kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы адаптации и механизмы компенсации особенностей нервной системы у обучающихся в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем будет заключаться тактика учителя при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого из учеников?

Так как качества нервной системы даны нам от природы, то «сражаться» с ними – непродуктивный путь. Но и только адаптировать свою тактику к этим особенностям недостаточно. Важно учить школьников учитывать их в своей учебной деятельности и активно компенсировать особенности нервной системы, вызывающие затруднения в процессе обучения, тем самым помогая им успешно реализовываться и в неблагоприятных ситуациях.

При работе с новым материалом учителю необходимо учитывать индивидуальные различия, строить план урока, какие-то его части в зависимости от особенностей типов нервной системы. При повторении и закреплении изученного, отработке навыков и умений следует развивать компенсаторные механизмы.

Данная ниже таблица, представляющая собой систематизированный в ходе практической работы материал Психологического института РАО, позволит различить эти два основных направления (адаптация и компенсация) в деятельности учителя и учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы адаптации и механизмы компенсации особенностей нервной системы у обучающихся в школе»

ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ И МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ
ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ШКОЛЕ

В чем будет заключаться тактика учителя при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого из учеников?

Так как качества нервной системы даны нам от природы, то «сражаться» с ними – непродуктивный путь. Но и только адаптировать свою тактику к этим особенностям недостаточно. Важно учить школьников учитывать их в своей учебной деятельности и активно компенсировать особенности нервной системы, вызывающие затруднения в процессе обучения, тем самым помогая им успешно реализовываться и в неблагоприятных ситуациях.

При работе с новым материалом учителю необходимо учитывать индивидуальные различия, строить план урока, какие-то его части в зависимости от особенностей типов нервной системы. При повторении и закреплении изученного, отработке навыков и умений следует развивать компенсаторные механизмы.

Данная ниже таблица, представляющая собой систематизированный в ходе практической работы материал Психологического института РАО, позволит различить эти два основных направления (адаптация и компенсация) в деятельности учителя и учащихся.

СЛАБЫЙ И ИНЕРТНЫЙ ТИП

Проявление

Приемы адаптации (учитывание) (1)

Компенсаторные механизмы (2)

1

2

l. При длительном, напряженном задании быстро истощается

1. Предоставлять своевременный отдых для восстановления сил. Давать индивидуальную и независимую работу в классе и позволять организовывать ее самому. В ГПД, на самоподготовке разрешать устраивать перерывы и кратковременный отдых в удобное для детей время или по окончании какого-то этапа работы.

2. Учить самостоятельно планировать и организовывать учебную деятельность на уроке и во время подготовки домашнего задания, составлять режим дня и придерживаться его. Учить приемам релаксации и восстановления сил

2. Не может быстро реагировать на неожиданный вопрос учителя, при высоком темпе работы выполнять задания на сообразительность

1. Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Давать достаточно времени на обдумывание и подготовку ответа, а также на проверку и исправление ошибок. Благоприятнее ситуация письменного ответа. Не требовать отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, отложить опрос на следующий урок. Учить ребенка продумывать свои затруднения и самостоятельно искать возможные выходы из ситуаций, отрабатывать реакции на неожиданные ситуации.

2. Рекомендовать использовать следующие приемы:

а) давать неполный ответ с последующим дополнением после небольшой паузы;

б) когда ясна последовательность заданий, выполнять сразу следующее задание, пропустив предыдущее;

в) отвечать на вопрос, когда формулировка ответа уже готова

Продолжение табл.

1

2

3. Испытывает трудности во время работы, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой, а также в ситуации, требующей частого отвлечения

1. В минимальной степени отвлекать от работы, стараться не переключать внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Не требовать немедленного включения в работу таких детей, помнить, что их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно. Не проводить опрос в начале урока.

Когда число раздражителей все же велико (например, учитель одновременно ведет опрос у доски, требует делать записи в тетради, следить по учебнику), акцентировать внимание словами: «А это главное!»

2. Развивать возможности восприятия информации при помощи слуха и периферийного зрения

4. Испытывает трудности при усвоении на уроке большого по объему и разнообразного по содержанию материала, а также различных по способам решения заданий

1. Помнить, что инертный ученик не может активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые вообще отказываются выполнять такие задания. Разбивать сложное задание на несколько однотипных частей, предлагать ребенку алгоритм выполнения заданий

2. Учить ребенка составлять план выполнения задания, правильно организовывать рабочее место, сводя на нет внешние раздражители

5. 3атрудняется при выполнении заданий с ограниченными условиями (время, ответственность)

1. Может быть, даже выключить из ситуации выполнения такое задание, предложить работать после урока с более трудным заданием без учета времени. Если это контрольная или самостоятельная работа, дать возможность ребенку работать в удобном для него темпе и довести работу до конца (заранее предупредив об этом!).

2. Учить планировать работу во времени, тщательно готовиться к таким работам, настраивать себя. Учить переформулировать задание и т. д.

Окончание табл.

1

2

6. Неудачный ответ, оцененный отрицательно, резкое замечание учителя, ссора с другом и т. д. вызывают сильные переживания и негативно влияют на продуктивность деятельности

1. Путем правильной тактики опроса и поощрения (не только постановкой оценки, но и высказываниями типа «Сегодня ты делаешь это лучше», «У тебя получается», «Ты меня порадовал» и т. д.) формировать уверенность в своих силах. Давать возможность ученику самому оценивать себя, провоцировать при ответе на вопрос: «А почему вы мне поставили ... ?» Поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого. Осторожно оценивать неудачи – ребенок сам болезненно к ним относится.

2. Вместе с ребенком формировать стоическое отношение к неудачам, помогать осознавать двусторонность неудачи: нет худа без добра. Вовлекать в широкий круг занятий, чтобы дать почувствовать свои возможности (где, в какой области, в каких видах деятельности они проявятся лучшим образом)








СЛАБЫЙ И ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Проявление

Приемы адаптации (учитывание) (1)

Компенсаторные механизмы (2)

1

2

1. Долго не может работать в интенсивном режиме

1. На уроке умеренно использовать разные средства объяснения (аудио, видео и т. д.), чтобы не истощить внимание. Частые перемены вида действий или попеременное выполнение действий будет способствовать предотвращению утомления. Также благоприятнее ситуация письменного ответа.

2. Приучать к коротким перерывам прямо в процессе работы, не выключаясь из нее (изменить темп дыхания, закрыть глаза, потянуться). Оказывать помощь в установлении оптимального режима работы

2. Склонны выполнять задания не постепенно, а рывком; могут собраться и проявить волевое усилие на короткое время

1. Делать задания разными по степени сложности, чередовать. Необходимо терпеливое внимание и контроль.

2. Чтобы приучить выполнять все задание, на первых порах его объем сокращают, а затем увеличивают

3. Нет глубины продумывания материала

1. Большой, разнообразный, сложный материал разбивать на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. При объяснении материала выделять главное.

2. Нарабатывать различные пути разложения задания. Учить планировать предстоящую деятельность и действовать по плану. При усвоении материала использовать внешние опоры: графики, схемы, рисунки, таблицы и т. д.

4. Высокая степень отвлечения

1. В минимальной степени отвлекать от работы, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

2. Учить осуществлять контроль и проверку работ после их выполнения, применяя волевые качества




СИЛЬНЫЙ И ИНЕРТНЫЙ ТИП

Проявление

Приемы адаптации (учитывание) (1)

Компенсаторные механизмы (2)

1. Малая степень отвлечения и высокая работоспособность не позволяют быстро восстанавливаться

1. Иметь в виду, что интенсивная длительная нагрузка (контрольная работа, урок физкультуры, два урока математики подряд и т. д.) требуют достаточно времени для восстановления сил. Можно выключать из урока за пять минут до конца урока, давая неучебное задание.

2. Учить различным техникам релаксации, работать над дневником достижений

2. Испытывает трудности при работе с заданиями, включающими много элементов; очень переживает из-за этого

1. Давать возможность без спешки выполнить задание. Если это ответ у доски, то спросить не первым. Помнить о том, что этих учащихся легче заново на-учить, чем переучить.

2. Рекомендовать заниматься чем-нибудь, кроме школы, другим видом деятельности, отличающейся от учебной. Помогать переключаться с одного вида деятельности (задания) на другой, тренировать это умение

3. Излишняя запрограммированность, трудности с изменением тактики поведения, способов действия



















СИЛЬНЫЙ И ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Проявление

Приемы адаптации (учитывание) (1)

Компенсаторные механизмы (2)

1

2

1. Усвоение материала (восприятие, запоминание, осмысление, систематизация) не отличается глубиной. Недостает тщательности в выполнении заданий, умения планировать свою деятельность. Игнорируют действие контроля и самоконтроля

1. При объяснении и повторении материала задействовать все каналы восприятия (слух, зрение, кинестетику). Использовать внешние опоры: схемы, таблицы, графики, рисунки; различный наглядно-образный материал.

2. Убедить учеников в необходимости планирования и систематизации, проверки выполненных действий; опираться на во-левые качества. Учить составлять план деятельности и действовать по нему, осуществлять контроль и проверку выполненной работы. По возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности; учить терпению

2. При однообразной и монотонной работе, а также после выполнения задания легко отвлекаются, задействуя окружающих

1. При однотипных заданиях направлять учащихся на поиск других способов работы (например, на анализ других путей решения задач, отличных от применяемой схемы). Дав выполнить упражнение вначале, загрузить какой-то длительной и разнообразной деятельностью. Стимулировать по ходу работы ограничением времени, похвалой и т. д. Предпочтительнее ситуация устного ответа.

2. Воспитывать способность проявлять волевое усилие, ориентировать не на количественный результат, а на качество выполнения работы

3. Сводят на нет процесс подготовки и организации, так как включаются в работу сразу, ориентируясь на достижение результата, а не на процесс

Давать задания по типу: «Ты должен добиться того-то и того-то, используя следующие средства»

Окончание табл.

1

2

4. Легко ссорятся, идут на конфликт из-за склонности к доминированию. Могут быть недисциплинированными, пропускать уроки или работать по настроению

1. Посадить за парту со спокойным и независимым партнером, отвлекать от ссоры заданием. Включать в работу сразу, давать сверхсильные раздражители на уроке. Без излишнего нажима вести учет посещаемости. Давать возможность возглавлять и контролировать работу группы на уроке.

2. Учить оценивать собственное поведение. Влиять не напрямую, а косвенно (воспитывать собственным примером, повысить интерес к занятиям, учить при этом проявлять силу воли и поощрять за это)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шорохова Наталья Рахинжиновна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства