kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности половой идентификации детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на родительском собрании 23.03.2017 (начальная школа):

 «Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям о половом воспитании хотим мы рассказать»

(Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью)

Просмотр содержимого документа
«Особенности половой идентификации детей с интеллектуальными нарушениями»

М.В. Чередниченко

Выступление на родительском собрании 23.03.2017 (начальная школа):

«Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям о половом воспитании хотим мы рассказать»

(Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью)





Проблема умственной отсталости занимает одно из главных мест, как в дефектологии, так и в детской психиатрии, что обусловлено относительной распространенностью этой аномалии развития. Условия современной жизни, научно-технический прогресс повышают требования к интеллекту человека, что увеличивает количество детей с интеллектуальной недостаточностью.

В настоящее время остро стоит проблема интеграции детей и подростков с умственной отсталостью в социум, поэтому необходимо исследовать особенности самосознания, понимания себя, половой принадлежности, половых ролей. Самосознание во многом определяет личностное развитие и особенности регуляции поведения в обществе.

Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекают в последнее время все больший круг психологов, но все, же исследований и литературы по данному вопросу недостаточно.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.

Вопрос дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связан с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье, готовит к общению с людьми другого пола, и это общение должно быть продуктивным.

Также на сегодняшний день не теряет своей актуальности и проблема воспитания детей в интернатах, где дети оторваны от общества, от общения с нормально развивающимися сверстниками.

Адекватному принятию половой роли на себя ребенком мешает феминизация, которая свойственна всем интернатам, где работают педагогами женщины.

Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по поло-ролевой социализации ребенка дошкольного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко.

Могут быть выбраны следующие методы полового воспитания (но они более продуктивны в работе с подростками):

1. Беседа с детьми о понимании своего пола;

2. Беседа с педагогом;

3. Проективный метод «Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем»;

4. Эксперимент Белопольской Н. Л. «половозрастная идентификация»;

5. Проективный метод «Нарисуй мужчину и женщину».

На основе имеющихся исследований, направленных на выявление особенностей половой идентификации у младших школьников и подростков с легкой степенью умственной отсталости, представлены следующие выводы:

· знание своего пола и возраста у младших школьников и подростков с легкой степенью умственной отсталости сформировано;



· отмечается недостаточность знаний о человеке противоположного пола, у большинства они размыты и поверхностны, возможно, это связанно с непониманием самого слова «противоположный»;



· знание о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном поле;



· большинство идентифицируют себя с образом школьника (цы), т. е. со своим социальным статусом;



· в качестве привлекательного образа у детей младшего школьного возраста выступает образ юной девушки у девочек, что свидетельствует о неудовлетворенности своей ролью и желанием быстрее вырасти; у мальчиков привлекательным образом выступал образ мужчины, что тоже свидетельствует о желании быстрее вырасти;

· в качестве привлекательного образа у подростков выступает образ «взрослый мужчина» и «юноша» у мальчиков и у девочек: «юной девушки» и «взрослой женщины»;

· в качестве непривлекательного образа у младших школьников и подростков выступает образ старости, который указывает на то, что выбор детьми этого образа связан с эмоциональным неприятием;



· у некоторых младших школьников имеются представления о том, что такое семья. Но при раскрытии роли матери и отца, дети указывают на хозяйственно-бытовую, социально-экономическую функции родителей в семье;



· у большинства подростков с умственной отсталостью имеются представления о том, что такое семья;



· у детей с умственной отсталостью отмечаются затруднения в понимании и объяснении, кто такая мама и папа, возможно, они понимают, но не могут это выразить словесно, в силу своего интеллектуального дефекта;



· у большинства младших школьников и подростков лучше усвоены женские роли, это связано с тем, что в основном учебный персонал составляют женщины, идет процесс феминизации, поэтому им эта роль более близка и понятна. Особенно это проявилось в беседе;



· больше чем у половины младших школьников и старшеклассников с умственной отсталостью понимание и представление об образе «Я – в будущем» скудно в связи со снижением уровня развития воображения;



· у многих исследуемых с интеллектуальной недостаточностью отмечается несоответствие изображения возрастным характеристикам, имеющимся во времени в рисовании образов «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я – в будущем»;

· большинство детей младшего школьного возраста и подростки с легкой степенью умственной отсталости более подробно изображают образ «Я – в настоящем», отмечается меньшая схематичность в рисовании, образ более декорирован, детальней прорисован;

· в рисунках младших школьников имеются особенности, характерные для изобразительной деятельности умственно отсталых детей;

- изображение рисунка примитивно, схематично, шаблонно, также отмечается наличие рисунка – «головонога»;

- отсутствие некоторых частей фигуры человека;

- смещение изображаемого от центра рисунка

- практически не прорисовывают элементы половой идентификации таких как: особенности тела по мужскому и женскому типу строения, наличие вторичных половых признаков, оформление, декорирование;

· в изображениях подростков с интеллектуальной недостаточностью редко прослеживается наличие половых признаков в основном это особенности одежды и прически;

· в рисунках младших школьников и подростков с умственной отсталостью наблюдается непоследовательность в рисовании образов «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я - в будущем».

Половая идентификация умственно отсталых детей наиболее интенсивно формируется в подростковом возрасте. (Это находит подтверждение в ряде научных исследований).

Исследователи указывают, что имеет место значительное отставание в развитии детей с умственной отсталостью от детей с нормальным темпом развития. Тем самым, большое значение, приобретает более ранняя коррекционно-развивающая работа по половому воспитанию.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект.

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, то есть на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет.

Занятия проводятся небольшими группами (по 8 человек, а лучше по 3), по 20 минут. Обязательно учитывается небольшая разница в возрасте. Начало любого обучения предполагает выясне­ние того, что дети уже умеют, знают.

Задачей обучения является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. Занятия должны быть конк­ретными с использованием простых, доступных для понимания примеров, обязательны повторения. Таким образом, тематическое занятие может повторяться 1-3 месяца, варьироваться. На этом этапе изучают:

1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаги, прикрепленном к доске, на стене, на земле и т.д.)

2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги, прикреплять к фигуркам — что кому носить).

4. Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

5. Гигиенические навыки.

Интересен опыт индийских педагогов, предлагающих девуш­кам-подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в про­цессе учебно-воспитательной работы.

1. Установление различий между маленькими мальчиками и де­вочками.

2. Установление различий между девочкой и девушкой.

3. Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии в центре проживания и обучения глубоко умствен­но отсталых детей и подростков в Штеттене разработана програм­ма, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых. Тема программы: «Познай собственное, 'тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья».

Важнейшими аспектами программы являются:

— изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирование;

— анатомически и функционально обусловленные различия, полов.

(Как я замечаю, что мне нравится. Как я защищаю себя от того, чего не хочу

Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.)

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возможностей умственно отсталых. На пиктограммы вынесены основные условия занятий: слушать друг друга, задавать вопро­сы, можно смеяться (высмеивать запрещено), разрешено не при­нимать участие в работе, разбалтывать.

Доступно, интересно стро­ится система занятий по половому воспитанию в Финляндии (центр Паймио) для умственно отсталых, окончивших школьное обучение юношей и девушек.

Программу занятий на неделю под­ростки планируют под руководством педагога в понедельник. Один из дней недели, например, вторник, посвящен темам, касающимся вопросов пола (отношения между юношами и девушками). Много иллюстративного материала, касающегося любой темы за­нятий. Например, «Гигиена девушки», «Отношения молодых» и др. Книги есть у каждого, в них много заданий «Нарисуй», «Закрась». Все иллюстрации выполнены в черно-белом варианте, крупные, без лишних отвлекающих деталей. Надписи простые, крупными буквами. Такие занятия информативны, доступны для умственно отсталых школьников.

Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых подростков может включать примерную тематику на 1 этапе:

1. Идентификация себя: «Какого я пола» (по внешним призна­кам, изображение фигуры, прически, одежды).

2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похо­жи, чем отличаемся».

3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для маль­чиков и девочек),

4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообраз­но использовать набор кукол разного пола и возраста.

5. Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрос­лыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка.

Занятия реко­мендуется проводить один раз в неделю по 20-30 минут с повтором темы.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей дол­жна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье.

Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без допол­нительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и раз­ных видов прикладной деятельности для возможно более полного усвоения.

Должны учиты­ваться индивидуальные особенности развития личности, возмож­ности успешной адаптации и усвоения, сложных как по фор­ме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.




С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.

Вопрос дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связан с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает:

- перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни,

- готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье,

- готовит к общению с людьми другого пола,

- ведет к формированию черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола.

Цель полового воспитания - сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

Задачи полового воспитания.

1. Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).

2. Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.

3. Подготовка к будущей семейной жизни - к роли отца и матери.

4. Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).

5. Удовлетворение познавательных интересов детей.

Принципы полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и мед.работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста учащихся;

- принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверной информации, которую получают дети (этот и след. принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в кот. живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им)

Своеобразие полового воспитания учащихся с нарушением интеллекта

Изучение психосексуального развития учащихся с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каган, О. Шпек (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.



В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка. Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.



Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически.

Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых.

Было обнаружено, что у умственно отсталых детей задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли. Многие исследователи обращают внимание на то, что дети данной категории имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.

Также отмечается, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению.

Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий.

Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии.

Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области. В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами.

Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру.

Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения.

Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.

Семья или обслуживающий персонал детского образовательного учреждения прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса у детей и подростков с умственной отсталостью, особенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что психическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, а физически он или она - старше.

По мере взросления человека, даже умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств.

Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами.

При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков.

Половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений.

Желательно привлекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.

По данным западных ученых примерно 10% умственно отсталых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе.

В основном, умственно отсталые имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи, ласки).

Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание учащихся с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.

Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.



Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью

Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: классные часы, беседы, тренинги.

Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на след.направления:

- работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;

- работа по формированию полоролевого поведения;

- работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

- работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление учащихся:

- с качествами мужественности и женственности,

- проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности,

- ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения,

- выработку отношения уч-ся к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания уч-ся определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.



Формы реализации полового воспитания:

1. Беседы - проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.

2. Лектории («гигиена пола») - проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.

3. Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.

4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.

5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).

6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, т.е. на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет. Начало любого обучения предполагает выяснение того, что дети уже умеют, знают. Их задачей является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. На этом этапе изучают:

  1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаге, прикрепленным к доске, на земле, на стене и т.д.)

  2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

  3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги, прикреплять к фигуркам - что кому носить)

  4. Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

  5. Гигиенические навыки.

Индийские педагоги предлагают девушкам - подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в процессе учебно-воспитательной работы.

1.Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.

2.Установление различий между девочкой и девушкой.

3.Установление различий между девушкой и женщиной.



В Германии разработана программа, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых.. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья»

Важнейшими аспектами программы являются:

  1. Изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирования.

  2. Анатомически и функционально обусловленные различия полов.

  3. Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возможностей умственно отсталых.Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых учащихся может включать примерную тематику на первом этапе:

  1. Идентификация себя: «Какого я пола?» (по внешним признакам, изображение фигуры, прически, одежды).

  2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем отличаемся?».

  3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для мальчиков и девочек).

  4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообразно использовать набор кукол разного пола и возраста.



Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрослыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 20-30 минут, с повтором темы.

Проблемы полового воспитания умственно отсталых детей должны решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье.

Начинать его нужно в возрасте 8-10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без дополнительных подробностей форме, с многократными повтореньями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.) для возможно более полного усвоения.

Должны учитываться индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по форме, так и по содержании норм полового поведения взрослых.

!!! Обязательное условие эффективности полового воспитания - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Таким образом, проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.



ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1. Личностное развитие «Что означают наши имена?». Рисование «Моё имя», «Я-мальчик. Я-девочка». Привитие навыков общения, доброжелательности, коммуникативности.

2. Охрана здоровья «Что такое здоровье». «Уход за телом», Болезни, почему они бывают?». Формирование основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни

3. Основы гражданского и патриотического воспитания «Мои права и обязанности в группе, семье», «Что я могу сделать хорошего для моей семьи». Проступок, преступление, ответственность. Диагностика уровня воспитанности. Приобщение к истокам народных традиций. Развитие элементарных полоролевых представлений. «Мой дом-моя семья»

4. Трудовое воспитание Моя одежда. Как сделать ее красивой? «Дружба с веником и тряпкой», как я могу сам себя уговорить. Уборка классной комнаты (распределение ролей и составление плана работ каждым ребенком). Воспитание навыков поведения, самообслуживания, труда.

5. Основы социализации и общения. Когда «можно» и «нельзя» (ситуации поведения в школе). «Диалог – что это?» «Я умею управлять собой» (ситуация преодоления желаний). Освоение навыков правильного поведения, о чертах характера, общение в коллективной деятельности. Развитие навыков коммуникативного поведения в общественных местах.

6. Творческое воображение.

Лепка «Человек и ребенок».

Дидактическая игра «Оденем куклу».

Игра «Мы в гостях».

Живое слово: эмоции, интонации в речи.

Рисование, лепка.

Разные настроения.

Беседа по искусству.

Рисование: «Каким ты видишь сильного человека».

Развитие механизмов творческого мышления.



На основе программы можно предложить вашему вниманию «Методические рекомендации или Памятку по половому воспитанию детей младшего школьного возраста с умственной отсталость».

Памятка для педагогов и родителей

ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

  1. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам.

Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

2. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами – ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

3. Не бойтесь сказать ребенку о сексе «слишком много».

Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.

4. Если ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значения, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь».

Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.

5. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка» или «пиписька».

6. Даже детям младшего школьного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия.

Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым.

Вот пример беседы на эту тему с ребенком: «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезать руками в брюки), ты должен(на) ответить «нет» и тотчас прибежать и обо всем рассказать взрослым» (Sanford,1982).

7. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.

Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

8. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция.

Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.

9. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.

10. Постарайтесь чтобы ребенок не испытывал смущение, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: «Ты еще слишком мал, чтобы понять это». Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.

11. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к вашему школьному врачу; он поможет найти нужные сведения.

12. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок.

Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

13. Беседа с ребенком о СПИДе. Многих взрослых пугает разговор о СПИДе, так как они не знают, что следует говорить ребенку и как построить беседу с учетом его возраста. Ниже приводятся советы, подчеркнутые из брошюры, опубликованные специальной комиссией по половому воспитанию – одним из наиболее авторитетных учреждений страны по данной проблеме.



Беседа с детьми 9-12 лет

В организме детей этого возраста уже происходят изменения, присущие пубертатному периоду.

Подростков чрезвычайно интересует собственное тело, внешний вид, что следует считать нормой.

Для некоторых из них – это время начала менструаций, первых сексуальных контактов и употребления наркотиков. В этом возрасте ребёнок начинает ощущать сильное давление социальных факторов. Поэтому не откладывайте беседу о СПИДе.

Необходимо сделать все возможное, чтобы ребёнок знал, как уберечься от СПИДа. В период полового созревания дети проявляют повышенный интерес ко всему, что связано с сексуальной жизнью человека и им необходимо предоставить полную и точную информацию:

- они должны знать, что такое половое сношение, гомосексуализм, оральный и анальный секс;

- им следует объяснить, что результатом сексуального контакта может быть беременность или заражение ВИЧ;

- необходимо объяснить также, почему половое сношение между детьми может повредить здоровью и что лучше отложить начало половой жизни на более позднее время;

- дети должны также знать, как передается ВИЧ, в каких случаях передача невозможна, и как вообще избежать инфицирования (включая использование презервативов).

На первый взгляд, кажется, что объяснить всё это ребенку – очень трудная задача, однако выполнить её – родительский и педагогический долг, а полученные знания помогут в дальнейшей жизни.

Ребенку необходимо внушить уверенность в том, что именно от вас он может получить ответ на любой интересующий его вопрос о половом воспитании, СПИДе или сексе.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Особенности половой идентификации детей с интеллектуальными нарушениями

Автор: Чередниченко Марина Викторовна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464827

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства