Долгое время учителя, родители, воспитатели считали своей обязанностью переучить леворукого ребенка. Использовались различные способы. Однако, ряд исследований показал, что насильственное переучивание может стать причиной не только дезадаптации человека, но и причиной возникновения неврозов. Поскольку при переучивании мы затрагивает глубочайшие структуры головного мозга. В данной статье описаны виды неврозов, к которым может прривести переучивание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Последствия переучивания леворуких детей.»
Последствия переучивания леворуких детей
Долгое время многие учителя, воспитатели и родители считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляя перекладывать карандаш из левой руки в правую, использовали «двойное» переучивание. Однако ряд исследований показал, что насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей. Поскольку переучивание приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Фактор переучивания (декстра-стресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов леворуких детей. Виды и проявления неврозов разнообразны.
Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).У мальчиков и девочек невроз, как правило, проявляется по-разному. Мальчикам свойствены расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. У девочек характерен пониженный тон настроения, вялость, плаксивость
2. Невроз навязчивых состояний.Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Учителя чаще всего принимают это за кривляние, дурачество. А ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.
5. Истерические неврозы. Проявление этого вида невроза весьма различно: от истерической слепоты до психомоторных припадков. При истерической слепоте дети жалуются, что не видят тетрадей. Пред уходом в школу у ребёнка может начаться рвота. При психомоторных припадках дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят себя по рукам и ногам
Таким образом можно выделить основные симптомы, на которые следует обратить внимание:
нарушение сна,
нарушение аппетита,
головная боль.
боли в животе, рвота,
страхи,
энурез,
заикание,
навязчивые движения,
повышенная возбудимость, раздражительность,
укачивание в транспорте,
повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам,
двигательное беспокойство,
вялость,
заторможенность.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям левши самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире