значит, вы хорошо изобразили и вам присуждается одно очко!

По очереди дети в парах выполняют задание, а ведущий и воспитатель ведут счет очкам.

Попугай. Вы тут все играли-играли, а мне так и не сказали, почему надо спать.

Ответы детей.

А почему снятся сны? А сны только у нас в голове, это мысли или они случаются на самом деле?

Ведущий. Кивушка, сны — это действительно наши мысли. Иногда сны бывают связными, иногда — нет, иногда долгими, а иногда краткими. Иногда страшными, а иногда веселыми.

Попугай. Да... У вас небось много всяких снов в голове! Да только я их не смогу увидеть!

Ведущий. Ребята, может быть, порадуем Кивушку, расскажем ему о наших снах? Только рассказывать о них будут наши друзья — краски и кисточки. Пусть каждый вспомнит свой самый хороший сон и нарисует его для Кивы.

Попугай. А я пока посмотрю свой любимый сон по-настоящему! (Забирается в сумку и засыпает.)

Ведущий (тихо). Давайте пожелаем Киве спокойного сна и хороших сновидений.

Рисунки снов

Под спокойную музыку В.А. Моцарта дети рисуют свои сны.

Занятие 9.

Праздник волшебников и фантазеров. Рисунок на тему «Кляксография»

Введение

Разогрев — упражнение «Дождик»

Создание проблемной ситуации

Ведущий. Представьте, ребята, что мы все оказались в сказочной стране, где живут волшебники. А волшебники всегда фантазеры. А еще какие они, волшебники?

Ответы детей.

Послушайте стихотворение:

Сапожник починяет нам ботинки,

А плотник — табуретку и крыльцо.

Но только у волшебника в починке

Светлеют наши мысли и лицо!

Какая сложная работа:

Счастливым сделать хоть кого-то!

На миг удачу принести,

От одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти!

Правильно, волшебники добрые, великодушные и скромные. А мы могли бы быть хоть чуточку волшебниками? Помните, в фильме «Золушка» маленький паж говорит: «Я не волшебник, я только учусь!»? Давайте поиграем в игру, в которую обязательно играют все начинающие волшебники.

Игра «Сочинение сказки»

Ведущий объясняет детям правила игры.

Ведущий. Я скажу предложение и передам мячик соседу. Он должен добавить к предыдущему высказыванию свое, связанное с ним по смыслу.

Вы ведь знаете, что все волшебники иногда делают самые необычные и неожиданные вещи. Вот и нам нужно связать в своей сказке два совершенно не связанных предложения: начинаться наша сказка будет словами: (I вариант) «Однажды по улице проехал грузовик...», а заканчиваться: «Поэтому у Деда Мороза зеленая борода»; (II вариант) «Мама купила в магазине рыбу...» и «Поэтому вечером пришлось зажигать свет».

Игра-разминка « Надувайся пузырь»

Рисунок на тему «Кляксография»

Ведущий. А теперь, ребята, давайте попробуем стать уже совсем настоящими волшебниками. Мы будем творить чудо! Как? Сейчас узнаете! Мы возьмем разноцветную тушь, наберем ее в трубочку для коктейля и выпустим тушь на лист бумаги. Смотрите, что у меня получилось! Да, ужасная клякса! Сделайте на своем листе такую же!

Дети выполняют задание.

Совсем одинаковых клякс ни у кого не получилось. Все кляксы разные, похожих друг на друга нет! У одной — рожица очень сердитая, у другой — не очень. Но ведь это и неудивительно: не очень-то весело жить на свете кляксой!

Давайте придумаем, чем бы порадовать наших клякс. Ой! Мне кажется, что моя клякса немного похожа на кошку. А кошкой лучше быть, чем кляксой? Конечно! Ну-ка, превратим мою кляксу в кошку! А поможет нам в этом волшебная палочка — кисточка.

Теперь и вашим кляксам захотелось в кого-нибудь превратиться. За работу, волшебники!

А еще, если кляксы получились жирные и мокрые, можно раздувать трубочкой тушь по бумаге, вот так! И превращение кляксы начинается!

После выполнения задания дети обсуждают рисунки и придумывают к ним названия.

Звучит лёгкая классическая музыка.


II. «Я и другие». Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Занятие 10

Я и мои друзья. Рисунок на тему «Я в школе»

Введение

Разогрев — упражнение «Дождик»

Дискуссия

Ведущий. Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто-часто — настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям!

Далее дети отвечают на вопросы.

А одна капелька смогла бы это сделать?

А один человек может прожить на свете?

А если у него есть друзья и близкие?

А как вы думаете, кому легче и интереснее жить — человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему?

Что такое дружба?

Чем она помогает людям?

Каким нужно быть, чтобы с тобой хотелось дружить?

А каким — не нужно?

А у вас есть друзья? Какие они?

Расскажите о себе и друзьях в рисунке.

Рисунок на тему «Я в школе»

Цели рисования: диагностические (восприятие ребенком своего положения в классе, эмоциональное состояние ребенка).Звучит лёгкая классическая музыка.

Называние и обсуждение рисунков.

Релаксация

Занятие 11.

Когда и почему ты ссоришься со своими друзьями или родными? Рисунок на тему «Дружба двух цветов»

Введение

Разогрев — упражнение «Шум растет».

Ведущий. Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, чем-то она похожа на игру «Дождик», но «разговаривать» будут теперь не ваши ладошки, а ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж!!!» Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!

Дискуссия

Ведущий рассказывает детям о том, что у всех людей в мире иногда бывают ситуации, когда они ссорятся со своими родными или друзьями. В этот момент им бывает очень грустно, обидно, иногда они даже сердятся на других и задают вопросы:

Нужны ли ссоры?

Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?

А тот, с кем он поссорился?

Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?

А что сделать, чтобы их стало меньше и они не были такими уж серьезными?

А как можно помирить двух поссорившихся друзей?

Дети вспоминают детские шуточные «мирилки», например: дети цепляют друг друга за полусогнутые мизинцы и говорят: «Мирись, мирись, мирись — и больше не дерись! А если будешь драться, то я начну кусаться!»

Ведущий поясняет шуточный характер «мирилки» и предлагает детям вспомнить или придумать другие варианты.

Игра «Ругаемся овощами»

(Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.)

Ведущий. Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приручить». Как? А вот как!

Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова; остались лишь слова — названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т.д.). И вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи».

Ведущий выбирает на эти роли два ребенка, которые разыгрывают сценку.

— Капуста!

— Сам ты капуста зеленая!

— А ты — огурец!

— А ты — редиска!

— А ты — помидорище!

Затем ведущий интересуется у них, легко ли так ругаться. Что почувствовал каждый? Возникла ли охота кричать и ссориться? Игра повторяется несколько раз с разными участниками.

Игра «Ласковые слова»

Ведущий. Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова.

Давайте встанем в круг и по очереди будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он — своему и так — по кругу.

Далее дети отвечают на вопросы.

Вам понравилось играть в эту игру?

Какие слова были самыми приятными?

Что труднее — произносить обидные слова или приятные?

А что приятнее слышать?

Затем ведущий подводит итоги занятия, обобщая ответы детей.

Рисунок на тему «Дружба двух цветов»

Ведущий. Ребята, я хочу рассказать вам историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили-были на свете два цвета — желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хотел уступать желтому цвету.

Так они и жили, споря друг с другом, кто же из них важнее.

— Я самый важный, ведь солнце и то такого же цвета, как я!

— Нет, самый важный я! Смотри — и небо синее, и море синее. Без меня не обойтись!

Вот так спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал желтый и синий цвет.

Так родился зеленый цвет, а из него — трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава — все разноцветное!

А желтый и синий поняли, что были они не правы, что каждый из них хорош по-своему и что если они будут дружить, появится зеленый цвет, а без него теперь никто уже не сможет обойтись!

Вот и мы, ребята, постараемся подружить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный — и посмотрим, чем их дружба нас порадует.

Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один цвет, о котором я только что говорила. После этого начнем раскрашивать лист — каждый со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к серединке листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет должен соединиться с цветом вашего партнера, вы должны подружить свои цвета, так чтобы середина листа у вас приобрела какой-то третий цвет.

Звучит музыка В.А.Моцарта.

После выполнения задания следует обсуждение.

Занятие 12.

Когда ты боишься и что с этим делать? Рисунок на тему «Чего я боюсь?»

Введение

Разогрев — упражнение «Дождик» или «Шум растет».

Дискуссия

Ведущий рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.

А с вами, ребята, такое случалось?

А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?

А как вы смогли победить свой страх?

Можно ли вообще ничего не бояться?

Для чего же страх иногда бывает нужен?

А как сделать так, чтобы бояться меньше?

Кто может в этом помочь?

Вы можете рассказать о своем страхе?

А показать, как вы боялись?

Рисунок на тему «Чего я боюсь»

Ведущий. Ребята! Вы точно показали, как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других?

Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились... Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок!

Дети выполняют задание.

А теперь давайте развернем этот лист, разгладим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.

Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.

Обсуждение рисунков. Рассказы детей.

В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.

Игра «Неваляшка»

(Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.)

Необходимое количество участников – трое, желательно, чтобы среди них был взрослый. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки вытянуты вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок снова встречает руки. Покачивание продолжается в течение 2—3 минут.

Хорошо, если в роли «Неваляшки» побывают все дети.

Занятие 13.

Когда ты боишься и что с этим делать? (Продолжение.) Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь?»

Введение

Разогрев — упражнение «Шум растет».

Создание проблемной ситуации

Ведущий просит детей вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии. Дети говорят, что рисовали свой страх.

Ведущий. Да, в самом деле, мы рисовали свои страхи. Когда я собрала эти рисунки, то решила, что навсегда избавлю вас от них, сожгу, а пепел выброшу. Но странное дело! Рассмотрев эти «страшилки», я вдруг почувствовала, что мне их жаль. Да-да! Представляете, каково им приходится, таким страшным, ужасным и непривлекательным! Никто их никогда, наверное, не любил! Может, поэтому они такими и стали? Как вы считаете?

Позитивное изменение рисунка

Дети работают с вопросами и заданиями.

Ведущий. А может, стоит по-другому на них посмотреть, поколдовать кисточкой или карандашом и жизнь у этих страшилок наладится?Как вы думаете, чего им не хватает? Нарисуйте!

Им лучше? Они рады?

Какими они станут? Нарисуйте!

Теперь они вам больше нравятся?

А страшные они теперь?

Обсудив получившиеся рисунки, дети приходят к выводу, что они совсем не страшные.

Упражнение на сплочение класса, снятие страхов.

Занятие 14.

Чудесный город. Рисунок (групповой) «Город вашей мечты»

Введение

Разогрев — упражнение «Шум растет».

Создание проблемной ситуации

Ведущий. Ну вот, ребята! Как много теперь вы знаете о себе, о своих чувствах, настроениях! А я узнала о вас тоже очень многое — какими вы будете взрослыми и какие вы сейчас; какие сны вам снятся и чего вы боитесь. Я узнала, как вы умеете бороться со своими страхами и как вы общаетесь со своими друзьями, как умеете дружить.

Наверное, самым лучшим подарком для вас было бы путешествие в сказочную страну. Но нам вряд ли удастся туда быстро добраться, а вот придумать ее мы можем прямо сейчас...

Закройте глаза... (Звучит спокойная «волшебная» музыка.) Вы летите высоко-высоко в облаках... Вокруг только небо и мягкий пух, который вы раздвигаете руками... Внизу пока ничего не видно.

Но вот облака рассеиваются, и вы пролетаете над самой замечательной сказочной страной... Вот прямо под вами расстилается Город вашей мечты! Какой он большой и красивый! В нем множество улиц, рек и мостов, парков и дворцов! И в этом городе есть ваш дом, где живете только вы и ваши близкие... Где он? Спуститесь к нему поближе... Рассмотрите его... Правда, он чудесный? Запомните его таким!.. А теперь тихонечко откройте глазки! Вы увидели свой дом? Вам он понравился?

Рисунок на тему «Город вашей мечты»

Ведущий. Наш город, город вашей мечты, мы можем сделать почти реальным, мы можем его нарисовать! У меня есть огромный рулон бумаги, на нем для каждого найдется место, каждый нарисует свой дом таким, каким его запомнил.

Пусть Город станет самым красивым и цветным: пусть вокруг домов цветут цветы и резвятся разные зверюшки. Пусть каждый нарисует то, что очень ему дорого! Ну, за дело, Волшебники!

Звучит лёгкая классическая музыка.

Упражнение на сплочение группы

По итогам занятий обязательно организуется выставка рисунков. Поясняется, что рисунки носят особенный характер, разъясняются цели рисования.

Занятие 15.

Подарки и сюрпризы. Рисунки подарков к Новому году

Введение

Разогрев — упражнение «Шум растет».

Создание проблемной ситуации

Ведущий беседует с детьми о том, что такое подарки, для чего они нужны и какими они бывают, помогает детям определить и обозначить словесно собственные чувства и желания, учит выстраивать иерархию желаний (от несбыточных — до реально достижимых).

Ведущий. Сядьте удобно, расправьте плечи, положите удобно руки... Дышите медленно, почувствуйте, как воздух проходит через нос в легкие... Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Тихо-тихо падает снег... Вы чувствуете, как снежинки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду... Поднимите лицо вверх... Снежинки мягкие и немного холодные... Тихонько похрустывают на морозце деревья... Не слышно ни звука... А теперь мы медленно возвращаемся из сказочного зимнего леса домой. Дома стоит наряженная елка! Скоро Новый год! Скоро праздник, подарки и много гостей! Представьте, что у вас отличное настроение! Откройте глаза!

Дискуссия

Дети работают с вопросами.

Что вы почувствовали, когда мысленно увидели новогоднюю елку?

А кто увидел подарки?

Какие подарки вы видели?

А какие еще бывают подарки?

Вы часто получаете подарки?

А когда вам близкие дарят подарки?

Вам это приятно? Что вы чувствуете?

А что чувствуют те, кто подарил подарок?

Да, подарки приятно не только получать, но и делать.

А что вы говорите тому, кто подарил вам подарок?

Рисунки подарков к Новому году

Ведущий. А теперь давайте помечтаем: представьте, что у вас есть цветик-семицветик, который исполняет все ваши желания. Какое бы из них вам хотелось исполнить больше всего? Пусть каждый подумает о своем заветном желании! Закройте глазки! Подумайте, есть ли у вас такое желание, которое мог бы кто-то осуществить. А теперь представьте, что вы хотели бы получить в подарок на Новый год. Представили? Давайте нарисуем это!

Дети рисуют подарки и называют их, затем следует обсуждение.

Рисунки можно использовать в беседе с родителями как «письма к Деду Морозу» с просьбой о подарке.

Звучит лёгкая классическая музыка.

Заключение.

Работа по программе показала, что дети которые были эмоционально -замкнутыми, малоподвижными, малообщительными и, наоборот, очень подвижными, активными в конце учебного года начинали вести себя иначе. Стали считаться с общественным мнением, прислушиваться к другим ребятам, общаться с ними не только в школе, но и в окружающем социуме. Также данная программа принесла позитивную пользу и работающим учителям. Все это показывает эффективность использования программы в работе, в установлении межличностного общения на основе человеческих отношений, связанную с дефицитом воспитанности и доброты.

Литература

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия Развития, 1997

  2. Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики, 1978

  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996

  4. Лэндрет ГЛ. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная Педагогическая Академия, 1994

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: Сфера, 1996

  6. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. Учебное пособие для ВУЗов — М.: Сфера, 1997

  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков: Фолио, 1997 Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.: Совершенство, 1998

  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, Владос, 1995

29


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сапожникова Светлана Евгеньевна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства