Помощь педагога-психолога в предпрофильной подготовке обучающимся и дальнейшего выбора профильного самоопределения (Методическая разработка)
Помощь педагога-психолога в предпрофильной подготовке обучающимся и дальнейшего выбора профильного самоопределения (Методическая разработка)
Работа рекомендована психологам, классным руководителям 8-9-х классов в групповом и индивидуальном консультировании, для помощи обучающимся и родителям выбора профиля обучения и дальнейшего профессионального самоопределения.
В связи с принятием Концепции модернизации российского образования,важным моментом при переходе школы на профильное обучение является предпрофильная подготовка. Необходима целенаправленная, опережающая работа по усвоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственностей». Уже в 8-9 классе обучающимся и их родителям предлагается задуматься над тем, в какой профессии ребёнок сможет проявить свои таланты наиболее полно, и выяснить, что же предлагают профильные школы, учреждения дополнительного, начального, среднеспециального и высшего образования. Таким образом, основной задачей предпрофильной подготовки является создание условий для максимально возможного ознакомления школьников с возможностями, которые перед ними открываются, подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Помощь педагога-психолога в предпрофильной подготовке обучающимся и дальнейшего выбора профильного самоопределения (Методическая разработка) »
Помощь педагога-психолога в
предпрофильной подготовке
обучающимся и дальнейшего выбора
профильного самоопределения
(Методическая разработка)
Составитель:
Паштакова Елена Владимировна
Педагог-психолог МБОУ ООШ № 21 города Белово
Белово 2014
Автор-составитель: Паштакова Елена Владимировна, педагог-психолог, муниципального общеобразовательного учреждения « Основная общеобразовательная школа № 21 города Белово »
Работа рекомендована психологам, классным руководителям 8-9-х кл. для использования в групповом и индивидуальном консультировании обучающимися, родителями в вопросах выбора дальнейшего профиля обучения.
Содержание
Введение 3
Таблица основных профилей обучения 5
Список
литературы 12
В связи с принятием Концепции модернизации российского образования ,важным моментом при переходе школы на профильное обучение является предпрофильная подготовка. Необходима целенаправленная, опережающая работа по усвоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственностей». Уже в 8-9 классе обучающимся и их родителям предлагается задуматься над тем, в какой профессии ребёнок сможет проявить свои таланты наиболее полно, и выяснить, что же предлагают профильные школы, учреждения дополнительного, начального, среднеспециального и высшего образования. Таким образом, основной задачей предпрофильной подготовки является создание условий для максимально возможного ознакомления школьников с возможностями, которые перед ними открываются, подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Основная задача психологического сопровождения обучающихся 8-9-х классов- формирование первоначальных представлений обучающихся о самом себе; личностных качествах, постепенное погружение в профессиональный мир.
Для оказания предпрофильной поддержки обучающихся был создан план работы по предпрофильному обучению, который включает в себя работу с обучающимися ( проведение тестов, анкет на определение профильной направленности, знакомство со справочником « Профессии и специальности Кемеровской области »), работа с родителями( анкетирование, индивидуальное консультирование), работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование).
Для оказания психологической помощи и поддержки, обучающихся 8-х классов были созданы программы элективных курсов « Как выбрать профиль », « Твоя профессиональная карьера», которые призваны сформировать готовность обучающихся к выбору профиля;
Задачи, решаемые в ходе спецкурсов:
-актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе;
-развивать у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально- экономических условиях.
В условиях основной школы предполагается знакомство
обучающихся с различными профилями обучения. Для оказания помощи в выборе профиля была создана методическая разработка « помощь педагога-психолога в предпрофильной подготовке обучающимся и дальнейшего выбора профильного самоопределения», которая призвана помочь обучающимся в выборе профиля дальнейшего обучения или продолжения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Методическая разработка представляет собой таблицу, в которой представлен широкий обзор профилей. Также в ней отражены основные предметы, на которые надо делать упор при изучении данного профиля, профессионально важные качества, которыми должны обладать обучающиеся, и какую профессию они могут получить после прохождения данного профиля обучения. Данная методическая разработка может использоваться как в индивидуальном, так и в групповом консультировании с обучающимися, в работе с педагогами, родителями. Так как в данной методической разработке отражены не все профессии прилагается « словарь профессий », в котором предлагается более широкий спектр профессий, большинство которых востребованы на рынке труда Кемеровской области. В словаре даны объяснения профессий, профессионально важные качества, медицинские противопоказания.
Результатами данной работы должен стать: осознанный выбор обучающимися дальнейшего места учёбы и будущей профессии.
Профиль
Профильные предметы
ПВК
Варианты профессий
Агротехнологический
Биология Основы агрономии Основы животноводства Сельскохозяйственная техника
Ответственность Выносливость Хорошая память Внимание
Лаборант-эколог Рабочий зелёного хозяйства Мастер сельскохозяйственного производства-фермер Агроном
Инженерно-технологический
Физика Технология Электротехника Радиоэлектроника
Математические способности Аналитическое мышление Любознательность Ответственность Интуиция
Инженер Физик Инженер-физик Техник
Физико –математический
Математика Информатика Физика
Математические способности Терпеливость Логическое мышление Память на числа и символы Предприимчивость, деловая хватка
Инженер Физик Математик Программист Экономист Техник
Уверенность в себе
Филолого-
Русский язык
Хорошее внимание
Филолог
лингвистический
Литература
Развитое словесно-
Преподаватель русского
Ин.яз.
логическое мышление
яз. И литературы, ин.яз
Второй ин.яз.
Хорошее внимание,
Лингвист
память
Переводчик
Выдержанность
Журналист-автор
Умение работать в
Редактор
команде
Корректор
Уверенность в себе
Специалист по связям с
Способность влиять на
общественностью
окружающих
Экскурсовод-
Развитые вербальные
переводчик
способности
Энергичность
Грамотность
Литературные
способности
Умение быстро
ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение
Биолого-географический
Математика География Биология
Хорошее здоровье Способность работать в условиях ненормированного дня Наблюдательность, внимательность Оперативность, выносливость Упорство, усидчивость
Географ Эколог геолог
Медико-биологический
Биология Математика Химия
Развитая словесно-логическая память Быстрота реакции Психоэмоциональная стабильность Терпеливость и выдержанность Оптимистичность Высокий уровень развития зрительного восприятия цвета Наблюдательность
Биолог Врач Лаборант Мед.сестра
Склонность к лабораторной работе
Информационно-технологический
Информатика и ИКТ Математика Физика
Логическое мышление Гибкость и динамичность мышления Высокий уровень развития технических способностей Математические способности Развитое воображение Склонность к интеллектуальным видам деятельности Терпеливость
Информатик-экономист Информатик-аналитик Программист Референт-аналитик информационных ресурсов
Социально-экономический
Математика Обществознание Экономика Право
Организаторские способности Коммуникативные способности Способность руководить
Бухгалтер Кассир Менеджер Маркетолог Продавец
Уверенность в себе, в
Специалист банковского
принимаемых решениях
дела
Умение прогнозировать,
Экономист
предвидеть ситуацию
Юрист
Зрительная,
кратковременная и
долговременная память
Общительность
Способность убеждения
Хорошие познания в
разных областях наук
Способность убеждения
Умение вести
переговоры
Деловая хватка
Честность и
порядочность
Физико-химический
Математика
Математические
Физик
Физика
способности
Химик-технолог
Химия
Терпеливость
Инженер-технолог
Логическое мышление
Горный техник-
Память на числа и
электромеханик
символы
Аппаратчик-оператор
Предприимчивость,
Техник-технолог
деловая хватка
Уверенность в себе
Хорошее обоняние
Упорство
Художественно-
Предметы искусства
Воображение
Артист
эстетический
ИЗО
Образное и словесно-
Музыкант
МХК
логическое мышление
Дирижёр
Музыка
Творческие способности
Художник
Эмоциональная память
Музеевед
Художественные
Дизайнер
способности
Хорошее зрение
Развитое внимание к
деталям
Оригинальность и
находчивость
Чувство гармонии и
вкуса
Оборонно-спортивный
Физк.-ра
Высокий уровень
Военный
ОБЖ
развития воли
Офицер
Быстрота реакции
Командир
Умение быстро
Военный лётчик
переключать внимание
Офицер морского флота
на другой объект
Тренер
Патриотизм
Спортсмен
Эмоциональная
устойчивость
Хорошая интуиция,
■
умение разбираться в
людях
Физическая
выносливость
Упорство
Хорошая координация
движений
Стремление
преодолевать неудачи
Список литературы
Н.Р. Огнева, Д.И. Спичева Как выбрать профиль. Томск-2005
Г. Резапкина Словарь профессий
Е.С. Романова 99 популярных профессий ООО « Питер Пресс», 2008