Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару практикуму "Эмоциональное выгорание комплексный подход"»
Семинар практикум
«Эмоциональное выгорание. Комплексный подход»
I блок «Профилактика эмоционального выгорания как способ сохранения психического здоровья педагога».
II блок «Эмоциональное выгорание и как с ним бороться»
Профессия учителя , воспитателя, педагога, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии.
Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдром эмоционального выгорания.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Причины эмоционального выгорания
загруженность в течении рабочего дня;
высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка ;
неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности ;
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния ;
«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда.
Бойко выделяеттри стадии эмоционального выгорания
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
— переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
— недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
— “ загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
— тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
Стадии эмоционального выгорания
2.“Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
Проявляется в таких симптомах:
— Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
— Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
— Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
— Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3 . “Истощение” – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
— Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
— Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
— Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
— Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
Анкета для оценкисиндрома эмоционального выгорания
Почти никогда
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
Иногда
2.Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
Часто
3.Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
Почти всегда
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
6.Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
7.Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8.После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9.Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
Почти никогда
Иногда
0
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
Часто
1
0
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
0
Почтивсегда
2
1
4 . После рабочего дня я могу срываться на своих близких
0
5 . Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
1
2
3
6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня
3
1
2
0
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
0
1
2
3
2
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
3
1
0
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
0
2
1
3
2
3
1
0
3
2
1
3
2
3
Симптомы появления синдрома эмоционального выгорания.
К физическим проявлениям относятся:
снижение аппетита;
обострение хронических заболеваний;
сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму;
пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;
снижение самокритичности;
отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;
падение продуктивности труда;
ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;
трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам;
утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;
злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др. Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
1. Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку. 2. Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков — это повышение степени риска развития СЭВ. 3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы — это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, которые позволяют расслабиться и отвлечься.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др. 5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ. 6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.
7. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки. Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам: — стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; — научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; — проще относиться к конфликтам
на работе; — не пытаться всегда и во всем быть
первым, лучшим и т.д.
Итак, «синдром профессионального
выгорания» — процесс, при котором
ежедневное воздействие факторов стресса,
связанных с оказанием помощи
другому человеку, постепенно приводит
к проблемам с собственным здоровьем
психологического и физического
характера.
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни)
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные мысли и побуждения
опыт успешного преодоления профессионального стресса, способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме)
высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы
установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция — это управление своим психо-эмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Саморегуляция
психическогосостояния
Способы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном- отвлечение;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха.
2.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
3.Любите себя.
4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей.
6.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
7. Выработайте для себя определенный расслабляющий ритуал. Например, как только проснетесь, сразу поднимайтесь из постели. Проведите медитацию, по крайней мере, в течение пятнадцати минут. Прочтите что-то, вдохновляющее вас. Послушайте любимую музыку.
8. Примите здоровую пищу, проделайте физические упражнения. Когда вы правильно питаетесь, занимаетесь регулярной физической активностью и много отдыхаете, у вас будет более высокая энергия и устойчивость к жизненным неприятностям и требованиям.
9. Не надо никому подыгрывать. Если вы не согласны с чем-то, то твердо отвечайте «нет», согласны – «да». Поверьте это не сложно. Не перенапрягайте себя.
10. Делайте для себя ежедневный технологический перерыв. Установите время, когда вы полностью можете отключиться. Оставьте в покое ваш ноутбук, телефон, социальные сети, электронную почту. Проанализируйте прошедший день, больше уделяйте внимания положительным моментам.
11. Поддержите свое творческое начало. Оно является тем мощным противоядием, которое поможет вам в борьбе с выгоранием. Создайте какой-нибудь новый интересный проект, придумайте новое хобби и т.д.
12. Используйте методы профилактики стресса. Если вы еще на пути к выгоранию, постарайтесь предотвратить стресс, используя методы медитации, делайте перерывы в работе, записывайте свои мысли в дневник, займитесь любимым хобби и другими делами, не имеющими ничего общего с вашей работой.
Позитивным утверждения – аффирмации
НЕ скрывайте свои чувства.
Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось.
Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания , уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить : «Я этого не могу сделать» .
Позволяйте себе «маленькие женские радости» .
Не забывайте, что Вы красивы!
Умиротворение должно стать основным принципом вашей жизни, ее центром, той осью, вокруг которой формируются все ваши жизненные цели. Потому что мир в душе – это и есть то мерило счастья, к которому мы все так стремимся.