«___» _______________20 г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма работы, инструментарий | Сроки, частота проведения | Ответственный |
1. | Диагностика познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ограниченными возможностями | 1.Наблюдения за поведением ребенка, беседы с педагогами, родителями и детьми; тест на интеллект Э.Ф.Замбацявичене; проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», тест цветовых выборов Люшера 2.Оформление «Папок достижений», в которые будут входить лучшие творческие и учебные работы детей, создаваемые в течение года (рисунки, учебные письменные работы, сказки, рассказы, изречения, эссе, философские рассуждения, продукты выполнения интеллектуальной деятельности, списки положительных качеств и увлечений и т.п.); сюда будут входить и солнышки с «лучами добра», помогающие стать ребенку «лучом света» для других (по выбору); 3. изготовление и оформление книжек (совместно с родителями) для детей, имеющих творческие способности (по выбору; сказки можно опубликовать и на сайте); изготовление с ребенком, родителями или самим педагогом-психологом следующих психологических дневников по желанию, по выбору: а) дневника хороших и плохих поступков по результатам наблюдения психолога за поведением ребенка, бесед с родителями, продуктов результатов деятельности ребенка во время проведения занятий и т.п. для того, чтобы подчеркнуть хорошие поступки ребенка с целью убедить педагогов, администрацию школы и т.п. в том, что ребенок вел себя не всегда ужасно; б) дневника хороших и плохих поступков за текущий год; в) дневники отслеживания положительных эмоций от каждого прожитого дня «Веселых книг»; г) «Дневники творческих работ ребенка» (рисунков, поделок, аппликаций и т.п. создаваемых на психологических занятиях, дома вне занятий с психологом и.т.п.); д) дневники учебных достижений; е) графики и диаграммы динамики достижений (выборочно по желанию детей и родителей) на выбор Все положительные поступки оцениваются лучиком света в «Папке достижений»; Все положительные учебные и творческие достижения оцениваются символом по выбору ребенка (цветок, звезда, плюс и т.п., причем символ может изготавливаться психологом, самим ребенком или вместе с членами семьи); Все положительные эмоциональные состояния оцениваются небольшим рисунком, где присутствует улыбка Вручение дневников планируется провести к концу учебного года на выбор | Сентябрь-октябрь и в течение года | |
2. | Составление программ коррекционных занятий для работы с детьми с ограниченными возможностями | | Ноябрь (основная часть) В течение года (дополнения, поправки) | |
3. | Составление индивидуальных планов (или программ) работы с детьми-инвалидами (по запросу родителей, педагогов, по результатам плановых исследований) | | ноябрь | |
4. | Индивидуальное консультирование родителей и педагогов: а) ознакомление родителей и педагогов с достижениями детей с помощью представления «Папок достижений» | По материалам Левченко И.Ю. «Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» | в течение года | |
5. | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми с ОВЗ | 1. Занятия, направленные на формирование учебной мотивации и мотивации достижения с помощью использования «Папок достижений и дневников»; 2. Занятия по развитию познавательной сферы (Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития детей; собственные разработки); Арттерапевтические занятия индивидуально 3. куклотерапия (Медведева И.Я. Шишова Т.Л.); 4. сказкотерапия (Сакович Н.А.; собственные разработки); 5. изотерапия;; 6. песочная терапия (Сакович Н.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.И.,); 7. занятия по развитию сенсорного восприятия; 8. специальные коррекционные занятия, направленные на развитие потребности в чтении и письме, а также устранение ошибок с детьми, имеющими трудности и низкую мотивацию в осуществлении данных процессов (Кузьмина Е.А., Семенчукова Л.Л., Лоскутова Н.В., собственный метод «Красота письма» (создание и оформление ребенком красочных открыток из картона с приклеенными им из старых тетрадей красиво написанных букв, слов, предложений с последующими выставками открыток); 9. коррекционные занятия, направленные на развитие творческих способностей и креативности; 10. использование пальчиковых игр, кукол и небольших индивидуальных и подгрупповых спектаклей (в парах, тройках и т.п.) с пальчиками и куклами 11. выполнение кинезиологических упражнений 12. занятия по развитию навыков релаксации; 13. занятия, проводимые в виде бесед, анализа достижений ребенка с последующим заполнением «Папки достижений», дневника и отмеченным в нем символом-оценкой 15. занятия, по развитию навыков рефлексии собственных психических состояний и познания своих возможностей Количество и выбор формы коррекционного занятия (так, например, изотерапию планируется проводить не со всеми детьми) определяется по степени тяжести проблемы ребенка, запросу педагогов и родителей, необходимости самого психолога, желанию и готовности ребенка | в течение года | |
6. | Подготовка и проведение мастер-классов для детей с ограниченными возможностями | | в течение года | |
7. | Подготовка и проведение психологических выставок для детей с ограниченными возможностями (участие производится по желанию детей и родителей) | Выставка «Сила интеллекта и творчества» (представление рисунков, поделок, изречений, необычных высказываний, вопросов, продуктов лучших работ по выполнению заданий на развитие познавательной сферы и т.п.) с последующим вручением психологических грамот и призов за участие (по желанию родителей и детей, посещающих школу, выставки могут происходить в классе с участием здоровых детей) | Ноябрь | |
Выставка «Добро пожаловать в страну Фантазию на новогоднюю елку» (представление рисунков, поделок, изречений, необычных высказываний на тему Нового года, сказок и т.п.) с последующим вручением психологических грамот и призов за участие (по желанию родителей и детей, посещающих школу, выставки могут происходить в классе с участием здоровых детей; призы могут изготавливаться здоровыми детьми или другими детьми-инвалидами, с которыми будут устраиваться выставки в классе) | Декабрь | |
| Выставка «Нежная роза в подарок матери (представление рисунков, раскрасок розы, создание поделок в форме розы, сочинение легенд, сказок и т.п. про розы, представление продуктов интеллектуальной викторины о розах и т.п.) с последующим вручением психологических грамот и призов за участие (по желанию родителей и детей, посещающих школу, выставки могут происходить в классе с участием здоровых детей) | Март | |
8. | Подготовка и проведение групповых терапевтических занятий, лекций, бесед с родителями | | в течение года | |
9. | Проведение индивидуальных консультаций для специалистов | Консультации, посвященные проблемам развития познавательной сферы и активности детей с ограниченными возможностями, учета свойств их темперамента и типа нервной системы в организации учебной деятельности | в течение года | |
10. | Проведение релаксационного тренинга с детьми и родителями | Тренинг прогрессирующей мышечной релаксации (Э.Джекобсон) | Март | |
11. | Конкурс «Мы не инвалиды, а дети с неограниченными возможностями» (участие в конкурсе производится по желанию детей и родителей) | Представление «Папок достижений», книжек, дневников и поделок, сделанных за текущий учебный год с последующем награждением медалями и призами за лучшую папку, книжку и поделку, вручением грамот и призов всех остальным детям | май | |
12. | Повторная диагностика познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер детей с ограниченными возможностями | Наблюдения за поведением ребенка, беседы с педагогами, родителями и детьми; тест на интеллект Э.Ф.Замбацявичене; проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», тест цветовых выборов Люшера | май | |