kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»


«Песочная терапия, как метод работы

с детьми с ОВЗ»

«Часто руки знают как решить загадку,
с которой интеллект боролся напрасно»
Карл Густав Юнг

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.

Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи пескотерапии:

- релаксация, снятие мышечной напряженности;

- развитие зрительно – пространственной ориентировки;

- концентрация внимания, памяти;

- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;

- способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;

- развитие творческих (креативные) способностей;

- формирование позитивной коммуникации.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты.

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек (игрушка не должна превышать более 8 см), природного бросового материала (камешки, веточки, шишки, пуговицы и т.д.), ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая ситуацию, ребенок раскрывается, и на поверхности, откуда не возьмись, появляются герои сказок, картины природы, танцующие цифры и буквы и взрослые получают возможность увидеть настроение ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии это обязательно отразиться на песочную поверхность. Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя. Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. А значит можно ошибиться. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится увлекательно, он старается сделать красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

И так делаем выводы:

Что бы начать работу с песком необходимо выполнять правила песочной страны.

Первое правило. Руки нужно помыть до и после работы с песком.

Второе правило. Песком мы не бросаемся.

Не спорим, не толкаемся.

А делом занимаемся.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

- Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

- Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

- Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;

- Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

- Есть кожные заболевания и порезы на руках.



Материал подготовила

педагог-психолог

Распопова О.С.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

Автор: Ольга Сергеевна Распопова

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 570989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Песочная терапия: особенности работы с песком  Рекомендации педагога-психолога воспитателям специальной коррекционной школы-интерната 8 вида "
    ["seo_title"] => string(161) "piesochnaia-tierapiia-osobiennosti-raboty-s-pieskom-riekomiendatsii-piedaghogha-psikhologha-vospitatieliam-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "134813"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416816861"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionno-razvivaiushchiie-tiekhnologhii-v-sistiemie-raboty-uchitielia-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136481"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417109702"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства