kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактическая антинаркотическая работа зарубежом: история становления и современные тенденции развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическая антинаркотическая работа за рубежом: история становления и современные тенденции развития.

В последние десятилетия основной акцент в антинаркотической политике большинства стран Западной Европы и Америки делается на профилактическую работу с детьми и молодежью. Большинство просветительских антиалкогольных, антинаркотических программ активно поддерживается и финансируется государством. Одна из основных форм работы, сочетающей как информационный, так и интерактивный, обучающий компонент — проведение антиалкогольных и антинаркотических консультаций и семинаров для несовершеннолетних. «Социальные» семинары включают, как правило, демонстрацию фильмов антинаркотического содержания, их обсуждение, раздачу детям красочных книг и брошюр со специальными руководствами для родителей. Очень популярны выставки плаката, детского рисунка на тему профилактики наркомании, беседы с детьми и подростками о вреде потребления алкоголя, табака, преимуществах здорового образа жизни.

Работа с «трудными» подростками в большинстве зарубежных стран ведется в следующих направлениях: во первых, это специальные диагностические центры-аналоги российских медицинских вытрезвителей и наркологических диспансеров, направленных на раннюю реабилитацию, а во-вторых, это учреждения закрытого типа, изолирующие правонарушителей подростков с психологическими дефектами. Экспериментальные психиатрические и наркологические клиники для подростков в США — пример подобного учреждения закрытого типа.

Наиболее эффективными, активно используемыми во всем мире программами по первичной профилактике являются программы, действующие в США, Англии, Польше, Швеции, Испании и Германии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая антинаркотическая работа зарубежом: история становления и современные тенденции развития. »

Профилактическая антинаркотическая работа зарубежом: история становления и современные тенденции развития

В последние десятилетия основной акцент в антинаркотической политике большинства стран Западной Европы и Америки делается на профилактическую работу с детьми и молодежью. Большинство просветительских антиалкогольных, антинаркотических программ активно поддерживается и финансируется государством. Одна из основных форм работы, сочетающей как информационный, так и интерактивный, обучающий компонент — проведение антиалкогольных и антинаркотических консультаций и семинаров для несовершеннолетних. «Социальные» семинары включают, как правило, демонстрацию фильмов антинаркотического содержания, их обсуждение, раздачу детям красочных книг и брошюр со специальными руководствами для родителей. Очень популярны выставки плаката, детского рисунка на тему профилактики наркомании, беседы с детьми и подростками о вреде потребления алкоголя, табака, преимуществах здорового образа жизни.

Работа с «трудными» подростками в большинстве зарубежных стран ведется в следующих направлениях: во первых, это специальные диагностические центры-аналоги российских медицинских вытрезвителей и наркологических диспансеров, направленных на раннюю реабилитацию, а во-вторых, это учреждения закрытого типа, изолирующие правонарушителей подростков с психологическими дефектами. Экспериментальные психиатрические и наркологические клиники для подростков в США — пример подобного учреждения закрытого типа.

Наиболее эффективными, активно используемыми во всем мире программами по первичной профилактике являются программы, действующие в США, Англии, Польше, Швеции, Испании и Германии.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В США

В Соединенных Штатах Америки, начиная с принятия Закона о подростках в 1899 г. проблеме отклоняющегося поведения молодежи, в частности предупреждению наркомании, было посвящено множество дискуссий и разработано огромное количество программ профилактики.

Ученые всего мира считают наркоманию одним из частных случаев девиантного поведения, поэтому предупреждение наркомании и как следствие — делинквентности признано одной из самых сложных проблем в науках об обществе.

После всплеска наркотизации молодежи в 60-е гг. XX в. большинство школ США активизировало борьбу с наркоманией. Единого мнения о методах предотвращения этого бедствия не было.

Поначалу использовали традиционные антинаркотические программы, проводимые сотрудниками местной полиции. Подросткам рассказывали ужасные истории о бедах, которые обрушиваются на любого, кто хоть раз попробует наркотик, иногда показывали сильнодействующие наркотические и психотропные вещества, демонстрировали запах горящей марихуаны, чтобы дети знали, чего следует бояться. В больших городах к школьникам приходили иногда и бывшие наркоманы, рассказывали им, как просто «сесть на иглу» и сколь ужасна жизнь наркомана.

Надежды на то, что полученные знания уменьшат интерес тинэйджеров к алкоголю и наркотическому зелью, не оправдались. Проблема приобрела характер эпидемии. Широкомасштабные исследования показали, что «не существует какого-либо определенного типа подростка-наркомана: тут и обитатели беднейших гетто, и жители респектабельных районов, крупных городов и небольших поселков, цветные и белые, подростки, имеющие психологические проблемы и просто следующие «новой моде». Не существует и однотипных причин вовлечения школьников в употребление наркотиков.

Исследуя эти вопросы, ученые пришли к выводу, что эффективность превентивных программ зависит от выбранной цели, поэтому следующей ступенью антинаркотического образования стали программы, где целью ставилось не получение информации о наркомании, а выработка у подростков способности принимать решение, основанное на этой информации».

Одновременно с программой выбора ценностей были разработаны и программы альтернативы наркотикам. Например, для расслабления взамен наркотиков предлагались физические упражнения, а для повышения жизненной энергии — легкая атлетика, танцы. Для стимуляции чувств — прыжки с парашютом, для повышения уровня общительности — знания о психологических особенностях групп людей.” А сторонникам развития спиритических взглядов вместо приема наркотиков — галлюциногенов рекомендовалось изучать религию.

Одним из примеров действия таких программ явились школьные магазинчики, обслуживаемые самими учащимися, а также шефство старших школьников над младшими. И та, и другая программы основаны на групповых усилиях подростков, их частых встречах и общении, что требует активизации умственных и физических сил. В 1978-1983 гг. эксперимент, проводившийся в городе Нала (Калифорния), совместил этот подход с антинаркотическим обучением. Поначалу результаты были весьма положительными: снизилось потребление алкоголя, марихуаны, сигарет, особенно среди девушек, но спустя год после окончания эксперимента все вернулось на круги своя.
Поэтому в 1984 г. апробированные программы были подвергнуты серьезной критике, которая сводилась к следующим выводам:

 большинство превентивных программ не содержат адекватных оценочных компонентов;

 возрастающие знания о наркотиках не всегда формируют ожидаемое отрицательное отношение подростков к наркотикам;

 сугубо экспериментальный характер апробированных программ не позволил уделить внимание формированию у подростков методов сопротивления тем, кто склоняет их к употреблению наркотиков.

Лучшие программы по предотвращению наркомании среди молодежи отличаются широким диапазоном направлений работы, обеспечивающих решение проблемы девиантности в молодежной среде в целом. Для успешной реализации таких программ нужны объединенные усилия многих людей и организаций. Так, американские ученые выдвигают семь основных категорий предупреждения: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы.

Большую роль играют программы, ориентированные на ровесников, родителей, общины, в которых живут молодые люди. Поскольку мнение молодежного окружения имеет большое влияние на поведение несовершеннолетних, разработаны программы, ориентированные на «уличную молодежь». Обычно в такую программу включается взрослый координатор, организующий обсуждение различных вопросов и проблем, возникающих у подростков, например, при выборе альтернатив одурманивающим веществам, создании здорового климата в группе, развитии навыков общения и т. д.

Широкое распространение в США получил такой методический прием, как шефство. Его суть в следующем: старшие учащиеся дают младшим информацию о наркотиках, проблемах сохранения здоровья, а также по другим вопросам, более общим, но интересующим и тех и других. Опыт применения этого приема показал, что основное воспитательное воздействие он оказывает на молодых людей, выступающих в роли шефов. Гораздо меньшее влияние этот прием оказывает на подшефных.

Существуют также программы, ориентированные на соучастие в них ровесников. Основная цель создания таких групп — в принятии совместных решений и в серьезной работе молодых людей под руководством взрослых и без них. Такие группы поддерживаются молодежными службами информации. Их труд (уборка территории, другие виды физической работы) иногда оплачивается. Смысл создания таких групп — выработка необходимых трудовых навыков, достижение успехов в учебе, формирование положительного мнения о молодом человеке, его сверстниках и друзьях, школе.

Превентивные программы с участием родителей многоаспектны.

1. Информационные программы. С их помощью родители получают необходимую информацию о наркотиках, рекомендации о том, как себя вести, если выяснится, что их ребенок употребляет наркотические средства или психотропные вещества, узнают, как их обнаружить и к чему это может привести. Кроме того, программы информируют родителей о дозах различных наркотиков, применяемых подростками и молодежью. Основной же задачей программы является информирование родителей, с тем чтобы они могли влиять на отношение их детей к наркотикам с ранних лет, своевременно распознавать и устранять факторы, подталкивающие детей к потреблению алкоголя или наркотиков.
2. Программы практического обучения родителей методам профилактики наркомании помогают выработать навыки общения с детьми, умение принимать решение, определять уровень ограничений, вовремя сказать «нет» ребенку. Такой уровень подготовки может сформироваться в результате хорошо организованных теоретических и практических занятий (в форме деловых игр). Стабилизации и укрепление доверительных отношении в семье — одно из важнейших условий в решении наркопроблемы ребенка.
3. Существующие в США группы поддержки родителей могут показать последним существенную помощь. Группы поддержки создаются из таких же, но более опытных родителей; они часто собираются вместе для обсуждения различных взглядов на причины и пути решения проблем, связанных с детьми, а также для определения предпочтительных действий в той или иной ситуации.
4. Программа «Семейное взаимодействие» призывает семьи к работе в союзе по выявлению причин распространения наркомании и алкоголизма и борьбе с ними. В сферу их деятельности входит также помощь в решении других семейных проблем, совместное противостояние опасностям. Эта программа спонсирует лекторов, снабжает родителей информацией, налаживает связи между подобными группами.

В крупных американских городах действуют сети анонимных пунктов доверия, оказывающих доврачебную консультационную помощь больным и их родственникам.

Помимо анонимных пунктов доверия антинаркотическую профилактику осуществляют различные реабилитационные центры.

Типичная реабилитационная система за рубежом — специализированные клиники, в которых больные наркоманиями живут от одного до трех лет, приобретают новую профессию, восстанавливают утраченные трудовые навыки. При реабилитационных центрах создаются предприятия, подсобные хозяйства, художественные промыслы. Все это позволяет больному рационально изменить ранее сложившиеся категории ценностей, порвать с бывшим криминальным окружением, сформировать установку на здоровый образ жизни в будущем. К моменту завершения пребывания больного в центре реабилитации ему подыскивают место работы и жилье.

Наркологи США в процессе исследования причин наркотизации школьников выявили неожиданную особенность, касающуюся контингента юных наркоманов. Оказалось, что в последние десятилетия XX в. число наркоманов среди подростков возрастало не за счет хулиганов с дурной наследственностью (как наблюдалось в 60-е гг.), а в результате наркотизации способных учеников. Одновременно была установлена и причина этого
явления: способные дети постигают учебный материал без психического напряжения, а на фоне этой легкости не формируется способность к преодолению значительных психических нагрузок. Если же такой ребенок попадает в стрессовую ситуацию, требующую психических, а не интеллектуальных нагрузок, он оказывается беспомощным.

В каждом штате США, а в его пределах в каждой общине, разрабатываются свои программы профилактики наркомании у детей, подростков, молодежи. В программу входят интенсивные за ков на организм, участие в дискуссиях под руководством специалиста, прошедшего спецподготовку по технике общения с подростками. В его обязанности также входит консультирование учителей, получение статистики и достоверных материалов по проблеме, обсуждаемой со школьниками.

Чаще всего занятия ведут в группах по 16 человек (не менее 12 занятий по 45 мин каждое). Большое внимание уделяется чувствам детей, их индивидуальности, нравственным ценностям, умению принять правильное решение в ходе обсуждения проблемы, касающейся наркомании. Одновременно организуются специальные семинары для родителей.

Печатается по изданию: Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 149 — 176.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В Англии профилактическая работа ведется с учащимися начальной, средней школы и колледжей. В программе антинаркотического образования большое внимание уделяется педагогам и родителям, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а тем более их употребление. Английские наркологи не рекомендуют родителям в случае изменений в поведении ребенка сразу обращаться к врачам, а тем более возлагать большие надежды на их помощь. Гораздо целесообразнее создать доверительную, дружескую обстановку в общении с ребенком, позволяющую откровенно обсуждать любые интересующие его проблемы, в том числе и связанные с потреблением наркотиков. Это поможет выяснить, есть ли повод для беспокойства. В случае если опасения подтвердились, обращение к специалистам неизбежно.

Наряду с советами в области профилактики родителей и педагогов обучают приемам первой медицинской помощи в критических ситуациях.

Основная же профилактическая работа ведется с самими учащимися. В 1991 г. в Великобритании началась массовая образовательная кампания с целью определить уровень знаний у подростков о наркотиках, и прежде всего о последствиях их употребления, включая и правовой аспект.

Основные пункты программы:

 коллективная работа; занятия проводятся в группах, что позволяет участникам подробно обсудить все варианты ответов на поставленные вопросы;

 занятия проводятся по следующей схеме: участникам выдаются специальные опросники, цель которых — выяснить, что подростки знают о наркомании вообще, об отдельных видах наркотиков, о последствиях их применения, о юридической ответственности за это; подростки должны сами отвечать на вопросы или выбирать подходящий по их мнению ответ из предложенных руководителем вариантов ответа. Выбор происходит в процессе общего обсуждения. Затем группам раздаются листы с правильными ответами и, если ответы детей с ними не совпадают или они с ними не согласны, начинается обсуждение спорных моментов;

 к некоторым занятиям учащихся просят подготовить наглядный материал по той или иной теме (вырезки из различных газет и журналов, альбомы, буклеты, плакаты, таблицы), представить сообщения на разные темы, касающиеся наркотиков, наркомании, наркоманов;

 на занятиях подросткам предлагается охарактеризовать стереотип наркомана, принимающего то или иное наркотическое или токсикоманическое средство;

 проверяется знание законов об ответственности за хранение и распространение наркотиков; учащиеся должны уметь идентифицировать класс того или иного наркотика по его названию; учащимся предлагают различные варианты ситуаций с наркотиками, свидетельствующие о нарушении законодательства. Требуется определить, кем и в какой степени нарушен закон, какая мера наказания предусмотрена заданное нарушение.

В рамках этой программы подросткам предлагают и практическую помощь. Их знакомят с местными организациями, в которые можно обратиться за помощью, и даже со специалистами, которые могут решить конкретную проблему.

В процессе занятий ребятам представляют специальные учебные материалы в виде настольных игр, разработанных и изготовленных специально для вышеназванной антинаркотической кампании фирмой «Такаде». Содействие в организации антинаркотического движения оказывают местные комитеты по здравоохранению и образованию. Для педагогов и родителей по определенным дням проводятся специальные занятия, дающие представление о целях и задачах этой кампании, а также обеспечивается методическая помощь.

Подобные программы ориентированы на то, что молодые люди, зная все аспекты данной проблемы — медицинские, правовые, социальные, — сумеют сделать для себя правильный выбор и не поддадутся искушению ступить на путь, сойти с которого очень и очень сложно. А чаще — невозможно, в силу скоротечно наступающей развязки.

В целом в Великобритании работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами у школьников ведется в рамках относительно новой дисциплины «Обучение здоровому образу жизни».

В настоящее время в Объединенном королевстве разработаны, апробированы и проанализированы несколько стратегий обучения основам ведения здорового образа жизни.

Э. Чарлтон (1997) в обзоре английских профилактических программ рассматривает медицинскую, образовательную, радикально-политическую модели и модель самоусиления. Медицинская модель, называемая также ЗОП (знание, отношение, поведение), является чисто когнитивной и предполагает информирование школьников по проблеме. Ограничения информационного подхода уже рассматривались нами ранее, при анализе программ, построенных на стратегии информирования.

Больший профилактический потенциал имеют программы, разработанные в рамках образовательной модели. Образовательные программы обучения здоровому образу жизни также предполагает предоставление достоверной информации по проблеме, однако, акцент делается на обучении навыкам принятия решения. Программа «Мое тело», разработанная в рамках данной модели, оказалась весьма результативной в плане более позднего начала курения школьниками и уменьшения частоты курения их родителями.

Принятие решений является сложным процессом, имеющим определенные психологические закономерности протекания. Автор первой программы обучения здоровому образу жизни, основанной на закономерностях принятия решений, М. Беккер предлагает алгоритм принятия решения, состоящий из четырех этапов, предполагающих последовательное рассмотрение сначала степени опасности заболевания (состояния), затем степени вероятности угрозы данного заболевания (состояния) для обучающегося, затем оценки возможных негативных и позитивных последствий (потерь и выигрышей) принятия определенного решения по отношению к данному заболеванию (состоянию). Программа М. Беккера носит название «Модель взглядов на здоровье» и позволяет принимать взвешенное и строго индивидуальное решение.

В процессе принятия решения кроме индивидуально-личностного отношения к поведению существует и социальный аспект (нормативные представления). Наиболее явственно влияние последнего рассматривается в программах теории мотивированных решений. Согласно этой теории человек, принимающий решение, сначала оценивает, какие последствия то или иное поведение будет иметь для него лично, а затем учитывает то, как другие отнесутся к такому поведению.

Привлекательность или, наоборот, нежелательность образа действий в глазах значимого окружения оказывается гораздо более значимым фактором, влияющим на поведение, нежели абстрактные представления о возможных последствиях этих действий для организма. Особенно важным социальный аспект принятия решений является для подростков. Поэтому большинство профилактических программ, ставящих своей целью способствовать принятию несовершеннолетним решения о поведении в рамках здорового образа жизни, предполагают отдельную проработку возможных реакций значимого окружения подростка на реализацию принятого им решения.

Наибольшие сложности для принятия подростками решения о ведении здорового образа жизни возникают, если выбранное поведение не соответствует поведению, одобряемому группой. При этом на принятие окончательного решения о том или ином поведении влияет не только нормы группы, но и уровень уверенности подростка в себе. Линия развития уверенности в себе и ресурсов сопротивления групповому давлению наиболее
отчетливо прослеживается в программах радикально-политической модели, работающей с социальным окружением учащегося. Анализ антитабачных программ, учитывающих социальные факторы и предполагающих развитие уверенного поведения, доказал их эффективность. Проведение данных программ успешно предотвращает раннее начало курения.

Печатается по изданию: Коробкипа З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молоцежи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 149 — 176.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛЬШЕ

Интересный опыт антинаркотической профилактической деятельности в образовательных учреждениях накоплен польскими специалистами.

В Польше создана система профилактики употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых. Действует система реабилитации наркозависимых подростков и молодежи «МОНАР» («MONAR») , в области первичной профилактики работает проект «Муравейник» («Mrowisko») .

МОНАР — Молодежное движение по борьбе с наркоманией, возглавляемое Мареком Катаньским. Этот известный врач-нарколог, убедившийся на собственном опыте в ущербности традиционной наркологии, в неспособности официальной медицины возвратить наркозависимых больных к здоровому образу жизни, считает, что труд, а тем более труд творческий, — необходимое условие преодоления тяги к наркотикам.

В деятельности «Муравейника» можно выделить два основных направления: информирование и обучение (включая подготовку молодежных лидеров и волонтерского движения), а также предоставление альтернативной наркотикам деятельности.

В Польше действует модель «мобильной профилактики». В школы и подростковые клубы приезжает автобус с подготовленными волонтерами антинаркотического движения и их наставниками. Зачастую волонтерами антинаркотического движения являются подростки, завершившие или завершающие реабилитацию в центрах «МОНАР».

Активисты движения проводят разнообразные игровые программы, участвуют в организации досуга подростков и молодежи. Игровые программы активно используются не только как формы организации досуга несовершеннолетних, но и как основной метод информирования по проблеме злоупотребления ПАВ. В частности, проводятся программы, направленные на формирование отрицательного отношения к согласию употребить ПАВ под давлением со стороны, а также развитие навыков сопротивления групповому давлению (например, программа «Спасибо, нет!»). Также в рамках информирования молодежи проводятся открытые дискуссии «Суд над наркотиками».

Важно, что информированию и обучению навыкам противостояния социальному давлению обязательно сопутствует предоставление альтернативной наркотикам деятельности, способствующей самораскрытию молодого человека. Кроме обеспечения досуга подростков в течение года, ежегодно проводятся летние творческие мастерские, как альтернативная употреблению ПАВ деятельность.

Печатается по изданию: Коробкина З.В„ Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 149 - 176

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШВЕЦИИ

Количество потребителей «сильных» наркотиков в Швеции невелико: по ежегодным подсчетам, оно составляет в среднем 17000 человек при общей численности населения 8 8 млн чел. Однако, согласно официальной точке зрения, лица, употребляющие «легкие» наркотики (марихуану, гашиш и др.) в школьные годы, являются потенциальными кандидатами в хронические потребители более сильных наркотиков в будущем.

Поэтому Центральное просветительское общество по вопросам алкоголя и наркотиков (CAN) проводит ежегодно по всей стране опросы среди школьников и молодых людей призывного возраста — с целью установить масштабы потребления наркотиков.

По данным этих опросов, в 1972 г. 14,5 % учащихся 9-х классов потребляли наркотики (хотя бы один раз в течение последнего перед опроса месяца). В дальнейшем, на протяжение всех 70-х годов, эта цифра уменьшалась. В 1980 г. она равнялась 8 %, а начиная с 1984 г. доля учащихся, употребляющих наркотики, колеблется в среднем от 3 % до 5 % от общего числа опрошенных.

Основа Шведской антинаркотической политики была заложена в конце 60-х годов, после проведенного эксперимента с легальным отпуском наркотиков по рецепту.

Анализ показал, что количество лиц, совершавших те или иные преступления в период легального предоставления им наркотиков, осталось практически неизменным по сравнению с предшествующими годами. Были увеличены, в частности, ресурсы полиции и таможенной службы, возросли ассигнования на социальную и медицинскую помощь наркоманам, на информационно-просветительскую работу. Однако в 70-е годы появилось мнение, что наказание и другие формы воздействия со стороны общества представляет собой угрозу процессу успешного лечения и реабилитации наркоманов. Большим приоритетом поэтому стали пользоваться меры по снижению спроса на наркотики, в то время как усилия по ограничению предложения были непопулярны. В середине 70-х годов героин прочно укрепился на рынке наркотиков, и все большее количество людей начали склоняться к необходимости активного противостояния общества торговле наркотическими средствами и воздействия на отдельных лиц, злоупотребляющих наркотиками.

В конце 70-х годов риксдаг принял решение о том, что целью антинаркотической политики должно стать общество, свободное от наркотиков. По мнению политиков, можно остановить наступление наркотиков и вернуть в общество тех, кто страдает наркоманией.

Осенью 1985 года было зарегистрировано 150 наркоманов — носителей ВИЧ. Год спустя было диагностировано еще около 200 случаев заражения в результате внутривенного введения наркотиков. Возникла реальная угроза быстрого распространения ВИЧ среди наркоманов. Поэтому правительство приняло оперативное решение о подтверждении рестриктивной линии в отношении наркотических средств и о повышении действенности мер по борьбе с ними. Активная работа с лицами, страдающими наркотической зависимостью, призвана стать наиболее эффективной мерой защиты от распространения ВИЧ.

Таким образом, цель антинаркотической политики в Швеции — стать обществом, свободным от наркотиков. Однако безработица среди молодежи, сокращение расходов на социальные нужды и сильные движения за либерализацию отношения к наркотикам в Европе затрудняют проведение данной политики. По сравнению с предыдущими годами все большее количество молодых людей прибегают к использованию наркотических средств. В связи с этим увеличены ресурсы, выделяемые на профилактическую работу.

Шведская антинаркотическая политика строится на положении о том, что злоупотребление наркотиками прямо зависит от спроса и предложения. Если наркотические средства легкодоступны, а отношение общества к ним характеризуется терпимостью, то возрастает количество людей, прибегающих к употреблению наркотиков. В их число попадают даже лица, благополучные в плане социальной и психологической ситуации.

Антинаркотическая политика государства направлена, в первую очередь, на предотвращение распространения наркотических средств. Шведская модель включает пять основополагающих элементов: защита границ, строгое уголовное законодательство; профилактическая работа; оказание медицинской и социальной помощи лицам, страдающим в связи с злоупотреблением наркотиков; борьба с уличной торговлей наркотиками.

Швеция отвергает существующее в Европе движение за легализацию и утверждает, что легализация, означающая в действительности социальное признание наркотиков, их большую доступность и удешевление, способна только обострить проблему.

Швеция рассматривает движение за легализацию наркотиков как угрозу национальной политике, как движение, с которым следует вести активную борьбу.

Правовые основы политики Швеции в отношении проблемы наркомании. Законодательство Швеции о наркотиках вступило в силу в 1968 году. В течение последующих лет оно неоднократно пересматривалось, в результате чего стало более строгим.

В соответствии с действующим в настоящее время законом от 1988 года, наряду с передачей, производством, приобретением с целью дальнейшей передачи, а также приобретением, переработкой, транспортировкой и хранением наркотиков, наказуемым являются также владение им и употребление.

Преступлением является и пособничество торговле наркотиками. Лицо, способствующее установлению контактов между покупателем и продавцом, совершает уголовно наказуемое действие. Осуждено может быть также лицо, выполняющее роль курьера и не осознающее, что его действия являются частью противозаконной торговли наркотиками, — в случае, если это лицо имело ту или иную возможность осознать свою роль. Полиция
имеет право конфисковать предметы, используемые при потреблении наркотиков: шприцы, иглы, трубки для гашиша.

Законодательство о наркотиках дополняется законом о нелегальном ввозе товаров. Ответственность за организацию борьбы с незаконным ввозом наркотиков возложена на уголовный отдел Таможенного управления Швеции. На местах существуют оперативные уголовные отделы таможни. В их задачи входит борьба с профессионально организованным ввозом крупных партий наркотиков.

С вступлением Швеции в Европейский Союз начали действовать новые правила по борьбе с наркотиками. Таможенная служба теперь не имеет права без наличия конкретных подозрений производить выборочный контроль прибывающих из-за границы пассажиров. Это, естественно, затрудняет борьбу с незаконным ввозом наркотиков.

Таможенные службы Швеции пытаются найти новые способы его предотвращения. Речь идет, в частности, о стремлении таможенных служб создать свою сеть информаторов, оплачивать их услуги, осуществлять поездки в целях слежки.

В рамках Государственного полицейского управления существует специальное подразделение, которое занимается как расследованием наиболее тяжких преступлений, связанных с наркотиками, в том числе выходящих за рамки страны. Координация работы полиции по всей стране осуществляется Государственным управлением уголовных дел.

Проведенная реорганизация всей полицейской системы была направлена на то, чтобы сделать силы полиции более действенными и тем самым снизить преступность по странв целом. Число полицейских районных подразделений было сокращено до шестидесяти. Каждое районное управление самостоятельно принимает решение о том, какие ресурсы направить на борьбу с наркотиками, районные отделения разделены, в свою очередь, на мелкие участки. В крупных общинах существуют также группы по борьбе с уличной торговлей наркотиками, которые пытаются ограничить доступ к ним. Уличные торговцы подвергаются аресту, а их товар конфискуется. Смысл подобных действий состоит в том, чтобы не оставалось мест, известных в качестве мест купли и продажи наркотиков, чтобы встречи продавцов и покупателей были максимально затруднены. Действия полиции на улицах имеют значение и для формирования общественного мнения, поскольку они являются выражением негативного отношения общества к потреблению наркотиков и торговле ими.

Основная ответственность за организацию помощи лицам, которые злоупотребляют наркотиками, возложена на коммунальные (общинные) социальные службы. В Законе о социальной помощи, вступившем в силу в 1982 году, воплощен новый взгляд на деятельность социальных служб. Их работа должна осуществляться в сотрудничестве с лицами, обращающимися за помощью. Закон основан на принципе добровольности. Движущей силой лечения и реабилитации наркомана является его личное желание изменить существующую ситуацию. Решение о необходимости оказания помощи принимается совместно социальными работниками и лицом, злоупотребляющим наркотиками. Но, наряду с этим существует закон, позволяющий в определенных случаях применять принудительные меры к лицам с наркотической зависимостью — сроком до шести месяцев. Дополняет закон о социальных службах Закон о принудительной опеке над подростками. Он позволяет помочь детям из неблагополучных семей и молодым людям, в частности, злоупотребляющим наркотиками.

Оказание медицинской и социальной помощи. В Швеции всегда действовал принцип ограничения в отношении лечения метадоном или программ, предусматривающих раздачу и продажу шприцев и игл. Исходным при этом является положение, что использование наркотиков в любых целях, кроме медицинских, является неприемлемым. В настоящее время в Мальмехюс (Южная Швеция) проводится эксперимент со свободным обменом шприцев. Реализуется также четыре программы с использованием метадона. В начале 1993 года курс лечения метадоном проходили 370 пациентов. Около ста из них были носителями ВИЧ.

Несмотря на сокращение расходов на социальные нужды в последние годы, Швеция считается страной с хорошо развитой системой медицинской и социальной помощи наркоманам. В психиатрических клиниках существуют специальные отделения детоксикации и реабилитации. Помимо этого, существуют специальные лечебницы для психически больных наркоманов, а также отделения и лечебные учреждения для наркоманов — носитлей вируса иммунодифецита или больных СПИДом.

Наряду с государственными существуют частные лечебные учреждения, а также лечебницы при различных фондах. Деятельность почти половины лечебных учреждений осущетвляется силами частных фирм и компаний, а финансируется засчет общинных средств. Подавляющее большинство общин располагает ресурсами для оказания целенаправленной помощи наркоманам. Многие из них сформировали специальные команды, состоящие из работников социальных служб и групп молодежи. Они выявляют подростков, принадлежащих к группам риска, и работают с ними. Молодежные группы являются своего рода связующим звеном между подростками и социальными структурами, призванными оказыать им поддержку. Во многих общинах созданы так называемые «базы помощи» наркоманам, представляющие собой специализированные группы, в которые входят социальные работники, медсестра, а иногда и психолог. Они выявляют лиц, нуждающихся в помощи, проводят консультации, работу по мотивации пациентов, оказывают антикризисную помощь. В их задачи входит также координация и обеспечение единства социальной и медицинской помощи. В последние годы работники социальных служб начали сотрудничать с персоналом исправительных заведений с целью оказания помощи наркоманам, находящимся в них.

Профилактическая работа. Как упоминалось выше, ответственность за координацию профилактической работы на уровне страны несет Институт народного здравоохранения (ИНЗ).

Информационно-просветительская работа направлена на распространение базовых знаний, выработку у детей и подростков определенного отношения к наркотикам и стимуляцию молодежи к занятию активной позиции. Она строится по принципу: наибольшее влияние способно оказать ближайшее окружение — родители, учителя, друзья. Школа является важным каналом в этой работе. Каждая школа разрабатывает рабочий план преподавания АНТ — предмета, дающего основные знания о вреде употребления алкоголя, наркотиков и курения. Полиция, через информационные мероприятия в школах и местах организованного досуга, играет свою роль в организации профилактической работы.

Действует немало добровольных организаций: молодежные и профсоюзные организации, движения скаутов, просветительские общества, движение трезвенников, общество «Родители против наркотиков», Союз борьбы с наркотиками, объединение «Общество, свободное от наркотиков» и Союз помощи злоупотребляющим лекарственными препаратами.

С 1994 г. ИНЗ развернул наступательную кампанию против наркотиков и наркоманов, так как полученные данные свидетельствовали об увеличившемся потреблении наркотиков и о все более лояльном отношении к ним молодежи. Акция проводится совместно с общинами и добровольными организациями и носит исключительно профилактический характер. Целями ее являются противостояние злоупотреблению наркотиками, содействие развитию рестриктивного отношения к ним и развитие методов профилактической работы на местах. Кампания включает несколько мероприятий. Одно из них — создание сети «Общины против наркотиков». В акции участвуют одиннадцать общин, а ее целью является формирование методов работы на местах. Институт финансирует акцию, а коммуны сами принимают решения и организуют работу. Помимо этого, Институт оказывает экономическую поддержку проекту, целевой группой которого являются «труднодоступные» подростки. В качестве помощников часто выступает безработная молодежь более старшего возраста, которая может, например, войти в контакт с подростками из иммигрантских семей. Название другого проекта — «Профилактический автобус» — говорит само за себя. Соответственно оборудованная классная комната на колесах используется как для работы с подростками, так и с их родителями. И наконец, ИНЗ ежегодно оказывает экономическую поддержку примерно ста локальным проектам. Они представляют собой акции профилактического характера и могут охватывать различные возрастные группы. Приоритет отдается проектам, целевую группу которых составляют подростки и молодежь, а также проектам, охватывающим сразу несколько организаций и структур. В 1994-95 бюджетном году правительство и риксдаг выделили ИНЗ дополнительные средства —50 млн. крон — для активизации профилактической работы на местах.

Различные точки зрения. В Швеции как и во многих других государствах не существует единой точки зрения на проблему употребления ПАВ несовершеннолетними.

В дискуссии по проблеме наркотиков участвуют среди других профессор Э. Кюльхорн и доцент Т. Гольдберг. Профессор социологии Кюльхорн из Стокгольмского университета не видит каких-либо серьезных недостатков в шведской антинаркотической политике. В журнале Alkohol och Narkotika, (1995, №1), он пишет: «Оценивая результаты профилактической работы, следует отметить, что до сих пор не известны какие-либо эффективные и проблемные в этическом плане методы, которые могли бы привести к определенным позитивным сдвигам у наркоманов — «хроников…». Кюльхорн имеет в виду, что исследования точно покажут, что количество лиц, начавших злоупотреблять «сильными » наркотиками, увеличилось в 70-е годы, когда полиция ослабила усилия по профилактике наркомании, и уменьшилось вновь в последующие годы, когда риск оказаться разоблаченным значительно возрос. Кюльхорн подчеркивает свое критическое отношение лишь к негибкой и отчасти догматической, по его мнению, позиции в отношении попыток помочь наркоманам жить с учетом уже существующей у них наркотической зависимости. Речь идет о предоставлении им бесплатных инъекций в рамках лечения и об экспериментальных программах контролируемого использования метадона.

Гольдберг из Стокгольмского института социологии, занимает, напротив, очень критическую позицию. Он подвергает сомнению уместность всеобъемлющей цели — «общество, свободное от наркотиков». По его мнению, это неверная формулировка, способная привести к потере всякой надежны и разочарованию. Гольдберг считает, что единственно возможным является снижение спроса на наркотики. «Кто угодно не может стать наркоманом, — пишет он. — Наркоманами становятся неблагополучные люди, происходящие из неблагополучных семей. Поэтому бороться следует не с наркотиками как таковыми. Именно это положение должно находиться в основе всех попыток решить проблему хронического злоупотребления наркотиками».

Международное сотрудничество. Сотрудничество по вопросам наркотиков базируется на трех Конвенциях ООН по наркотическим средствам. Швеция присоединилась к этим конвенциям и втечение многих лет осуществляет свою линию в международных организациях, являясь участником:
Комиссии по наркотикам при ООН;
Программы RSA (борьбы со злоупотреблением алкогольными и наркотическими веществами) ВОЗ, решающей эти вопросы исходя из перспективы здоровья нации;
Группы Помпиду Европейского Совета, объединяющей страны как Западной, так и Восточной Европы;
Сотрудничества полицейских и таможенных служб Европейского Союза, где вопрос борьбы с наркотиками имеет первостепенное значение.

В 1994 году по инициативе Стокгольма зародилось движение «Города Европы против наркотиков». Сегодня его поддерживают более двадцати городов, в том числе Берлина, Лондона, Парижа.

Печатается по ст.: Ева Муландер. Швеция - общество свободное от наркотиков//Вопросы наркологии, №3,1998 г.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИСПАНИИ

До 80-х годов проблема злоупотребления наркотиками в Испании не подверглась огласке, как и другие «неудобные» социальные явления. А вот алкоголизм и табакокурение были хорошо известны испанскому обществу. По потреблению алкоголя Испания занимает третье место в Европе, причем особенно велика доля пьющих в школьном возрасте. Алкоголь является пятой по распространенности причиной смерти в Испании. Считается, что в стране 2,5 % населения — больны алкоголизмом и 5 % — пьют регулярно. Испанское общество допускает употребление алкоголя, которое поддерживается традицией и с которым связаны важные экономические, трудовые и налоговые аспекты государства.

Табакокурение принимается обществом еще более благосклонно. Правда, курить разрешается лишь мужчинам. Если же курит женщина, то это значит, что она принадлежит к одной из четко определенных социальных групп: либо к представительницам «древнейшей профессии», либо же — тут другая крайность — к представительницам культурной, политической и артистической элиты общества. Вызывая восхищение у одних и зависть у других, курящие испанки, в конце концов становятся презираемыми большинством.

Предметом внимания со стороны общества не стало даже ухудшение здоровья — с этим считаются даже меньше, чем с явлениями привыкания и зависимости, приобретающими угрожающие масштабы. Как следствие ни воспитание, ни реабилитация не стали теми предметами, которые бы заинтересовали общество. К тому же возникло еще одно общественное явление, с которым нужно было «уживаться». И этот процесс также не вызвал особой озабоченности.

Антинаркотические мероприяти в государственной сфере. В 1985 г. был принят национальный план борьбы с наркоманией (сокращенно PND).

Национальный План борьбы с наркоманией дал приоритет следующим направлениям:

 сокращение предложения и спроса;

 уменьшение беспокойства среди граждан;

 создание государственной сети учреждений, обслуживающих потребителя наркотиков и его окружение;

 координирование и сотрудничество органов власти с учреждениями, занятыми разрешением проблемы.

Для достижения перечисленных в Плане целей планировалась принять соответствующие меры в таких областях, как предупреждение, помощь, реабилитация, информирование и взаимодействие. Учитывалось, что предусмотренные Планом меры должны быть реальными, то есть соответствовать действительному положению дел в той области, где будут применяться; кроме того, эти мероприятия должны осуществляться последовательно и непрерывно, дабы принести положительный результат.

Программа предупреждения приобщения к ПАВ. Программа предупреждения состоит из двух частей: предупреждение путем контроля за предложением и предупреждение путем контроля за спросом.

а) Контроль спроса.
Одной из мер, предложенных планом РND, было принятие министерством образования и науки директивы, предполагающей, начиная с 1987/88 учебного года, осуществление специальной программы предупреждения наркомании. Она преследовала такие цели:
1)подготовка и обучение преподавателей и взаимодействие с другими лицами, занятыми в предупредительных мероприятиях (неправительственные организации, управленческие учреждения), а также 2) включение вопросов предупреждения наркомании в учебные планы занятий по безопасности жизнедеятельности. Это включение кодифицировано в королевских декретах № 1006 и № 1007 от 14 июня 1991 г. Программы предупреждения создаются не только для сферы образования, но и для сферы труда, здравоохранения, семейной жизни, а также для молодежных информационных центров. В РND перечислены необходимые для предупреждения возникновения потребности в наркотиках условия —улучшение условий жизни и предупреждение маргинализации.

Информационный бюллетень «Предупреждение наркологической зависимости» (Prevencion de las drogodependecias) плана PND за 1997 г. (с. 108) содержит следующее: «Понятие «предупреждение» мы можем свести к достижению такой ситуации, в которой независимо от предлагаемого на рынке объема веществ, способных оказывать вредное воздействие, население будет иметь возможность реагировать положительно (свободный отказ от употребления) на вызываемые наркотиками ощущения, ведя такой стиль жизни, при котором их употребление, или хотя бы присутствие, не имело бы места».

Министерство обороны Испании также должно было принять меры для борьбы с употреблением наркотиков военнослужащими всех подразделений. В этой сфере предупредительные меры являются скорее репрессивными мерами, поскольку дисциплинарно-принудительные пути решения проблемы кажутся более эффективными, несмотря на то, что меры по предупреждению наркомании в войсках предусматривают также информирование и организацию свободного времени личного состава. Мысль о том, что многие молодые люди имеют проблемы с наркотиками во время прохождения военной службы, и то, что население все более критически настроено по отношению к обязательной службе в армии, явилась достаточным поводом для принятия соответствующих мер по повышению престижа военной службы.

б) Контроль предложения.
Осуществляемая министром внутренних дел Испании деятельность имеет целью сократить незаконное предложение наркотиков путем нахождения и ликвидации структур, которые имеют к этому отношение.

Поскольку Испания состоит из автономных сообществ, каждое из них осуществляет свою политику борьбы с наркозависимостью. Важно, что программы автономий, а также городских объединений имеют большие достижения в деле профилактики и реабилитации, ведь проводимые меры гораздо более специфичны применительно к каждой конкретной ситуации.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГЕРМАНИИ

Исторически сложилось пять методов борьбы с наркоманией, которые отчасти плавно переходят друг в друга, а отчасти перекрывают друг друга:
1) криминально-политический метод, согласно которому предупреждение наркомании рассматривается в тесной связи с мероприятиями по предупреждению преступности вообще;
2) социально-психологический метод, который исходит из функциональности употребления наркотиков и строится на принципах «функциональных эквивалентов»;
3) метод, который направлен на охрану здоровья человека и на «всестороннее развитие социальных качеств личности»;
4) метод, который направлен на оказание помощи страдающим наркоманией и в котором объединены наркопревентивные мероприятия «по минимизации ущерба здоровью» и «снижению риска»;
5) образовательный метод, в котором вопросы наркокультуры общества рассматриваются в качестве важнейшей задачи образования и культивирования жизненного опыта.

Программа функциональных эквивалентов. В 80-х гг. была разработана превентивная программа, основная задача которой заключалась в разработке альтернатив для потенциально опасного употребления наркотиков: программа «функциональных эквивалентов» (Kastner/Silbereisen, 1988, с. 29). В соответствии с этой программой необходимо было проводить такие наркопревентивные мероприятия, которые в развитии несовершеннолетних стали бы функциональным эквивалентом потребления наркотиков.

Программа функциональных эквивалентов привела к значительному сдвигу в практике наркопревентивной работы в Германии и прежде всего в организации свободного времени несовершеннолетних. Для осуществления многих проектов организации досуга молодежи требовалось, чтобы в них активное участие принимали не отдельно взятые подростки, а целые группы. Вскоре стали проводиться акции, затрагивавшие жизнь всех слоев общества — радиопередачи, Graffiti-Workshops, выставки, кино- и музыкальные проекты. Пассивному потреблению наркотиков противопоставлялось активное проведение свободного времени. Спортивные, развлекательные и воспитательные мероприятия должны были заменить попытки заглянуть в подсознание или выйти за пределы материального мира с помощью наркотиков (Lersch, 1988; Witte, 1991; BZgA, 1996). Таким образом получила развитие разноcторонняя, «увлекательная» наркопревентивная программа (Franzkowiak, 1996, с. 411), авторы которой стремились подчеркнуть привлекательность предлагаемого активного досуга и удержать молодежь от соблазна употребления наркотиков.

Однако, несмотря на целесообразность проводимых акций по предупреждению наркомании, они были не лишены противоречий, а потому подверглись серьезной критике. В некоторых случаях поиск альтернативных решений приводил к тому, что в мероприятиях, проводимых с целью предупреждения наркомании, больше не прослеживалась проблема вреда наркомании и пристрастия к наркотикам. Большие надежды, возлагавшиеся на разнонаправленные методы, не оправдали себя, так как работа по предупреждению наркомании носила слишком свободный характер. За организацией мероприятий скрывалась неясность в отношении вопроса воздержания от употребления наркотиков - в то время как одни проекты целенаправленно объединяли наркоманов (Hallmann, 1996) в большинстве других проектов воздержание от употребления наркотиков стало основным условием участия в них. Это привело к тому, что именно те несовершеннолетние которые находились под угрозой наркомании, были отстранены от участия в наркопревентивных мероприятиях. Как следствие под сомнение попал сам принцип функциональной эквивалентности. К тому же заранее практически невозможно было определить степень эффективности проводимых мероприятий. Следует признать, что использование разнонаправленных методов наркопревентивной борьбы не может дать высоких результатов.

Метод, направленный на охрану здоровья человека, и программа «Всестороннего развития социальных качеств личности». Федеральное правительство Германии в 1990 г. утвердило «Национальный план борьбы с наркоманией». В соответствии с этим планом правительство призывало все общество не только на борьбу с наркоманией, но и на борьбу с курением и зависимостью от спиртных напитков.

Новым отправным пунктом для наркопревентивной работы стала программа охраны здоровья, принятая в 1986 г. в Оттаве Всемирной организацией здравоохранения.

Поддержка защитных факторов стала целью новой наркопревентивной программы. Развитие таких качеств как, самооценка, социальная компетентность, сопротивляемость давлению со стороны группы, стало основным содержанием самой популярной на сегодняшний день превентивной программы, направленной на «всестороннее развитие социальных качеств личности». Эта программа разработана на основе «терапии отношения» по примеру американского «life skill-training» - «обучения жизненным навыкам»

Метод «всестороннего развития социальных качеств личности» широко используется в школах, учебных заведениях школьного типа или в специальных «Work camps» - так называемых «трудовых лагерях». На занятиях наряду с учебными программами представлены также ролевые игры и упражнения, направленные на передачу знаний. Однако результаты внедрения подобных программ заставляют серьезно призадуматься. В США, несмотря на впечатляющие первоначальные успехи проводимых мероприятий, эффективность действия программы в дальнейшем полностью нивелировалась. В Лейпциге в течение двух лет проводились исследования в отношении эффективности подобного обучения. Оказалось, что для тех, кто очень мало или вообще не курит табак и не употребляет спиртные напитки, характерна незначительная отсрочка начала их употребления и снижение вероятности того, что они начнут употреблять наркотики. Что же касается школьников, которые уже начали употреблять незаконные наркотики, то на них программа «всестороннего развития социальных качеств личности» не оказала положительного влияния. В Билефельде после проведения аналогичного исследования было установлено что в результате эта программа имеет «нулевой эффект».

Дальнейшее развитие программы «всестороннего развития социальных качеств личности» происходит сейчас в двух направлениях: с одной стороны, проводятся попытки согласовать и объединить уже существующие превентивные мероприятия, проводимые различными организациями. С другой стороны, необходимо более активное привлечение самих подростков к проводимым мероприятиям. Эту задачу возможно реализовать с помощью так называемого «обучения подростков». Отобранные школьники и подростки или добровольцы проходят обучение в качестве «мультипликаторов» в специальных «Camps» - лагерях или «Workshops» - рабочих группах. Затем в кругу своих друзей и ровесников они рассказывают о том, чему их учили, или самостоятельно проводят занятия, способствуя, таким образом, распространению наркопревентивной идеи (Klotzbach/Franke, 1998).

Предупреждение наркомании в виде «всестороннего развития социальных качеств личности» стало одной из основных задач нового федерального правительства. Замена криминально-политического метода предупреждения наркомании методом, ориентированным на охрану здоровья человека, выражается в том, что теперь за решение проблемы предупреждения наркомании отвечают сотрудники министерства здравоохранения, а не министерства внутренних дел. Однако в компетенцию министерства внутренних дел по-прежнему входит борьба с незаконной торговлей наркотиками.

Программа «всестороннего развития социальных качеств личности» в настоящее время представляет собой основное направление наркопревентивной работы.

Предупреждение наркомании в образовательной среде. Согласно последней концепции наркопревентивной работы, рассматриваемой в контексте системы образования, ее задачей является формирование определенных социокультурных моделей поведения личности. В настоящее время созрели достаточные предпосылки для применения этой концепции в практической наркопревентивной работе.

Анализируя ход событий в жизни наркоманов, Fredersdorf идентифицирует проблему наркомании с проблемой образования. Наркотическая карьера представляется ему неудавшейся образовательной карьерой, в которой прослеживаются моменты «блокирования» образовательных процессов. Однако наркомания может рассматриваться как положительное развитие событий с точки зрения познавательного процесса. При этом
познавательный процесс будет включать в себя не только приобретение школьных знаний или квалификации, но и расширение социального и жизненного опыта (Fredersdorf, 1998, cc. 42-46, 99, 404). При перенесении подобного подхода в область наркопревентивной работы появляется перспектива использования регулярного потребления наркотиков как средства культивирования нового образа жизни (Sting, 1999). Употребление наркотиков как таковое должно стать предметом индивидуального образовательного процесса посредством осознания необходимости самоанализа, то есть анализа своего образа жизни и образа жизни своей субкультурной группы.

Отправным пунктом подобной образовательной работы могли бы стать потребность в наркотическом опьянении и поиск пограничных переживаний. При этом необходимо опираться на мир опыта подростка и создавать некое пространство для обмена им и диалога среди самих подростков, без утайки положительных и захватывающих аспектов потребления наркотиков. В этом смысле в городе Нюрнберге, например, в рамках наркопрофилактической работы среди подростков был реализован показательный проект на тему «Искусственный рай», сделавший доступным соблазны и опасности потребления наркотиков путем сооружения «комнат переживаний» и визуализации душевного состояния рефлексии (Kammerer, 1996, с. 32; Quensel, 1998).

В целом репрессивному отношению на государственном уровне Германии в настоящее время активно противостоит постоянно растущий прагматизм и с каждым днем увеличивающееся число организаций по предупреждению наркомании и оказанию помощи тем, кто находится в зависимости от наркотиков, на уровне городов.

Таким образом, программы первичной профилактики в ряде стран Западной Европы и Америки имеют много общего, построены по одним и тем же принципам. Большую часть программ занимает информационно — просветительский компонент: подростки, их родители получают необходимые сведения о видах и свойствах психоактивных веществ, о медицинских и психологических последствиях их потребления, о правовой стороне данного вопроса.

Практическая, обучающая часть профилактических программ, направленная на обучение молодежи жизненным навыкам, технология и методам ведения здорового образа жизни, применяется в большинстве стран Запада используется при работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Обязательный компонент всех программ — подготовка родителей и педагогов для ведения профилактической работы, ранней диагностики возможной наркотизации.

Рассмотрев тенденции, характерные для антинаркотической политики большинства стран, и основные профилактические программы, используемые в них, можно сделать ряд следующих выводов:
1. Эффективность профилактических программ определяется не столько качеством и доступностью реализуемых мероприятий, сколько преемственностью, последовательностью и непрерывностью антинаркотической работы.
2. Доказана высокая продуктивность введения в профилактические программы направления по развертыванию волонтерской работы, когда занятия с младшими школьниками проводят специально обученные старшие подростки.
3. Подтверждается эффективность интерактивной работы с подростками практика самостоятельной подготовки детьми учебных пособий, наглядного материала к занятиям.
4. Не вызывает сомнения необходимость введения в профилактические программы занятии по изучению законодательной и нормативно-правовой базы, касающейся распространения и потребления психоактивных веществ.
5. Одним из существенных недостатков существующих профилактических программ можно считать отсутствие в системе преподавания средней школы элементов профилактической работы, введенных в циклы общеобразовательных предметов. Опыт, имеющийся в некоторых странах, показывает необходимость и эффективность развития данного направления.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шорохова Наталья Рахинжиновна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства