kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «психологическое сопровождение познавательно пассивных старшеклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект описывает интересные виды работы со старшеклассниками, не желающими учиться

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «психологическое сопровождение познавательно пассивных старшеклассников»»

22









ПРОЕКТ


«психологическое сопровождение ПОЗНАВАТЕЛЬНО ПАССИВНЫХ старшеклассникоВ»




























Автор: С.Т.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………………..3

Аналитический обзор……………………………………………………….……….4

Основные результаты проекта……………………………………………………...7

Внедрение результатов проекта…………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………….18

Библиография………………………………………………………………….. …..19

Схемы и таблицы…………………………………………………………………...21
































ВВЕДЕНИЕ


Цели проекта: выявить значение компонентов познавательной активности (ПА); разработать модель психологического сопровождения ее развития у старшеклассников.

Задачи проекта: выявить этапы развития ПА у старшеклассников разработать технологии ее стимуляции.

Результатами проекта будут являться положения о роли компонентов ПА; модель психологического сопровождения познавательно пассивных старшеклассников.

Актуальность проекта состоит в изучении подходов о сущности ПА, в формулировке концепции об основных ее компонентах и в разработке модели психологического сопровождения познавательно пассивных старшеклассников.

Научная новизна проекта заключается в выявлении компонентов ПА и связи между ними; разработке модели сопровождения познавательно пассивных старшеклассников.

Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что: концепция о компонентах ПА, созданная на основе теоретических подходов о ней, позволит взглянуть на нее как единую систему.

Практическая значимость заключается в том, что: результаты проекта будут способствовать использованию модели в школах для развития ПА старшеклассников; данная модель повлияет на самореализацию возможностей старшеклассников в учебно-профессиональной деятельности, развитие успешности и на установление благоприятного общения со сверстниками и педагогами; результаты проекта будут являться помощью в работе педагогов со старшеклассниками и внесут вклад в повышение качества образования.

Целевая аудитория: педагоги, школьные психологи, администрация школ, старшеклассники.




АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

В настоящее время в России в связи с экономическими изменениями, перед старшеклассниками общество и образование поставило новые задачи. Для того чтобы найти место в будущем, от молодых людей требуется конкурентоспособность, умения сотрудничать, получать знания, творить и другие. Старшеклассники должны быть компетентными, т.е., по словам Н.А.Алексеева и других, знающими, умеющими реализовать в жизни взгляды о реальности, себе, работе [2]. Общество нуждается в людях, способных расрыть познавательные возможности. Для развития умения человека предусмотреть последствия действий, избирать верные пути достижения целей, само раскрытиятребуется ПА (Е.И.Артамонова, О.В.Тесленко [1]). Она, по словам Д.Б.Годовиковой, служит и условием творчества [3].

В ранней юности одна из задач старшеклассника - выбор профессии, который он должен делать сам. Бывает, что он решает, кем будет, из-за ее престижности, а потом приходит разочарование. Выбор должен быть сделан продуманно, и тогда старшеклассников ждет успешность (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)[7]. К ней приводят интересы в определенной области и стремление к получению знаний в ней. Другими словами, успех в деятельности обусловлен активностью, включая познавательную и другие ее виды.

Однако в психологии и педагогике недостаточно изучены факторы, влияющие на ее стимуляцию. Но есть подходы, изучающие ПА. Рассмотрим некоторые из них. Так, по результатам исследований С.Д.Смирнова процесса познания, он нуждается в образе, стимуляции, которая приводит к действиям, ведущим к появлению новых образов и т. п. Для того, чтобы познать что-либо, нужен образ, создаваемый с помощью органов чувств. Его появление зависит от стимула, который способствует готовности к действию. Стимул же - внешнее побуждение, влияющее на появление реагирования организма [5]. Обобщая это, мы приходим к выводу, что ПА здесь – это действия, направленные на получение знаний, к которым побуждает наличие образов и внешних стимулов. С этим мы не очень согласны, так как большую роль в познании играет и внутренний стимул. А.М.Матюшкин [3] считал, что компоненты ПА – «познавательная потребность и саморегуляция поисковой деятельности». Формой проявления познавательной потребности, по мнению И.В.Дубровиной и ее коллег Н.И.Гуткиной, и других является интерес [11]. Саморегуляция - это неспособность заменить цель и понимание условий, важных для ее достижения. Это и работа по выполнению заданий, проверка. По мнению И.А.Зимней [14], саморегуляция – способность разрабатывать программу совершения действий. Из этого видно, что саморегуляция поисковой деятельности - умение выдвинуть проблему; понимание условий, важных для ее решения; способность планировать и анализировать познавательную деятельность. Проявляется в саморегуляции воля. Данное мнение мы разделяем, считая, что показатели ПА - это потребность в знаниях и умение регулировать поисковую деятельность, так как без него невозможно познать что-либо и поставить проблему. На близко мнениеН.В.Паскевича[10], выделявшему в ПА мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой компоненты нам близко. По И.Э.Унту [4], ПА проявляется как активность в запоминании, активность мышления. Это мнение мы поддерживаем, хотя здесь недостаток - это отсутствие познавательной мотивации. Интересен подход М.Д.Ильязовой [6], выделявшей «познавательно-репродуктивный» и «познавательно-творческий» уровни ПА.

Обобщая вышеизложенное, мы выделяем компоненты ПА: познавательная мотивация; проявление положительных эмоций от процесса получения и усвоения нового, внешние и внутренние действия; саморегуляция. Содержание этих компонентов приведено в таблице 1.

Надо сказать, что школа уделяет мало внимания развитию ПА учащихся. Как показали наши исследования, проведенные в 2009 г., по методике «Познавательная потребность» В.С.Юркевича, из 85 учащихся 9-х и 10-х классов 2-х школ КЧР 10% имеют потребность к знаниям; 5% читают. Школа, по Л.Петрановской, является «консервативной структурой». Во многих школах России нужно зубрить большое количество сведений. Л.Петрановская указывает на то, что обычный старшеклассник, окончивший школу, удерживает в памяти формулы, даты, часть которых он применить не сможет, но не способен размышлять, искать доводы в дискуссиях [13]. Но по поводу знаний формул и т.п. хочется ей возразить. Результаты исследования по методике «Интеллектуальная лабильность» в тех же школах в 2009 г. среди учащихся 9-х и 10-х классов таковы: около 35% из них затруднялись выполнять задания методики, требующих знаний понятий «ромб», «диагональ», «гласные и согласные буквы». В то же время стресс у многих старшеклассников, связанный с учебой, высок. По данным его изучения среди старшеклассников одной из школ Теберды в 2007 г. было выявлено, что его испытывали 95% (главной причиной были экзамены). Надо сказать, что стресс приводит к плохому настроению, снижению памяти и т. п. (Ю.В.Щербатых) [15].

В наше время общество предъявляет к старшекласснику высокие требования, но отсутствуют целостные теории, объясняющие развитие ПА. В педагогической практике есть методы психологической помощи, но нет моделей сопровождения, обеспечивающих стимуляцию учебно-профессиональной деятельности. ПА– это условие творчества, но в психологии не до конца изучены факторы, влияющие на ее развитие. ПА определяет развитие индивидуальности в онтогенезе, но особенно она важна в период профессионального самоопределения. Она выступает системообразующим фактором, влияющим на формирование структуры ИИ старших школьников.

На сегодняшний день в психологии есть концепции, которыми руководствуются при проведении исследований индивидуальных свойств человека и их развития. Это деятельностный, копмлексный подходы и т.п. Однако большую ценность имеет теория об интегральной индивидуальности (ИИ), так как она рассматривает человека как единую систему. Проблема исследования заключается в развитии структур ИИ познавательно пассивных старшеклассников, которая в теоретическом и в практическом контекстах недостаточно изучена.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА


Теоретическая модель психологического сопровождения создана, опираясь на наш подход о ПА, названный нами мотивационно-деятельностным. Данный подход разработан на основе изучения и анализа положений о ПА. Согласно ему, ПА – единая и комплексная система. Ее компоненты: познавательная мотивация, положительные эмоции от процесса получения и усвоения новых знаний, действия (внешние и внутренние) и саморегуляция.

Мы считаем главным из них познавательную мотивацию, так как при ее отсутствии учащийся не будет испытывать положительных эмоций от познания, станет делать что-либо на основе престижа и т.п., не проанализирует результаты деятельности. Если ученик выполняет внешние и внутренние действия, направленные на познание (читает, задает вопросы, отвечает на уроках,имеет высокий интеллект и т.п.) это не говорит о его познавательной активности в том случае, если у него не доминирует познавательная мотивация. Хотя учитель может ошибочно полагать, что такой ученик активен.

Но в то же время ПА проявляется не только в мотивации. Другие компоненты также играют значительную роль. Объясним почему. Когда у учащегося есть 1-й компонент, то мотивация только ей и останется, если он не будет совершать действий направленных на получение знаний, без них – она не подкрепляется и может угаснуть. Недостаточно чего-то желать, стремиться к познанию, надо и действовать. Легче всего сказать: «Я этого хочу и не могу сделать» и искать причины невозможности достичь цели, чем начать что-то делать. Мотивации иметь мало. Нужны действия внешние и внутренние. Действия во внутреннем плане важны потому, поскольку если учащийся будет заучивать материал, не понимая смысла, не умея обобщать, концентрировать внимание на нем, то он его не усвоит, не приобретет информацию надолго и не сможет применить его. Но приобретение знаний также не осуществится, если у учащегося не будет и саморегуляции, т.е. он не способен правильно определить проблему, понять условия важные для ее разрешения, планировать познавательную деятельность, анализировать результаты, найти возможные ошибки, проявлять усилия воли. От познавательного процесса он должен получать позитивные эмоции. Этот компонент тоже важен, так как если он отсутствует, познание превращается в пытку. В этом случае о ПА говорить не стоит. Не следует быть нацеленным только на результат. Приведем слова Р.Фрэнкина: «…Счастье редко приходит… с достижением цели. Оно наполняет…процесс ее обретения» [12]. Перефразируя эти слова применительно к познавательной деятельности можно сказать, что радость, бывает, вскоре проходит от позитивных результатов в ней, а может не возникнуть совсем. Важно – это процесс. Также надо отметить, что развитие одного компонента ПА может затронуть и другой: например, развитие положительных эмоций, скорее всего, повлияет на повышение мотивации, выполнения действий и саморегуляции.

Итак, для повышения ПА у старшеклассников надо развивать вышеописанные компоненты. На это и направлена модель психологического сопровождения. Она состоит из следующих модулей (или компонентов): мотивационно-потребностного, эмоционального, деятельностного и регуляционного. Они описаны в таблице 2.

Цель 1-го компонента - развитие познавательной мотивации старшеклассников, побуждения к новым знаниям. Но сначала важно пробудить у старшеклассников интерес к участию в формирующем эксперименте, желание изучать новое, рассуждать. Здесь применение этого компонента играет большую роль. Для этого мы разработали технологию привлечения старшеклассников к участию в эксперименте, включающую следующие этапы.1.Беседа со старшеклассниками. Выявление и изучение их интересов и увлечений. Разговор на тему о том, что каждый человек уникален, имеет способности, которые надо развивать. В любом из нас есть гений, его нужно только раскрыть. Убеждение старшеклассников в том, что участие в эксперименте поможет сделать это, проявить себя, а также будет способствовать успешности в будущем. 2.Развитие первичного осознания старшеклассников о роли знаний в любых сферах жизни. Для этого им предлагается проанализировать значение в их жизни и развитии знаний по различным дисциплинам. Старшеклассники должны давать разные ответы, причем следует поощрять тех, кто ответил больше всех. Ответы о ненужности знаний не допускаются. Также взрослому следует рассказать им о том, зачем вообще нужны знания в жизни. 3. Развитие представления о том, что увлечения содержат знания. Старшеклассники должны ответить, каких знаний требуют их увлечения, полезные для других людей и своего развития. Если у них их нет, то взрослый называет увлечения сам. 4.Побуждение интереса к познавательной деятельности, к чтению и вовлечение в эксперимент. Взрослый рассказывает старшеклассникам притчи, мифы, и т.п., затем учащиеся обсуждают их.

1-й компонент включает и технологию, направленную на формирование стойкой познавательной мотивации и глубокого осознания важности знаний. Этапы ее использования. 1. Развитие любви к чтению. Основой является положение Л.С.Славиной о роли литературы в развитии интересов к учению [8]. Взрослый рекомендует старшеклассникам за определенный срок прочитать любое число названных им классических и приключенческих книг разных писателей. Для появления интереса он может начать рассказывать содержание одного из произведений. Также можно провести соревнование, где лучшими объявляются те, кто прочитал больше других. В конце - обсуждение книг. 2. Работа по изменению негативных отношений, убеждений и установок о познавательной деятельности на положительные. Средство сопровождения - техники НЛП [9]. Данная работа включает такие промежуточные этапы: а) работа по осознанию важности целей. Здесь старшеклассникам нужно представить себе достижение целей, связанных с профессиональной деятельностью. Затем проанализировать, что случится с ними, если они достигнут своих целей; что случится, если этого не будет; чего не станет, если они достигнут желаемого, чего не станет в противном случае; б) работа по осознанию важности познания. Аналогична предыдущей, но здесь нужно анализировать, что было бы в мире и с ними, если бы они и все дети не учились; если не существовало бы знаний и книг; что будет с ними, если они начнут учиться; чего не будет в противном случае; в) анализ убеждений и установок о познавательной деятельности, их изменение. Старшеклассникам предлагается написать несколько убеждений о познавательной деятельности, об учебе в школе, о будущем. Затем проанализировать, кто или что повлияло на их возникновение; подумать о том, что могло бы изменить их; назвать ситуации, где они играют позитивную или негативную роль; какими были убеждения, если бы старшеклассники читали много книг и т.п. 3. Работа по развитию осознанного отношения к знаниям в настоящем. Средство сопровождения - применение образов в когнитивной психологии [9]. Предлагается старшеклассникам использовать такие образы: «моделирующие» (представить сдающим экзамены для поступления в вуз без шпаргалок); «представления о вознаграждении» (вообразить, что в жизни старшеклассника будет положительного, если он много знает); «нивелирующие» (представить пишущим контрольную со шпаргалкой, а учитель заметил); «образы будущего» (представить себя через 10-15 лет и ответить на вопросы: будет ли он сожалеть о том, что не желал получать знания; станет ли думать, что было бы прекрасно, если б он много знал); «расслабляющие» (представить путешествующим по приятной местности, окружающую обстановку и т.п.; затем вообразить, что и получение знаний – это увлекательная поездка). Описанные примеры объяснения образов приведены нами. 4. Работа по осознанию того, что знания являются одной из главных ценностей в жизни. Старшекласснику нужно нарисовать перекресток с 5-тью дорогами и назвать так: «Дорога знаний», «Дорога развлечений», «Дорога по которой все можно купить», «Дорога скорого брака», «Дорога выбора престижной, но неинтересной профессии». Затем нужно представить себя стоящим на перекрестке и выбрать одну из дорог, указав, что это его выбор в жизни. Потом проанализировать этапы реализации выбора и все возможные последствия. В конце совместно обсуждается выбор старшеклассника и делается вывод о том, что самая верная дорога – 1-я, так как при выборе иных путей старшеклассника могут ожидать неприятности. 5. Работа по развитию стремления к познанию. Используется метод «незаконченных предложений»: взрослый приводит начала предложений о познании, его использовании и о будущем, а учащиеся должны их закончить: если бы я начал сам много учиться…; если бы я изучал неинтересный предмет…; для того, чтобы сдать вступительные экзамены…; чтобы учиться там, где я хочу…; моя мечта осуществится, если…; чтобы стать успешным… .6. Работа по развитию осознания того, что знания необходимы в любом виде профессиональной деятельности. Проводится в 2 промежуточных этапа: а) сначала называется любая профессия или вид деятельности и нужно дать как можно больше ответов на вопрос о том, каких знаний она требует, и как они пригодятся человеку, имеющему эту профессию; б) проведение психологической игры (2 варианта). 1-й: психолог называет профессии и говорит о том, какие в них нужны знания, а старшеклассники должны угадать область знаний. 2-й вариант: взрослый или старшеклассник загадывает профессию и описывает, какие знания в ней нужны. Остальные должны ее угадать.7. Развитие интереса к научной литературе. Содержание работы такое же, как на 1-м этапе, но тут предлагаются энциклопедии, соответствующие интересам, затем интересная литература, не связанная с ними.

Цель 2-го компонента - формирование позитивного отношения к познавательной деятельности и ее протеканию. Для этого была разработана эмоционально-направленная технология. Этапы ее такие. 1. Развитие позитивной установки на познавательную деятельность и ее протекание. В основу было положено утверждение Н.П.Локаловой [8] о том, что для формирования положительного отношения нужно развитие мотивации к успеху, на которое влияет повышение веры в себя. Еще важны интересы к учебе, повышающиеся путем высокой деятельности мышления (а мы еще считаем, и умения оригинально размышлять). Для развития мотивации к успеху и способности неординарно мыслить предлагается старшеклассникам разработанные нами загадки, задачи, где нужно размышлять непривычными способами и занимательные ряды, которые нужно закончить. Примеры загадок: 1) Что идет вперед и не останавливается? (Время). 2)Что быстрее ветра и сильнее тигра? (Секунда). 3)Чего мы не замечаем, когда оно есть, и хотим, когда этого нет? (Вода). 4) Какой друг нам дает жизнь, но мы часто его предаем? (Лес) 5)Что крепче веревки и тверже камня? (Дружба). Примеры задач: 1) На 1 круг наклеили 4 такого же размера. Сколько получилось? (1, так как виден 1 круг). 2) У дедушки 3 внука. Прошло много лет. 2 из них выросли. Сколько осталось? (0, так как 3-й тоже вырос) 3) В лесу под дубом зимой было 5 веток. Пошел снег, от дерева отломилась 1 ветка. Снег вскоре прикрыл все. Сколько всего веток? (0, так как под снегом веток не видно). Примеры занимательных рядов: 1)+ + 6 - - 12 + + 24 - - 48 ? ? 2) † ‡ • ‌ۦ‌ ‌ ⁄ ⌂ ┤ ╗ ☼ ■ † ‡ ? ? ? ? ? 3)∩∩∆ ∆Є¤| | |∩∩∩∆∆∆ЄЄ? ? ? ? ? ? .Любые ответы старшеклассников надо поощрять: отмечая, что они умеют проявлять творческое мышление, соображать и т.п. 2. Устранение некоторых негативных состояний, связанных с познавательной и учебной деятельностью (тревожности и утомления). Работа ведется со старшеклассниками, имеющими их. Для уменьшения тревожности нужно представить волнующую ситуацию и связать ее с красным цветом. Затем - спокойную ситуацию и себя в красивой роще. И в конце – ситуацию, где старшеклассник вел себя уверенно и себя на вершине горы. Когда же возникнет тревога, вспомнить все. Полезно сопровождать это спокойным дыханием. Для уменьшения утомления старшеклассникам предлагается каждый интервал времени (1 - 2 часа) в течение 15 минут сделать одно из таких процедур: посмотреть вдаль; послушать успокаивающую музыку; походить с книгой на голове; ритмично подышать.

Главная цель 3-го компонента - развитие умения рассуждать, обобщать, концентрировать внимание, запоминать, понимать материал и выполнять внешние действия, направленные на получение нового. Для ее реализации приводится деятельностная технология, представляющая собой совокупность таких разработанных нами этапов. 1. Развитие способности рассуждать, анализировать и обобщать. Промежуточных этапы. а) Развитие умения рассуждения и выдвижения творческих суждений с помощью метода сравнения (приема аналогии). Называется существительное. Нужно сказать другое существительное, имеющее сходство с 1-м, и объяснить, почему эти слова похожи. Можно приводить и оригинальные ответы. Задание можно усложнить, называя еще и букву, на которую старшеклассник должен подобрать слово. Повышенный уровень трудности предполагает работу с таблицами. В этом случае даются таблицы. В1-м варианте в них включены слова. В каждой строке между ними есть связь. Некоторые клетки имеют цифры. Следует назвать слово, количество букв которого совпадает с цифрой, причем оно должно отражать исходную связь. Во 2-м варианте даны числа, между которыми есть связь. Нужно заполнить пустые колонки, назвав нужное число и слово (или предложение), имеющее такое же количество букв (или слов), как и число. Заключительная часть работы – это сравнения словосочетаний, предложений, и.т.п. нахождения сходства и противоположных различий. Важны оригинальные ответы. б) Развитие способности к рассуждению и выдвижению творческих суждений с помощью ассоциации. Старшекласснику называется слово. Он должен назвать много существительных, связанных с 1-м. Они должны быть на ту же букву. Выбор надо объяснить Важны оригинальные или поэтические объяснения. в) Работа по развитию аналогичной способности с помощью дедукции. Старшекласснику предлагается существительное. Он должен назвать 5 слов, относящихся к нему. Можно усложнить задание: надо составить предложения, в которых есть одно или несколько названных учеником слов. В этом случае лучшими считаются необычные предложения. Более высокий уровень трудности: называется существительное и буквы, на которые нужно назвать одно или несколько прилагательных, характеризующие исходное слово (например: 1) ель (К, Н, П); 2) друг (П, В); 3) праздник (Н, В)). г) Работа по развитию способности к рассуждению с помощью анализа. Дается зашифрованное слово в виде букв и чисел и отгадка. Число обозначает либо количество букв в исходном слове, либо количество гласных букв, либо 1-ю букву, на которую начинается название числа, входит в зашифрованное слово и т. п. Нужно проанализировать это и выявить закономерность использования числа в слове. Затем - использовать ее при угадывании 2-ого существительного. Примеры. 1) 6 С (Солнце); 5 д- ? (Ответ: любое существительное их 5-ти букв, начинающееся на д ). 3) 5 1 3 (пот); 6 1 8- ? (шов). д) Работа по развитию способности к рассуждению с помощью контраста. Сначала предлагается словосочетание или событие, и следует ответить противоположным, обосновывая выбор. Затем дается чертеж с одной или несколькими фигурами, имеющими определенные признаки. Нужно сделать другой чертеж по заданным признакам. Ответ нужно обосновать. е) Работа по развитию способности к обобщению с помощью индукции. Предлагается понятие. Надо рассказать о положительной и отрицательной его роли в природе и жизни человека, а в конце сделать вывод. Далее работа ведется так: называются прилагательные, по которым нужно угадать, какое существительное они характеризуют. Указывается количество букв, его 1-я буква. Задания можно усложнить, не говоря о числе букв в существительном, и на какую букву оно начинается. Пример. Колючая, смолистая (5 букв, 1-я – С). Сосна. 2. Развитие концентрации внимания, запоминания, понимания, усвоения материала и побуждения к внешним действиям, направленным на получение нового. Промежуточные этапы. а) Развитие концентрации внимания и запоминания с помощью классификации. Нужно назвать слова, относящиеся к группе понятий и предметов, на которые надо дать как много ответов. Те же слова снова не повторяются. Тот, кто это сделает, дальше не участвует. Лучшими выбираются те, кто дали больше ответов. Предлагается назвать слова, относящиеся к источникам знаний; положительных эмоций. Затем нужно назвать: столицы; животных и птиц, начинающихся на буквы К и П; цветы, начинающиеся на буквы Н, П и Р; мужские имена, начинающиеся на буквы М; слова из 4-х букв, начинающиеся на букву К. б) Развитие способности находить смысл прочитанного с помощью метода понимания афоризмов, стихотворений, выражений о человеке, пословиц и поговорок. Предлагаются изречения, рубаи О.Хайяма, наши стихотворения, пословицы и т.п. Нужно объяснить, в чем заключается их смысл, выразить отношение к ним. в) Развитие способности к запоминанию и усвоению материала с помощью ассоциации. Старшеклассникам рассказывается материал познавательного характера, а перед этим дается задание создать образы, связанные с ним. Затем им задают вопросы, что они представили и запомнили, случая текст. Лучшими объявляются: те, у кого было больше всех образов; кто усвоил полностью информацию; кто почерпнул для себя много новых сведений. г) Развитие побуждения к внешним действиям. Проводится с помощью метода постановки проблемных заданий и вопросов. Старшекласснику рассказывают текст. Затем дают задание найти ответы на вопросы в книге, из которой был взят текст. После этого задают новые вопросы по теме текста, но ответы надо найти в других книгах. Лучшими выбираются те, кто нашел больше всех. В конце дается текст, по которому старшеклассники должны задавать вопросы, а взрослый на них не отвечает, а побуждая самим найти ответы. Объявляются нашедшие больше других ответы старшеклассники.

Цель регуляционного компонента - развитие способности планировать деятельность и анализировать ее результаты. Этому способствует технология, направленная на развитие саморегуляции, включающая в себя такие этапы: 1. Развитие представления о времени, как даре, который надо ценить. Надо сесть в кресло, и в течение 5 минут смотреть на движение стрелок часов. Рассказать об ощущениях. Задается вопрос, что можно сделать за это время. 2. Работа по постановке целей и создания плана ее достижения. Средство сопровождения - техники психосинтеза [9]. Предлагается поставить цель, связанную с будущей деятельностью. Нарисовать дорогу и столбы - промежуточные цели. Придумать их названия. Представить идущим по дороге и рассказать, что нужно делать, чтобы перейти к следующему столбу. 3. Работа по началу реализации цели. Основана на утверждении Д.Карнеги о том, что задуманное можно реализовать в данный день. Старшеклассника спрашивают о том, что он может сделать в этот день для достижения цели. Предлагается совершить это. Через неделю у него узнают, что он сделал. Поощряются те, кто делали больше других. 4. Развитие способности анализировать результаты деятельности, находить и исправлять недочеты. Промежуточные этапы такие. а) Старшеклассникам даются карточки со словами, содержащими ошибки в написании лишних букв и т.п. Говорится о том, что какой-то школьник неверно выполнил задание. Предлагается им побыть в роли учителей и исправить ошибки. Затем выбираются лучшие «учителя»: те, кто быстрее и больше всего исправил ошибок. б) Работа ведется аналогичным образом, только здесь даются слова и словосочетания с орфографическими ошибками. в) Порядок такой же, как и ранее, только здесь даются чертежи с фигурами и неверные их описания. Цель – исправить надписи. г) Здесь старшеклассникам надо за ограниченное время выполнить простые письменные задания, которые они проверяют прежде, чем это сделал взрослый. Если есть ошибки, они должны сами проанализировать.

Так как развитие одного компонента ПА может влиять на формирование другого, то и использование одного компонента модели сопровождения влечет за собой развитие и других критериев. Например, применение эмоционального компонента способствует также развитию мыслительной деятельности и познавательной мотивации. На основе этого мы выделяем основные большие этапы реализации модели сопровождения: Этап заинтересованности(используется технология привлечения старшеклассников к участию в эксперименте); этап глубокого осознания, положительных эмоций и размышления (используется 6 этапов технологии, направленной на формирование стойкой познавательной мотивации и глубокого осознания важности знаний; эмоционально-направленная технология; 1-й этап деятельностной технологии и первые 3 этапа регуляционной технологии); этап побуждения к познанию, действиям и умения анализировать их результаты (используется последний этап технологии, направленной на формирование стойкой познавательной мотивации и глубокого осознания важности знаний, деятельностной и регуляционной технологий).

Схематично этапы реализации модели сопровождения приведены на рис. 1.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА


Основной системой внедрения модели сопровождения является система образования. Модель предполагается использовать педагогам и психологам. Работа будет проводиться в группе и индивидуально. Модель планируется применять во внеурочное время, проводя тренинги, способствующими улучшению взаимодействия с педагогами и сверстниками, а некоторые этапы даже и на уроках. Так, виды работы по развитию рассуждения, умения обобщать, концентрировать внимание, улучшать память, находить и исправлять ошибки предполагается использовать на уроках иностранного языка, поскольку они направлены не только на формирование этих свойств, но и на закрепление и использование новых слов, развитие умения общаться на иностранном языке. Но, конечно же, предлагаемый учащимся материал будет на иностранном языке. Эти же виды работы станут применяться и для изучения русского языка. Работу, направленную на развитие любви к чтению, планируется использовать на уроках иностранного языка, где старшеклассникам будут рекомендовать прочитать книги в адаптированном варианте или в оригинале. Аналогично будет строиться работа и на уроках литературы. Загадки, задачи и занимательные ряды будут, возможно, включены в сценарий проведения какого-либо воспитательного мероприятия, а не только использоваться на тренингах. Работу с текстом предполагается использовать и для усвоения материала по разным предметам; виды работы с геометрическими фигурами – на занятиях по математике и физике. Работу, направленную на осознание важности любых знаний в жизни планируется выполнять на отдельных уроках, классных часах, тренингах, так как она, на наш взгляд, способствует и устранению представлений у старшеклассников о «ненужности» отдельных предметов и суждений, вроде: «Мне не нужна геометрия, так как я собираюсь быть певцом». Предполагаемые сферы внедрения модели приведены на рис. 2.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проанализировав подходы о познавательной активности, мы сделали вывод, что это система, критериями которой являются: познавательная мотивация, позитивные эмоции от процесса познания, внешние и внутренние действия и саморегуляция. На основе этого мы разработали модель, состоящую из 4-х компонентов: мотивационно-потребностного, эмоционального, деятельностного и регуляционного. Целью 1-го компонента является развитие познавательной мотивации старшеклассников, и стремления к знаниям; 2-го - формирование положительного отношения к познавательной деятельности, ее протеканию; 3-го - развитие способности анализировать, рассуждать, обобщать, концентрировать внимание, а также запоминать, усваивать материал и выполнять внешние действия, направленные на получение нового; 4-го - развитие умения планировать деятельность и анализировать ее результаты. Средства сопровождения - техники НЛП и психосинтеза, использование образов в когнитивной психологии, методы дедукции, индукции, анализа, контраста, сравнения, и другие, положения Л.С.Славиной и других об учебной деятельности и достижении целей. Нами были разработаны такие технологии: технология привлечения старшеклассников к участию в эксперименте, технология, направленная на формирование стойкой познавательной мотивации и глубокого осознания важности знаний, эмоционально-направленная, деятельностная и регуляционная технологии. Они, как мы считаем, способствуют не только развитию вышеназванных критериев познавательной активности у старшеклассников, но и помогают: сформировать положительное отношение, к «ненужным», по мнению старшеклассников, предметам; углубить знания по иностранному и русскому языку; усвоить материал по разным дисциплинам; увлеченно читать художественную и научную литературу; развивать способность высказывать суждения; повышать уверенность в своих силах; улучшать взаимоотношения с другими; реализовывать свой потенциал; развивать умение общаться; осознать выбор жизненного пути и предназначения на Земле.

БИБЛИОГРАФИЯ


1. Артамонова, Е.И. Нравственные аспекты познавательной активности студентов [Текст] / Е.И.Артамонова // Педагогическое образование и наука. –

2008. - №7. – С. 8 – 14. – Библиогр.: с. 14.

2. Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению [Текст] / Ю.А.Володина // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С. 80 – 86. – Библиогр.: с. 86.

3. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст]/Д.Б.Годовикова // Вопросы психологии. – 1984. - №1. – С. 34 – 40. – Библиогр.: с. 40.

4. Давыденко, В.А. Идея активности личности школьника в отечественной педагогике второй половины ХХ века (середина 50-х – 80-е годы) [Текст] / В.А.Давыденко // Педагогическое образование и наука. – 2008.– №1. - С.79 – 82. – Бибилиогр.: с. 82.

5. Данюшенков, В.С. Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении [Текст] / В.С.Данюшенков // Педагогика. – 2008. - №5. – С. 38 – 44. – Библиогр.: с. 43 – 44.

6. Ильязова, М.Д. Структура познавательной активности субъектов образовательного процесса [Текст]И.Д.Ильязова//Наука и школа. – 2008. - №3. – С. 5 – 8. – Библиогр.: с. 8.

7. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 636с. : ил. ; 24 см.– На обл. авт. не указаны. - Библиогр.: с. 632 – 633. – 3000 экз. – ISBN 978-5-222-13823-6.

8. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика [Текст] : учеб. пособие / Н.П.Локалова. – СПб:Питер, 2009. – 368с. : ил. ; 21 см.– Библиор: с. 362 – 365. – 3500 экз. – ISBN 978-5-388-00443-7.

9. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых. – М.:Эксмо, 2007. – 784с. ; 21 см. – 4000 экз. – ISBN 5-699-16666-1.

10. Паскевич, Н.В. Методика определения уровня сформированности познавательной активности учащихся (на примере изучения математики) [Текст] / Н.В.Паскевич // Педагогическое образование и наука. – 2008. - №4. – С.82 – 84. – Библиогр.: с. 84.

11. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие / под. ред. И.В.Дубровиной. –4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. – 592 с. ; 21 см. – 2500 экз. – ISBN 978-5-94723-870-9.

12. Фрэнкин, Р.Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты [Текст] / Р.Фрэнкин; перевод с англ. В.Белоусова, А.Ракитиной. – Изд. 5-е. - СПб.:Питер, 2003. – 651с. : ил. ; 24 см. – Загл. пер. и корешка: Мотивация поведения. –Предм. указ. : с. 644 – 650. Перевод изд. : Human motivation / Robert E. Franken. – 4000 экз. – ISBN 5-94723-052-6 (в пер.).

13. Человек [Текст]. В 2 ч. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав. ред. В.А.Володин // Энциклопедия для детей. – М.:Аванта +, 2002. – Т. 18.– 640 с. : ил. ; 27 см. – Предм. указ. : с. 626 – 632. – 45000 экз. – ISBN 5-94623-018-2.

14. Шаяхметов, Р.М. Развитие личности учащегося заочного класса вечерней (сменной) школы как субъекта образовательного процесса [Текст] / Р.М.Шаяхметов // Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. – Ставрополь: СГУ, 2009. – С.160 – 165. - Библиогр.: с.164 – 165.

15. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] : учеб. пособие / Ю.В.Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с. : ил. ; 21 см. – Предм. указ.: с. 254 – 255. – 3500 экз. – ISBN 5-469-01517-3.




Таблицы и схемы


Таблица 1

Компоненты познавательной активности


Познаватель-ная

мотивация

Эмоции

Действия

Саморегуляция

Характеризуется наличием потребности, стремления и интереса к знаниям. В ходе познавательной деятельности преобладает именно это. Особенности этого критерия относятся к личностному уровню ИИ

Характеризуется наличием положительных эмоциональных состояний от процесса получения и усвоения новых знаний. Ее составляющие относятся к уровню индивида

Характеризуется внешними действиями (поиском информации в библиотеке, задаванием вопросов при непонятности материала и т.п. способами их выполнения – операциями). Все это находится на уровне организма (нейродинамическом подуровне) и на уровне индивида (психодинамическом подуровне). Этот же критерий характеризуется внутренними действиями: интеллектуальными, мнемическими, действиями, связанными с концентрацией внимания, пониманием материала и т.п. Все это находится на подуровне вторичных свойств уровня индивида

Характеризуется способностью планировать и анализировать деятельность, находить и исправлять ошибки в своей работе, осознанно ставить цель, связанную с познанием, прилагать волевые усилия. Это относится к вторичным свойствам уровня индивида





Таблица 2

Модель психологического сопровождения учебно-познавательной деятельности старшеклассников




Компонент


Цель


Содержание


Мотивационно-потребностный


Развитие познавательной мотивации старшеклассников, побуждения и стремления к новым знаниям


Характеризуется вовлечением старшеклассников в формирующий эксперимент путем развития первичного осознания важности любых знаний в жизни, (в том числе и того, что даже полезные увлечения требуют знаний), знакомства с увлекательными историями, притчами, мифами и т.п. Включает в себя работу по формированию глубокого осознания важности знаний с использованием техник НЛП и образов в когнитивной психологии


Эмоциональный


Формирование положительного отношения к познавательной деятельности и ее протеканию


Развитие веры в себя, чувства самоэффективности, творческого мышления, положительного отношения к учебно-познавательной деятельности путем поощрения и похвалы за нахождения ответов необычных загадок, задач, рядов. Уменьшение тревожности и утомления путем использования релаксационных упражнений



Деятельностный


Развитие способности анализировать, рассуждать, обобщать, а также концентрировать внимание, запоминать, понимать, усваивать материал и выполнять внешние действия, направленные на получение новой информации




Развитие способности к рассуждению, обобщению, анализу, формированию оригинальных суждений, повышения уровня памяти с помощью методов классификации, контраста, сравнения и т.п. Формирование побуждения к познавательным действиям и способности понимать и усваивать материал с помощью методов понимания пословиц, афоризмов и. т. п., работы с образами и постановки проблемных задач и вопросов

Регуляционный


Развитие способности планировать деятельность и анализировать ее результаты



Формирование умения ценить время, ставить цели и добиваться их (постановка целей основана на техниках психосинтеза и подхода Д.Карнеги). Развитие умения анализировать результаты деятельности, находить и исправлять недочеты с помощью работы, направленной на исправление ошибок




заинтересованность глубокое осознание, побуждение

положительные эмоции к познанию,

и размышление действиям и

умения анализировать

их результаты



познавательная активность


Рис. 1. Этапы реализации модели


внеклассные и психологические занятия

уроки иностранного и русского языка

П редполагаемые сферы внедрения классные часы

уроки, связанные с изучением

гуманитарных и технических дисциплин

одно из воспитательных мероприятий


Рис. 2. Предполагаемые сферы внедрения модели сопровождения









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Проект «психологическое сопровождение познавательно пассивных старшеклассников»

Автор: Хапейшвили София Тенгизовна

Дата: 02.02.2021

Номер свидетельства: 572100


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства