Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция
Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция
Юношеский возраст связан с осознанием себя и проявляется во включении молодого человека в общество взрослых. Процесс осознания себя характеризуется таким важным компонентом, как самооценка. От уровня самооценки зависит уровень достижений человека, его самореализация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция»
Шавва Н. А.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЁ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.
Ситуация, возникшая в современном обществе, выдвигает целый ряд проблем. И одна из таких проблем – необходимость углубления знаний о психологических особенностях людей юношеского возраста как одного из основных переломных моментов в жизни человека. От того, насколько успешно юноша пройдёт этот этап, зависит его дальнейшая жизнь. Юношеский возраст связан с осознанием себя и проявляется во включении молодого человека в общество взрослых. Процесс осознания себя характеризуется таким важным компонентом, как самооценка. От уровня самооценки зависит уровень достижений человека, его самореализация.
Исследованием особенностей формирования самооценки занимались многие учёные (А.З. Зак, Т. Шибутани, Б.Г. Ананьев, М.И. Ковель, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.И. Чеснокова, Л.И. Корнеева, Э.И. Суверова, Л.В. Бороздина). Они в своих трудах указывали, что самооценка оказывает непосредственное влияние на познавательную деятельность человека. Также этими авторами были определены приёмы формирования адекватной самооценки путём активного воздействия на личность.
Самооценка в период юношества отличается неустойчивостью и представляет собой фрагментарную совокупность представлений о себе. На этом возрастном этапе происходит качественный перелом в развитии самосознания, что может способствовать формированию неадекватной самооценки. Возникновение неадекватной самооценки связано с множеством причин. Если понимать причины возникновения неадекватной самооценки, то можно найти продуктивные варианты её коррекции и направить развитие личности в нужное русло.
При проведении исследования особенностей психокоррекции неадекватной самооценки были использованы методики, направленные на диагностику основных факторов, влияющих на образование и дальнейшее формирование самооценки.
В соответствии с выделенными факторами, вызывающими возникновение неадекватной самооценки, была разработана коррекционная программа. В коррекционную программу входят такие методы групповой психокоррекционной работы, как психологический тренинг. Тренинги имеют различную направленность (на развитие коммуникативных качеств, снижение уровня тревожности, преодоление неуверенности в себе и т.д.) и способствуют повышению уровня самооценки людей юношеского возраста.
Использованная литература:
Р. С. Немов «Практическая психология», Москва, 2003 г.
А. Р. Гайнанова «Особенности становления я – концепции младших подростков» //Психология обучения №8 2008 с. 54 - 66.