Отчёт «Личностные компетенции обучающихся с ОВЗ как основа социализации в образовательном пространстве»
Отчёт «Личностные компетенции обучающихся с ОВЗ как основа социализации в образовательном пространстве»
В жизни каждого человека есть определенный этап, с которым связаны самые теплые воспоминания о детстве. Это школьные годы. Но, к сожалению, не все дети могут этого себе позволить. Есть такая категория детей, которые не могут посещать общеобразовательную школу. А инклюзивное образование строится на том, что дети с ограниченными возможностями должны почувствовать себя такими же членами общества, как и все остальные дети.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт «Личностные компетенции обучающихся с ОВЗ как основа социализации в образовательном пространстве»»
Отчёт «Личностные компетенции обучающихся с ОВЗ как основа социализации в образовательном пространстве» в рамках проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве Новосибирской области».
В жизни каждого человека есть определенный этап, с которым связаны самые теплые воспоминания о детстве. Это школьные годы. Но, к сожалению, не все дети могут этого себе позволить. Есть такая категория детей, которые не могут посещать общеобразовательную школу. А инклюзивное образование строится на том, что дети с ограниченными возможностями должны почувствовать себя такими же членами общества, как и все остальные дети. В школе ребенок не только узнает основы наук, но и получает навыки общения в социуме. Это происходит обычно в процессе игры и общения со сверстниками. Именно здесь он чувствует себя активным членом общества. Именно в такой среде он осознает, что он личность. Именно на этих принципах и базируется инклюзивное образование.
Наша школа вот уже третий год является участником проекта « Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве Новосибирской области». 17 февраля 2016 года состоялся отчёт – практикум на тему «Личностные компетенции обучающихся с ОВЗ как основа социализации в образовательном пространстве», в котором приняли участие 15 участников из разных школ района.
Чем же мы решили «зацепить» гостей? Конечно же, своими достижениями.
Сказку Шарля Перро «Золушка» не знает только патологический лентяй. А вот нашим психологу Фисенко Н.С. и логопеду Акимовой И.И. удалось на интегрированном занятии «прочитать» это произведение с точки зрения формирования произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;
развития психических функций : внимание, мышление, память,
воображение.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья даёт основание утверждать, что у данной категории детей отмечается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, неумение рассуждать, делать выводы, умозаключения. У них снижен познавательный интерес, слабо развиты основные свойства мышления - сравнение, обобщение, классификация. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, а также быстрая потеря информации. Основными чертами являются нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Всё это побуждает нас искать различные формы работы, которые бы способствовали развитию познавательного интереса у детей, формированию исследовательского отношения к окружающему миру с целью дальнейшей успешной социализацией. С этой целью и было проведено открытое занятие по курсу «Робототехника» в 7 классе (учитель информатики Зейбель П.В.)
«Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми».
С такого шуточного эпиграфа на очень нешуточную на сегодняшний день тему «Всё дело во вредных привычках» начала внеурочное занятие в 6 классе социальный педагог Наконечная О.В. Мероприятие проходило в непринужденной и доброжелательной атмосфере.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь. Этой теме и был посвящён практикум на ТПК в 10 классе (учитель Люфт И.В.)
«Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении», - рассказала Ю.С.Русакова после проведения открытого занятия пропедевтического курса «Химия» в 7 классе.
В связи с изменениями в системе образования возникла необходимость поиска новых форм работы, которых может быть много, главное, чтобы была результативность, поэтому мы решили использовать такую форму, как форсайт-сессия. Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.
Традиционно различные форсайт-методы считаются частью “исследования будущего” (futurestudies) и построения стратегий будущего. Целью проведения нашей сессии стало формирование совместного образа будущего инклюзивного образования в сельской школе в перспективе до 2020 года, а результатом – дорожная карта. За основу была взята «Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области», принятая в 2015 году.
Перед началом сессии участники прослушали мастер-класс, проведённый Буркатской В.А.,по технологии форсайта и возможностях ее применения в профессиональной деятельности.
Работа в группах , которой руководила Фисенко Е.И., началась с формулировки трендов, которые определяют изменение основных характеристик инклюзивного образования: как повысить успешность в обучении, в развитии, в социализации детей с ОВЗ?
В ходе работы были сформирована карта будущего с нормативными актами, форматами работы, угрозами и технологиями, которые потребуются в свете отмеченных группами трендов.
В результате форсайт - сессии её участники сделали вывод о том, что существуют противоречия между потребностью педагогической практики в организации инклюзивных форм обучения и слабой разработанностью содержательно-методического обеспечения названного процесса, выявили риски и проблемы образовательных организаций при реализации инклюзивного образования. Самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии педагога. Проблемы социального свойства включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ воспитателей, детей и их родителей принять новые принципы образования. На данном этапе развития инклюзивного образования была отмечена недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Необходима специализированная комплексная помощь со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к социализации детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых попадают, в первую очередь, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из существенных характеристик происходящих изменений является также позиция родителей. Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача образовательного сообщества. Профессиональное общение педагогов из разных образовательных организаций должно повлиять на взаимообогащение и расширение возможностей совместного обучения и воспитания. Несомненно, что процесс развития инклюзивного образования должен строиться на инновационной проектной основе.
Подвела итог семинару, рассказав об организации обучения и создании СОУ обучающимся с ОВЗ в нашей школе, заместитель директора по УВР Азарова М.В.