Пояснительная записка
- Актуальность программы:
Ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, тревожности.
Такое психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудачи, плачут.
Я считаю, что проблема школьной дезадаптации, может быть решена с помощью сказкотерапевтических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находят адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием. Наиболее эффективна в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации. Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний.
Исходя из этого, мною была разработана профилактическая программа работы с первоклассниками в период их адаптации к школе, с использованием коррекционных сказок М. Панфиловой и нетрадиционных техник рисования.
II Цель и задачи курса «Путешествие в сказочный мир»
Цель программы: создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.
Задачи:
- Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Снизить уровень школьной тревожности, создать доброжелательную атмосферу в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.