Практические приемы и методы коррекционной работы с ребенком аутистом (из опыта работы)
Практические приемы и методы коррекционной работы с ребенком аутистом (из опыта работы)
Практические приемы и методы коррекционной работы с ребенком аутистом
(из опыта работы)
Я хочу рассказать о некоторых приемах работы с аутичным ребенком. Эти приемы проверены мной на практике и дают хорошие результаты. Я познакомилась с Зангаром, когда ему было 7 лет. Он не на что не реагировал, молчал, а иногда издавал резкие звуки, все это лишний раз подтверждало диагноз «ранний детский аутизм», который был поставлен в 4 года. Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Я с родителями мальчика выбрали индивидуальную программу развития ребенка. Ставила конкретные образовательные задачи, опираясь на знание психолого-педагогических особенностей развития Зангара, что помогало решать возникающие проблемы. Главной моей задачей- являлось вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. Я наблюдала за стереотипной игрой Зангара. Целью моего наблюдения, было вникнуть в структуру стереотипной игры, выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова в бормотании ребенка во время игры. Мои наблюдения помогли в дальнейшем понять, каким образом я могу принять участие в игре Зангара. Я садилась на небольшом расстоянии от него, а он реагировал и это уже было хорошо. Когда же мальчик привык к моему присутствию, я постепенно включалась в игру. Здесь важно мало, тихо говорить и не совершать активных действий. В этом мне помогала методика "шепотной речи". Нужно было дать ему понять, что я не мешаю ему играть. Эта ситуация требовала времени и терпения, до тех пор пока он не понял, что я тот человек, который его понимает и помогает, так и случилось в дальнейшем в нашей ситуации. Аутичные дети видят смысл деятельности только тогда, когда она четко запрограммирована. С этой целью я использовала пооперационные карты. Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии «Киндер – сюрприз». Однако недостаточно их просто составить, необходимо было как можно чаще «путешествовать» по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, ребенок не хотел реагировать на названия, я проговаривала сама).Аутичные дети плохо осознают свое тело. У них может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому разместила в комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени я старалась привлекать внимание Зангара к его отражению в зеркале. Этот прием также дал положительный результат. Он стал показывать части своего тела и лица. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: я в буквальном смысле «работала» руками Зангара, т. е. использовала метод " рука в руке" писали, рисовали вместе. Снижению уровня тревожности способствовали: телесные контакты, релаксационные и пальчиковые игры. Также очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности занимал по времени не более 10 минут. Зангару были свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. И чтобы отвлечь его от этого занятия, я успешно использовала эмоционально насыщенные ритмические игры, танцевальные движения. Благодаря этому в дальнейшем это способствовало уменьшению двигательных расстройств. Он перестал перекидывать кресло, раскачиваться назад-вперед, постукивать пальцами по столу, реже стал перебирать пальцами перед глазами. Ему очень нравилось рисовать красками (кисточкой, а особенно пальцами), что помогало снятию излишнего мышечного напряжения, и развивало мелкую моторику пальцев рук. На занятиях работали с песком, глиной, пшеном, водой. Ему нравилось наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга, он носился по комнате, тут же требовал повторения, но сам выдуть пузыри часто отказывался. Для этого научила его дуть в трубочку. Часто использовала игры со льдом. «смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Не менее интересны игры с крупами например, высыпала гречку в глубокую миску, опускала свои пальцы, предлагала ему присоединиться к этому действию, выражая удовольствие улыбкой и словами. При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и виды, удается найти такой, который ему бы понравился. Зангару очень нравилось лепить фигурки из пластилина. Я обучала его пользоваться горшком, комментируя при этом каждый его шаг. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалила его. Очень положительным казалось наглядное предоставление поощрения. Зангар достиг хороших результатов. Он приобрел навыки по самообслуживанию (научился одеваться, умываться, чистить зубы, держать правильно ложку, посещать в туалетную комнату, смывать воду в унитазе ); - Появился интерес к выполнению учебных заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальная коррекционная школа-интернат №1 город Петропавловск.
Я хочу рассказать о некоторых приемах работы с аутичным ребенком. Эти приемы проверены мной на практике и дают хорошие результаты. Я познакомилась с Зангаром, когда ему было 7 лет. Он не на что не реагировал, молчал, а иногда издавал резкие звуки, все это лишний раз подтверждало диагноз «ранний детский аутизм», который был поставлен в 4 года. Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Я с родителями мальчика выбрали индивидуальную программу развития ребенка. Ставила конкретные образовательные задачи, опираясь на знание психолого-педагогических особенностей развития Зангара, что помогало решать возникающие проблемы. Главной моей задачей- являлось вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. Я наблюдала за стереотипной игрой Зангара. Целью моего наблюдения, было вникнуть в структуру стереотипной игры, выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова в бормотании ребенка во время игры. Мои наблюдения помогли в дальнейшем понять, каким образом я могу принять участие в игре Зангара. Я садилась на небольшом расстоянии от него, а он реагировал и это уже было хорошо. Когда же мальчик привык к моему присутствию, я постепенно включалась в игру. Здесь важно мало, тихо говорить и не совершать активных действий. В этом мне помогала методика "шепотной речи". Нужно было дать ему понять, что я не мешаю ему играть. Эта ситуация требовала времени и терпения, до тех пор пока он не понял , что я тот человек, который его понимает и помогает, так и случилось в дальнейшем в нашей ситуации. Аутичные дети видят смысл деятельности только тогда, когда она четко запрограммирована. С этой целью я использовала пооперационные карты. Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии «Киндер – сюрприз». Однако недостаточно их просто составить, необходимо было как можно чаще «путешествовать» по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, ребенок не хотел реагировать на названия, я проговаривала сама).Аутичные дети плохо осознают свое тело. У них может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому разместила в комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени я старалась привлекать внимание Зангара к его отражению в зеркале. Этот прием также дал положительный результат. Он стал показывать части своего тела и лица. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: я в буквальном смысле «работала» руками Зангара, т. е . использовала метод " рука в руке" писали, рисовали вместе . Снижению уровня тревожности способствовали: телесные контакты, релаксационные и пальчиковые игры. Также очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности занимал по времени не более 10 минут. Зангару были свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. И чтобы отвлечь его от этого занятия, я успешно использовала эмоционально насыщенные ритмические игры, танцевальные движения. Благодаря этому в дальнейшем это способствовало уменьшению двигательных расстройств. Он перестал перекидывать кресло, раскачиваться назад-вперед, постукивать пальцами по столу, реже стал перебирать пальцами перед глазами. Ему очень нравилось рисовать красками (кисточкой, а особенно пальцами), что помогало снятию излишнего мышечного напряжения, и развивало мелкую моторику пальцев рук. На занятиях работали с песком, глиной, пшеном, водой. Ему нравилось наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга, он носился по комнате, тут же требовал повторения, но сам выдуть пузыри часто отказывался. Для этого научила его дуть в трубочку. Часто использовала игры со льдом. «смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Не менее интересны игры с крупами например, высыпала гречку в глубокую миску, опускала свои пальцы, предлагала ему присоединиться к этому действию, выражая удовольствие улыбкой и словами. При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и виды, удается найти такой, который ему бы понравился. Зангару очень нравилось лепить фигурки из пластилина. Я обучала его пользоваться горшком, комментируя при этом каждый его шаг. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалила его. Очень положительным казалось наглядное предоставление поощрения. Зангар достиг хороших результатов. Он приобрел навыки по самообслуживанию (научился одеваться, умываться, чистить зубы, держать правильно ложку, посещать в туалетную комнату, смывать воду в унитазе ); - Появился интерес к выполнению учебных заданий.