Существенные изменения в обществе создали реальные предпосылки для профилактики неадекватного полоролевого поведения подростков. Речь идет о совокупности предупредительных мероприятий, направленных на реализацию эффективного полоролевого воспитания и просвещения.
Задачей полоролевого воспитания и гендерного просвещения является создание необходимых условий для полноценного развития подростков в соответствии с закономерностями, свойственными их полу и возрасту, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Детей необходимо учить взаимоотношению полов, готовить к тем половым ролям, которые они впоследствии будут выполнять в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика полоролевых нарушений »
ПРОФИЛАКТИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»
Существенные изменения в обществе создали реальные предпосылки для профилактики неадекватного полоролевого поведения подростков. Речь идет о совокупности предупредительных мероприятий, направленных на реализацию эффективного полоролевого воспитания и просвещения.
Задачей полоролевого воспитания и гендерного просвещения является создание необходимых условий для полноценного развития подростков в соответствии с закономерностями, свойственными их полу и возрасту, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Детей необходимо учить взаимоотношению полов, готовить к тем половым ролям, которые они впоследствии будут выполнять в обществе.
Взаимоотношения современных подростков начинаются, как правило, до брака, нередко до окончания школы. Социально-психологические службы школ обязаны предупредить подростков о связанных с этим проблемах.
Нельзя запугивать подростков опасностями взросления, но информировать об особенностях возраста необходимо.
В возрасте 5-6 лет в детях закладываются (или не закладываются) родительские роли – основы того качества, которые называют чадолюбием. С возрастанием ребенок осмысливает происходящее в семье, пробует сам в этом разобраться, он уже стремится быть непохожим на родителей, формировать идеал от противного, ориентируясь на внесемейные образцы.
Но воспринятое в семье мешает такому формированию
Психологами установлено, что эмоциональное отношение к ребенку закладывается в личности задолго до материнства и отцовства. И нередко оно не совпадает с привитым позже разумным пониманием ценности детей, их важности для семьи. Ребенок должен чувствовать себя в семье любимым и желанным. В беседах с детьми и во всем поведении родителей должен звучать мотив: дети – радость в семье, её счастье.
Серьезные задачи, стоящие перед семьёй, требует большой личностной зрелости супругов, их готовности взять на себя те или иные нагрузки. Это ещё подчеркивает необходимость специальной подготовки подростков к семейной жизни.
Важная задача родителей – научить детей разбираться в себе и других людях. Но, к сожалению, часто в воспитании родителей моделируют свой неудачный жизненный опыт и опасения за судьбу ребенка.
Следует помнить, что дети перенимают у родителей тип реагирования на различные жизненные ситуации, несут их в собственную семью. Если любые неприятности вызывают у родителей взрыв гнева, крик, брань или происходит длительное «застревание» на неприятности, возвращение к случившемуся вновь и вновь, то в дальнейшем это может проявиться и в семейной жизни их детей. Внутреннее преодоление – лучший выход из стрессов. Члены семьи должны уметь снимать друг у друга эмоциональное напряжение, сопереживать и вдохновлять. Способность к эмпатии необходимо развивать в ребенке с раннего детства, ведь это залог будущего семейного счастья.
Вступающие в жизнь подростки должны знать, что семья является исторически сложившейся системой взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми.
Члены семьи связаны между собой брачными или родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью, общностью быта.
Необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья – это источник и опосредующее звено передачи подростку социально-исторического опыта и, что важнее всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации подростка.
Практика показывает, что семейное воспитание не всегда бывает качественным. Причины тому – неумение растить и способствовать развитию собственных детей. Родители либо не хотят, либо не могут в силу педагогической безграмотности выстроить процесс семейного воспитания, либо не придают этому должного значения.
Проводя беседы с подростками, тему воспитательной функции семьи в разговоре следует затрагивать очень осторожно, поскольку они, рвущиеся к самостоятельности, весьма болезненно реагируют на упоминание о каком-либо воспитательном воздействии на них. Будет вполне достаточно, если родители или педагоги объяснят, что важнейшими составляющими воспитательного процесса являются грамотное применение методов и приёмов воспитания, нормальный микроклимат в семье.
Понять роль означает в социальной психологии такое поведение, которое ожидают от меня другие, когда я выполняю нечто в какой-то ситуации. Если же члены семьи по-разному понимают роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и требования, семья становится заведомо конфликтной. Каждый ведет себя в соответствии со своими представлениями о роли и считает своё поведение единственно правильным.
Формирование нравственного идеала семьи, частью которой является полоролевая социализация подростков, - нелегкое дело, где много противоречивого и спорного. Работа в области нравстенно-полового воспитания подрастающего поколения предполагает высокий профессионализм воспитателей, социальных педагогов, психологов. Уклоняться от этой проблемы глубоко безнравственно.
В портрете семейной счастливой пары налицо преобладание духовного над материальным, взаимоотношений над условиями жизни семьи.
А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей» отмечает, что наши дети – это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитывать своих детей. Дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими родителями. Но это ещё не все. Правильное воспитание – это наша старость. Плохое воспитание – наше будущее горе, наши слезы и наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны. В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Так приятно для самолюбия всегда и во всех ситуациях оставаться для своих детей мудрым наставником и учителем жизни. Но в этой установке – источник постоянных конфликтов.
Задача родителей – научить детей адекватно воспринимать и выполнять половые роли. Отец должен обладать рядом тонких психологических свойств, присущих отцовской модели поведения и входящих в стереотип мужественности: чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Этим и другим свойствам отец должен научить сына. Соответственно мать передает дочери типично женские, материнские свойства и качества, присущие материнской модели и вписывающиеся в стереотип женственности.
Важная особенность полоролевой социализации – её «экспериментальный» характер. Открывая свои гендерные возможности, подросток с различных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патологии полоролевого поведения, как в 12-15 лет.
«Группа риска» - понятие, которым широко пользуются и педагоги, и психологи. В эту группу включаются подростки, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения. Изучение полоролевых отклонений связано с проблемой двойного стандарта: одно и то же качество оценивается по-разному в зависимости от его отнесенности к женскому и мужскому полу.
Представления об атипичном полоролевом поведении строятся на культурных стереотипах. Там, где культурные стереотипы предписывают разные модели поведения представителям разных полов, наиболее ярка проявляется в подростках желание быть представителем другого пола, носить одежду, играть в игры, заниматься деятельностью, свойственной противоположному полу.
Возникновение полоролевых отклонений в подростковом возрасте вероятно еще и потому, что наряду с физиологическими изменениями при половом созревании у подростков существенно изменяется психика. Повышается чувствительность, возбудимость, наблюдается неуравновешенность, раздражительность, противоречивость мыслей и чувств.
Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте – формирование сексуальной ориентации. То есть становление системы эротических представлений: влечения к лицам противоположного пола (гетеросексуальность), своего собственного (гомосексуальность) или обоих полов (бисексуальность).
Гомосексуальность – явление не редкое: от 2 до5% мужского и 1-2% женского населения ведут исключительно гомосексуальный образ жизни. Однократное или временное влечение к лицам своего пола и сексуальные контакты с ним встречаются чаще, особенно в предподростковом (10-12) и подростковом (до 15 лет) возрасте. Большинство гомосексуальных контактов происходят между сверстниками, а не между взрослым и подростком.
У девушек сексуальная ориентация формируется позже. Первое увлечение переживается просто, как потребность в дружбе, а гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексуальные связи.
Социологический термин «девиация» означает поведение, которое нарушает какие-то социальные или культурные нормы, вызывая настороженность или враждебное отношение окружающих. Психологически ненормально не только то, что причиняет самому человеку неудобства и делает его в каком-то смысле неполноценным. Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются следующие нарушения:
Пиктофилия – неудержимая потребность смотреть эротические картинки, фильмы или видеокассеты;
Скатофилия – потребность говорить о сексуальных или непристойных вещах со сверстниками;
Телефонная скатофилия - потребность говорить о сексуальных или непристойных вещах по телефону с незнакомыми людьми;
Трансвестизм – получение сексуального удовлетворения от переодевания в одежду противоположного пола.
Какими бы причинами ни вызывались разные нарушения полоролевой социализации, все они имеют ряд общих свойств;
Нарушения связаны с результатами научения и индивидуального опыта;
С особенностями детско-подросткового сексуального опыта;
Нарушения чаще встречаются среди юношей, чем среди девушек.
Пропевдевтическая тактика социального педагога направлена на то, чтобы разблокировать девиацию, сделать её более понятной и благодаря этому менее вынужденной. Это может быть достигнуто с помощью психоналаниза или психотерапии.
Социальное развитие подростка столь же многогранно и разнообразно, как и физическое. За количественными различиями стоят качественные сдвиги, которые невозможно выразить в более или менее однозначной формуле.
Все пути нравственно-полового воспитания, будь то социализация, воспитание или просвещение, связаны с передачей норм полоролевого поведения: через средства массовой информации, посредством литературы и искусств, через наследование обычаев и традиций, передачу декларативного и реального аспектов обыденного сознания. Проводниками полоролевой социализации подростков выступают родители, школьный социум, одноклассники, подростково-юношеские неформальные организации и все, кто так или иначе по роду своей деятельности может оказать влияние на формирование полоролевой социализации подростка.
Для профилактики неадекватного полоролевого поведения подростков можно использовать такие формы и методы работы, как:
выявление подростков с аномалиями в психосексуальном поведении;
разработка социально-психологической стратегии и тактики деятельности с такими школьниками;
социально-психолого-педагогическое воздействие на семьи подростков, проявляющих неадекватное полоролевое поведение, с целью оказания оперативной и квалифицированной помощи родителям;
осуществление индивидуального подхода к подростку с учётом возрастных особенностей, его социального окружения, характера интересов;
совершенствование социально-педагогического мастерства в области нравственно-полового воспитания подростков.
Коррекция неадекватного полоролевого поведения предполагает обязательное знание личности подростка, его положительных качеств, на которые при этом следует опираться. При коррекционной работе обязателен строго дифференцированный подход к подростку. Кроме того, коррекция будет тем эффективнее, чем раньше начать её проводить.