Во время подросткового кризиса ребенку нужно выполнить три задачи: 1) отсоединиться от родителей, чтобы быть способным в дальнейшем вести самостоятельную взрослую жизнь; 2) ответить на вопрос «кто я?», чтобы найти собственную идентичность; 3) самоопределиться в личном и профессиональном плане. Чтобы благополучно разрешить эти задачи, ребенку необходимо прожить естественные изменения.
Изменения, которые происходят с подростком
У ребенка в подростковом возрасте происходят не только физические изменения, но и меняются ценности и отношения с окружающим миром. Во время кризиса подросток сталкивается со сложными переживаниями внутри себя и трудностью выразить свои противоречия в адекватной, понятной окружающим форме.
Изменения в теле
Физиологические и эндокринные изменения в подростковом возрасте стремительны и почти не поддаются контролю. Ребенок быстро растет, тело приобретает другие, часто непропорциональные формы. Гормональная перестройка организма приводит к резким перепадам настроения и невозможности это состояние контролировать.
Изменения в центральной нервной системе
В центральной нервной системе подростка активно формируются новые нейронные сети, на смену старым ненужным, которые реже используются. С одной стороны, это позволяет легко осваивать и открывать для себя новое и любопытное в жизни, с другой – вероятно пагубное влияние из внешнего мира. Поэтому становится важным, кто окружает подростка в период проживания кризиса.
Изменения самоощущения
Основные критические переживания подростка связаны с тем, что он переживает внутренние противоречия. С одной стороны, он еще не принят в мир взрослых, но уже и не ребенок. Ему сложно выразить словами чувства, которые переживает от конфликта «старого» и «нового» внутри себя. Он ощущает себя хрупким, но не может рисковать, демонстрируя свою уязвимость.
Тело подростка, мироощущение и настроение меняются так быстро, что он сам не успевает за этими переменами. Он чувствует, что уже никогда не сможет стать прежним. Семейные ценности сталкиваются с его новыми собственными ценностями. Он начинает ощущать себя, как отдельного человека с желанием выразить свою уникальность, но испытывает тревогу и сомнения, потому что неясно, насколько безопасно проявить себя миру. Будет ли он разрушен критикой, обесцениванием или равнодушием окружающих.
Ребенок в этом возрасте чувствителен к тому, что о нем думают другие. Сам о себе подросток способен думать преимущественно в «сверх» категориях: либо он «супермен», либо «супернелепость». Много сил уходит на то, чтобы не показать, как бывает страшно, если он «недостаточен». Одновременно с этим у ребенка появляется потребность выразить себя изменившегося через разнообразные эксперименты.
Внешние проявления внутренних противоречий
Поведение подростков в процессе поиска себя, скорее, выглядит вызывающе. В этот период он может странно одеваться, красить волосы в зеленый цвет, делать пирсинг и употреблять энергетические напитки. Школьная успеваемость в это время зачастую снижается. Настроение подростка колеблется с такой амплитудой, что осознать причину перепада бывает невозможно.
Авторитет взрослых резко падает, и на любое их предложение подросток отвечает протестом. Форма выражения протеста может быть бурной, а может быть молчаливой. Ребенок становится скрытным и много времени проводит в общении с друзьями.
Таким поведением подросток пытается доказать, что он уже не маленький и сам лучше знает, как ему жить. Проявить бунт во время кризиса для него крайне важно. Так он ищет признания и пытается нащупать собственные пределы.
Ребенок, который проживает кризис, через свое «трудное» поведение неосознанно призывает взрослых к новому диалогу. Если этот диалог станет возможным, это существенно облегчит жизнь и ему, и родителям в кризисный период.