Отчет
за первое полугодие 2018-2019 учебного года «Профилактика суицида среди несовершеннолетних»
КГУ «Полтавская средняя школа отдела образования Атбасарского района» педагог-психолог Рожанова З.Л.
На основании годового плана работы педагога-психолога был проведён «Мониторинг состояния психологического здоровья школьников»
Месячник, направлен на укрепление психологической безопасности в образовательной среде и оказание своевременной психологической помощи детям, находящимся в кризисной ситуации. Улучшить психическое здоровье подростков и профилактика деструктивного поведения.
Проведение на постоянной основе превентивно-педагогических мероприятий, пропагандирующих ценность жизни, позитивное отношение к себе и окружающим, взаимоотношения с родителями, взаимодействия со сверстниками, направленные на формирование социально-важных навыков общения, разрешение конфликтов, снятие стрессовых ситуаций, поиск выхода из сложных ситуаций.
Цель: Улучшить психическое здоровье подростков и профилактика деструктивного поведения.
Задачи:
Укрепление и поддержание психологического здоровья личности
Создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся.
Повышение компетентности по профилактике депрессивных состояний и суицидального риска среди детей и подростков.
Диагностическое направление
Мониторинг обследование состояние психологического здоровья обучающихся проведено следующим образом.
- Наблюдение за учащимися в урочное и в неурочное время.
Рисуночный тест «Нарисуй школу» 0-2 класс.
«Экспресс методика выявления уровня тревожности» 3-4класс.
Компьютерная диагностика «Психологическое здоровье школьников» 5,6,7,11 классы.
План работы по программе «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних»
8-10 классы.
Психологическая коррекция и профилактика
На снятие эмоциональной тревожности были проведены следящие работы:
«Коррекция тревожности у детей в играх » 1-4 класс.
Тренинг "Как преодолевать тревогу" 5-7 класс
Психологическое занятие
«Преодоление тревожности путем активизации внутреннего потенциала подростка» (8-11 классы).
Каждый учащиеся осведомлен контактными номера психологической службы поддержки «111».
Рейды после 22.00 часов (по графику).
Педагогические рейды. Изучений семейно- бытовых условий учащихся.
Психологическое просвещение
Республиканская родительская конференция «Казахстанские родители 21 века: Стань примером своему ребёнка».
Психолого-педагогическая помощь родителям учащихся 2-4 классы
1. Обеспечение информационной безопасности детей: как защитить детей от негативной информации, поступающей через интернет.
2. Предотвращение формирования интернет-зависимости у детей.
3. Продвижение и укрепление семейных ценностей: важность семейного благополучия для воспитания детей.
4. Профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ или ПРАВИЛА ЧЕТЫРЕХ «НЕ».
5. Профилактика правонарушений в среде несовершеннолетних.
6. Профилактика внедрения деструктивных религиозных течений в школьную среду. Запрет на ношение религиозной атрибутики в школу, как необходимая мера этой профилактики. Обеспечение ребенка школьной формой единого образца – социально значимая задача каждого родителя.
7. 10 неблагополучных условий семейного воспитания.
8. Типичные проблемы детей в начальной школе и задачи родителей в воспитательном процессе.
9. Игра, как способ создания положительной мотивации.
Психолого-педагогическая помощь родителям учащихся 8-9 классы
1. Психо-физиологические особенности подросткового возраста и их проявления в его поведении.
2. Как наладить хороший контакт с подростком: 12 правил грамотного воспитания.
3. Обеспечение информационной безопасности подростка. Меры по предотвращению формирования интернет-зависимости.
4. Профилактика суицидального (ауто-деструктивного) поведения несовершеннолетних детей.
5. Продвижение и укрепление семейных ценностей: важность семейного благополучия для воспитания детей.
6. Меры профилактики внедрения в среду подростков деструктивных религиозных течений. Запрет на ношение религиозной атрибутики в школу. Обеспечение каждого ребенка школьной формой единого образца – социально значимая задача родителей.
7. Профилактика девиантного поведения и правонарушений в подростковой среде.
8. Самоанализ родителей: какие качества хорошего родителя мне присущие какие мне необходимо развивать?
В программе конференции не только презентация рекомендаций по решению перечисленных проблем, но и видеоролики, созданные по заказу Комитета по охране прав детей Министерства Образования и Науки Республики Казахстан. Их задача – дать яркие эмоционально наполненные образы, закрепляющие понимание задач семейного воспитания.
Организация и проведение родительских лекториев по вопросу детского-родительских отношений.
На 8 ноября текущего года . запланировано выступление психолога на общешкольном собрание Профилактика суицида.
«Психологическое здоровье школьников».
«Право на счастливое детство».
лекторий. «Психологическое и физическое здоровье школьников».
Работа с педагогическим коллективом.
Проведено 3 (три) обучающие занятия для персонала школы по теме;
-Роль школ и колледжей в программе
-Масштабы проблемы и факторы риска суицида
-Роль учителя в оказании помощи детям «группы риска»
Психологическое консультирование
-Психологическая консультация по возникающим проблемам для учащихся.
-Проведение индивидуальных консультаций для родителей учащихся, состоящих на учете из «группы риска»
Выводы:
Заключение по итогам диагностики среди учащихся 0-4 классы
Всего обследовано – 71 уч.
С высоким уровнем тревожности не выявлено.
Эмоциональные нарушения не вывялены.
Поведенческие нарушения не выявлено.
Уровень самооценки средний и выше среднего.
У всех детей эмоциональное благополучное отношение к школе и к учению, все готовы принятию учебных задач взаимодействию с учителем.
Результаты компьютерной психодиагностики по определению уровня психологического здоровья - антинаркотической устойчивости учащихся 5,6,7,11 классы.
С родителями учащихся была проведена работа, а именно были получены письменные разрешения со стороны родителей на проведение данного тестирования.
Тестирование прошли – 33 ученика.
Согласие родителей на проведение компьютерной диагностики - 24.
Согласие и желание учащихся возрасте с 14 лет -9 уч.
С высоким уровнем тревожности не выявлено.
Эмоциональные нарушения не вывялены.
Поведенческие нарушения не выявлено.
Уровень самооценки средний и выше среднего.
Склонных аутодеструктивному поведению не выявлено.
Ознакомила цифровыми данными администрацию школы с целью сохранение конфиденциальности
По программе «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» Право на реализацию программы в каждом регионе Казахстана определено совместным приказом «О поэтапном внедрении проекта по превенции суицидов среди несовершеннолетних в РК» Министерств Образования и науки, Здравоохранения и социального развития, Министерства внутренних дел Казахстана.
На основании внедрения этой программы в нашей школе педагогом- психологом Рожановой З.Л . было проведено проведение 3 (трех)обучающих занятий для персонала школы (вахтеров) с 30.10 по 02.11.2018г, всего принявших участие- 27 ч.
Коллеги научились распознавать учащихся, находящихся в стрессе или тех, которые находятся в зоне риска из-за саморазрушающего поведения, с целью «улучшить психическое здоровье подростков, и профилактика деструктивного поведения посредством четырех мероприятий (подходов)».
По итогам работы обучения вахтеров, сотрудники школы получили знания о том, как помочь ученику группы риска и получили брошюры с рекомендацией.
Вторым компонентом этой программы было проведено родительское собрание в 8- м классе, которое состоялось 30.10.2018г, всего родителей- 9, приняли участие 9 человек. На собрании психолог школы познакомила родителей с целями и задачами данной программы. Раскрыла важность каждого из четырех компонентов и его направлений. Все родители подростков одобрили программу и дали 100% посменное согласие на участие детей в данной программе.
Третий компонент программы, проведение опроса среди учащихся 8-10 классов, с 13.11 по 15.11.2018г, всего количество учащихся в 31 приняли участие 30, 1 учащийся обучается по программе ПМПК.
Министерством совместно с ОФ «Bilim Foundation» подготовлены два видеоролика, направленные на формирование нравственно-духовных качеств и предупреждение аутодеструктивного и девиантного поведения учащихся.
На основание данного документа проведено анкетирование:
«А как ты справляешься с агрессией», «к кому подросток обращается при возникновении трудной ситуации» результаты анкетирования и эссе в фокус-группах.
Данные мероприятия направленные на решение следующих задач:
1. Развивать психологическую компетентность: подростки знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, выполняющими разные социальные роли и т.д.).
2. Развивать эмоциональную сферу: участники учатся осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.
3. Обучать навыкам решения жизненных ситуаций: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов выхода из сложных ситуаций, расширить их поведенческий репертуар.
4. Регулировать эмоциональное напряжение.
5. Обучать навыкам релаксации и умению обдуманно выражать свои чувства.
6. Развивать способность к самоанализу.
Вывод:
Результаты анализа свидетельствуют о высокой эффективности ролика «А как ты справляешься с агрессией» как профилактической меры подросткового агрессивного поведения. До просмотра видео порядка половины участников имела ясное представление о безопасных способах выражения своих отрицательных эмоций.
Уровень осведомленности подростка в выражении своей агрессии:
Высокий 86%
Средний 13%
Низкий 0%
Состояние школьников перед
(положительное 94%
негативно 6 % )
и после (положительное 94%
негативное 6% ) показа ролика
Влияние ролика на школьников после просмотра:
интересный, полезный 87 %
в целом можно посмотреть и применять 3 %
не интересный, бесполезный 10 %
По завершению просмотра ролика участников довольно четко и ясно смогли сформулировать по нескольку различных способов управления своей агрессией 86% участников отметили, что физическая активность, занятие спортом, глубокие вдохи-выдохи, общение с родными и друзьями, хорошо помогают справиться со злостью и гневом (привели пример из видео ролика «Цветоформ» и счет до 10).
После просмотра ролика участники написали краткое эссе - 3-5 предложений на тему: «Моя мини инструкция как справляться с агрессией» и «Моя мини-инструкция как справляться в жизни с тяжёлыми ситуациями».
К кому подросток обращается при возникновении трудной ситуации:
родители 67 %
друзья 10%
специальные организации, телефон доверия, психологу 23 %
Уровень понимания подростком нежелательных выходов из трудной жизненной ситуации:
Влияние ролика на школьников после просмотра:
Результаты анализа эссе также указывают на положительную динамику в данном вопросе:
- 87% отметили, что применяют разнообразные пути управления агрессией и в последующем будут использовать новые способы, увиденные в ролике.
- 3% решили поделиться новыми способами управления агрессией с друзьями.
- 10% стали относиться к агрессии как к естественно возникающему чувству и при этом осознали его негативные последствия;
Имеют представление, как справляться в жизни с тяжёлыми ситуациями к кому обратиться за помощью -100%.
Подростки получили заряд положительных эмоций и увидели, что есть много людей, которые справляются с агрессией;
Следует отметить, что ролик не оказывает влияния на эмоциональное состояние. Участники до показа видео пребывали в хорошем настроении и после ушли с этим же положительным настроем (94% участников на входе в спокойном и приподнятом состоянии и 94% на выходе в этом же состоянии).
Планируется работа по четвертому компоненту программы в январе проведение 3 (трех) занятий с подростками по осведомлённости «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних».
Вывод:
Результаты анализа: всего учащихся (8-10 классы)- 31.
Прошли анкетирование- 30 (1- обучается по программе ПМПК).
Учащиеся с высоким риском – 2 ( 6 %)
Учащиеся с риском – 2 ( 6 %)
Педагогом-психологом запланирована профилактическая и коррекционная рабата с учащимися данной категории.
И.о. директора школы:_________________Л.И. Лубенченко.
Педагог- психолог __________ З.Л. Рожанова.