Просмотр содержимого документа
«Профилактика вовлечения подростков в деструктивные игры в сети Интернет.»
Текст выступления
Прониной Е.Е., педагога-психолога МБОУ СШ №18 г.Волгодонска на заседании методического объединения педагогов-психологов г.Волгодонска
«Профилактика вовлечения несовершеннолетних
в деструктивные игры в сети Интернет»
В последнее время участились факты вовлечения подростков и молодых людей в различные деструктивные группы в сети Интернет.
В мае 2016 года около 130 российских детей, погибших в результате самоубийства, были причислены к жертвам онлайн-игр и сообществ, сформированных в сети Интернет. Эти игры часто похожи на популярные сегодня среди молодежи квесты, в которых нужно методично выполнять разные задания, связанные с самоповреждающим поведением вплоть до суицидальных попыток. Одно из заданий – привлечь как можно больше подростков в свою группу.
В связи с этим в нашей школе было проведено совещание для классных руководителей, на котором были обсуждены вопросы профилактики вовлеченности наших учащихся в Интернет игры деструктивной направленности. Классные руководители получили информацию о том, по каким признакам можно определить играет ли ребенок в подобные квесты, какие технологии используются для оказания давления на несовершеннолетних. Было принято решение о проведении родительских собраний. Администрацией школы дано распоряжение педагогам школы при получении информации о вовлеченности обучающихся в деструктивные игры или возникновении повышенного интереса немедленно сообщать об этом директору школы и педагогу-психологу.
В результате проведенной работы были выявлены два седьмых класса в которых ребята проявляли повышенный интерес к этой теме. С учащимися этих классов были проведены групповые тренинговые занятия, индивидуальные консультации, беседы с родителями.
Целью тренинговых занятий было обучение навыкам поведения в Интернет сети, навыкам уверенного поведения (умение сказать «Нет!») развитие способности к стрессоустойчивости, акцентировать внимание детей на их внутренние ресурсы.
В ходе занятий ребятам было предложено выполнить несколько заданий и упражнений.
В начале тренинга ведущий обозначил проблему и цель тренинга. Так как тема «нехороших» игр обсуждалась в данных группах открыто и со всеми участниками воспитательного процесса (дети, родители, учителя), то ведущий тренинга принял решение дать детям понятие «деструктивного процесса», «деструктивного поступка, поведения» и т.д., а так же определить признаки деструктивных игр, их направленность и т.п. В ходе беседы ребята говорили о том, что, как и любое другое Интернет-сообщество, эти игры объединяют участником по интересам, общему душевному состоянию, схожей ситуацией в жизни и т.д.
Упражнение 1. «Создай образ»
Участникам тренинга было предложено поразмышлять о том, что нужно для создания сайта (группы, блога) деструктивной направленности в сети Интернет: какими качествами должен обладать этот человек, какой уровень образования, уровень работоспособности, эмоциональное состояние, материальный уровень жизни, моральный облик.
Ведущий подвел ребят к выводу о том, что автор (создатель, администратор, куратор) подобной игры человек хорошо владеет своей профессией, имеет знания в области психологии, с высокой работоспособностью, успешный. А самое главное, в устойчивом, позитивном эмоциональном состоянием.
Упражнение 2. «Что такое аффирмация»
Для выполнения задания ведущий объясняет ребятам понятие «аффирмация», «мотиватор», «демотиватор».
Ведущий показывает картинки «демотиваторы» и предлагает преобразовать их в мотиваторы
Например:
Демотиватор
Мотиватор
Во всем виновато осень…
- Какая классная все-таки весна!
- Ты что! У всех осень.
- Мне все-равно, что у всех. Весна, говорю, классная
Упражнение 3. «Создай свой мотиватор»
Для выполнения задания ведущий вводит понятие «самопомощь».
Далее ведущий предлагает, воспользовавшись своими телефонами, планшетами, выбрать фотографию, которая служит напоминанием о самом счастливом моменте жизни (можно предложить нарисовать на листе бумаги предмет, сюжет, явление природы и т.п.). Ребята вспоминают когда было сделано это фото, почему именно этот сюжет напоминает о счастье, насколько сильными были эмоции в тот момент. Затем участникам предлагается придумать фразу (вспомнить цитату), которая бы отражала это эмоциональное состояние.
В конце упражнения ведущий дает домашнее задание: оформить на компьютере свой мотиватор и раместить его на своей социальной страничке.
Упражнение 4. «Придумай предложение»
Предлагалось выполнить еще одно упражнение, которое помогает переключить свои эмоции с негативных на позитивные.
Учащимся предлагается несколько цепочек слов: «учеба — желание — успех», «ссора — решение — дружба», «проблема — помощь — родной человек». Им надо придумать как можно больше предложений с этими словами. При составлении предложений слова можно менять местами.
Упражнение 5. «Сейчас у меня нет…»
Участникам тренинга предлагается написать список того, чего на данный момент в их жизни нет. На выполнение дается пять минут.
В списке у ребят оказались желанные, но недоступные им сейчас вещи: компьютер, модный телефон, своя комната, собака и т.д.
Затем ведущий предлагает посмотреть на свою жизнь с другой стороны, задавая вопрос «Вы сейчас здоровы? Значит, чего еще у вас нет? (болезни). Ребятам предлагается продолжить список с данной точки зрения: чего нет плохого (ссоры с другом, пустого холодильника, грязной одежды, школы за 10 км. от дома, платного обучения, жестоких родителей и т.д.). Желательно, чтобы список-продолжение был длиннее, чем составленный на первом этапе.
Упражнение 6. «Предложи альтернативу».
Ведущий акцентирует внимание детей на том, почему не стоит обсуждать со сверстниками игры и сайты деструктивного характера, подводит к выводу о том, что «запретный плод – сладок».
Ведущий ставит перед участниками тренинга вопросы: Что делать, если ты узнал, что твой сверстник ведет себя деструктивно (играет в «плохие» игры, начал курить, принимать алкоголь или ПАВ, связался с «дурной» компанией)? Что делать, если твой сверстник предлагает тебе подобное?
В ходе обсуждения ребята вспоминают правила «Как сказать «Нет!» и отрабатывают навыки ведения диалога без отрицания.
Например:
Вместо «Это плохая игра. Не играй в нее!», предложи альтернативу «Давай поиграем в футбол».
Вместо «Не кури! Это вредно», предложи альтернативу «Я занимаюсь в бассейне, пойдем со мной».
Завершились тренинговые занятия информационным сообщением ведущего о службах г.Волгодонска, помогающим детям и семьям в трудной жизненной ситуации, при возникновении проблем внутриличностного и межличностного характера и раздачей памяток с телефоном доверия для подростков (см. Приложение 1).
С некоторыми учащимися, проявившими наибольший интерес к деструктивным играм проведены индивидуальные занятия, во время которых так же выполнялись различные упражнения.
Наиболее эффективным из них стало упражнение «Колесо жизненного баланса». Вместе с психологом подростки выделяли наиболее важные сферы их жизни, определяли на сколько развита конкретная сфера в настоящий момент, рассуждали, почему нет гармоничного развития (почему на этом «колесе» никуда «не уедешь»). Затем перед подростком ставились вопросы «Какие сферы могут помочь сделать колесо «рабочим»?», «Какое действие ты можешь сделать сегодня, завтра, чтобы что-то стало меняться к лучшему в твоей жизни?».