kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика суицидов среди учащихся. Распознание маркеров суицидального риска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из выступления  педагога – психолога  Р. М. Т.  имени  Шутова Дерягиной Альбины Витальевны на педагогическом совете.

Проблема подросткового суицида.

70 – 75 % подростков раскрывают свои намерения.

Типы суицидального поведения: демонстративное (обратить на себя внимание) и аффективное суицидальное поведение ( влияние ярких эмоций, действуют импульсивно, не имея четкого плана своих действий ).       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидов среди учащихся. Распознание маркеров суицидального риска. »

Из выступления на педагогическом совете педагога – психолога

ДЕРЯГИНОЙ АЛЬБИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ

«РМТ» имени В.А. Шутова


РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГАМ И МАСТЕРАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

РАСПОЗНАВАНИЕ МАРКЕРОВ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА.


«Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это не возможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным», - пишет Игорь Семёнович Кон ( Кон И. С, 1989).


Уважаемые педагоги, главное средство предупреждения суицида – любовь, чуткость, доверие, и диалог. В данной области нет стандартных решений, точных измерителей и надежных прогностических методик и каждый случай уникален, но Вы должны знать, как определить наличие опасности.


Факторы и ситуации, повышающие риск суицида:

  1. Низкий социально-экономический статус, низкий образовательный уровень, безработица в семье;

  2. Утрата близких, имущества;

  3. Социальная изоляция (замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными, пассивными);

  4. Не умение решать конфликтные ситуации (проявляют склонность к разрушительному, агрессивному поведению);

  5. Вопросы идентичности, связанные с сексуальной ориентацией;

  6. Ситуации открытого отвержения (группой, семьей, сверстниками);

  7. Признаки депрессии, стресса;

  8. Злоупотребление алкоголем, наркомания, или другие виды антисоциального поведения;

  9. Насилие в семье, частые ссоры в семье, развод родителей, высокий уровень агрессии в семье;

  10. Психотические расстройства, психозы;

  11. Проявление антисоциального поведения;

  12. Нарушение пищевого поведения (анарексия или булимия);

  13. Наличие в анамнезе в одной или нескольких суицидальных попыток;

  14. Уязвимые дети, страдающие от чувства униженного достоинства;

  15. Разлука с друзьями, любимой девушкой, парнем, смерть любимого и т.д.;

  16. Запугивание, издевательство со стороны сверстников, длительное пребывание (в роли козла отпущении или жертвы);

  17. Интенсивность суицидальных мыслей, их глубина и продолжительность «т.е. их упорный, навязчивый характер»


Своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой является для педагога задачей огромной стратегической важности.

«Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для подростка – глобальная проблема. Обязанность любого, будь то педагог или родитель, - не допустить у подростка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет».

И. А. Паршутин (кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России).

Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие.


Словесные признаки:

* открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;

* косвенные намеки на совершение самоубийства (например, « Больше я не буду ни кому мешать», « Скоро от меня отдохнете» и т. п.);

* нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечения литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубийцах, ритуалах погребения, « загробной» жизни и т.п.), частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершат его);

* высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, «… смерть- всего лишь одна из сторон жизни», « чего бояться смерти - мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).


Поведенческие признаки:

* безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;

* налаживание отношений с непримиримыми врагами;

* отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;

* пропуски занятий, потеря интереса к привычным для подростка увлечениям, хобби;

* отстранения от друзей и семьи;

* частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;

* безразличие к окружающему миру;


Если замечена склонность подростка к самоубийству, воспользуйтесь следующими советами, которые помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.

В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств подростка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если подросток имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.

3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам подростка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами.

5. Не бойтесь прямо спросить подростка, не думает ли он о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свой проблемы.

6. Постарайтесь акцентировать внимание подростка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него. Спросите у подростка,

что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.

7. Придайте уверенность подростку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях подростку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.



Литература:

  1. Васильева О. С., Андрущенко И. Е. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков. Журнал практического психолога.

  2. Кон И. С. Психология ранней юности.

  3. Справочник классного руководителя. № 2 / 2007.

  4. Шульга Т. И. , Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Профилактика суицидов среди учащихся. Распознание маркеров суицидального риска.

Автор: Дерягина Альбина Витальевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173978


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства