Просмотр содержимого документа
«Памятка для классных руководителей "Буллинг и его профилактика"»
ЧТО ДЕЛАТЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ, ЕСЛИ РЕБЕНКА УНИЖАЮТ
Дети не могут справиться с насилием и хамством самостоятельно. Психолог Людмила Петрановская предлагает следующий алгоритм действия взрослых.
Назовите вслух то, что
происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) его вещи, толкают, щипают, бьют, подчеркнуто игнорируют – это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось.
Объясните ученикам: то, что
происходит, - проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить класс и даже школу. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.
Настаивайте: подобное поведение
недопустимо ни при каких
обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ним происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.
Вместе с учениками
сформулируйте правила жизни в классе. «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое дерутся, - их разнимают». Для детей постарше правило может звучать так: «Если я вижу, что задеваю и обижаю человека, я немедленно прекращу делать это». Обговорите санкции, которые должны последовать за нарушением этих правил. Тогда в дальнейшем бывает достаточно просто напомнить о договоренностях.
Поддерживайте атмосферу
взаимопонимания в классе. Давайте детям почувствовать, что ее создание – это их общее дело и совместная победа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. В.А. ДЕРЯГИНА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
ПАМЯТКА
для классных руководителей
«БУЛЛИНГ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»
Подготовила
педагог-психолог
Кузнецова А.П.
с.Морское,
2020-2021 учебный год
ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ?
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинге зависит от пола, роста, национальности или предпочтений.
Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.
Предпосылками буллинга являются:
• зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
• желание подчинить, контролировать кого-то;
• виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Памятка составлена по материалам книги Л.Петрановской «Что делать, если…»
(Аванта+, 2010)
информации с сайта http://www.uchet.ru/library/material/141430/