Просмотр содержимого документа
«Особенности характера акцентуированных подростков. Рекомендации работы с ними.»
Особенности характера акцентуированных подростков. Рекомендации работы с ними.
Характер – своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичные для него индивидуальные способы поведения в определенных жизненных условиях и ситуациях.
Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Демонстративный тип.
Описание:
Главные черты этого типа: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищений удивления, почитания, сочувствия. Hа худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.
Считается, что сущность демонстративного типа заключается в аномальной способности к вытеснению, в избирательном отборе информации и впечатлений о себе и о мире. Все, что приятно, что направлено на приукрашивание своей особы, демонстративный тип тщательно сохраняет и гипертрофирует; все, что имеет нейтральное, а тем более противоположное значение, вытесняется из памяти и сознания. Поэтому и внушаемость, которую нередко выдвигают на передний план как характерную черту данного типа, отличается избирательностью - от нее ничего не остается, если обстановка внушения и самовнушение не «льют воду на мельницу» эгоцентризма.
Неизменно стремление добиваться для себя всевозможных льгот и послаблений за счет других (семьи, одноклассников, коллег и т.д.). Попытки его реализации идут по двум направлениям: во-первых, предпринимаются шаги с целью вызвать по отношению к своей персоне как можно больше симпатии, уважения, восхищения и т.д.; во-вторых, если не срабатывает первый способ, со стороны окружающих стимулируются чувства сострадания и сочувствия.
На случай неудачи резервируется еще и третий путь - эпатаж, паясничание, нарушения дисциплины, короче - привлечение к себе внимания через негатив.
Отношение к учебе:
Отношение к учебе у демонстративных подростков зависит от того, насколько учебная деятельность способствует удовлетворению ведущей установки демонстративных (добиться эффекта признания, «блеснуть», тем или иным образом). Так, при развитом интеллекте, успеваемость у таких подростков чаще всего хорошая, но избирательная: лучше по тем предметам, которые преподают учителя, сумевшие установить хорошие отношения с подростком (уделяющие ему особое внимание), и наоборот, масса проблем вплоть до полной неуспеваемости по предметам, с преподавателями которых у демонстративного подростка не сложились желаемые для него отношения (при этом свои учебные неудачи он объясняет практически всегда внешними обстоятельствами).
Если в учебе демонстративному подростку по тем или иным причинам не удается выделиться, то он выбирает иной способ привлечения внимания к себе: бравада, паясничание, отклонения в поведении. Успеваемость в таких случаях падает, наступает полное безразличие к учебе.
Рекомендации:
Очень часто демонстративные подростки досаждают учителям на уроках своей болтливостью, постоянными отвлечениями, шутками и т.д. В этой ситуации хорошо себя зарекомендовал следующий прием:
Вначале педагог идет навстречу потребности демонстративного подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда,
На втором этапе, когда закрепились положительные результат первого этапа, учитель обращает внимание на демонстративного подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении.
Наконец, на третьем этапе, когда положительные тенденции в поведении демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, - обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно, в результате постоянного подкрепления недемонстративного поведения и торможения проявлений демонстративного поведения, последнее угасает, подросток изживает свою акцентуацию.
Другим методом модификации поведения демонстративного подростка являются систематические индивидуальные беседы с ним, формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально ценная, полезная для других деятельность. Педагог должен организовать такую деятельность и включить в нее подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, драматический кружок, выставки, конкурсы и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действительно «блеснуть», используя свои, часто незаурядные задатки к актерскому исполнительству и литературному творчеству.
Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом. Альтернатива этому гораздо более привлекательна - всеми любимый актер или просто умница-рассказчик, душа компании.
Застревающий тип.
Описание:
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность).
Отношение к учебе:
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.
Рекомендации:
Необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно задев такого человека, можно надолго потерять с ним личностный контакт. Застревание на обиде может сказаться на отношении к предмету, на успеваемости такого ученика.
Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Задача учителя – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Педантичный тип.
Описание:
Главными чертами являются высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу и постоянным сомнениям, тенденция к образованию ритуальных действий. В детстве робкие, пугливые, склонные к рассуждательству. В подростковом возрасте у них проявляется нерешительность, тревожная мнительность. Принять решение или сделать выбор – это для них самая трудная задача, причем даже после принятия решения вновь следуют долгие сомнения и раздумывания о правильности сделанного выбора. Люди этого типа – прирожденные пессимисты, опасающиеся будущего и ожидающие неудач. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Сильные стороны:дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность. Слабые стороны: чувствительность к различного рода испытаниям, нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей и опасений.
Отношение к учебе:
Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулёзен, добросовестен, склонен жёстко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, формализму.
Рекомендации:
Часто допускаемая педагогическая ошибка в отношении подростков педантического типа - поручение им дел, требующих общения и инициативы. Тенденция давать такие поручения провоцируется тем обстоятельством, что эти подростки обычно воспринимаются как очень послушные и исполнительные ученики. Поэтому педагог в принципе должен избегать делегировать ответственность аккуратному педантичному подростку, поскольку это может вызвать у него нервно-психический срыв, усиление субдепрессивной симптоматики. Хотя в условиях спокойной, размеренной работы, четко регламентированной, не требующей инициативы и многочисленных контактов, такой подросток чувствует себя, как правило, хорошо.
Для сглаживания акцентуированных черт данного типа педагогам и родителям можно порекомендовать, прежде всего, постоянно при доращиваться оптимистического стиля общения с подростком, избегать методов наказания и запугивания, шире практиковать поощрение и поддержку проявлений активности и самостоятельности. Особенно желательны частые проявления доброжелательности со стороны близких и учителей. При возникновении же тех или иных недоразумений (дисциплинарных, учебных и т.д.) с педантическими подростками, необходимо сразу же их разрешать, разрешать конструктивно, с положительными перспективами.
Необходимо как можно раньше приучать к ответственности за себя, воспитание умения не боятся своих поступков, ошибок и убеждения в том, что в переменах, как и в самой жизни нет ничего страшного.
1) преодоление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности; 2) необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно усложняют его жизнь; 3) необходимо формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой; 4) учителя должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;
5) во время беседы следует поощрять решительные высказывания подростка, его готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними; 6) проявление доброты, забота, поддержка; 7) поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности, ласковый упрек, обходное движение - главное в тактике общения учителя с учащимся данного типа.
Возбудимый тип.
Описание:
Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в отдельных случаях аномалии влечений. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику.
Аффективные разряды могут быть следствием дисфории - подростки в этих состояниях сами могут искать повод для скандала. Но аффект может быть вызван и теми конфликтами, которые легко возникают у возбудимых подростков вследствие их властности, стремлению к подавлению сверстников, неуступчивости, жестокости и себялюбия.
Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. При беспрепятственном развитии аффекта бросается в глаза безудержная ярость - угрозы, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть превосходящую силу, В аффекте очень ярко проявляется вегетативный компонент: побледнение или покраснение лица, выступает пот, напрягаются и дрожат мышцы лица, усиливается слюноотделение и т.д.
Отношение к учебе:
Как правило, к подростковому возрасту у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности, что тем не менее часто сочетается с довольно высокими «претензиями» к своим оценкам. Вообще, ко всему «своему» они чаще всего относятся с педантичной аккуратностью (в том числе и к своему здоровью, что удерживает их от употребления «вредных» токсических и дурманящих веществ, хотя к алкоголю они прибегают довольно часто, «для поднятия настроения»).
Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные оценки» самыми разными способами; от заискивания перед учителем до яростных, тяжелых конфликтов с ним.
Рекомендации:
В этих условиях педагогу необходимо, с одной стороны, постараться дать возможность возбудимому подростку действительно «заработать» хорошую оценку (умело реализуя принцип дифференциации в обучении), а с другой стороны, доброжелательно и доказательно аргументировать выставление подростку той или иной оценки.
Очень важно также вообще не провоцировать конфликты, учитывая, в частности легкую эмоциональную заражаемость возбудимых подростков - ни в школе, ни дома они не в состоянии сохранить безразличие или проявить выдержку, причем не только в конфликтной, но и в предконфликтной ситуации. На уроке спровоцировать аффективную вспышку у возбудимого подростка может, например, раздражительная, несдержанная манера поведения учителя, грубость его речи (причем совсем не обязательно, чтобы это было адресовано именно возбудимому подростку). Тем более опасно, если происходит грубое ущемление его интересов и личного достоинства.
Однако, сохраняя подчеркнуто доброжелательный (но ни в коем случае не заискивающий) тон в общении с возбудимым подростком, необходимо вести постоянное наблюдение за его поведением на уроках, переменах и во внеурочной деятельности. В этом случае задачей педагога является защита от тирании возбудимого подростка (стремящегося к власти в коллективе путем прямого подавления одноклассников), своевременное предупреждение и погашение деспотизма возбудимых.
Гипертимный тип.
Описание:
С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Сильные стороны: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов. Слабые стороны: поверхностность, легкое отношение к морали и законам, необязательность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла). Конфликтные ситуации: - Строгая регламентация, жесткое подчинение дисциплинарным требованиям; - Многочисленные наставления, нравоучения; «проработка» на собраниях - Ограничение двигательной активности, вынужденное безделье; - Резкое ограничение общения, одиночество. - Однообразная обстановка, монотонный труд, требующий тщательной кропотливой работы.
Отношение к учебе:
Гипертимы часто бывают "неудобными" на уроках, не насыщенных разнообразной, доступной для них деятельностью. Как правило, чем ниже у гипертимного подростка общая мотивация к учебной деятельности, тем трудней ему "выдержать" урок без отклонений в поведении. Могут быть активными помощниками учителя на уроке. Весьма отзывчивы на доброжелательное, уважительное отношение со стороны педагога.
Рекомендации: 1) на уроках необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства; 2) обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других; 3) можно использовать в качестве активного помощника учителей; 4) поручения в группе: физорг, культорганизатор, организатор других творческих дел; 5) учитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны преподавателя; 6) необходимо создание условий для проявления инициативы; 7) нужна четкая аргументация границ поведения;
8) особо важна, подчеркнуто уважительная форма общения с ним, рекомендуется избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности; 9) допустима лишь четкая, спокойная аргументированная оценка результатов деятельности подростка; 10) необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений; 11) поддержание работоспособности на уроке возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий; 12) так как эта категория подростков неусидчива и энергична, беседу лучше вести в живом и быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу самому подростку.
Дистимический тип.
Описание:
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, распологают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
Это полная противоположность гипертиму. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всём: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий, людей. Эти люди по натуре серьёзны. Активность им не свойственна.
Отношение к учебе:
глубокий интерес, обширные знания в определенной области (науке).
Рекомендации:
Они нуждаются в поддержке. С этим типом подростков очень трудно установить контакты. К ним нужен очень осторожный и тактичный подход. Даже в беседе наедине нужно прибегать вначале к проблемам аналогичным «анонимному обсуждению» и «зеркалу». Признаком преодоления психологического барьера, перехода к личному не формальному общению служит момент, когда подросток начинает говорить сам, по своей инициативе, иногда на тему неожиданную и далёкую от обсуждения. Останавливать его не следует, поскольку чем дальше, тем раскрытие может стать всё больше. С какого-то момента лучше постепенно направлять беседу в нужное русло. В случае осложнений для поддержания общения лучше круто перейти к новой теме. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать глубокий интерес, обширные знания этого типа. В какой-либо науке или в виде деятельности создавать ситуации, при которых он мог бы показать свои глубокие знания и умения и через это улучшить его межличностные отношения в коллективе. Для развития общения необходимо включать подростков этого типа в спортивные секции, кружки, особенно в игровые виды спорта и так же хорошо организованные коллективы, что помимо всего будет способствовать и развитию общительности.
Тревожный тип.
Описание:
Главная особенность – повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу, судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.
Высокая работоспособность, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах перед этими обстоятельствами и при контактах с людьми. Сильные стороны: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны. Слабые стороны: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.
Отношение к учебе:
Учатся обычно старательно, но очень страшатся всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко боятся отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают меньше того, что знают, дабы не прослыть среди сверстников выскочкой или чрезмерно прилежным учеником.
Занимается, не поднимая головы, долгое время сверяет полученный результат по словарю. Аккуратно, точно, в срок выполняет работу, если дано конкретное задание.
Для этого типа благоприятно – когда всё регламентировано, всё известно и расписано. Не требуется принимать решения и нести ответственность за свои действия, тем более за других.
Рекомендации:
Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя и дать отпор обидчикам. Учителю с такими детьми надо обращаться не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы и вселять уверенность в успех. Возможна организация ситуаций, в которых подросток почувствует, что он «нужен другим», например, дача общественных поручений. Исключать ситуации, где подростки могут стать объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям.
Не предъявлять повышенных требований к чувствительности. Для этого типа благоприятно – когда всё регламентировано, всё известно и расписано. Не требуется принимать решения и нести ответственность за свои действия, тем более за других. Использовать склонность к интеллектуально-эстетическим видам деятельности, глубокому изучению наук, в спорте – «ножные виды» (бег, велосипед, футбол и т. д.). Отвлекать от «мудрствования». Сами они понимают, но избавиться, не могут. Нужно предоставлять им большую самостоятельность. Учителю с такими детьми надо обращаться не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы и вселять уверенность в успех.
Экзальтированный тип.
Описание:
Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Отмечаются редкие перепады настроения, причём они могут быть вызваны совершенно пустяковыми причинами: случайно обронённым кем-то словом, мимолётным взглядом, незначительным происшествием на уроке, на улице.
Отношение к учебе:
Они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении. Все успехи на уроке должны быть замечены, иногда лучше даже «завышенная» оценка для поддержки уверенности.
Рекомендации:
Этот тип требует доброжелательного отношения, эмоционального сопереживания. Предмет особой заботы – организация межличностных отношений ребёнка в группе и семье, так как ребёнок требует постоянной поддержки, все успехи должны быть замечены, иногда лучше даже «завышенная» оценка для поддержки уверенности. Желательно для них иметь близкого друга, который может сопереживать. Именно в семье должна быть эмоциональная поддержка, взаимопонимание. Самая тяжёлая психологическая травма – эмоциональное отвержение со стороны эмоционально-значимых лиц – родных, друзей, близких, сверстников.
Эмотивный тип.
Описание:
Этот тип родственен экзальтированному, но проявление его не столь бурно. Для эмотивного типа характерна повышенная чувствительность, впечатлительность, эмоциональность, тревожность. Наиболее сильно выраженная их черта – доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, добросовестность, самокритичность. Стремление преодолеть свои слабые стороны. Этому типу характерны мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, самоуничтожению, характерно так же повышенная обидчивость, конфликтны на этой почве. Не переносят насмешек, недоброжелательное внимание, публичное обвинение. Охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них симпатию. Им свойственна исполнительность, обиды носят в себе. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Отношение к учебе:
Они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении. Все успехи на уроке должны быть замечены, иногда лучше даже «завышенная» оценка для поддержки уверенности.
Рекомендации:
Цель помощи постепенное повышение самооценки. Важно создать ситуацию самоутверждения в сферах деятельности, где они могут проявлять себя наиболее полно и естественно, но так же помочь утверждаться в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. При общении противопоказаны чрезмерная опека и мелочность. Не допускать ситуаций недоброжелательного воздействия (насмешек, подозрений, несправедливых публичных обвинений). Это приводит к дальнейшему снижению самооценки и т. д. Создать условия для самоутверждения в интеллектуальном и эстетическом виде деятельности (музыке, рисовании, домашними цветами, певчими птицами и т. д.). Здесь удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс. Чрезвычайно желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога, что ведёт к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений. Недопустима в отношениях с такими детьми фальшь, и тем более безразличие и чёрствость.
Циклотимный тип.
Описание:
Данный тип поведения чаще всего наблюдается в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодическое (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения и жизненного тонуса. В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. Начинает тяготиться шумным обществом, хотя в конфликты вступает редко. Забрасываются прежние увлечения, теряется интерес к приключениям, поиску. Прежде бойкие подростки становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, возможны проявления бессонницы, а днем, наоборот, - сонливость. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры подростки-циклоиды могут ответить раздражением, даже грубостью и гневом, но при этом в глубине души еще больше впадают в уныние.
Весьма уязвимы подростки-циклоиды к коренной ломке жизненного стереотипа (смена места жительства и учебы, потеря друзей и близких). Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству.
Отношение к учебе:
В период спада настроения характерны замедленность реакций и мышления, снижается работоспособность, теряется интерес. На замечания и укоры подростки-циклоиды могут ответить раздражением, даже грубостью и гневом, но при этом в глубине души еще больше впадают в уныние.
Рекомендации:
При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы в которой находится подросток. При подъёме – как с гипертимными; при спаде – ровное, тёплое отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что скоро наступит подъём настроения, может облегчить состояние.
Оптимальная позиция близких и педагогов по отношению к подростку, находящемуся в субдепрессивной фазе - ненавязчивая забота и внимание (при этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя такое плохое настроение?»). Вообще необходимо по возможности уменьшить в этот период различные требования к подростку. Для него очень важна в такой момент возможность теплого контакта со значимым для него человеком: родителями, другом, любимым человеком.