Памятка для учащихся и родителей: аутодеструктивное поведение
Памятка для учащихся и родителей: аутодеструктивное поведение
Памятка содержит сведения об аутодеструктивном поведении, его основных причинах и возможных признаках. Представлены рекомендации по обращению за помощью и безопасным методам саморегуляции. Цель памятки — информировать учащихся и родителей о способах раннего выявления аутодеструктивного поведения и мерах поддержки, направленных на сохранение психологического благополучия и предотвращение рисков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся и родителей: аутодеструктивное поведение»
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ: АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Что такое аутодеструктивное поведение
Аутодеструктивным называют поведение, которое причиняет человеку вред – эмоциональный, психологический или физический. Оно может проявляться по-разному: через рискованные поступки, игнорирование собственных потребностей, использование вредных веществ, самоуничижительные высказывания или самоповреждения.
Важно понимать: такое поведение чаще всего является сигналом о внутреннем напряжении, переживаниях или трудной жизненной ситуации, а не «плохим характером».
Почему это может происходить
Причины могут быть разными и обычно сочетаются:
Стресс и эмоциональная перегрузка
Неумение справляться с сильными чувствами
Проблемы в общении, травля, конфликты
Заниженная самооценка
Чувство одиночества или непонимания
Семейные сложности
Психологические трудности или расстройства настроения
Аутодеструктивное поведение — это не слабость, а признак того, что человеку нужна поддержка.
На что стоит обратить внимание
Признаки, которые могут говорить о наличии трудностей:
резкие скачки настроения;
замкнутость, избегание общения;
высказывания о собственной никчёмности, безысходности;
ухудшение учебной мотивации и концентрации;
резкие изменения в поведении, привычках, интересах;
следы самоповреждений или попытки скрыть их.
Если вы замечаете подобные сигналы у себя или других, важно не игнорировать их.
Как помочь себе или другому
Поговорите с доверенным взрослым - родителем, учителем, школьным психологом.
Не оставайтесь один на один с трудностями. Поддержка - первый и самый важный шаг.
Помогите другому человеку обратиться за помощью, если он доверился вам.
Отнеситесь к проблеме серьёзно. Даже если кажется, что «ничего страшного», лучше обсудить это со специалистом.
К кому можно обратиться
школьный психолог;
классный руководитель;
социальный педагог;
администрация школы.
Телефон доверия для детей, подростков и родителей: 111
Упражнения для саморегуляции:
1. «Стоп-кадр» - чтобы справиться с сильными эмоциями
Как выполнять:
Остановитесь на несколько секунд.
Сделайте вдох 4 секунды — выдох 6 секунд.
Скажите себе: «Я наблюдаю за тем, что чувствую».
Назовите свою эмоцию простыми словами.
Это помогает вернуть контроль и снизить импульсивность.
2. «5-4-3-2-1» - упражнение для заземления
Подходит при тревоге, перевозбуждении, стрессе. Назовите:
5 предметов, которые видите,
4 поверхности, которых можете коснуться,
3 звука,
2 запаха,
1 вещь, за которую благодарны.
Упражнение помогает успокоиться и вернуться в «здесь и сейчас».
3. «Что мне помогает?» - список безопасных стратегий
Выпишите:
что помогает, когда переживаете (музыка, прогулка, творчество);
к кому можно обратиться (родитель, учитель, психолог);
какие мысли поддерживают.
Это формирует привычку выбирать безопасные способы управления эмоциями.
4. «Творческая разгрузка»
Можно выбрать любое творческое занятие:
рисовать, писать,
лепить,
слушать или исполнять музыку,
придумывать маленькие комиксы о своих эмоциях.
Творчество - один из самых безопасных способов выражать чувства.