Программа адаптационных занятий с использованием интеграции методов сказкотерапии и изотерапии"Путешествие в сказочный мир"
Программа адаптационных занятий с использованием интеграции методов сказкотерапии и изотерапии"Путешествие в сказочный мир"
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, тревожности.
Такое психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудачи, плачут.
Я считаю, что проблема школьной дезадаптации, может быть решена с помощью сказкотерапевтических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находят адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием. Наиболее эффективна в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации. Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний.
Исходя из этого, мною была разработана профилактическая программа работы с первоклассниками в период их адаптации к школе, с использованием коррекционных сказок М. Панфиловой и нетрадиционных техник рисования.
II Цель и задачи курса «Путешествие в сказочный мир»
Цель программы: создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.
Задачи:
Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Снизить уровень школьной тревожности, создать доброжелательную атмосферу в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа адаптационных занятий с использованием интеграции методов сказкотерапии и изотерапии"Путешествие в сказочный мир"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеокуловская СШ»
Программа адаптационных занятий с использованием интеграции методов сказкотерапии и изотерапии"Путешествие в сказочный мир"
Педагог-психолог
Берсенева Ю.В.
2015
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, тревожности.
Такое психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудачи, плачут.
Я считаю, что проблема школьной дезадаптации, может быть решена с помощью сказкотерапевтических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находят адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием. Наиболее эффективна в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации. Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний.
Исходя из этого, мною была разработана профилактическая программа работы с первоклассниками в период их адаптации к школе, с использованием коррекционных сказок М. Панфиловой и нетрадиционных техник рисования.
II Цель и задачи курса «Путешествие в сказочный мир»
Цель программы: создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.
Задачи:
Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Снизить уровень школьной тревожности, создать доброжелательную атмосферу в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
III Содержание программы
Программа адаптационных занятий с использованием интеграции методов сказкотерапии и изотерапии «Путешествие в сказочный мир» предназначена для работы с детьми 1-х классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на 15 занятий. Данные сказки раскрывают 5 основных тем для первоклассников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью и школьные конфликты, что соответствует разделам программы.
Занятия проводятся периодичностью один или два раза в неделю с группой ребят численностью до 12 человек. Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.
Все занятия из программы имеют свою структуру:
Этап
Характеристика
Цель
1.
Ориентация. Знакомство.
Включение в совместную работу.
2.
Ритуал «вхождения» в сказку.
Создание настроя на совместную работу.
3.
Рассказывание, чтение сказки.
Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
4.
Анализ сказки.
Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя, развитие познавательной активности, стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
5.
Закрепление. Проигрывание сюжета сказки. Использование нетрадиционных техник рисования.
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
6.
Резюмирование.
Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
7.
Ритуал «выхода» из сказки.
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
Программа адаптационных занятия с использованием интеграции методов сказкотерапии и изотерапии «Путешествие в сказочный мир» разделена на пять разделов, у каждого свои цели и задачи.
1 раздел «Адаптация школьников»
Цель: способствует созданию условий для обеспечения эмоционального комфорта, созданию доброжелательной атмосферы в классе.
Содержание раздела:
сказки для школьной адаптации М.А. Панфиловой – «Создание лесной школы», «Игры в школе», «Школьные правила».
Нетрадиционная техника рисования – рисование ладошкой.
2 раздел «Отношение к вещам»
Цель: учит правильному обращению со школьными вещами, адекватному отношению к ним, развитию аккуратности и самостоятельности.
Нетрадиционная техника рисования – рисование ватными палочками.
4 раздел «Отношение к здоровью»
Цель: способствует формированию положительных качеств личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья, формированию эмпатийного, толерантного отношения детей друг к другу.
Нетрадиционная техника рисования – рисование по трафарету.
5 раздел «Школьные конфликты».
Цель: учат детей бесконфликтному общению, воспитывают уважительному отношению к окружающим людям, способствует формированию социально одобряемых форм поведения.
Содержание раздела:
Сказки для школьной адаптации М.А. Панфиловой – «Ябеда», «Спорщик», «Драки».
Нетрадиционная техника рисования – общий рисунок.
IV Формы организации занятий
Программа предусматривает проведение занятий, включающих работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Такая организация работы способствует сплочению коллектива, формированию чувства товарищества, умению работать в группе.
Данная программа помогает учащимся развивать свои творческие способности, навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программа предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
В планирование содержания включена диагностика учащихся в начале и конце года, в ходе, которой изучается эмоциональное состояние ребенка в школе, уровень адаптации учащихся.
V Предполагаемые результаты реализации программы
Под результативностью деятельности понимается достижение такого качества организации деятельности учащихся, которое обеспечивает проявление личностных качеств, обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием.
Результативность и целесообразность работы по программе «Путешествие в сказочный мир» выявляется с помощью диагностической методики в конце года обучения.
В процессе освоения программы младшие школьники приобретают следующие качества:
1. Коммуникативные:учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса.
2. Личностные. Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
- коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;
благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности;
развитие положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и т.д.).
Использование методов сказкотерапии и изотерапии является очень эффективным. Они развивают творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.
Тематический план занятий
Этапы
занятий
Темы занятий
Этап 1
Ориентация
повторение
Этап 2
Ритуал
входа
Этап 3
Расширение кругозора
Этап 4
Анализ сказки
Этап 5
Закрепление. Проигрывание сюжета сказки. Использование нетрадиционных техник рисования
Этап 6
Резюмирование
(обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).
Этап 7
Ритуал выхода
РАЗДЕЛ 1. Адаптация школьников.
Создание лесной школы
Знакомство
Игра «доброе утро»
Беседа о лесных животных
Упр. Листья деревьев
Сказка «Создание лесной школы»
Обсуждение.
Рисунок «Лесной школы». Используемая техника – рисование ладошкой.
Сегодня мы впервые побывали в сказке, увидели лесную школу и нарисовали её.
Упр. Листья деревьев
Игры в школе
Беседа «Чем школьник отличается от дошкольника?»
Книга сказок
Сказка «Игры в школе»
Обсуждение.
Чем школьник отличается от дошкольника?
В какие игры можно играть в школе?
Упр. «урок или перемена»
Рисунок на тему «Игры в школе» - рисование ладошкой.
Дети научились отличать школьника от дошкольника,
узнали, в какие игры можно играть на перемене
Книга сказок
Школьные правила
Игра «нос, пол, потолок»
Беседа о правилах школьной жизни
Повторение пройденного
Волшебный колокольчик
Сказка «Школьные правила»
Обсуждение прочитанного.
Какие существуют школьные правила?
Игра «Разыскивается»
Нарисовать правило, используя технику – рисование ладошкой.
Дети познакомились со школьными правилами.
Волшебный колокольчик
РАЗДЕЛ 2. Отношение к вещам
Как собирать портфель?
Упр. «Дождь»
Упр. «Что растет после дождя?»
Повторение пройденного
Волшебное заклинание
Сказка «Как собрать портфель?»
Обсуждение
прочитанного.
Как же правильно собрать портфель?
Как следует обращаться со школьными принадлежностями?
Упр. Ласковый дождь»
«Что в портфеле?» рисование сухими листьями.
Дети узнали, как правильно собирать портфель.
Выполнили упражнения для закрепления опыта.
Волшебное заклинание
Госпожа Аккуратность
Игра «рыба, птица, зверь»
Упр. «тепло рук»
Повторение пройденного
Бусинки
Сказка « Госпожа Аккуратность»
Обсуждение.
Что же такое аккуратность? Какую работу выполняют дежурные?
Упр. «Один или два
Рисуем «Госпожу Аккуратность»
Дети познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки они узнали, что такое аккуратность.
Бусинки
Жадность
Упр. Знакомство «Имя +любимый цвет»
Упр. «Поймай взгляд»
Повторение пройденного
Волшебная палочка
Сказка «Жадность»
Обсуждение.
Что такое жадность? Как избавиться от жадности?
Беседа о добрых поступках.
Упр. «Давай помиримся!»
Рисуем добрые поступки.
Познакомились с новыми упражнениями, с понятием жадность. Узнали, как избавиться от жадности.
Закрепили полученный опыт с помощью упражнений
Волшебная палочка
РАЗДЕЛ 3. Отношение к урокам и знаниям.
Школьные оценки
Игра «Доброе утро»
Упр. Знакомство «Имя +любимая сказка»
Повторение пройденного
Ладошки
Сказка «Школьные оценки»
Обсуждение.
Чем отличаются отметка и оценка? Оценивать можно с помощью чего? (мимики, голоса, жеста, слов). Какими бывают отметки?
Упр. «Оцени поступок»
Рисуем ватными палочками.
Познакомились с понятиями отметка и оценка. Научились их различать.
Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.
Ладошки
Списывание
Игра «Снежинка»
Игра «Что я люблю делать?»
Повторение пройденного
Змейка
Сказка «Списывание»
Обсуждение.
К чему же приводит списывание?
Упр. «Копилка трудностей»
Проигрывание сюжета сказки.
Познакомились с новыми играми. Узнали, к чему приводит списывание. Побывали в роли главных героев.
Змейка
Подсказка
Упр. «Огонь – лед"
Игра «передай маску»
Повторение пройденного
Волшебный лепесток
Сказка «Подсказка»
Обсуждение.
Что бывает, если на уроке не слушать учителя?
Игра «сова»
Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства.
Познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки узнали о том, что бывает, если на уроке не слушать учителя. Побывали в роли сказочных героев. Отыграли на себе их эмоции и чувства.
Волшебный лепесток
РАЗДЕЛ 4. Отношение к здоровью.
Режим. Телевизор.
Игра «Доброе утро»
Упр. «молекулы»
Повторение пройденного
паутина
Сказка «Режим. Телевизор»
Обсуждение.
Какова роль режима дня?
Беседа о режиме дня.
Упр. «Порядок»
Рисунок по трафарету.
Познакомились с новыми упражнениями. Узнали о том, что нельзя долго смотреть ТV. Из беседы узнали о роли режима дня. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений
паутина
Больной друг
Игра «Друг к дружке»
Игра «Истории из мешка»
Повторение пройденного
Волшебный круг
Сказка «Больной друг»
Обсуждение.
Зачем навещать больных?
Упр. «В лесу»
Рисуем друга по трафарету.
Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что больных нужно навещать. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений
Волшебный круг
РАЗДЕЛ 5. Школьные конфликты.
Ябеда
Игра «Доброе утро»
Игра «Быстрые превращения»
Повторение пройденного
Загадочные следы
Сказка
«Ябеда»
Обсуждение.
Почему с ябедами никто не дружит?
Упр. «Рукопожатие»
Рисуем общий рисунок понравившегося сюжета из сказки.
Познакомились с новыми играми и упражнениями. Узнали, что быть ябедой – плохо. Нарисовали совместный рисунок понравившегося сюжет. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.
Загадочные следы
Спорщик
Игра «Сколько нас?»
Игра «Птенцы»
Повторение пройденного
Ритуальный танец
Сказка «Спорщик»
Обсуждение.
Хорошо ли спорить?
Что такое дискуссия?
Игра «дважды два-четыре»
Общий рисунок двух гномов.
Познакомились с новыми играми. Узнали, что постоянно спорить – плохо. Вместе нарисовали двух гномов. Узнали что такое дискуссия. Закрепили полученный опыт с помощью игр.
Ритуальный танец
Драки
Игра «Доброе утро»
Упр. «Что было бы если…»
Повторение пройденного
Волшебное заклинание
Сказка «Драки»
Обсуждение.
По каким причинам пробегают к нам злинки, да упрямки?
Упр. «Сердитая подушка»
Упр. «Поссори-лись-помири-лись»
Общий рисунок понравившегося сюжета сказки.
Узнали, как можно прогнать свои злинки и сердинки. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений.
Волшебное заклинание
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Дружная страна
Беседа «Учимся работать дружно»
Упр. «Разноцветные варежки»
Повторение пройденного
Волшебное покрывало
Сказка «Дружная страна»
Упр. «Тарелка с водой»
Упр. «Один или два»
Инсценировка сказки о стране Неделя.
Из беседы узнали о том, как это работать дружно. Познакомились с новым упражнением. Проиграли сказку о стране Неделя. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений.
Волшебное покрывало
Список используемой литературы
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
Кабанова М.Н., Панфилова Л.Г., Бойкина М.В., Рутковская А.А., Спасская Е.Б. «Полная энциклопедия начальной школы». – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Р.Г. Казакова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. – 2001.
Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.:ВЛАДОС, 1996.
Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003.