kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Профилактика агрессивного и рискованного поведения детей и подростков" семинар для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

С проявлениями агрессии и рискованного поведения мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Агрессия-(от лат. «agressio»- нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т. п).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика агрессивного и рискованного поведения детей и подростков" семинар для педагогов»



МКОУ С(К)Ш № 62





























Выступление на семинаре по теме:

«Профилактика агрессивного и рискованного поведения детей и подростков»



















Психолог: Белан О. В.

2018-2019 учебный год









(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о: «Профилактике агрессивного и рискованного поведения детей и подростков»

1.Анкета для педагогов



Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.

2.Лекция для педагогов

С проявлениями агрессии и рискованного поведения мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Агрессия-(от лат. «agressio»- нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания , состояние напряженности, подавленности, страха т. п). (слайд 2)

У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.
Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции. (слайд 3)

Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).
Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.
Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых – младших братьев и сестер или товарищей.

Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей младшего школьного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека.

Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. Учеными доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением огромного количества шоколада, чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды.

Агрессивными и раздражительными дети становятся именно в жару.

Теснота - еще один могучий провокатор агрессивности.

У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен. Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.

Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики.

Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром.

Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения.


Причины возникновения агрессивного поведения

Ряд ученых указывают еще на четыре причины агрессии:

  • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;

  • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;

  • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;

  • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.

Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению.

Основная черта агрессивных детей – это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали.

Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее.

Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня – наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности.

Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций.

Сцены насилия, демонстрирующие по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

  • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;

  • провоцируют агрессивные фантазии;

  • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;

  • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;

Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное.

Семья

Проследить причины возникновения агрессии можно также и в семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение.

Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.

На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим.

Когда родители отталкивают своих детей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии.

Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы.

Школа

Помимо семьи часто местом возникновения агрессивных реакций является и школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы.

В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение.

Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь целью воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом.

С этой целью мною были проведены разные методики с учащимися школы. Методика «Краски» была проведена с учащимися 1-а, 4 классов, методика «Лесенка» с учащимися 4, 7-б классов, методика «Кактус» с учащимися 8,9 классов, тест «Люшера», методика «Несуществующее животное» с учащимися «группы риска». С результатами методик ознакомлены классные руководители, некоторым даны рекомендации. В фойе школы оформлен стенд для родителей с рекомендациями о том, как снизить агрессивность детей.

Подводя итог вышесказанному хочу зачитать рекомендации о том, как работать с агрессивными детьми и подростками нам педагогам:

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему

демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми,

отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание

на принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения

агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей

является умение взрослых владеть собой.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима,

можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ

прекращения нежелательного поведения);

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне,

пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная

агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети

нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если

ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне

объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно

выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на

личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника

объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится,

целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел

себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия

совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания,

особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от

решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением

конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не

припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и

он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо

распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему

негативные последствия его поведения.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Нам педагогам необходимо очень тщательно контролировать

свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это

вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев,

возмущение, страх или беспомощность. Нужно признать

нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять

характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он

не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, а сохраняет с ним хорошие

отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным

человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой

агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими

напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я

скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или

сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»;

- наказание или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...»

- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но

возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит

куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и

поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная

оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя

различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая

репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за

ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой

его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь»,

«Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить

ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными

уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только

немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите),

можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка -

демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии

обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою

власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести

себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым

должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного

поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной

ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность

собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь

важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его

услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно -

иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт.

Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь,

чтобы он полностью выговорился;

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие - искренность взрослого.

3.Показ видеороликов.

Завершить нашу встречу хочу индийской притчей:

«Когда - то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь … Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность … Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Так давайте будем кормить наших детей заботой, вниманием и любовью! Всем спасибо!




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Белан Олеся Валерьевна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства